Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Четверг 28 Март 2024 01:57:40 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 09:56:47 AM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 31 Май 2007 10:24:58 AM
Сообщения: 1761
Откуда: Прага
https://www.facebook.com/t.alekseeva/po ... 4372550107

Возможно лучше было бы этот текст разместить в обсуждении концертов, но и кое-что о конкурсе тут тоже есть.

ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ (о концерте, посвящённом С. Труханову, 19.04.18)

Вчера имел место эксперимент под названием «концерт к Дню рождения Сергея Труханова» (в Москве, в клубе «Дом»). И то, что произошло в итоге, по-моему, стоит обсудить. Или хотя бы сказать об этом вслух – как повод для будущих размышлений. Львиную долю концерта – практически всё первое отделение и частично второе – заняли самодеятельные исполнители песен Сергея Труханова, лауреаты некоего ЦАПовского конкурса. Увы, не знаю ничего об этом конкурсе, проводимом Александром Костроминым, но ведь важен сценический результат, а не формальности. А результат таков: если из авторской песни изъять интонацию, её больше не существует. Наглядно и несомненно подтвердилась идея Леонида Альтшулера о том, что авторская песня – это единство трёх текстов: музыки, слова и интонации. Только отрицательно подтвердилась, методом вычитания.

Всегда и все знали, что Сергей – выдающийся композитор и исполнитель. И волшебство его интонации – умолчания, паузы, переходы, замедления, вибрации, диалоги с гитарой, – впитывалось вместе с музыкой и уникальным объёмным тембром (как будто у самого его голоса была «подзвучка», тень от света). Не приходило в голову представить, что будет, если из песен Труханова выдернуть интонацию, просто отменить её. А вчера стало ясно, что будет: катастрофа… Кто-то пел получше, кто-то похуже – персоналии не важны. Голоса у большинства сильные, на гитаре играли неплохо, слова были все те же, что и у Сергея, мелодика примерно та же. Но никто не сумел даже приблизиться к его интонационному рисунку, узору. В результате часть его песен превратилась в откровенную «попсу», что не могло бы привидеться и в страшном сне. Эффект «попсовости» возникал, когда исполнитель давал голос, демонстрировал его, расправлял аки птица – крылья. А там очень многие форсировали голос, напирая на голый текст. Но стихи-то, на которые писал музыку Сергей, почти все – о любви, о тоске, о боли. И если про любовь-тоску-одиночество начинают петь прямым текстом, громогласно и открытым голосом, расширяясь до горизонта, получается мучительная для ушей «попса». Несколько раз приходилось выбегать из зала на улицу, чтобы пережить это.

Когда свои песни исполнял сам Сергей, это был взаимный танец звука и смысла. Прямые значения слов растворялись, их смывало его дыханием и интонацией будто дождём, смыслы пересоздавались заново. Труханов часто пел на контрапункте, передавая интонацией смысл противоположный тому, что говорят слова… Простейший пример – «Древнешумерское», про «любовь уходит как летний дождь». Сквозь всю песню рефреном шло «любовь уходит», а интонация передавала такую нежность и устойчивость, какая бывает только у земли, у дождя, у ветра, у всего, что нас держит и никогда не уходит. И так в каждой песне Труханова – сложнейшие отношения между смыслами и воспринимающим их слухом, сердцем, духом. Можно сказать, что Сергей сочинял музыку как читатель, как слушатель, угадавший в стихах глубину, не раскрытую самим автором.

Я вовсе не хочу сказать, что не стоит исполнять его песни. Но это либо должны делать мастера (как Оля Чикина или Григорий Данской, Алексей Тиматков, совсем чуть-чуть выступившие вчера на концерте). Либо если уж на сцену выходит самодеятельный автор, то в крайне малых дозах хотелось бы это слышать, а уж никак не полтора отделения от четырёхчасового концерта.

Смутили и видеоролики, которые, конечно, делались с любовью их создателями, спасибо им большое. Основная идея была – наложить аудиодорожки с нового диска Сергея поверх нарезки его выступлений с разных концертов и фестивалей. На видео Сергей словно «говорящая голова» – только открывал рот, а музыка шла из другого источника. Наложили хорошо, иногда казалось, что именно эти слова он и поёт. Но это противоестественно для авторской песни – разделить автора и его голос в момент исполнения, когда плёнка фиксирует живую мимику, выражение глаз, а звук несётся из другого времени и пространства. Как эксперимент – интересно, но смахивает на имитацию. Слайд-шоу было бы органичнее. Плюс реальные архивные записи хотелось бы увидеть – ради эффекта живого присутствия автора.

Сам диск примерно по тому же принципу сделан: студийные записи Сергея соединили с инструментами – саксофоном, флейтой, баяном. Послушать удалось пока лишь то, что включили в видеофрагменты. Кое-что на ходу показалось неплохо. Но в большинстве случаев инструмент вторгается в паузы Сергея и самозабвенно ведёт там своё соло, убивая паузу, а вместе с ней и авторскую интонацию. Если бы сам Сергей соединял свои песни с инструментами, наверное, это прозвучало бы иначе, но это делали за него другие люди, с другим слухом, другими душевными настройками.

Всё это лишний раз показало, насколько песни Сергея Труханова – «авторские» в полном смысле слова. Они наполнены воздухом его личных реакций, его внутренним ритмом, за которым следуешь, затаив дыхание, ожидая открытия. И проживая вместе с ним стихи как открытие. Если ничто не вторгается, не нарушает этого союза…

Одной из ведущих концерта и его организатором была Лилия Труханова, которая сказала со сцены: «Мы вам покажем, что мы сделали за эти месяцы, чтобы творчество Сергея Труханова не было забыто!» (а дальше как раз последовали самодеятельные конкурсанты). И тут опять мне, зрителю, поплохело. Потому что невозможно такое говорить о Сергее и его слушателях. Связь между Сергеем и его слушателями настолько нерасторжима и одновременно тонка, сердечна, проникновенна, его место в сердце настолько незаместимо никем и ничем, что призыв «не забывайте его» или предположение, что мы можем его «забыть», скребёт по душе будто вилка по стеклу (как и бодрые слова «Вливайтесь», «У нас тут всё дружно и молодо» и т.п., тоже Лилии). Намерения явно были благими. Но хорошо бы ещё и чувствовать – ЧЕМ Сергей был и является для мира авторской песни, – большого, многообразного, разбросанного по всей планете мира.

В течение вечера случились, конечно, и яркие, радостные моменты: чудесное, естественное, по-детски светлое выступление Григория Кружкова, участие Дмитрия Антоновича Сухарева, Михаила Кукина, а от «Алконоста» – Ольги Нечаевой и Андрея Чемоданова, пение Лидии Чебоксаровой, дивное, хоть и мимолётное выступление Ольги Чикиной с Гришей Данским и Алексеем Тиматковым… Вот о таком и мечталось, чтобы на концерте, посвящённом Сергею, мастера представляли СВОЁ – как диалог с ним, как обращение к нему. И не в мемориальном духе – «помните», «не забывайте», а в таком живом, хулиганском и смешном, как у тех же Чикиной с Данским и Тиматковым. В этих шутках, смехе и творческой игре своих товарищей Сергей был ЖИВОЙ, он любил всё это, был частью именно этого мира и этой радости. Иначе только оболочка остаётся и плоские слова о памяти, а сам дух Сергея улетает…

Вчера стало очевидно, что необходим ежегодный концерт памяти Труханова – наподобие «Луферовских пений» («Луф-парад» всё-таки – целый масштабный фестиваль) или «Берестовских чтений». Зал был переполнен, и чувствовалась сильная потребность вспоминать Сергея ВМЕСТЕ, приходить именно к нему и ради него. И видеть на экране архивные записи его реальных выступлений, слышать его друзей, поэтов, бардов – настоящих мастеров, каким был и он сам. А самодеятельность желательно – не больше трёх капель, гомеопатически.

И очевидно, что такому ежегодному событию памяти Сергея нужен художественный руководитель или худсовет – и здесь трудно представить кого-то, кроме товарищей по «Собакам» – Оли Чикиной, Гриши Данского и Алексея Тиматкова. Нужен кто-то, кто хорошо знает и понимает мир авторской песни, кто чувствует его изнутри, – его связи, его ценности, его воздух.

Хотя, возможно, эта река и разделится на ручьи – в одном месте будут «мемориал» и «дань памяти» с конкурсантами-исполнителями, а в другом (например, «Гиперионе») – какой-нибудь живой и интересный концерт, достойный имени и таланта Сергея… Всё как-нибудь уляжется и распределится в пространстве.

Одно ясно – невозможно с ним расстаться. То, что мог в авторской песне Серёжа, больше не может кроме него никто. И в его отсутствие уже никогда не сможет. Остаётся вспоминать, дорожить и вслушиваться. И не вторгаться с громким звуком в его бесценные паузы.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 05:33:30 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Алексей писал(а):
https://www.facebook.com/t.alekseeva/posts/1642044372550107

Возможно лучше было бы этот текст разместить в обсуждении концертов, но и кое-что о конкурсе тут тоже есть.

ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ (о концерте, посвящённом С. Труханову, 19.04.18)


Перенёс тему сюда. Этому предшествовала некоторая переписка.
Оригинал статьи Татьяны Алексеевой был опубликован в Фейсбуке, в котором меня не бывает. Ссылку на статью прислала мне Катя Луферова (которая тоже осталась недовольна концертом). Я попросил Катю:

Цитата:
Катя, передай, пожалуйста, Татьяне от меня: Пассаж "Львиную долю концерта – практически всё первое отделение и частично второе – заняли самодеятельные исполнители песен Сергея Труханова, лауреаты некоего ЦАПовского конкурса. Увы, не знаю ничего об этом конкурсе, проводимом Александром Костроминым" -- это одновременно снобизм и недопустимое для журналиста незнание предмета. Тот же Труханов играл в "этот конкурс" добрых два десятка лет (и Луферов, кстати, тоже не был чужд). Сценический результат, показанный Тиматковым, Данским (лауреатами, помнится, "этого конкурса") и Чикиной в этот раз показался мне местами ниже чем те же Ермолкина и Бадалян. например. Ещё раз -- человек, берущийся говорить про "авторскую песню", должен хотя бы бегло ознакомиться с историей оной. Увы.
А в целом -- конечно, всё плохо.

Татьяна прислала мне на мейл ответ:
Цитата:
Александр, добрый день!

Приношу вам свои извинения и прошу простить за неточности в упоминании конкурса (в моем эссе-отклике на концерт памяти Сергея). Катя написала мне, что переправила вам этот отклик и процитировала ваш ответ.

Очень сожалею, но я так же, как и Катя, решила, что это был какой-то специальный конкурс, посвященный исполнению песен Труханова. Из объяснений Лилии на концерте сложилось такое впечатление. А поскольку я не знала названия этого "специального конкурса", то ограничилась общей фразой. Теперь поняла - о чём шла речь.

Мне кажется, концерт исполнителей песен Сергея - это особенное действо, которое стоит проводить отдельно, для тех, кому интересен и важен именно опыт исполнительства и обучение ему. А для "просто зрителей" всё-таки хорошо бы традиционный концерт-приветствие, когда собираются мастера, связанные с ушедшим музыкантом-автором, и выступают для него. Надеюсь, постепенно всё наладится и опыт этого года поможет избежать каких-то ошибок в будущем... Главное - люди очень хотят вспоминать Сергея, хотят собираться в его память. Надеюсь, так и будет.


Поэтому тему перемещаю в "Поговорим об авторской песне".

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 07:18:21 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Алексей писал(а):
https://www.facebook.com/t.alekseeva/posts/1642044372550107

Наглядно и несомненно подтвердилась идея Леонида Альтшулера о том, что авторская песня – это единство трёх текстов: музыки, слова и интонации.

Леониду Альтшулеру, царствие ему небесное, принадлежит идея, что АП -- это "музыкальное интонирование русской поэтической речи". А идея единства трёх текстов принадлежит, нямс, Александру Мирзаяну, дай Бог ему здоровья.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 07:48:22 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Алексей писал(а):
https://www.facebook.com/t.alekseeva/posts/1642044372550107

Львиную долю концерта – практически всё первое отделение и частично второе – заняли самодеятельные исполнители песен Сергея Труханова, лауреаты некоего ЦАПовского конкурса.

Блок участников 29-го Московского конкурса на концерте был представлен шестью исполнителями.
1. "Лауреаты" (на 19.04 результаты 29-го Мосгора объявлены не были) были представлены Ириной Алфёровой. Лауреатом она стала, правда, с песнями других авторов, не Труханова, что не отменяет.
2. Наталья Ермолкина. Обладатель спецприза жюри Мосгора "За лучшее исполнение песен Сергея Труханова".
3. Наталья Пронина. Получила спецприз от Лилии Трухановой. Исполнение песни на стихи Иосифа Бродского "Посвящение Чехову" ("Закат, покидая веранду, задерживается на самоваре..") было, на мой вкус, очень достойным. До Третьего тура не дошла.
4. Дмитрий Двинских -- дипломант Мосгора в номинации "автор песен на собственные стихи". Отличается повышенным уровнем виртуозности игры на гитаре при исполнении собственных песен. При исполнении песни С.Труханова на концерте этого качества, увы, не проявил (не лучше, чем "неплохо").
5. Александра Волочкович. Участница Третьего тура.
6. Олег Мархилевич, не дошедший и до Второго тура Мосгора, принимал участие в концерте как представитель "народа" -- т.к. поёт песни Труханова в большом количестве и иногда неплохо, но преимущественно в лесной компании.
Всё. Остальная самодеятельность к "конкурсу, который проводит Александр Костромин" ( :shock:) отношения не имеет. Что, конечно, говорит не в пользу концерта -- но конкурс здесь уже не при чём

Upd: Похоже, я забыл всё-таки о седьмом участнике этого блока: Дмитрий Беляков. У него ещё у единственного не заработала подключка в гитаре. Участник Третьего тура.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 08:42:12 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Алексей писал(а):
https://www.facebook.com/t.alekseeva/posts/1642044372550107
Я вовсе не хочу сказать, что не стоит исполнять его песни. Но это либо должны делать мастера (как Оля Чикина или Григорий Данской, Алексей Тиматков, совсем чуть-чуть выступившие вчера на концерте). Либо если уж на сцену выходит самодеятельный автор, то в крайне малых дозах хотелось бы это слышать, а уж никак не полтора отделения от четырёхчасового концерта.

К сожалению, "совсем чуть-чуть" Данской, Тиматков и Чикина пели совершенно самодеятельным нестройным хором, ну никак не позволявшим каждому проявить своё уникальное я. Да к тому же эта группа, на которую я очень надеялся, совершила сценическое действие на мой взгляд просто недопустимое: повтор. После прозвучавших в авторском исполнении стихов Ольги Нечаевой петь тот же самый текст совершенно незачем. Да если ещё к тому же делать это "самодеятельным" образом...
Так что "дозировка" есть штука относительная. "Мастера", на мой взгляд, элементарно не дотянули до ожидавшегося от них уровня, что в целом повысило концентрацию "самодеятельности" вместо того, чтобы её разбавить до приемлемой концентрации.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 09:05:17 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Алексей писал(а):
https://www.facebook.com/t.alekseeva/posts/1642044372550107

В течение вечера случились, конечно, и яркие, радостные моменты: чудесное, естественное, по-детски светлое выступление Григория Кружкова, участие Дмитрия Антоновича Сухарева, Михаила Кукина, а от «Алконоста» – Ольги Нечаевой и Андрея Чемоданова, пение Лидии Чебоксаровой, дивное, хоть и мимолётное выступление Ольги Чикиной с Гришей Данским и Алексеем Тиматковым…

Ну никак не могу назвать невнятное чтение и подтанцовки совершенно пьяного Андрея Чемоданова "яркими, радостными моментами". Максимум возможного -- простить замечательному поэту поведенческие вольности. Как же: "Пророки врут, поэты пьют..." КНЦ ЦТТ. Но я в это время вспоминал, как мой замечательный друг Игорь Писарев в своё время был вынужден набить морду великому русскому поэту Леониду Губанову -- и не за то, что тот выбросил телевизор из окна квартиры Олега Чумаченко, а за поведение в отношении присутствовавших там дам...
Зачем в концерте участвовал тоже заметно подогретый Данил Файзов, вообще непонятно. Его воспоминания о себе любимом не украсили общего веселья.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 09:38:26 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM
Сообщения: 1217
Я Пастернака не читал, то есть на концерте не был, но из всего вышесказанного вырисовывается очевидная картина (тут собственно, тема концерта не имеет значения). У автора статьи есть четкий шаблон, кто достоин участия в действе и как это действо должно происходить. Что бы "достойные" не делали, они оправдывают ожидания хозяина шаблона. Что бы не делали все остальные, они лишь помеха "достойным" в глазах хозяина шаблона. Я сам подобным шаблонам чрезвычайно подвержен (вспоминается, например, диспут с Александром Николаевичем двадцатилетней давности об "ушате серости и пошлости"), так что за диагностику уверен ;)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 10:06:47 PM 
Не в сети
Пользователь побывал в бане
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 07 Март 2006 08:59:10 PM
Сообщения: 503
Хотелось бы послушать концерт. Может, потом что-то и скажу.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 10:28:01 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM
Сообщения: 1217
Gryzlov писал(а):
Хотелось бы послушать концерт. Может, потом что-то и скажу.

Легко ищется на youtube


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 10:51:36 PM 
Не в сети
Пользователь побывал в бане
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 07 Март 2006 08:59:10 PM
Сообщения: 503
Boris Felikson писал(а):
Gryzlov писал(а):
Хотелось бы послушать концерт. Может, потом что-то и скажу.

Легко ищется на youtube

Боря, а ссылку дать не проще?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 11:28:03 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Boris Felikson писал(а):
Gryzlov писал(а):
Хотелось бы послушать концерт. Может, потом что-то и скажу.

Легко ищется на youtube

Я что-то не нашёл пока.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Понедельник 23 Апрель 2018 11:47:12 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM
Сообщения: 1217
В строке поиска "Труханов" в фильтрах "по дате загрузкм"





Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 25 Апрель 2018 09:50:20 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM
Сообщения: 3292
Откуда: Москва
Цитата:
Сам диск примерно по тому же принципу сделан: студийные записи Сергея соединили с инструментами – саксофоном, флейтой, баяном. Послушать удалось пока лишь то, что включили в видеофрагменты. Кое-что на ходу показалось неплохо. Но в большинстве случаев инструмент вторгается в паузы Сергея и самозабвенно ведёт там своё соло, убивая паузу, а вместе с ней и авторскую интонацию. Если бы сам Сергей соединял свои песни с инструментами, наверное, это прозвучало бы иначе, но это делали за него другие люди, с другим слухом, другими душевными настройками.


Если я правильно понял, то речь про диск, который записал сам Сергей вместе с музыкантами.

Альбом уже года полтора как на Яндекс.Музыке. Помечен там 2012 годом.

https://music.yandex.ru/album/1590693


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005