Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Четверг 28 Март 2024 09:18:17 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пятница 07 Июнь 2013 08:37:33 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Журнал литературной студии "Лист" март 2013. Посвящён 90-летию Анчарова. Составитель Галина Щекина. 50 экз. 120 с.
16 статей и отзывов о песнях, стихах, прозе, жизни и послежизни Анчарова Михаила Леонидовича.

Состоялось два вечера памяти А.М.Л. 19 марта 2013 г. в Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова (Сущёвская ул., д. 14, м. «Новослободская») и 30 марта 2013 г. в Библиотеке им. М. Ю. Лермонтова (ул. Барболина, д. 6, м. «Сокольники»). Где я журнал (сборник) и накопал.
Кто-то из авторов сборника пишет про песни, кто-то про стихи, кто-то про прозу, кто-то про биографию - а где можно про Анчарова в целом?

Я про телесериал "День за днём". Хочу поспорить с рецензентами. Сейчас вдохну поглубже и начну ...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 16 Июнь 2013 05:48:29 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Определимся с жанром "День за днём".

Это не комедия (все смеются) и не трагедия (все плачут).
Это не драма (все ругаются - по определению моей знакомой девочки Танечки; и это определение голубоглазой блондинки оказывается глубже, чем традиционное - "что не комедия и не трагедия").
Хотя можно найти элементы и комедии, и трагедии, и драмы.

"Как выглядит хорошая жизнь, к которой мы стремимся" - жанр, интерес к которому декларировал Анчаров в своей прозе. Признавая приоритет в этом жанре за Александром Грином. Не борьба за хорошую жизнь, а сама хорошая жизнь. Сюжет не заканчивается, когда Иванушка от поверженного Кощея возвращается с Еленой Прекрасной - а начинается самое интересное.

Отрицательные персонажи присутствуют в "День за днём", но на периферии сюжета. Автор их легко отпускает в за кадр, в телевизионное небытие. Как Чернышевский в "Что делать?" отпускает отрицательных персонажей в литературное небытие.

Это не утопия, которая Нигде и Никогда. Сюжет привязан к датам премьерного для "День за днём" 1971 года, с совпадением последнего дня 31 декабря 1971 со звоном курантов и бокалов с шампанским - с точностью до нескольких часов (что не в полночь - это уже дела технические, телевизионные). Это скорее хроника, программа Время - только для бытия коммунальной квартиры. Место - с точностью до района, центральным прототипом которого является Благуша. "Поэт должен иметь происхождение. Знать, откуда он." - эпиграф из Гёте к "Этому синему апрелю".

Рецензента Антона Тюкина ("О человеке Анчарова и его времени" сс.79-87) раздражает, что коммунальная квартира в "День за днём" не [s]Воронья Слободка из Ильфа и Петрова[/s] "Красный Треугольник" у Галича. Правда, у Галича не сказано, что дело происходит в коммуналке.
Да: в свете задач перед собой поставленных Анчаров пишет (снимает) о хорошей жизни. Не просто о том, что надо жить хорошо и не жить плохо - а описывает как это происходит.

Это сюжет про добро - как говорит персонаж Женя. Не добавляя при этом традиционного и зло. И одного этого достаточно для литературного, телевизионного шока.

Это не сказка, как не аргументируя (= тоталитарно), считает А.Тюкина. Персонажи выбраны реальные и вполне узнаваемые.

***

Я бы назвал этот жанр - победия.


Последний раз редактировалось Александр Бы Воскресенье 23 Июнь 2013 11:34:50 AM, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 19 Июнь 2013 12:06:21 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
"День за днём" смотреть
А.Тюкин О ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА АНЧАРОВА, ЧЕЛОВЕКЕ МИХАИЛА АНЧАРОВА И ЕГО ВРЕМЕНИ
Ссылка не на тот именно материал А.Тюкина, но точнее не нашёл пока. Упоминаемый А.Тюкиным фильм о творчестве М.Анчарова -- вероятно, этот:

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Суббота 22 Июнь 2013 09:44:31 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Ответ на незаданный вопрос: с чего у меня начался интерес к Анчарову?

Со сборника Фантастика-65 выпуск 3, с повести "Сода-Солнце":
"А чем Вы занимаетесь на самом деле, без дураков?" - "Я занимаюсь соотношением творческого и обыкновенного мышления."

Повесть легла на предшествующее впечатление от первой части "Понедельника" Стругацких в Фантастике-64 и прилежно (воодушевлённо) прочитанного Шерлока Холмса. "Сода-Солнце" шуршавила задоринки в логике, к которой у меня тогда было почти молитвенное отношение.

В записях от 1965 года осталось: "Анчаров. Эмоциолист. С мыслЯми."

Как бы зрительно описать внутреннее состояние после чтения и осмысления повести? Как будто в плоскую сложенную, местами скомканную детскую надувную игрушку (почему-то дракончика) медленно и ненавязчиво вдувался воздух, и дракончик превращался в объёмного. Выступы и узоры становились на своё место и получался совершенно естественный очевидный и обаятельный дракончик. "Линейно мыслил. А потом мысли слились в комок" (из повести).
Старый образ (логика, скомканная игрушка с интересными узорами) становился вчерашним образом, предшествием. Яичко, из которого вышел цыплёнок. И полетел.

Из "Сода-Солнце": "Человек будет познавать созерцанием" - посмотрел и понял. У меня это было по-другому: как будто быстро-быстро мелькают цифирки и буковки как на электронных весах и - устанавливается то значение что надо.

А потом были другие фантастические повести и просто повести.

Не знаю, с чего начался интерес к Анчарову у присутствующих.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Суббота 22 Июнь 2013 12:00:11 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 24 Апрель 2008 02:21:38 PM
Сообщения: 1159
Спасибо за тему!!!

_________________
Счастье - это когда тебя понимают по твоему.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Суббота 22 Июнь 2013 12:10:55 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 31 Май 2007 10:24:58 AM
Сообщения: 1761
Откуда: Прага
Перенес в раздел "Поговорим об авторской песне".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 23 Июнь 2013 11:34:16 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
В премьерном 1971 году для меня, студента, было шоком, что для совместного бытия в коммунальной квартире автором были собраны люди очень разные по полу и по возрасту. Те, которые по Антону Тюкину просто обязаны поругаться: водитель на пенсии дядя Юра, который читает энциклопедию от А до Я, 40-летний художник Костя с 20-летней женой ткачихой Женей, 30-летний рабочий Виктор, который учится на инженера, тётя Паша лет 50-ти, коллега Жени по работе.
А они себе живут раздражающе хорошо и интересно.

По моим тогдашним понятиям дружба - это между ровесниками одного пола и стриженными под один полубокс. Другой полубокс - другая дружба. Когда вижу сегодня марширующих свободно в сторону стадиона юношей в единоцветных шарфах - вспоминаю мои понятия 1971 года.
Или стриженные под один полубокс бабушки у подъезда. Или дедушки, недовольные жизнью, ибо вышли на пенсию до приватизации. Или 40-летние держатели жизни. И т.д.

"Хороший человек - не профессия!" Да, хороший человек - это образ жизни.

Ещё долго после "День за днём" считал я, что они, такие разнокалиберные, в сюжете дружно живут - это потому что артисты, из театральной жизни, где у однополых ровесников - конкуренция. А потом подумал: даже если так, то почему хорошее из актёрской среды не перенять для жизни всем?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вторник 25 Июнь 2013 02:38:06 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Фантастика никак не может считаться случайным жанром для Анчарова (как например для Владимира Тендрякова), который написал три НФ-повести "Сода-солнце", "Голубая жилка Афродиты" и "Поводырь крокодила", в которых участвуют его трое героев из просто-повестей "Теория невероятности", "Золотой дождь" и "Этот синий апрель".

Фантастика - это жанр в котором в известную читателю-писателю реальность внесена какая-то мутация; реальность в которой что-то не так. И это не-так позволяет высветить персонажи и ситуации ярче и понятнее, чем в обычной, нефантастической реальности.

Откуда они берутся - писатели-фантасты?
Когда "в беседах в подвале у Романа (Подольного)" Аркадий Стругаций признался, что до того как стать писателем-фантастом и переводчиком с японского, он занимался разведкой и гонялся за японскими шхунами, вторгавшимися в территориальные воды Советского Союза, для меня в мозаику его портрета вложился некий ключевой камешек, который как бы уже давно ожидался. Действительно: кому писать про внесение прогресса в иные (инопланетные) миры, как не человеку, который занимался внесением прогресса в иные (иностранные) миры на Земле? О своём о [s]девичьем[/s] мужском, но шире и в метафорах.

А писатель-фантаст Кир Булычёв (в миру Всеволод Можейко) занимался древней Бирмой (Паганским царством) и переводил с бирманского (не пинайте меня ногами за то, что я не знаю как именно называется их язык) в Институте Этнографии под руководством его директора Евгения Примакова (ХХ лет в разведке).

А писатель-фантаст Александр Горбовский переводил с английского (как минимум) тоже погружался в Древний Восток и написал с Юлианом Семёновым очерки по истории российской разведки.

Так что китайский (и "уволился в 1946 из МГБ" по вышеприведённому фильму А.Гелейна) у Анчарова вполне вписывается в картинку "писатели-фантасты как этнографы": иные миры в космосе - это расширенная метафора иных миров на Земле.
ВИВЯКА ... закаляка ... кусачая ... я её боюсь ... Как писал один одесский мальчик в Переделкино.

Я не знаю, как "писатель-фантаст" у Анчарова связано с его ипостасью "автор и исполнитель бардовский песен". Но из его личности эта связь неизымаема.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Вторник 25 Июнь 2013 06:42:41 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Ну да: начиная тему, я собирался бодаться с рецензентом Антоном Тюкиным.

с.80-81. Полторы страницы рецензии Антона Тюкина из семи с половиной посвящены
- Василию Аксёнову, с перечислением политических регалий Глеба Кржижановского, героя повести В.П.А. "Любовь к электричеству";
- Марлену Хуциеву, с фильмами "чистыми, но лукавыми";
- Юрию Трифонову и Анатолию Рыбакову, которые уже в 1951 году, получая Сталинские премии, по А.Тюкину были антисталинистами и "перестройщиками".

Вполне уместна была бы совершенно отдельная тема об отношениях Анчарова и Аксёнова - раз уж они были соавторами сценария фильма "Мой младший брат", то уж, наверное, отношения были не шапочные. Г-н Тюкин предлагает догадываться, какое отношение к Анчарову имеют его (Тюкина) абзацы про творчество Аксёнова.
"Не говорите загадками, Вы меня изводите!" ((с) Карцев и Ильченко).

Что касается Ю.Трифонова как антисталиниста, по моемУ разумению в 1951 году он был вполне традиционным, в русле и - да простится мне это вольность! - благонамеренным подростком с приличествующей долей оригинальности; за что и премия. И продолжал таким же благовоспитанным оставаться далее; только политический пейзаж менялся резко и в противоположные стороны; этике (персонализированной в Юрии Трифонове) не поспеть за политикой. "Свежая газета для меня последнее слово в науке" ((с) 1968) - это не про Трифонова.

И что? Какие выводы делает г-н рецензент по отношению к Анчарову? Нельзя ли открытым текстом?
Из дискуссий в "Теории невероятности": "Многозначительность - стартовая площадка кретина" - ну да, согласен, слишком радикально; но всё же.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 26 Июнь 2013 10:10:53 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Антон Тюкин цитирует песню Анчарова "Россия" из сериала "День за днём" (сс.83-84, не исправляя опечаток):
На краю городском где дома - новостройки,
На Октябрьском ветру распахну пальтецо,
Чтоб летящие к звёздам московские тройки,
Мне морозную пыль уронили в лицо...


Я-то помню, что "на холодном ветру". Если сомневаешься, то проверяй: Яндекс акбар!
Набираю в поисковой строке: на краю городском где дома новостройки. 369 тысяч ответов.
Ставлю галку "в найденном" и в поисковой строке набираю: "на холодном ветру распахну пальтецо" 233 ответа.
Затем возвращаюсь на шаг назад к на краю городском где дома новостройки и с галкой "в найденном" набираю в поисковой строке "на октябрьском ветру распахну пальтецо" 1 ответ, со ссылкой на Антона Тюкина.

Вывод: Антон Тюкин перевирает текст Анчарова. Если пририсовать Пушкину пиратскую повязку, то это, наверное, смешно. Но причём здесь Пушкин?

Там же (с.84) в продолжение: "Особенно должна умилять современного слушателя следующая строка этого произведения, а именно: "Молодая выходит из пены морской..."
"Вот, оказывается какой была Россия Советская во времена правления Брежнева Леонида Ильича. Настоящая богиня Афродита, выходящая из морской, чистой, белоснежной пены..."
.
Хотя в песне у Анчарова "старуха-планета молодая выходит из пены морской".

Опять таки враньё от Антона Тюкина на глазах изумлённой публики.
И откуда взялось "умилять"? и именно об Анчарове.

Обращение со временем ("времена правления Брежнева Леонида Ильича") - вольное; пользуясь термином самого г-на Тюкина - тоталитарное: как хочу так и назначу.
Прошу прощенья за банальность, 18 лет "времен Брежнева" - разные. Например, если бы Леонид Ильич ушёл в отставку в 1976 году, сделав то, чего не смогли ни Сталин, ни Хрущёв - заключить мир между 35 участниками Второй мировой войны в Хельсинки, то когда бы Л.И.Б. умер, был бы повод сотням миллионов людей его оплакивать. В реальности же был сбор мядалей дороhим Леонидом Ильичом и "период анонимного правления" ((с) Егор Яковлев) Что ж я текущее начальство никуда не целую!? Не по Тюкину это!

Песня "Россия" прозвучала в сериале "День за днём" в 1971 году. Между второй и третьей Золотой Звездой Брежнева. Как есть.
Кстати, а почему надо вестись на навязчивое прикручивание-привинчивание А.Тюкиным телесериала и повестей Анчарова к политике?

"Времена не выбирают."
Люди хотят жить и радоваться, родившись в любое время, в любом месте, при любом общественном строе. Бедные! бедные люди, не дожившие до Антона Тюкина и его начальства!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пятница 18 Октябрь 2013 03:05:57 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Раз уж я помянул выше писателей-фантастов.

Давным-давно (уже после отставки Хрущёва, но ещё до ввода войск в Чехословакию) я с удивлением показал другому любителю фантастики цитату одного писателя-фантаста (Вл.Немцова) про другого писателя-фантаста (Ст.Лема): "ещё не вполне избавился от влияния англо-американской фантастики". И старший товарищ сказал: "да, это такая форма политического доноса; чтоб тому тиражи урезать, а себе добавить; солидарности перед писателями традиционных жанров, выставляющих фантастику анти-реализмом, нет".

Именно эта форма видится мне в рецензии г-на Тюкина на творчество т-ща Анчарова. В защите "10 заповедей" от "Кодекса строителей коммунизма". Когда это стало безопасно и прибыльно. Но при этом осторожно не упоминая наследников партии строителей коммунизма, которые всё-таки получают на выборах то ли 11%, то ли 22%.

...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пятница 18 Октябрь 2013 03:10:43 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Собссно, в чём разница между автором Анчаровым и рецензентом Тюкиным (при всей несопоставимости этих людей)?

В том же сериале "День за днём" М.Л.А. озвучил: когда мы будем жить хорошо? когда люди поймут, что счастье - это дарить, а не давить; давать, а не отнимать. И это его (М.Л.А.) образ жизни.
А для г-на Тюкина modus vivendi - это не дарить, а доить.

В "Этом синем апреле" Анчаров пишет в шести главах про шестерых хороших людей, шестерых поэтов - как он их называет. Ну с какой радости Анчаров начинает с блатного Чирея?? Это ж нерентабельно! это ж столько сразу у автора повести неприятелей и среди критиков и среди читателей! Начал бы сразу с сотрудника угро Соколова! а про Чирея вообще пропустил!
А Анчаров последовательно излагает в повести, почему этих надо изгнать из рабочего класса, а этих вернуть.
Романтик.

Ой! ну как про такое нерентабельное на сегодня понятие как рабочий класс говорить г-ну Тюкину! Приятней оно и полезней про 10 заповедей! Г-н Тюкин прагматик - на земле стоит, хотя к небу призывает.

Или вот Михаил Ножкин "а на кладбище всё спокойненько, ни друзей, ни врагов не видать, ни милиции, ни дружинничков - исключительная благодать" ((с) 1966). Но уж тогда никаких уголовных розысков.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 27 Октябрь 2013 11:50:13 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
Александр Бы писал(а):
дарить, а не давить... . И это его (М.Л.А.) образ жизни.

От этого и помер Михаил Леонидович - отдавал больше, чем мог; а когда понадобилось лично себе - не хватило, чтоб выжить. :(

Такое мое частное ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 19 Ноябрь 2018 06:57:45 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 06 Июнь 2013 08:48:36 PM
Сообщения: 31
((Ах, этот ваш банщик Фейсбук... Банщик в Сандунах был цивильнее... (вспоминая "День за днём") ))

Как относился Анчаров к вере в бога? Вопрос.
========================================
* «Сода-солнце» (1965), время действия «наши дни», т.е. 1965 или чуть ранее:
«Вокруг нашего института стоит несусветный галдеж. Сенсация. Попы закопошились. Недоставало еще, чтобы мы добывали доводы в пользу религии.
- Как раз наоборот. Если будет доказано существование некоего реального существа, то это конец важнейшей половины любой из религий.
Какой же это дьявол - с анатомией, с телесностью, с обменом веществ? А какая же религия без дьявола?»
========================================

* «Этот синий апрель» (1969) вышел позже; а время действия –август 1945, на 20 лет раньше, чем в «Сода-солнце»:
«Священник сказал:
— Наши женщины считают вас падшим ангелом, простите ...
— Почему падшим? ...
— Падшим, потому что … прощенья … вы неверующий… атеист…
— А тогда почему ангелом?
— Ангелом за доброту.

— Почему же это я неверующий? — оказал Гошка. — Я верующий, только по-другому. И еще я верующий в человека.»
========================================
* Персонаж один и тот же – Георгий Панфилов, один из альтер эг автора.

См.вопрос в заголовке.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005