Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Среда 18 Июнь 2025 01:44:31 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Воскресенье 16 Апрель 2006 12:38:52 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 09 Февраль 2006 01:24:13 AM
Сообщения: 333
Откуда: Москва
Давно собирался это написать, да импульса не было. А тут как раз по соседству один автор высказался на ту же тему "по горячим следам" прошлой мастерской. Надеюсь избежать повтора - по двум причинам. Во-первых, все авторы разные и каждый уносит с мастерской что-то свое. Во-вторых, попробую не повторяться и по форме - это будет не эссе, а что-то вроде протокола с комментариями, благо у меня запись сохранилась. Почему вроде? Потому что набивать всю кассету "как есть" лень и скучно. Авторская обработка будет такая:
1. Привожу разбор только одной песни (включая фрагменты разбора "творчества в целом", если они относятся к этой песне.
2. Реплики сокращены (убраны "бе-ме", чистые комплименты и другие неинформативные куски).
3. Реплики перетасованы - они подверстаны к тексту самой песни, там, где это получилось.
4. К репликам фонограммы подверстан мой комментарий.

Текст песни и мой комментарий "после драки" идет черным цветом, мои слова на фонограмме - красным (как нарушающие правила :) ), реплики участников - другими цветами. Имена большинства участников мне известны, но в этой публикации опущены. Дата мастерской - 18 ноября 2005.

Итак, сперва поется песня: http://kogan.info/night.mp3
Потом выдается текст (такой порядок разрешен):

Чай отставь на табурет, глаза прикрой.
Колыбельную от бед себе пропой:
"Отступайте, злые беды,
Волки, львы и людоеды
Спят. Пора бы и тебе бы
На покой."

Спи - нашептывает тьма - пора, пора.
Только рыхлый, как туман, фрагмент ковра
(Тот, где точка небольшая
Гладь узора нарушает)
Глаз сомкнуть не разрешает
До утра.

Не спускай с кровати ног, покуда ночь!
Ошибешься - в коридор войдешь иной,
В парк, притихший на рассвете,
В арку, где гуляет ветер,
В дом, которого на свете
Нет давно.

Птицей вскрикнет половица - и замрет.
Свет на книжную страницу упадет,
И по кругу абажура
Блики, числа и фигуры
В честь мою затеют хмурый
Хоровод.

Ночь песок пересыпает, мнет постель...
Постепенно отступают в толщу стен
Детства старые обиды,
Запах вара и карбида,
Карта древней Атлантиды
На холсте.

Чтобы там, в тени обоев, не стареть.
Чтоб позвать меня с собою по поре
В царство Рифм и Унисона,
В дом старинный, полусонный,
В лабиринт, что нарисован
На ковре.

Буду с длинною стеной играть в слова,
Буду ниткой шерстяною путь свивать,
Стану, различимый слабо
В карте мелкого масштаба,
Все ушибы и ухабы
Забывать.

Двор. Скрипучий коридор. Ковер. Стена...
Там - ведь правда - до сих пор живет без нас
В клетке северо-восточной
Та неправильная точка?
...Да теперь она, уж точно,
Не видна.

-------------------

А теперь начинается обсуждение.

- Песня много к чему отсылает. Ощущение, что тут собрано с десяток известных мне книг и еще некоторое количество каких-то других произведений - и я не знаю, что с этим делать. С одной стороны, мне это понравилось, потому что я нашла в этом очень много всего знакомого очень интересным образом сложенного вместе. С другой стороны, я не знаю, насколько это хорошо в смысле оригинальности. С третьей стороны, я не уверена, что это было сделано нарочно - скорее всего нет.
Подход профессионала - насекомое симпатичное, но не в этом дело, а в том, в какую графу классификации его поместить. Этот паттерн (понять "на что это похоже" и законстатировать сей факт, не делая из него никаких выводов) будет часто повторяться.

Чай отставь на табурет, глаза прикрой.
Проскользнуло. Как будто каждый, ложась спать, ставит перед собой табуретку и на нее чашку чаю :)

Колыбельную от бед себе пропой:
"Отступайте, злые беды,
Волки, львы и людоеды
Спят. Пора бы и тебе бы
На покой."

- Найдите мне такого ребенка, которого пугали львами! Волками - может быть, людоедами - может быть. Но львами - ну извините, ну куда...
- А причем тут ребенок-то?
- (громко) При том, что это классическое обыгрывание формулировки "К нам волчок не ходи, нашу Машу не буди"!
- Нет, почему ты решил, что ребенку вообще это все...
- Не тратьте время на разговоры друг с другом
Хоть ведущий формально прав, а так быстро затыкать выступающего может и не стоило - он, вобщем-то, дело говорил. Я успел это понять, а у остальных, видимо, оcталась лишь установка, что "так писать нехорошо" - а это жаль. Меж тем, проблема одного из слушателей - уже знакомый подход препаратора бабочек: мол автор взял нечто из классики (откуда ж еще?), но по дороге вставил своих неудачных слов и испортил. А бывает подход "наивного слушателя": нет никакого автора, а лиргерой реален. Тогда все быстро вcтает на места: герой сам себе в шутку поет колыбельную, в которой, по идее, должны перечисляться детские страхи. Перечисление у героя вышло не детское, шутка (у героя!) не удалась, нетрудно догадаться, почему.
К этому же эпизоду - о важности настройки автора на мастерскую, а не на концерт c комплиментами. Можно встать в оборонительную позу ("чего они к мелочам придираются?"), отодвинуть стул чуть подальше "чтоб не долетало" - но зачем тогда приходить-то было? А можно задуматься вместе с критиком - а и правда, к чему у меня этот странный образный ряд? И в результате надо критику спасибо сказать - если б не его придирки, я б не понял, насколько эта строка хороша, второй план так бы и остался в подсознании, глядишь, впоследствии и угробил бы строчку каким-нибудь "улучшением". А что сам критик "не въехал" - так это уж точно не моя забота.

Спи - нашептывает тьма - пора, пора.
- "Спи, наш кораблик покачивается на волне, как на хвостике беличьем..."
Продолжение попытки классифицировать насекомое. Или поиск ассоциаций - главная современная игра, с легкой руки Щербакова?
- С тем же успехом "Пора в дорогу, старина..."
- С тем же успехом все что угодно!
- А чье это?
- Это Устинов. И вообще по духу песни он как-то подходит
- Кудаа?!
- Ну не знаю, мне так показалось...

Не спускай с кровати ног, покуда ночь!
Ошибешься - в коридор войдешь иной,

- это Фрай
- Ночной Дозор!
Вобщем я и сам люблю играть в ассоциации. Но тогда все же Кастанеда, а не насквозь вторичный Фрай. Особенно в контексте входа героя в узор. Правда и Фрая я однажды читал, так что может быть, может быть...

В парк, притихший на рассвете,
В арку, где гуляет ветер,
В дом, которого на свете
Нет давно.

Проскочило незамеченным, но все равно с этим надо бы что-то сделать - у нас ночь все-таки или рассвет? Да и рифма не ахти.

Птицей вскрикнет половица - и замрет.
- Про половицу - это точно от Городницкого
Не покупаю. У Городницкого - про мостовую. Признать, что само слово теперь табуировано, не готов.

- Еще автор со звукописью баловаться особо не любит. Оно все проговаривается, а не проливается, выходит, но не выплывает. То есть над красивым звучанием строки - именно звучанием, а не осмыслением - там еще много чего еще можно сделать, для того, чтобы челюсть ловилась только на уровне досок пола.
- Вот тут ровно половина строфы звукописна, даже больше
Ночь песок пересыпает, мнет постель...
Постепенно отступают в толщу стен
Детства старые обиды,
Запах вара и карбида,
Карта древней Атлантиды
На холсте.

- Да, вот там оно было - но не везде
- Нельзя же все время сипеть и шипеть?
- Атлантида - это одновременно Булычев или... ну кто угодно
- Извините, изначально вообще-то Платон, если я правильно помню

Чтобы там, в тени обоев, не стареть.
Чтоб позвать меня с собою по поре

- "По поре" - ужасное словосочетание: так в русском языке не говорят.
- "По поре" говорят, но не могу вспомнить...
- Говорят, Леша
- "По поре" - в значении "иногда"
- "по осени"?
- "Я люблю по холодной осенней поре побродить в Новодевичьем монастыре"
Дискуссия продолжается, пример не услышан.
- Пример приведен, Леша
Дискуссия продолжается.
- Новодевичий монастырь Городницкого
Дискуссия смолкает.
- Скажем так, грамматически не запрещено
- Но просто не очень благозвучно

Двор. Скрипучий коридор. Ковер. Стена...
Там - ведь правда - до сих пор живет без нас
В клетке северо-восточной
Та неправильная точка?
...Да теперь она, уж точно,
Не видна.

- На слух воспринимается: "там ведь Правда до сих пор живет без нас".
- Свидетельствую, что именно так и воспринимается
Действительно, прокол. И действительно, не замеченный. Вот конкретный результат мастерской, перевешивающий всю "воду" даже в одиночку - кто б мне еще об этом сказал? Буду думать.
- В последнем куплете мы возвращаемся к точке (она не видна, мы уснули) - совершенно не вспоминается, что она имела место во втором куплете.
- (неcколько голосов) Вспоминается, вспоминается.
Интересная трактовка - она не видна, потому что в конце герой уснул. Мне такое материалистическое объяснение в голову не приходило.

Дальше по песне в целом.
- Я бы сказала мелодия очень стандартная и куплет очень маленький.
- Что значит - стандартная? Это Щербаков.
- В смеси с Городницким
- Нет - это Щербаков, спетый Городницким
- Для того стиля, в котором песня написана, мелодия достаточно стандартная.
- Я не про авторство, я про звучание. При таком количестве куплетов она действительно начинает действовать как колыбельная, то есть устаешь следить за смыслом.
- Я еще могу от себя сказать, как свидетельство, что мне мелодия откровенно мешала, казалась противоестественной, маскирующей реально существующие смыслы и подкидывающей какие-то, которых там вроде бы и нет - вобщем, мне ее приходилось преодолевать на протяжении всей песни.
Серьезное замечание. Обычно мелодия у меня образуется вместе c фрагментом текста в самом начале и потом не меняется (в данном случае первоначальный фрагмент стал шестым куплетом). Мелодия-то не меняется, а текст за время работы сильно плывет, так что расхождение возможно. Боюсь, что проанализировать его самостоятельно мне не по зубам, нужна чья-то помощь. Но по крайней мере проблема обозначена.
- В мелодии - фрагмент из припева "И это добрая примета"
- Yes! Вот что постоянно свербило!


- Получилось 3 взаимопроникающих рассказа. Причем зачем этот откровенно еще один прикол на тему Виктора Баранова, у которого ребенок засыпает хорошо, а вот просыпается фигово, поэтому ему нужно петь просыпальные песни итд. То есть получилась анти-колыбельная. С другой стороны, откровенно более слабый заход в тему детства, которое до сих пор где-то есть вещественное, в отличие от воспоминаний. Третий момент - местами проглядывает кимовский текст "За книжную обложку шагни, как за порог". Но при этом - ну настоолько необязательные слова, которые заставляют думать что это не бага, это фича - но какая-же она неприятная.
Как я сказал, реплики перетасованы, эта была ближе к началу. Из конкретики последовало "нерусское" "по поре" и неправильные звери, то есть не так уж все оказалось страшно. Опять автору на заметку - фильтровать необоснованные "все плохо" (как и "все хорошо"), а лучше просить пояснений. Да, автор не имеет права что-то объяснять, но попросить участника объяснить, что тот имел в виду - не криминал. Вот реплика того же участника ближе к окончанию обсждения.
- То ли герой, то ли автор, то ли оба - визуалы. Главный прокол возникает при примеривании слов на то место где они стоят. Образы - работают, образы - щупаются, видятся, а вот отдельные слова по их реализации - гуляют в пределах люфта, который иногда на грани фола. И, по большому счету, это единственная вещь, которая портит впечатление.
Видите, вроде о том же, но не так, как прежде. И это нормально - нельзя требовать тщательно отрадактированного суждения от того, кто впервые услышал песню минуту назад. Редактировать все это и примерять на себя - работа автора, раз уж он на мастерскую пришел. В связи с чем аудиозапись крайне рекомендуется. Кстати, про "визуала" все точно - я сознательно ценю картинку выше, чем чисто текстовые изыски, и готов пожертвовать ради нее рифмой, звукописью, даже грамматикой.

- У меня субъективное ощущение, что получился гимн коммунальной квартиры (или квартире). Вообще, столько строф и вот все это блуждание внутри одной квартиры - это интересно! То есть, человек засыпает в этой комнате и вот восемь строф он рассуждает об обоях об этой квартире - это интересно...
(...skip...) Это песня человека, который ищет стержень какой-то жизненный и вот бессоница, поиск вот этот... и пытается что-то найти, какие-то новые смыслы в жизни...
Есть контакт!! Совершенно незнакомый мне человек принял картинку целиком и оттранслировал ее обратно. Песня состоялась, пускай среди одного слушателя. Заметьте, это единственный участник, который попытался услышать песню в целом, а не разъять ее на кусочки или убежать по ней в литературные аллюзии. В идеале, в этот момент надо сказать всем остальным "спасибо" и спрашивать только его про технические огрехи - ибо какой смысл разговаривать об искажениях сообщения с теми, кто принял белый шум? Увы, от того, у кого состоялось синтетическое восприятие, трудно добиться аналитики. Поэтому "слушатели всякие важны". Тот же участник:
- А вот это сознательно или нет: "на покой - до утра - нет давно - хоровод - на холсте - на ковре - забывать - не видна"? Последние строчки как-бы ассоциативны - это не нарочно?
- Нет
Хотя кто его знает? Мне, вобщем, нравится такой иррациональный подход.

----------------------
Уф, кажется, все - мои поздравления тем, кто дочитал до этого места. Наверное, стоит как-то это все резюмировать, но я пока не готов. Послушаю лучше, кто что скажет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Воскресенье 16 Апрель 2006 02:55:51 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
А еще - "умеешь считать до десяти - остановись на семи".
После этой песни я аккуратно, никого не спрсясь, заныкал текст. Но, какправило, я такого никогда не говорю - ну, разве что Капустину сказал на прошлой мастерской. Говорил-то я не о том, как мне удалось провести идентификацию, а о том, что мне мешало. :wink:
Если мастерская - оркестр, то не стоит прикапываться к барабану, что он играет не так сладко, как скрипка. 8)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Воскресенье 16 Апрель 2006 05:02:41 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 09 Февраль 2006 01:24:13 AM
Сообщения: 333
Откуда: Москва
posadnik писал(а):
После этой песни я аккуратно, никого не спрсясь, заныкал текст. Но, как правило, я такого никогда не говорю

Это зафиксировано в фонограмме. Просто я классифицировал это как комплимент и на этом основании срезал.

posadnik писал(а):
Говорил-то я не о том, как мне удалось провести идентификацию, а о том, что мне мешало.

Конечно, я несколько утрировал в комментарии - не один человек эту идентификацию произвел, а Жуков в конце это явно и сказал (что-мол да, он тоже произвел). Но мало кто счел своим долгом эту идентификацию отзеркалить, в то время как довольно косвенные литературные ассоциации вербализовались в избытке. А я считаю, что вербализовать идентификацию важно - а то получится, что один спел анекдот, а другой объясняет, какие детали ему помешали воспринять этот эпос (не произнося при этом слова "эпос") :D.

posadnik писал(а):
Если мастерская - оркестр, то не стоит прикапываться к барабану, что он играет не так сладко, как скрипка.

Exactly. Я как раз и пытался объяснить, что все инструменты звучали не зря, и лично у меня не возникало ни малейшего желания какой-то из них выключить :D.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005