Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Пятница 29 Март 2024 02:45:05 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Модуляция. Как ее делать?
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 11:30:21 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM
Сообщения: 3292
Откуда: Москва
Модуляция - переход в другую тональность в процессе исполнения одного музыкального произведения.
Вот, скажем, задумал я в своей песне модуляцию вверх. А есть ли правила, регламентирующие на сколько тонов или ступеней делать переход?
И какие промежуточные аккорды брать, чтобы переход был плавным - не резал ухо?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 12:16:49 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 07 Ноябрь 2005 04:50:21 PM
Сообщения: 1538
Откуда: Москва
Модуляция - одно из средств музыкальной выразительности, я никогда не слышал ни о каких законах, регламентирующих применение этого приема. Тут, скорее, надо руководствоваться своим эстетическим чувством.

_________________
Раз словечко, два словечко... Будет песенка?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 12:56:11 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Самы простой вариант - повышение на полтона или на тон. ТОгда обычно человек оканчивает играть куплет и берет доминант септ-аккорд к тонике новой тональности. Например, доирал песню в Am, взял F#7 и перешел радостно в Hm, но это уже штамп. А вот тот же Клячкин менял тональности куда более свободно и вне всяких канонов и правил, руководствуясь тем самым (см. предыдущий пост).

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 01:01:47 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM
Сообщения: 3292
Откуда: Москва
Миша, а что такое "доминант септ-аккорд к тонике новой тональности"?
то есть что такое септ-аккорд я знаю, а что такое доминант септ-аккорд да еще к тонике - еще нет:)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 02:49:09 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Разговор о теори музыки не так краток. Костромин об этом расскажет на занятиях. Но "на пальцах". E7 к Am - доминант-септаккорд. H7 - к Em и т.п.

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 03:33:07 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM
Сообщения: 3292
Откуда: Москва
таким образом, F7 к Hm?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 03:50:03 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 06 Март 2006 02:54:40 PM
Сообщения: 147
Откуда: г.Полевской, Свердловской обл.
Да, верно. Только F#7, а не просто F7, который к Bm (си-бемоль-минор).
Вы, уж если тонику на тон повысили (с Am до Hm), то извольте и доминанту тоже на тон повышать (E7->F#7) :)

_________________
Всё сказал.
Дмитрий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 03:58:07 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Спасибо, Дим. Очепятался!

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 09:03:50 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 06 Март 2006 02:54:40 PM
Сообщения: 147
Откуда: г.Полевской, Свердловской обл.
Миша, у тебя как-раз всё верно было :)

_________________
Всё сказал.
Дмитрий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 11:17:14 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 17 Ноябрь 2005 12:48:52 PM
Сообщения: 196
Откуда: Москва
Михаил Гантман писал(а):
А вот тот же Клячкин менял тональности куда более свободно и вне всяких канонов и правил, руководствуясь тем самым (см. предыдущий пост).

Раз никаких правил не существует (см. тот же пост :)), то и ограничивать никого они не могут :).

А по делу -- в качестве примера я бы порекомендовал посмотреть на "Комментарий к Честняге" Клячкина ("И вновь увидеть золото аллей..."). Там практически каждая строка идет в новой тональности, причем все эти модуляции делаются по классической схеме "новая доминанта --> новая тоника". Но модуляции эти делаются в сильно неродственные тональности, что создает яркую краску.

Пример модуляции по ходу мелодии внутри куплета -- переход из ля минора в ми минор в середине "Элегии" Клячкина - Городницкого ("Сентябрь сколачивает стаи...").

Эти две песенки -- примеры того, как модуляции используются не просто для варьирования звучания куплетов, а потому, что тональность меняется в самой мелодии.

_________________
BR
Viktor N. Kuznetsov


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Ноябрь 2006 11:20:19 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 17 Ноябрь 2005 12:48:52 PM
Сообщения: 196
Откуда: Москва
И еще совсем простой пример: цепочка модуляций в бережковской "Я потомок хама Мамая :)". Хорошо демонстрирует обычное применение сабжа.

_________________
BR
Viktor N. Kuznetsov


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 08 Ноябрь 2006 07:33:02 AM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
А еще можно послушать "Романс Коломбины" Клячкина на стихи Иосифа Бродского. Так там вообще Клячкин меняет тональность без всякиъ аккордов. Играл себе в Gm вступление и первую строку, а потом раз - и в Bm. Тоже не сильно родственные тональности.
Вот так, Паш. Разбирайся!

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 08 Ноябрь 2006 08:58:23 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 06 Март 2006 02:54:40 PM
Сообщения: 147
Откуда: г.Полевской, Свердловской обл.
Тоже пример модуляции без промежуточных аккордов - песня В.С.Высоцкого "Расстрел горного эха". Модуляция заложена в мелодию куплета. На 4 куплета, соответственно - 4 модуляции. Ссылка на мой вариант исполнения есть в форуме, в разделе "Исполнение". Авторский вариант, надеюсь, сами сможете найти :)

_________________
Всё сказал.
Дмитрий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005