Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Четверг 25 Апрель 2024 12:50:48 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Воскресенье 09 Июнь 2013 08:35:19 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
В развитие темы авторского права (см. viewtopic.php?f=16&t=4358 ) я (Мария Суханова (Житомирская)) предложила провести заседание, посвященное пиратским песням, так как вижу прямую связь между любовью к песням о морских разбойниках и нежеланием уважать законодательство об авторских и смежных правах. Предварительно приглашаю всех, кого интересует такая постановка вопроса, дата станет известна в самое ближайшее время.

Название темы: Флибустьеры и авантюристы (пиратство у нас в крови)

Я планирую рассмотреть песни на пиратскую тему -- преимущественно (но не исключительно) 1960-70-х годов, когда эта тема была особенно популярна. Поскольку песни в основном общеизвестны, я хотела бы провести заседание на в формате доклад, потом дискуссия", а как семинар-круг, чтобы песни звучали, насколько это получится, не в записи, а в исполнении присутствующих и обсуждались сразу же по ходу дела. (Некоторые вещи -- скажем, "Бригантина" -- должны прозвучать в записи, но таких исключений достаточно мало). Далее следуют примерные вопросы для
обсуждения с примерными же списками соответствующих песен. У кого есть
дополнительные/альтернативные идеи -- пишите комментарии прямо сюда или мне на masu@inbox.ru.

1. "Люди Флинта песенку поют". Предыстория.
"Пират, забудь про небеса" (?), "Бригантина" (Коган -- Лепский).

2. "Тот скажет не 'я', а 'мы'". Какой он -- песенный пират? Я бы сказала, что основное его качество -- свобода, доведенная до некоего абсолюта. Пират из песен принципиально живет сегодняшним днем, это делает его свободным от страха и от власти денег (добыча немедленно пропивается). Он ни у кого не ищет защиты, полагается только на себя, друзей и удачу/попутный ветер. Не признает над собой никакой власти и, как следствие, начисто лишен патриотизма, но при этом высоко ценит пиратское братство.
"Мы видели Тенериф..." (?), "Святая дева" (?), "Мой фрегат" (Шабуцкий), "По бушующим морям..." (Ким).
Пираты у Высоцкого не вполне соответствуют только что нарисованному образу -- Высоцкий вообще во всем стоит особняком. Но "Ловите ветер всеми парусами"
для полноты картины необходима.
Если будут оставаться время/желание, "Пристроились в кильватер..." (Фролов), "До хруста в пальцах..." (Авилов) и т.д.

3. "Дрожите, лиссабонские купцы...". Пират отстаивает свои ценности с оружием в руках и нападает первым. Ему нечего терять, и сам он абсолютно бесстрашен, зато страшен для тех, кому "слава Богу, есть чего терять" и перестает быть собой, оставшись без оружия.
"Пират, забудь о стороне родной..." (Городницкий), "Роберт Смит" (Ким), "Мы с тобой давно уже не те..." (Аделунг).

4. "Пионер корабль ведет...". Как все это соотносилось с официальной советской идеологией? Ответ не так прост, как могло бы показаться, поскольку сама эта идеология была двойственной (привет Оруэллу). "Революционная романтика" с идеями свободы и бесстрашия скорее приветствовалась -- стоит, кстати, вспомнить статью Анатолия Якобсона "О романтической идеологии" (доступна на его мемориальной странице по адресу http://www.antho.net/library/yacobson/t ... logia.html ), где он показывает, как в поэзии 20-30-х годов эта романтика
развивается в откровенную апологию жестокости.
Но, как заметил Городницкому инструктор по идеологическим вопросам Василеостровского райкома партии, "грабить и убивать, — это не наша романтика!". Не потому, конечно, что советская власть горой стояла за частную собственность, а потому, что она, как всякая власть, хотела от граждан послушания и патриотизма.
"На пиратском корабле..." (Солянов), "Портленд" (Окуджава). Некоторым боком сюда примыкает и "Песенка новоявленного матроса" Луферова.

4а. "Семья и школа, вы виноваты...". Городницкий закончил свой рассказ о разговоре с идеологом знаменательной фразой: "Сейчас эта песня уже давно идет как детская". Немалый пласт шуточных "детско-пиратских" песен построен на противоречии между романтическими и житейскими ценностями: и те, и другие важны в воспитании, но друг с другом совмещаются плохо, а юмор позволяет найти нечто вроде баланса.
"Пардон, сеньоры..." (Лившин -- Бальцер), "Бабушка пирата" (Успенский
-- Рысев), "Моя натура..." (Ким).

5. "Но романтику они символизируют...". Как песенные пираты соотносятся с историческими (и даже литературными -- каким мы их знаем, скажем, по Стивенсону)? Да, в общем, никак -- это чисто условный образ. И достаточно уязвимый для критики.
"Океан, океан..." (Новелла Матвеева). И ее же стихотворение "Что
значит мещанин...".

6. "Но чтобы других убивать или вешать...". Можно ли как-то -- пусть абстрактно -- увязать романтический и гуманистический идеал?
"Пустые бочки..." (Щербаков), "Кораблик" (Новелла Матвеева).

7. "На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз..." Как минимум две бардовские песни на пиратскую тему соотносятся с конкретными событиями и людьми, современными моменту написания песни. Пират, естественно,противостоит власти -- а как иначе?
"Еще не вечер" (Высоцкий), "На синем океане..." (Ким).

Прошу возражать, подбрасывать и приходить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005