Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Суббота 20 Апрель 2024 02:33:22 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Понедельник 16 Сентябрь 2013 01:59:38 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Март 2011 11:36:32 PM
Сообщения: 740
Привет всем! предлагаю:

Социологическое исследование на тему авторской песни
«Любит. Не любит. К чёрту пошлёт.»


Изображение

1. Вступление.
Рад приветствовать всех и каждого, кто читает этот текст. В качестве вступительного слова хочется сказать, что мне давно не давали покоя лавры социолога нового времени Дмитрия Коломенского, однако совершенно не хотелось поддаваться чувству близкому к стадному, не имея чётко сформулированной концепции своего собственного социологического опроса, только лишь ради повторения самой идеи проведения подобных исследований. Тем не менее, идея достаточно спонтанно пришла в голову пару месяцев назад, некоторое время я над ней думал, и вот – подошёл к её реализации, которую воплощает данная попытка что-то понять, обращаясь ко мнению общества. Прочитайте, пожалуйста, весь текст этой «пояснительной записки» до конца!

2. Цель.
«Авторская песня» - очень многогранное нечто. Известно множество попыток локализовать это «нечто» в те или иные рамки обозрения, дать определение, охарактеризовать и даже составить формулу. Данный соцопрос в том числе преследует следующую цель: узнать что-то об «Авторской песне». Узнать методом анализа мнений представителей общества по некоторым вопросам. Хочется отметить так же, что цель «дать определение понятию «Авторская песня» заведомо не ставится.

3. Важная ремарка.
В рамках данного опроса термин «Авторская песня» (далее - АП) следует понимать исключительно так, как понимаете его лично Вы. Это важно. Никакого «общего», «общепринятого» определения, формулы и т.п. не предполагается.

4. Структура.
Опрос состоит из двух фаз. При этом о второй фазе речь зайдёт сразу после окончания первой – текущей. По этой причине особенно важно, чтобы респонденты не отказались от своего участия в опросе, пока не завершится вторая фаза. Очень прошу опрашиваемых помнить об этой структурной особенности предлагаемого опроса.
Предполагаемое время на прохождение опроса: от 10 минут до 2 часов на первую фазу и 10-20 минут - на вторую фазу, по моим скромным предположениям.

5. Правила.
- Конфиденциальность. Ответы могут быть опубликованы, несвязным с итоговым списком респондентов образом. Респондент может не называть своего имени, назвав псевдоним, однако обязан оставить адрес электронной почты, по которой он сможет прочитать обратную связь, содержащую, в том числе, условия проведения второй фазы опроса.
- ответы принимаются только по электронной почте на адрес: a_lisitsin@mail.ru
Укажите, пожалуйста, тему письма (к примеру «соц.опрос»)
- ответы принимаются в файлах в формате *.doc, либо *.docx (стандартные форматы текстовых документов). Озаглавьте, пожалуйста, файл своими ФИ или псевдонимом.
- Вопросы, если таковые возникнут, можно задавать лично и публично мне в любом удобном месте – лишь бы до меня этот вопрос дошёл и я смог на него ответить.
- Итоги «исследования» будут опубликованы на форуме ЦАП, на страничке опроса в соц. сети «В контакте», и, вероятно, в LJ. Это произойдёт через некоторое непродолжительное время (несколько дней) после истечения срока второй фазы опроса.
- Ответы, данные не полностью или в неприемлемой форме, могут оказаться нерассмотренными в рамках подведения итогов опроса.

6. Сроки.
Начнём прямо сейчас: с 17 сентября 2013 года.
С 18 по 22 обратной связи не будет никакой по причине моего отъезда.
Первую фазу планируется закончить 14 октября.
После чего – небольшой перерыв на подготовку второй фазы.
Закончить обе фазы предполагается до 4 ноября.
При особых обстоятельствах сроки могут быть незначительно (несколько дней) продлены.

7. Просьба.
Разумеется, я буду очень рад, если вы распространите информацию об опросе! Пройти опрос может каждый! Чем больше респондентов – тем лучше для любого социологического «исследования». Всё равно охватить слишком много нам не удастся – в этом я уверен. Зовите знакомых, рассылайте ссылки, но не будьте слишком навязчивы :)

8. Опрос
Непосредственно опрос. Он предельно прост и состоит из нескольких пунктов. (Для удобства – можете скопировать весь текст этого пункта моей пояснительной записки и дополнить его своими ответами. Прежде, чем отвечать на вопросы, рекомендуется прочитать весь их список до самого конца.) Вот и они:
1) Ваше имя и ваша фамилия (либо псевдоним)
2) Ваш возраст (простите, но так интересней)
3) Город, пребывание (проживание какое-то относительно значимое в рамках вашей жизни время) в котором вы считаете наиболее значимым в своей жизни (особенно в рамках формирования у вас ответов на основные вопросы ниже.)
4) Оцените степень Вашего знакомства с АП?
А) слабо знаком (или совсем не знаком)
Б) неплохо знаком
В) хорошо знаком
5) Как Вы относитесь к АП?
А) отрицательно
Б) индифферентно
В) положительно

UPD.1: постарайтесь дать ответы по пунктам 6 и 7 так, чтобы их можно было понять однозначно,
Постарайтесь заодно, чтобы ваши ответы легко читались непосредственно как ответы на один из предложенных вопросов, а не выглядели просто как свободные ассоциации со словосочетанием «АП».


6) (П.6 и п. 7 – основные вопросы, на которые хотелось бы получить максимально точные ответы в рамках предлагаемых условий. ) Ответьте на вопрос: «За что Вы любите АП?» («Чем Вам нравится АП?», «Что Вы находите хорошего в АП?», «Какие Вы видите положительные аспекты АП?» и т.п.) Постарайтесь дать ответ в этом и следующем пункте опроса как можно более тезисно, ёмко, чётко и лаконично, структурируя и разделяя мысли.
7) Ответьте на вопрос: «За что Вы не любите АП?» (всё аналогично п.6 – можно переформулировать для себя вопрос, чтобы на него было удобнее ответить, и отвечайте, пожалуйста, так же обстоятельно и чётко формулируя, как и в предыдущем пункте)
8 ) Этот пункт опциональный (отвечать на него не обязательно). Напишите все необходимые на Ваш взгляд сопутствующие комментарии к вашим ответам по п.6 и п.7, связанные, в том числе, с Вашим пониманием термина «АП». Сформулируйте в любой удобной форме Ваше личное понимание термина «АП». Что такое «АП»?
9) Любые иные комментарии, относящиеся к опросу.

9. Заключение
Спасибо всем тем, кто пройдёт этот опрос!
Простите за сумбурность высказываний, надеюсь, ничего не забыл!
С наилучшими пожеланиями,
Лёша Лисицын.


Последний раз редактировалось Лисицын Алексей Понедельник 16 Сентябрь 2013 09:12:51 AM, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 16 Сентябрь 2013 08:33:58 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Март 2011 11:36:32 PM
Сообщения: 740
разумеется, срок окончания первой фазы не 14 сентября, а 14 октября!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 07 Май 2015 11:37:01 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Март 2011 11:36:32 PM
Сообщения: 740
Здравствуйте!

Я пришёл покаяться.

Так вышло, что в момент, когда надо было окончить обработку первой фазы и заряжать вторую, совпало очень много факторов, отвлекших меня от этой затеи. После чего дел становилось всё больше, они сменяли друг друга... И вторая фаза откладывалась и откладывалась...
простите, пожалуйста, меня за то, что вторая фаза опроса так и не началась и уже не начнётся.
Однако!
Небезызвестный Д.Э. Коломенский провёл намедни опрос, который с одной стороны - очень похож на задуманную мной тогда "вторую фазу", а с другой стороны явно опережает все мои замыслы как минимум по двум показателям: численность респондентов и качество интерпретации.
Поэтому совсем без результатов "околосоциологических исследований" мы не остались. Спасибо, Дима.
Надеюсь, что ссылка на итоги его опроса скрасит многим негодование от так и незавершившегося (о чём я думаю всё ещё с грустью) моего опроса.

ссылка
http://kolomensky.livejournal.com/111879.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 10 Май 2015 01:21:43 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3220
Откуда: Москва
Лисицын Алексей писал(а):
<...>Небезызвестный Д.Э. Коломенский провёл намедни опрос, который с одной стороны - очень похож на задуманную мной тогда "вторую фазу", а с другой стороны явно опережает все мои замыслы как минимум по двум показателям: численность респондентов и качество интерпретации.
Поэтому совсем без результатов "околосоциологических исследований" мы не остались. Спасибо, Дима.
Надеюсь, что ссылка на итоги его опроса скрасит многим негодование от так и незавершившегося (о чём я думаю всё ещё с грустью) моего опроса.

ссылка
http://kolomensky.livejournal.com/111879.html

1. Я вообще с большим недоверием отношусь к "социологическим опросам", т.к. в массе своей они проводятся не с целью выяснения существующих реалий, а с целью получить якобы "научное" подтверждение чьих-либо намерений.
2. Особым цинизмом, на мой взгляд, отличаются соцопросы, в которых на каждый вопрос приведено некоторое количество вариантов ответа -- и отсутствует возможность ответить на вопрос отличающимся от предлагаемых вариантов способом, т.е. графа "другое". Увы, в эту социологическую крайность Дима Коломенский таки впал.
3. По перечисленным причинам я не стал принимать участие в проводимом соцопросе -- при всей его внешней привлекательности.
4. Так как опрос был устроен так, как был устроен, он получил именно те результаты, для получения которых проводился.
5. Один из предполагаемых ответов сформулирован автором опроса так:
Цитата:
Опираясь на данные нашего околосоциологического исследования, можно достаточно уверенно утверждать, что АП – не искусство (это также подтверждается и тем, что, как мы выяснили выше, образовательные учреждения, призванные обучать людей разным искусствам, не берутся воспитывать представителей АП). Давайте как-то свыкнемся с этой мыслью, которая, кстати, уже неоднократно высказывалась многими и многими прозорливыми людьми, однако по-прежнему прозябает на задворках массового сознания.

Но что же такое АП, если не искусство?

Давайте посмотрим на две опции, которые, по мнению наших респондентов, особенно важны для АП: это содержательность и непосредственное общение. Вот на этом двухкомпонентном базисе и зиждется АП, вот на них и работает эстетическая составляющая песни. Обратим внимание также на то, что коммуникативный аспект, выраженный положительными утверждениями, полностью подтверждается «отрицательным фильтром» (по критерию содержательности мы аналогичной проверки произвести не сможем, т.к. в «отрицательном фильтре» нет необходимого соответствия (да, да, я в очередной раз каюсь!). На всякий случай, все ли понимают, что «содержательность» и «содержание» – не одно и то же?). То есть, хотим мы этого или не хотим, АП – это явление социальное, и термин «движение» куда более применим к ней, нежели распространенный, но не имеющий под собой никаких реальных оснований термин «жанр».

6. Если определить АП как синкретическое искусство (что сделал М.Л.Анчаров еще в 1937-м), то и "содержательность", и "непосредственное общение", и "социальность" окажутся необходимыми признаками песни наряду с никуда не девшейся "эстетической составляющей".
7. В свете этого утверждение "АП -- это не искусство" убедительным не выглядит.
8. Впрочем, отрицать социальную природу "искусства вообще", конечно, можно, но вполне нелепо, т.к. человек "вообще" есть животное социальное вместе с порождаемыми "человеком социальным" производными в виде искусства, науки, морали и т.п.
9. Что касается "концертной обстановки" и "камерной обстановки". Лично я, в силу глубокой интровертированности, совершенно не склонен к так называемому "непосредственному общению", т.к. боюсь его по вышеуказанной причине. На посиделках АП использую как правило в качестве посредника в общении, заменяющего прямые контакты опосредованными. Мои "тараканы в голове" приводят к тому, что на посиделках при пении песен я старательно не гляжу ни на кого из присутствующих, т.е. избегаю общаться "непосредственно". В концертных же условиях я вынужден таки общаться и общаться куда как более непосредственно, т.е "глаза в глаза" с конкретными людьми. Мне это трудно по моей природе, но положение обязывает. При этом приходится каждую песню обосновывать разговором и ставить каждую песню в контекст происходящего разговора (т.е. непосредственно общения) в качестве реплики в этом разговоре. В условиях же неформальных, т.е. в условиях собственно "непосредственного общения" до песен дело доходит крайне редко, и чаще всего репликой является не собственно песня, а ссылка на неё -- либо в целом, либо в виде цитаты (как правило, основные круги моего общения в той или иной мере знакомы с АП). Таким образом, общение с помощью песен вторично и зачастую становится суррогатом общения.
И т.д.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 13 Май 2015 05:51:20 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Март 2011 11:36:32 PM
Сообщения: 740
Александр Костромин писал(а):
2. Особым цинизмом, на мой взгляд, отличаются соцопросы, в которых на каждый вопрос приведено некоторое количество вариантов ответа -- и отсутствует возможность ответить на вопрос отличающимся от предлагаемых вариантов способом, т.е. графа "другое". Увы, в эту социологическую крайность Дима Коломенский таки впал.


если вернуться к моему угасшему порыву, то я как раз не планировал вариантов "другое" поскольку сами варианты предполагал создать с помощью ответов на первую фазу. Тогда бы удалось примерно охватить любое "другое" внутри детерминированных вариантов.
Дима, как мне кажется, варианты тоже не придумывал из головы, а собирал из высказываний людей (вообще, в опросниках-анкетах на фестивалях и т.п.).
Так что впадение в крайность достаточно условное и неоднозначное.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Наше маленькое Re
СообщениеДобавлено: Среда 13 Май 2015 06:59:23 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 28 Апрель 2008 11:34:58 AM
Сообщения: 8
Дорогой Александр Николаевич, никогда бы не решился я оппонировать Вам на страницах ЦАП-вского форума, т.к. здесь Вы, как ЮрьМихалыч в московских судах, проиграть не можете, однако вся моя деятельность последних пяти-шести лет направлена на воспитание и образование Леши Ушаровского. Согласитесь, цель благородная и, главное, пе-да-го-ги-чес-ки (извините: мне трудно дается это слово) мотивированная, поэтому я попробую.

1. Леша, в первом пункте мы с тобой видим, что Александр Николаевич "вообще с большим недоверием относится к "социологическим опросам", т.к...." и далее по тексту. Узнаём ли мы, исходя из этой информации, что-то конкретное об Александре Николаевиче? Несомненно! Узнаём ли мы, исходя из этой информации, что-то конкретное о нашем маленьком околосоциологическом исследовании, состоящем из вполне определенных вопросиков и индифферентных циферок? Определенно, нет.

2. Если отбросить модально насыщенную формулировку "с особым цинизмом" (что мы не преминем сделать), то здесь Александр Николаевич затронул методологически важный вопрос, на который я с удовольствием отвечу. У меня у самого было первоначальное намерение оставить респондентам права на собственные формулировки, однако я вполне сознательно от этого отказался. Наш человек готов умереть за нюансы и любое дело утопить в море несущественных подробностей. Я представил, насколько люто респонденты будут настаивать на собственных формулировках, насколько свирепо реагировать на попытки объединить эти формулировки в единые смысловые группы - и устрашился энтропии и хаоса (кстати, именно на этом, как мне кажется, погорел опрос Леши Лисицына). В конце концов, исследуем мы типические черты явления, а не нюансные различия! Подумавши так, я отказал респондентам в праве менять структуру опроса, но оставил за ними полную свободу высказываться в примечаниях. Результат, с моей точки зрения оправдал себя, т.к. 462 человека сумели принять условия опроса, а двое сообщили мне о том, что не видят такой возможности. Вот, Александр Николаевич, как выяснилось, третий. Соотношение меня более чем устраивает.

3. Узнаём ли мы, исходя из этой информации, что-то конкретное об Александре Николаевиче? Несомненно! Узнаём ли мы, исходя из этой информации, что-то конкретное о нашем маленьком околосоциологическом исследовании, состоящем из вполне определенных вопросиков и индифферентных циферок? Определенно, нет.

4. Леша Ушаровский, обрати внимание на этот пункт! Здесь Александр Николаевич попытался придать своим субъективным ощущениям, высказанным ранее, вид объективной информации. Узнали ли мы, исходя из имеющейся выше информации, что-то конкретное о нашем маленьком околосоциологическом исследовании, состоящем из вполне определенных вопросиков и индифферентных циферок? Определенно, нет. Есть ли у нас расшифровка фразы "опрос был устроен так, как был устроен", на основе которой утверждается предопределенность результатов (тоже, кстати, не означенных)? К сожалению, нет. Леша, у Александра Николаевича можно и должно научиться многим замечательным вещам (за что я его безмерно уважаю), но мне не кажется, что стоит у него перенимать этот элемент ведения дискуссии.

5. И вот этот элемент тоже перенимать не стоит: у меня написано, что я опираюсь на ПОЛУЧЕННЫЕ данные, а Александр Николаевич утверждает, что это ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ (то есть заранее запрограммированный) ответ.

6. Прекрасный пункт! С одной стороны он выдает брутальное спартанское "если" за неоспоримое утверждение, на котором базируются дальнейшие выводы. С другой стороны, мнение Михаила Леонидовича, которому (Михаилу Леонидовичу), как следует из датировки, в момент высказывания мнения было 14 лет, выдается за серьезный тезис. Так вот, Леша, я не утверждаю стопроцентно, что 14-летний мальчик оперировал такими понятиями, как "синкретическое искусство", но определенно утверждаю, что в 1937-м году АП еще не было. Следовательно, что-то в этом аргументе не то, - и ты сам, Леша Ушаровский, должен был обратить на это внимание.

Что же до попыток свести АП к синкретическому искусству (большим сторонником этого является, например, Беленький Л.П.), то, увы, это совершенно ошибочный тезис. Синкретическое искусство, согласно А.Н.Веселовскому, - "сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова". После чего он добавляет: "Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порой пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму". Похоже ли это на АП? Нет. Пример современного синкретического искусства я с удовольствием привожу: http://www.youtube.com/watch?v=gmN72ykKqHg

7. Ссылка на несуществующее обстоятельство. Такая ссылка мгновенно нивелирует следующий из нее вывод; и ты, Леша Ушаровский, конечно же, вмиг это понял.

8. Совершенно согласен с Александром Николаевичем! Жаль только, что он (скорее всего, неосознанно) пропустил тот важный момент в нашем околосоциологическом исследовании, где делалось различие между главными и побочными целями явления. Потому коротко повторюсь: в "искусстве вообще" главная цель - эстетическая, а социальная побочна. В АП коммуникативная цель и содержательный компонент становятся главными, а эстетическая составляющая - вспомогательной.

9. Узнаём ли мы, исходя из этой информации, что-то конкретное об Александре Николаевиче? Несомненно! Узнаем ли мы, исходя из этой информации, что-то конкретное о нашем маленьком околосоциологическом исследовании, состоящем из вполне определенных вопросиков и индифферентных циферок? Определенно, нет. Кстати, любой разговор о явлении, именуемом АП, становится бесперспективным, когда на место явления ставят Окуджаву, Долину, Александра Николаевича или кого-то другого. Обратим на это внимание: этот момент оговаривался в сопроводиловке к нашему маленькому околосоциологическому исследованию.

Засим я откланиваюсь и вынужденно ухожу с работы в смрад чухонских болот.
Те, кто со мной знаком, знают, что я отношусь к Александру Николаевичу с величайшим пиететом.


Последний раз редактировалось kolomensky Четверг 14 Май 2015 01:27:51 AM, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Наше маленькое Re
СообщениеДобавлено: Среда 13 Май 2015 11:07:13 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3220
Откуда: Москва
kolomensky писал(а):
...мнение Михаила Леонидовича, которому (Михаилу Леонидовичу), как следует из датировки, в момент высказывания мнения было 14 лет, выдается за серьезный тезис. Так вот, Леша, я не утверждаю стопроцентно, что 14-летний мальчик оперировал такими понятиями, как "синкретическое искусство", но определенно утверждаю, что в 1937-м году АП еще не было. Следовательно, что-то в этом аргументе не то, - и ты сам, Леша Ушаровский, должен был обратить на это внимание.

Цитата:
«Как-то в квартире у соседей по дому, где мы жили до войны, я нашёл книгу, в которой прочёл о синкретическом искусстве. И меня поразила мысль, что, оказывается, синкретическое искусство — это когда в одном лице все искусства рядом. Вот оттуда всё пошло. Меня поразило, насколько это здорово. Это то, что называется сейчас — театр одного актёра. А тут — опера одного актёра...» (Анчаров М. Мысли вслух об авторской песне. Неделя. 1988, № 24. С. 16.)
В других интервью Анчаров уточняет, что о синкретическом искусстве он прочитал в книге, посвящённой искусству первобытных народов.
http://www.ksp-msk.ru/page_232.html

kolomensky писал(а):
Что же до попыток свести АП к синкретическому искусству (большим сторонником этого является, например, Беленький Л.П.), то, увы, это совершенно ошибочный тезис. Синкретическое искусство, согласно А.Н.Веселовскому, - "сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова". После чего он добавляет: "Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порой пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму". Похоже ли это на АП? Нет. Пример современного синкретического искусства я с удовольствием привожу: http://www.youtube.com/watch?v=gmN72ykKqHg
Цитата:
Что же такое синкретизм в приложении этого понятия к искусству первобытных народов, с одной стороны, и к авторской песне, с другой?
Согласно советскому Философскому словарю 1983 года, «СИНКРЕТИЗМ (от греч. συγκρητισμός — соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчленённость психич. функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.)»
А в 1905 году в словаре Н.К. Рамзевича для школьников той поры объяснялось, что «СИНКРЕТИЗМ греч., от συγκρητίζω — соединяю две враждующие стороны против третьей. Смешение, соединение мнений, разных взглядов и верований с целью примирения их при ослаблении крайностей» (Словарь гуманитария. М., «Былина», 1998. С.222).
Впрочем, и в современных словарях синкретизм определяется, наряду с «нерасчленённостью, характеризующей неразвитое состояние» также и как «смешение разнородных элементов культуры, религиозных систем и культов, напр, соединение античных и восточных религиозных и художественных элементов в искусстве эллинизма. Древний С. был ранней формой эклектики, получившей распространение в Новое время». (Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М.: Эллис Лак, 1997.)
Ещё в XVIII веке утверждалось, что «нерасчленённость искусства обладала большой силой этического воздействия на народ, в то время как разделение искусства на обособленные виды ослабило его общественное значение» (Дж. Браун).
Есть существенная разница между «нерасчленённостью в результате неразвитости» и «соединением с целью примирения».

Анчаров подчёркивает, если можно так выразиться, «синкретизм метода» — сам сочинил слова, сам сочинил музыку, сам исполняю. Но ведь есть ещё и трудноопредляемый синкретизм формы — неразделимость элементов произведения, в случае песни — слов, музыки и исполнения. И в ещё большей степени нас интересует содержательная сторона произведения — синкретизм содержания.
Согласно Ю.В. Рождественскому (Введение в культуроведение. М.: Добросвет, 2000. С.85), «разделение содержательных категорий духовной культуры определяется основными категориями философии: справедливостью, красотой, истиной. Между этими основными философскими категориями распределяются содержательные категории духовной культуры:

Содержательные категории духовной культуры........................ Категории философии

............................................................................истина.............красота............справедливость

Мораль..............................................................................................................+

Эстетика......................................................................................+......................

Позитивные
знания....................................................................+...........................................


Из этой таблицы следуют важные отрицательные определения содержательных категорий духовной культуры. Так, мораль не обязательно истинна и прекрасна, но она необходима для устройства отношений между людьми. Эстетика — художественные произведения и художественные нормы (нормы прекрасного) — не обязательно истинна и необязательно справедлива, но сами художественные произведения прекрасны, ибо вызывают наслаждение. Позитивные знания содержат истину, но эта истина не обязательно прекрасна и нередко несправедлива.
Данные общеизвестные различия обусловлены тем, что духовная культура истолковывает отношения человека к себе подобным, к миру и самому себе. Поэтому истина, красота и справедливость — разные аспекты духовной культуры, выделяемые по отношению к формам фиксации духовной культуры. Так, прекрасное проявляется в прикладных и неприкладных искусствах и в словесном искусстве, истинное проявляется в речевых произведениях, средствах счета, средствах прогностики и техническом творчестве, в прикладных искусствах, а справедливость проявляется в речевых произведениях, обрядах, играх и в управлении. Это различие в семиотических средствах дает различие в возможностях выражения содержания. Поэтому красота, справедливость и истина то согласуются, то рассогласуются в процессе развития культуры».
Отметим попутно, что одновременная фиксация прекрасного, справедливого и истинного возможна только в словесных и речевых произведениях.
Далее Ю.В. Рождественский пишет:
«На начальной стадии развития фольклорная художественная культура синкретична. С точки зрения формы синкретизм есть сосуществование архитектуры, дизайна предметов быта и средств транспорта, костюма (или татуировки), орнаментики и изобразительного искусства, музыки, танца и пантомимы и словесного искусства. С точки зрения содержания в синкретичном искусстве соединяются прекрасное, справедливое и истинное. Образы синкретичного искусства устроены так, что все три критерия применимы к ним одновременно». (Цитируемое издание, с.116. Подчеркивание моё. — АК)
Таким образом, синкретическое произведение сочетает в себе науку, мораль (религию) и эстетику, или, другими словами, истину, добро и красоту или же информацию, справедливость и красоту. «Что» делается, «как» делается и «зачем» делается составляют неразделимое целое.
Вот, оказывается, до чего додумался в 1937 году четырнадцатилетний московский школьник из Майорова переулка. Ведь совершенно неочевидно, что синкретизм является исключительным свойством неразвитого состояния — будь то детское мышление, синкретическое, по Ж.Пиаже, или же первобытное искусство, синкретическое, по Г.Кюну. Почему бы не поставить перед собой сознательную задачу создать синкретическое произведение на достаточно развитом уровне составляющих его элементов?
Беру на себя смелость утверждать, что именно идеей слитности, нераздельности было проникнуто творчество целого ряда авторов АП эпохи становления. Если попытаться выделить из всего массива «авторских» песен наиболее значимое ядро, то с большой вероятностью это будут именно цельные произведения. Степень «синкретичности» каждой песни можно субъективно определить через уровни прекрасного, справедливого и истинного, а также через уровень их нераздельности.
http://www.ksp-msk.ru/page_232.html

И никакого А.Н.Веселовскаго (1838--1906).

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Совсем уж маленькое Re:
СообщениеДобавлено: Четверг 14 Май 2015 01:08:54 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 28 Апрель 2008 11:34:58 AM
Сообщения: 8
Ну что ж, как там говорил в известном анекдоте товарищ Сталин: "Я так и думал, таварищ Гарбачов, что па пэрвому пункту у нас расхаждэний нэ будэт!"

Я рад, Александр Николаевич, что пункты 1-5 и 7-9 Вы оставили за мной (право, я и на это не рассчитывал). Посему с моей стороны было бы абсолютным хамством не оставить за Вами полюбившийся Вам пункт 6.

(приплясывая и прижимая к животу пункты, с позором покидает поле битвы)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Совсем уж маленькое Re:
СообщениеДобавлено: Четверг 14 Май 2015 02:13:39 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3220
Откуда: Москва
kolomensky писал(а):
Ну что ж, как там говорил в известном анекдоте товарищ Сталин: "Я так и думал, таварищ Гарбачов, что па пэрвому пункту у нас расхаждэний нэ будэт!"

Я рад, Александр Николаевич, что пункты 1-5 и 7-9 Вы оставили за мной (право, я и на это не рассчитывал). Посему с моей стороны было бы абсолютным хамством не оставить за Вами полюбившийся Вам пункт 6.

(приплясывая и прижимая к животу пункты, с позором покидает поле битвы)

Особенно по нулевому пункту.
Извини, Дима, у нас с тобой разные скорости борзописательства и разные временные ресурсы. Старость, увы не радость.
Я пока успел только вот что:
Цитата:
6.<...> Так вот, Леша, я не утверждаю стопроцентно, что 14-летний мальчик оперировал такими понятиями, как "синкретическое искусство", но определенно утверждаю, что в 1937-м году АП еще не было. Следовательно, что-то в этом аргументе не то, - и ты сам, Леша Ушаровский, должен был обратить на это внимание.

Утверждение, "что в 1937-м году АП ещё не было", является ещё одним доказательством высказанной мною в твой адрес претензии в предвзятости (может быть и не злонамеренной) при составлении вопросника к рассматриваемому "околосоциологическому опросу". Не определив, ЧТАП, нет никаких оснований утверждать, было оно или не было в тот или иной исторический период. Автор социологического опроса, целью которого являлось очередное получение ответа на вопрос ЧТАП, поступает совершенно некорректно, если заранее отбрасывает "неугодные" варианты из возможных. Цель была объявлена как ЧТАП, а ответ ты уже знал: АП-не искусство и т.д. И в вопроснике видна, извини, твоя предвзятость, и в текущих в данной ветке комментариях видна она же. Увы.
На основании чего делается вывод об отсутствии АП до 1937 года? -- исключительно на основании отсутствия фонограмм, которые зафиксировали бы обратное: магнитофона ещё не было те годы. Одна грамзапись.
Вот Лёша Ушаровский вкупе с Мишей Гантманом А.Н.Вертинского поют "почём зря" и, видимо, искренне считают "Жёлтого ангела" самой-рассамой АП.
Вот Олег Медведев гневно вещает, что "Филибер" -- дореволюционная авторская песня, и поёт следующее:

Может, и не дореволюционная, но ноты изданы в 1924 году. Слова и музыка Константина Подревского, он же её распевал в собственном сопровождении на гитаре.
А Городницкий АП проводит последовательно через Аполлона Григорьева и Дениса Давыдова непосредственно до царя Давида. Голословно и предвзято -- но без попыток объективизировать в виде соцопросов.
Всё, ресурс кончился пока. Уезжаю до понедельника. А там авось и до остальных пунктов доберёмся.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 14 Май 2015 12:17:23 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Март 2011 11:36:32 PM
Сообщения: 740
Я чуть-чуть встряну.

Мне кажется, что для многих из нас АП - явление, безусловно, социокультурное.
Т.е. характеризуют это явление взаимодействующие индивиды на почве ценностей посредством некоторых проводников.
(Кажется мы уже об этом говорили... про какую-то там коммуникацию, обусловленную какими-то там потребностями, с такими-то характерными особенностями и некоторой сущностью.)
Так вот, как мне кажется, особый интерес представляет не сколько само отнесение АП к социокультурным явлениям, сколько поиск некоторой пропорции составных частей этой упрощённой схемы явления, удельных весов компонентов, основных и второстепенных звеньев (если таковые есть).

Вот. И если говорить о Вертинском (к примеру), то, как мне кажется, песни вполне могли бы оказаться впоследствии (например, сейчас в руках Лёши Ушаровского и Миши Гантмана) проводниками, когда есть Лёша и Миша и их принадлежность некоторому сегменту общества, определяющегося в том числе теми или иными важными ценностными ориентирами.

а вот в 1937, когда сам Михаил Анчаров ещё только почитывал книжки и был 14-летним мальчиком, вокруг Вертинского (например) и его песен вряд ли сформировалась именно такое социокультурное явление. Поскольку Лёш и Миш, готовых коммуницировать посредством песен В., было поменьше, а сам В. принадлежал к кумирам эстрады, невольно обозначая тем самым огромную непреодолимую пропасть между собой и Лёшами с Мишами.

Лёша и Миша, простите, что так.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 14 Май 2015 04:47:47 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Март 2011 11:36:32 PM
Сообщения: 740
и ещё немного про пункт 6.
Александр Костромин писал(а):
6. Если определить АП как синкретическое искусство (что сделал М.Л.Анчаров еще в 1937-м), то и "содержательность", и "непосредственное общение", и "социальность" окажутся необходимыми признаками песни наряду с никуда не девшейся "эстетической составляющей".


Я, в отличии от мудрых участников дискуссии, вообще не так уж и много знаю про АП и М. Л. Анчарова.
Однако что-то мне подсказывает, что определение АП по Анчарову вступает в принципиальное противоречие с мыслью о том, что АП "была" до 1937 г.
На сколько мне известно, М.Л. находился в мечтаниях о созидании (по крайней мере в 1937 г.), и только задумывался на тему: вот было бы здорово, чтобы придумали такие песни, которые и то и сё, словом, синкретичны. Аки первобытное искусство, но только, чтобы не в неразвитой первобытной форме, а чтобы сразу как надо.
Песни, которые папа передавал по радио, как и песни во дворе, надо полагать, его в этом смысле не очень устраивали. Видимо, и Вертинский тоже.
Т.е. я вот к чему:
"Если определить АП как синкретическое искусство", то при этом надо полагать, что Анчаров этого в 1937 году сделать если и мог, то только в мечтаниях о светлом будущем, а не описывая то, что его окружает.
Т.е. фактически Анчаровым была предложена скорее модель к реализации, нежели описано то или иное существующее явление.
Вероятнее всего, примерно в этот же период у некоторых выдающихся людей своего времени голова работала чем-то близко к тому, как она работала у Анчарова. Поэтому то, что произошло в ближайшем относительно 1937 года последующем временном периоде в сфере песенного творчества, очень удачно вписалось в упомянутую модель.
Социокультурная ситуация, однако.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005