Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Четверг 28 Март 2024 12:13:21 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Среда 28 Апрель 2010 01:32:41 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота 24 Декабрь 2005 10:02:40 PM
Сообщения: 349
Откуда: Москва
brusnika писал(а):
Чистота звука и чистота тембра не очень зависит от громкости звука и от мощности аппаратуры. В своей работе постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда аппаратура с меньшей (в разы) "киловаттурой" озвучивает помещение более "слухабельно", чем формально более мощная аппаратура.

Уточню: это было одно и то же помещение, с одним и тем же звукорежиссером? в противном случае сравнение немножко некорректно :)

brusnika писал(а):
Если зал Политеха акустически организован, то как раз не нужна мощная, нужна тонко настраиваемая аппаратура.

Это неверно:
1) чем лучше звучит зал без аппарата, тем сложнее его озвучить аппаратом;
2) чтобы легче было эти сложности преодолеть, лучше иметь запас по киловаттам. Это совершенно не означает, что нужно аппарат раскачивать на большую громкость;
3) хотя (как ни странно!) часто в гулких залах как раз помогает немного добавить громкости — и звук становится разборчивее. Мне тоже долго в это не верилось, но это так.

Насчёт же рассуждения про "партитуру" отвечу отдельно :)

_________________
Лев Кузнецов


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 28 Апрель 2010 01:56:51 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота 24 Декабрь 2005 10:02:40 PM
Сообщения: 349
Откуда: Москва
Алексей писал(а):
Интересно, а микрофон-гарнитура мог бы решить озвученую проблему "боязни" микрофона?

Это совершенно отдельный инструмент, которым тоже надо уметь пользоваться. И эти умения, разумеется, во многом другие, чем с обычным вокальным микрофоном. Чтобы хорошо петь с гарнитурой, надо именно учиться петь с гарнитурой :)

Из "наших" исполнителей (в смысле, в АП) с гарнитурой много работала Ольга Серебряная. Я это наблюдал на репетициях и концертах. Там тоже всё непросто. :) И, кстати, сейчас она вернулась к традиционным сценическим микрофонам.

Natashik писал(а):
Цитата:
Интересно, а микрофон-гарнитура мог бы решить озвученую проблему "боязни" микрофона?

Было бы очень много заводок.

Ну это даже не главное. Многие гарнитуры имеют ту же самую кардиоидную или более узкую диаграмму направленности, что и обычные микрофоны. Поэтому по GBF они, в общем-то, сравнимы.

Главное всё-таки то, что хорошая гарнитура звучит хуже, чем хороший обычный вокальник. А очень хорошая гарнитура (вроде DPA) звучит уже сравнимо, но стоит впятеро дороже :)

_________________
Лев Кузнецов


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 28 Апрель 2010 02:00:57 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 24 Апрель 2008 02:21:38 PM
Сообщения: 1159
Ага, Лев, спасибо за отдельную темку, муж вернется - подключится к разговору.
Я сторонний наблюдательпроисходящих процессов, поэтому могу что-то неправильно или неточно сформулировать.

Когда говорила про более тонконастраиваемую аппаратуру имела в виду как раз то, что зал, заточен на голос, а самый сложный звуковой аппарат - как раз живой человеческий голос, поэтому и аппаратура настройки должна быть тонко отрегулирована.
Кстати, не подумала, что действительно для более тонкой работы со звуком нужна мощная аппаратура - как раз для обеспечения более тонкой работы.:)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 28 Апрель 2010 06:47:16 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 04 Февраль 2009 02:00:50 PM
Сообщения: 45
Откуда: Москва
Лёва, когда-то мы с Петром Трубецким были на спец.конференции по звукоархивированию и звукорежиссуре.
Так вот там авторитетно утверждалось спецами-практиками, что звукоаппаратура для достоверности звука в аудитории должна всегда работать на начальной, строголинейной (на всех паспортных частотах!) части характеристики - тогда будет самая правильная передача тракта от микрофона до слушателя в б0льшей части аудитории.
Так что минимум 50-процентный запас мощности просто необходим. И чем больше этот запас, тем естественнее звук, слышимый слушателем.
---------
Димитрий П.Соколов.


Последний раз редактировалось dimpal Среда 28 Апрель 2010 07:08:10 PM, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 28 Апрель 2010 06:53:33 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Суббота 24 Декабрь 2005 10:02:40 PM
Сообщения: 349
Откуда: Москва
dimpal писал(а):
Лёва, когда-то мы с Петром Трубецким были на спец.конференции по свукоархивированию и звукорежиссуре.
Так вот там авторитетно утверждалось спецами-практиками, что звукоаппаратура для достоверности звука в аудитории должна всегда работать на начальной, строголинейной (на всех паспортных частотах!) части характеристики - тогда будет самая правильная передача тракта от микрофона до слушателя в б0льшей части аудитории.
Так что минимум 50-процентный запас мощности просто необходим.

Ну это-то вообще не обсуждается — чем меньше искажений (в сугубо инженерном смысле слова) вносит PA, тем лучше. И да, запас мощности этому способствует, это тоже правда :) Единственное — я не понял насчёт "50 процентов". Процентов ОТ ЧЕГО, Димитрий Павлович? :)

_________________
Лев Кузнецов


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 28 Апрель 2010 07:16:29 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 04 Февраль 2009 02:00:50 PM
Сообщения: 45
Откуда: Москва
Предположу (память уже подводит, м.б говорилось тогда даже о 20 процентах), что это проц. используемой мощности колонок и динамических характеристик тракта звукоусиления.

Да ты и сам это всё знаешь. Просто мне кажется, что те колонки, что в Политехе, действительно маловаты для объема Большой аудитории.

Когда Игорь Грызлов устраивал в этом зале первый большой концерт Михаили Щербакова, помню, он мне говорил, что пришлось привозить некий комплект аппаратуры, т.к. тот, что был штатно совершенно не годился для. И потом - целый день "отстраивать" акустическую картину. Конечно, теперь аппараты лучше и совершеннее.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Апрель 2010 09:39:10 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 17 Январь 2006 11:03:45 PM
Сообщения: 234
Откуда: ЦАП
Про МосГоре:
Лев, я не говорил, что больше мощности - хуже. Я говорил, что та, которая имеется, достаточна для приличной озвучки. Что ты и показал. И ты же рассказал как и почему. (кстати ИМХО как раз необходима и достаточна - как в математике)
Я вообще не понял, почему тебя не попросили порулить весь концерт... Чтобы тому мужику обидно не было, да?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Апрель 2010 12:25:36 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 29 Апрель 2010 11:48:48 AM
Сообщения: 10
Предлагаю, альтернативную запись послушать Марии Веремеевой.
И обратить внимание на взрывные согласные "б", "п" и дыхание. Они на этой записи присуствуют.
(ссылка будет ниже - форум не пропускает!)
Жду комментариев.
Лично меня напрягает регулярные низкочастотные "щелчки", "бухание". Часто такое наблюдается в беспроводных микрофонах. Здесь микрофоны были проводные.
Запись была сделана, где-то в ряду 4 с конца зала на репортерский диктофон EDIROL R-09, при монтаже доп. обработка не использовалась. Во время этого исполнения я находился на сцене за кулисами, ощущения были еще хуже.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Апрель 2010 12:25:56 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 29 Апрель 2010 11:48:48 AM
Сообщения: 10
http://ifolder.ru/17504911


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Апрель 2010 03:54:58 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Ответил в параллельной ветке:
viewtopic.php?t=2689&start=180

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Апрель 2010 08:36:32 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Раз пошла такая тема, напомню про текст, наговоренный когда-то мной. Он есть и на нашем сайте: http://www.ksp-msk.ru/uploads/school/44 ... 175/mp.pdf , но, имхо, лучше читать там, где он изначально появился -- в ЖЖ Игоря Белого: http://bujhm.livejournal.com/256666.html
Там есть всякие комментарии.
Откомментирую немного здесь: лекция читалась на детско-юношеском фестивале, т.е. по определению для людей неопытных (опытные всё это и без меня знают). Поэтому многие вопросы огрублены, а о многом просто не сказано. Главная задача текста скорее настроечно-психологическая: не бойтесь микрофона, не укусит. Но основные тезисы по работе с микрофоном Shure SM58 там высказаны.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Апрель 2010 08:53:54 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Давно хотел также откомментировать комментарий Фонарика к вышеприведённому тексту (см ЖЖ Белого):
Цитата:
Знаешь Костромин конечно хорошо на гитаре играет но его идеи по поводу "заглоточности" микрофона шур28 и о том что в него надо петь расположив его прямо таки внутри рта.... Скажем так ни коим образом не коррелируют ни с мнением специалистов фирмы Шур ни с некоторым количеством звукорежисеров. все обычно на него тихо ругаются пока он давит их своим авторитетом :(

Цитата:
припоминается спор на прошлом или позапрошлом канале звукачей с костроминым... откопали мануал от того самого шура, в котором присутствовала цифра 2.5...
вот говорит костромин - видете идеальное расстояние 2.5 мм от рта.. правда оказалось что цифра дана не в мм а в дюймах...


Это не так. По крайней мере в инструкции к SM58 сказано нечто другое.

Мы тут недавно в ЦАП прикупили два родных Shure SM58 вместе с инструкциями, так что позволю себе инструкцию в очередной раз процитировать.

Ну, во первых, "The SM58 has a tailored vocal response for a sound which is a world standart". То есть "SM58 имеет специально разработанную вокальную характеристику для звука, являющегося мировым стандартом". Мировой, значит, стандарт.

"General Rules for Use"
Основные правила для использования


• Aim the microphone toward the desired sound source (such as the talker, singer, or instrument) and away from unwanted sources.
Направляйте микрофон на выбранный источник звука (такой как разговаривающий, певец, или инструмент) и прочь (в противоположном направлении) от нежелательных источников звука.

• Place the microphone as close as practical to the desired sound source.
Располагайте микрофон настолько близко к выбранному источнику звука, насколько это возможно практически.

• Work close to the microphone for extra bass response.
Работайте вплотную к микрофону для лучшей басовой характеристики.

• Use only one microphone to pick up a single sound source.
Используйте только один микрофон для озвучивания одного источника звука.

• Use the fewest number of microphones as practical.
Используйте как можно меньше микрофонов, насколько это возможно практически.

• Keep the distance between microphones at least three times the distance from each microphone to its source.
Соблюдайте дистанцию между микрофонами как минимум в три раза большую, чем дистанция от каждого микрофона до его источника звука.

• Place microphones as far as possible from reflective surfaces.
Располагайте микрофоны возможно дальше от звукоотражающих поверхностей.

• Add a windscreen when using the microphone outdoors.
Используйте [дополнительную] ветрозащиту когда используете микрофон вне помещения.

• Avoid excessive handling to minimize pickup of mechanical noise and vibration.
Избегайте излишних манипуляций, чтобы минимизировать подхватывание механического шума и и вибрации.

• Do not cover any part of the microphone grille with your hand, as this will adversely affect microphone performance.
Не закрывайте никакую часть микрофонной решетки руками, поскольку это будет неблагоприятно воздействовать на характеристики микрофона.


The following table lists the most common applications and placement techniques. Keep in mind that microphone technique is largely a matter of personal taste; there is no one "correct" microphone position.

В нижеследующей таблице приведены наиболее общие приложения и технические расположения. Имейте в виду, что микрофонная техника -- в болшой степени дело личного вкуса; единственной "правильной" позиции микрофона не существует.

APPLICATION
Применение

Vocals
Разичные виды вокала

SUGGESTED MICROPHONE PLACEMENT
Рекомендуемое расположение микрофона


[1.]
Lips less than 15 cm (6 in.) away or touching the windscreen, on axis to microphone.
Губы ближе чем 15 см (6 дюймов) или касаются ветрозащиты, по оси микрофона

--

TONE QUALITY
Качество звука


Robust sound, emphasized bass, maximum isolation from other sources.
Крепкий, сильный звук, подчеркнутые басы [низкие частоты], максимум изоляции от других источников звука.

[2.]
15 to 60 cm (6 in. to 2 ft.) away from mouth, just above nose height.
от 15 от 60 см (от 6 дюймов до 2 футов) от рта, на высоте носа.

--

Natural sound, reduced bass
Натуральный звук, уменьшенный бас [пониженное содержание низких частот]

[3.]
20 to 60 cm (8 in. to 2 ft.) away from mouth, slightly off to one side.
от 20 до 60 см (от 8 дюймов до 2 футов) от рта, слегка сместив в одну сторону [несколько сбоку]

--

Natural sound, reduced bass and minimal "s" sounds
Натуральный звук, уменьшенный бас [пониженное содержание низких частот] и минимальные "с" звуки [минимальный свист на шипяших звуках]

[4.]
90 cm to 1.8 m (3 to 6 ft.) away
На расстоянии от 90 см до 1,8 м (от 3 до 6 футов)

--

Thinner, distant sound; noticeable levels of ambient noise.
Более тонкий, отдалённый звук; заметные уровни окружающего шума.

Отметим, что вариант [1.] является практически "единственно возможным" (по крайней мере есть все основания его рекомендовать) В УСЛОВИЯХ СЦЕНЫ, отличающихся наличием "других источников звука". Варианты [2.] и [3.] хороши для студийных условий, если пренебречь басами. Вариант [4.] экстремален и в общем нежелателен.

И последнее:

Proximity Effect
Эффект близости

Unidirectional microphones such as the SM58 progressively boost bass frequencies by 6 to 10 dB below 100 Hz when the microphone is at a distance of about 6 mm (1/4 in.) from the sound source. This phenomenon, known as proximity effect, can be used to create a warmer, more powerful sound. To prevent explosive low frequency sound during close-up use, the SM58 bass response gradually rolls off. This provides greater control and helps the user take advantage of proximity effect.

Однонаправленные микрофоны, такие как SM58, прогрессивно повышают басовые частоты на 6 -- 10 децибел ниже 100 герц, когда микрофон находится на дистанции около 6 мм (1/4 дюйма) от источника звука. Этот феномен, известный как "эффект близости", может быть использован для создания более тёплого, более мощного звука. Для того, чтобы исключить "взрывной" низкочастотный звук на протяжении использования "вплотную", кривая характеристики низких частот микрофона SM58 постепенно понижается. Это обеспечивает бОльший контроль и позволяет пользователю получить пользу от эффекта близости.

Вот как-то так. 6 мм -- любимое расстояние для SM58 :)

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 03 Май 2010 10:45:04 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 29 Апрель 2010 11:48:48 AM
Сообщения: 10
Из приведенного Александром Николаевичем перевода ясно видно, что микрофон Shure - может работать (использоваться) на разных расстояниях, в зависимости от решаемой задачи, чем ближе, тем больше низких частот. Поэтому с моей точки зрения, не правильно говорить про 6 мм - как наилучшее расстояние для исполнителя, например, натуральность звука достигается и при 10 см, причем без уменьшенного баса (как написано в инструкции). А подчеркивание низких на 6 мм, искажает реальный звук, но может быть использовано для создания особого, бархатистого звучания.
А еще важно знать с каким звуковым планом имеем дело (так же как в телевидении).
Вот что на этот счет писал Кузюренко в книге Кузюренко Ю.И. Звукозапись с микрофона. 2 изд., перераб. и доп. – М.: Радио и связь, 1988. – 112 с.
Цитата:
Звуковые планы и звуковая перспектива при записи

На микрофон, установленный в той или иной точке помещения, от источника звука обычно, воздействуют энергия прямого звука Епр (эта энергия уменьшается пропорционально квадрату расстояния от источника) и энергия диффузного (рассеянного) звука Еотр результат большого числа отражений звуковых волн от поверхностей и предметов, находящихся в помещении). Таким образом, общая звуковая энергия, воздействующая на микрофон, Е= =Епр+Еотр. Вблизи от источника звука микрофон воспринимает главным образом прямой звук. На больших расстояниях преобладает воздействие отраженных звуков. Между областью с решающей ролью прямого звука и областью, где начинается преобладание отраженного звука, находится пространств в котором обе составляющие звукового поля сравнимы между собой.

Наш слух различает обе составляющие звукового поля и определенным образом воспринимает соотношение между ними. Соотношение между прямым и отраженным звуками в какой-либо точке студии называется акустическим отношением (акустическим балансом) и выражается формулой А=Еотр/Епр.

Человек, слушающий исполнителя непосредственно на концерте, благодаря бинауральному восприятию звука может определить направление прямых звуковых волн, сосредоточить свое внимание на их примере и как бы отстроиться от. восприятия отраженных волн. При прослушивании же фонограммы слушатель лишен подобной слуховой избирательности, так как микрофон "слышит" как бы одним «ухом» и принятая им сумма прямых и отраженных звуков воспроизводится только из одной точки — громкоговорителя. Поэтому естественность звучания, тембр и впечатление о реверберации помещения в значительной мере зависят от значения акустического отношения в точке размещения микрофона.

Действительно, при нахождении микрофона на близком расстоянии от исполнителя, когда акустическое отношение мало (А<1), т. е. когда преобладает прямой звук, а действие отраженных волн ничтожно, реверберация на слух кажется значительно меньшей, чем на самом деле (даже в гулком большом помещении). Этим приемом удается создать четкое «сухое» звучание, соответствующее, как говорят, крупному звуковому плану.

Располагая микрофон на значительном расстоянии от исполнителей, можно попасть в зону, где влияние отраженных звуков (диффузного поля) значительно больше, чем прямых (А>1). Тембр звучания в этом случае изменится, звучание будет более гулким, размытым и субъективное ощущение реверберации значительно увеличится. Этим приемом пользуются, например, в заглушенных помещениях, ставя один из микрофонов далеко от исполнителей для придания звучанию пространственности («воздушности»).

Таким образом, в то время как стандартная реверберация студни практически неизменна, выбирая место микрофона относительно исполнителя, можно изменять акустическое отношение и, следовательно, зависящее от него субъективное ощущение реверберации (эффективная реверберация). Умело используя явление эффективной реверберации, располагая микрофон на различных расстояниях от источника звука, можно получать различные звуковые планы. Эффект различных звуковых планов определяется также в зависимости от изменения силы звука и тембра звучания. Так, если громкость звука постепенно ослабевает, то создастся впечатление удаления источника звука от слушателя, и, наоборот, звук, громкость которого нарастает, кажется приближающимся к слушателю.

Вместе с тем наш слух хорошо отличает близкие звуки малой громкости от мощных, но весьма удаленных. Объясняется это тем, что при распространении звука высокие частоты (короткие звуковые волны) затухают значительно скорее, чем низкие (длинные звуковые волны). Так, например, звуки грома, оглушительные и резкие вблизи, воспринимаются на расстоянии как глухие и неясные раскаты.

Таким образом, с изменением расстояния от источника звука до слушателя меняется тембр звучания. Техника получения различных звуковых планов составляет основу работы звукорежиссера при записи и обеспечивает художественную выразительность записываемого произведения. Подобно тому, как в кино, в зависимости от большего или меньшего приближения объекта съемки к камере, создается различный зрительный план (крупный, средний и дальний), так и при звукозаписи различают три основных звуковых плана: крупный, средний (естественный) и удаленный (общий).

Крупный план. Если источник звука при записи разместить близко от микрофона, то этот источник при прослушивании будет казаться больших размеров и создастся впечатление, что он как бы находится перед громкоговорителем. В этом случае прямые звуки от источника, идущие в микрофон, преобладают над отраженными (А<<1).

Голос исполнителя в крупном плане кажется близким и подчеркнуто интимным. Создается впечатление, что человек говорит на ухо, причем в звучании голоса выявляются малейшие его оттенки. Любая артикуляция исполнителя принимает ярко индивидуальный характер, а паузы и модуляции голоса акцентируются.

Однако размещение источника звука в непосредственной близости от микрофона может вызвать искажение звучания. Пение певцов с сильными голосами в крупном плане производит впечатление сдавленности. Для того чтобы записать венцов или музыкантов в таких условиях, от них требуется особая техника исполнения.

Средний план. С увеличением расстояния между микрофоном и источником звука энергия прямых звуков, воспринимаемых микрофоном, будет убывать, а энергия отраженных звуков увеличиваться, иначе говоря, будет увеличиваться акустическое отношение и тогда постепенно начнет вырисовываться акустическая обстановка студии. При определенном соотношении прямых и отраженных звуковых волн (приблизительном равенстве тех и других) будет достигнут средний план (А≈1).

Средний план соответствует такому размещению микрофона относительно источника звука, при котором впечатление при прослушивании речи или музыкальной программы совпадает с естественными условиями слушания. Так, например, при разговоре собеседники находятся обычно на расстоянии от 1 до 3 м, а наилучшее прослушивание концертной программы обычно наблюдается в середине зала.

В процессе записи следует размещать исполнителя именно в среднем звуковом плане, если только не ставится задача получить какие-либо специальные звуковые эффекты. Для каждого источника звука (например, музыкального инструмента) расстояние до микрофона, дающее средний звуковой план, зависит от реверберации помещения, в котором проводится запись, от характера звучания самого источника, а также от типа применяемого микрофона. Перемещая микрофон относительно источника звука (или наоборот), сравнивают звучание при контрольном прослушивании с натуральным, т. е. непосредственно в зале, где производится запись, до тех пор, пока не достигнут естественного звучания записи.

Удаленный план. При дальнейшем увеличении расстояния между микрофоном и источником звука растет акустическое отношение, т. е. все больше и больше оказывают влияние на запись отраженные звуки (А>>1). У слушателя создается ощущение большего расширения звукового пространства, чем на самом деле. Удаленные планы применяются для создания впечатления большого объема и глубокой звуковой перспективы. При этом слушатель слышит весь ансамбль слитно, его внимание не перегружается отдельными деталями в звучании музыкальных инструментов и произведение воспринимается им как единое целое.

Все рассмотренные нами случаи взаимного расположения микрофона источника звука сведены в табл. 3.


Таблица 3

План звучания Акустическое отношение Кажущаяся величина источника звука Кажущиеся размеры окружающего пространства Производимый эффект
Крупный Стремится к нулю Больше действительной Минимальные Впечатление интимности, ограниченности пространства
Средний (естественный) Близко к единице Нормального размера Соответствующие натуре –
Удаленный (общий Стремится к бесконечности Меньше действительно Максимальные Впечатление объема, массовости, силы и мощи



Выбрать расстояние 1 (в метрах) между микрофоном и источником звука для получения того или иного звукового плана с учетом объема помещения V (в кубических метрах) и стандартного времени реверберации Т (в секундах) этого помещения можно по эмпирической формуле 1=(2KV/T)1/2 где К — коэффициент эффекта объемности звука, составляющий 10—25 для симфонического оркестра, 3 —12 для малого оркестра, 4—15 для рояля соло, 1,2 – 6 для скрипки и виолончели, 0,5—2,4 для пения соло и 0,2—0,8 для речи. Меньшие численные значения К соответствуют крупному звуковому плану, а большие — удаленному. Так, например, если запись небольшого музыкального ансамбля проводится в помещении объемом 200 м3 с реверберацией 1 с и при этом необходимо получить крупный звуковой план, то, выбирая коэффициент К=3, определяем, что микрофон следует разместить от исполнителей на расстоянии 1,5 м.

Представление о расстояниях до источников звука, размещенных в разных звуковых планах, воспринимается через микрофон как звуковая перспектива, т. е. многоплановость (какие-то инструменты звучат на переднем плане, какие-то глубже, дальше и наконец совсем далеко). Звуковая перспектива в глубину должна особенно чувствоваться при записи крупных исполнительских коллективов, занимающих большое пространство в помещении. Это в первую очередь произведения для солиста с оркестром, сочинения для симфонического, народного, духового оркестров.

Рассмотрим звуковую перспективу на примере рассадки симфонического оркестра. Слушая его в концертном зале, можно совершенно ясно ощутить многоплановость звучания. Расположенная ближе к слушателю струнная группа звучит соответственно в более крупном звуковом плане, чем сидящая за ней группа деревянных духовых, за которой следуют медные и ударные инструменты, звучащие по мере отдаления от слушателя все глубже, отдаленнее.

Придерживаясь такой рассадки симфонического оркестра при записи, необходимо передать планы звучания, соответствующие расположению каждой группы оркестра, сохраняя естественную перспективу звучания. Другими словами, для правильной передачи звуковой перспективы необходимо найти для каждой группы инструментов естественный баланс прямых и отраженных звуковых волн, чтобы картина была многоплановой, а не плоской.

Однако звуковые планы следует подбирать такими, чтобы не создалось впечатление, что различные исполнители одного и того же ансамбля находятся в разных помещениях и поэтому звучат с различной акустической, окраской. Такая многопространственность звучания, если только она не соответствует специальному замыслу (например, при записи эстрадных музыкальных номеров с применением ранее задуманных эффектов), вряд ли может быть признана допустимой. Следует научиться различать эти два субъективных параметра оценки качества звучания — многоплановость и многопространственность и, стремясь к достижению первого, не допускать второго.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 04 Май 2010 12:18:56 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Цитата:
Из приведенного Александром Николаевичем перевода ясно видно, что микрофон Shure - может работать (использоваться) на разных расстояниях, в зависимости от решаемой задачи, чем ближе, тем больше низких частот. Поэтому с моей точки зрения, не правильно говорить про 6 мм - как наилучшее расстояние для исполнителя, например, натуральность звука достигается и при 10 см, причем без уменьшенного баса (как написано в инструкции). А подчеркивание низких на 6 мм, искажает реальный звук, но может быть использовано для создания особого, бархатистого звучания.


Да, конечно. 6 мм -- совсем не наилучшее расстояние для SM58. Оно периодически оказывается ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ, и это плохо сказывается на записываемой фонограмме. А "единственно возможным" 6 мм оказывается в условиях почти любой реальной сцены, где всё пытается завязаться, а у звуковика совершенно отсутствуют ушки. :wink: Тут не до тонкостей, и наилучшим решением (по опыту работ и наблюдений) будет предлагаемое.
"Подчёркивание" низких на 6 мм в случае SM58 звук как раз НЕ искажает, а приближает к естественному:

Изображение

В левой части графика видно, как круто загибается вниз АЧХ начиная со 100 Гц. ИМЕННО ТАК будет звучать SM58, если эффект близости не используется: ясный, холодноватый звук с ПОНИЖЕННЫМ содержанием бархатистых низких частот. Идеальный график амплитудно-частотной характеристики -- горизонтальная прямая на 0 dB, или я пребываю в заблуждении?

Что же касается звуковых планов -- тут да, тут как раз открывается широкое поле для творческого подхода к пению в микрофон -- опять же призываю брать пример с С.Я.Никитина :) В зависимости от решаемой задачи :)

Однако позволю себе напомнить, что тема разговора называется "Общие и прикладные вопросы КОНЦЕРТНОЙ звукорежиссуры в АП". Звукозапись и концертный звук -- две БОЛЬШИЕ разницы. 6 мм не любят как раз магнитофонщики. Сцена 6 мм как раз любит :)

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 04 Май 2010 05:19:29 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 29 Апрель 2010 11:48:48 AM
Сообщения: 10
Цитата:
]Да, конечно. 6 мм -- совсем не наилучшее расстояние для SM58. Оно периодически оказывается ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ, и это плохо сказывается на записываемой фонограмме. А "единственно возможным" 6 мм оказывается в условиях почти любой реальной сцены, где всё пытается завязаться, а у звуковика совершенно отсутствуют ушки. :wink: Тут не до тонкостей, и наилучшим решением (по опыту работ и наблюдений) будет предлагаемое.
"Подчёркивание" низких на 6 мм в случае SM58 звук как раз НЕ искажает, а приближает к естественному/


Не согласен с "единственно возможным". Для озвучивания хора типа "Полином", или КСП МИРЭА - это расстояние вообще не вариант, так как микрофонов меньше, чем участников.

Кроме того, как я отмечал ранее, а тем более в случае отсутствия доверия к звукорежиссеру, я предпочитаю при настройке звука держаться на расстоянии 5-10 см от микрофона, в этом случае у меня есть возможность во время выступления приблизится и увеличить громкость (если я себя буду плохо слышать).
При 6 мм, если звукорежиссер приберет голос (в мониторах например), или увеличит громкость других участников ансамбля, я уже ничего сделать не смогу. Если микрофон не ведется и меня слышно на расстоянии 5-10 см (с линейкой не хожу, поэтому указываю приблизительно :) ), я не буду уменьшать дистанцию.

И вообще это не правильно, когда на "концерте не до тонкостей"! Надо стремиться к лучшему!

Пример искажения голоса из-за эффекта близости:
голос у Александра Гречина в ансамбле Талисман на 3 туре Межвузовского в 2010 году был слишком брутальным, что некоторых слушателей несколько напрягло (он старался руководствоваться правилом, чем ближе - тем лучше), после прослушивания записи, пришел к выводу, что не всегда это правило приводит к требуемому результату, так как свой собственный голос ему показался слишком низким. (надеюсь меня моя память не подвела и я ничего не перепутал :) )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 04 Май 2010 06:35:54 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Цитата:
Не согласен с "единственно возможным". Для озвучивания хора типа "Полином", или КСП МИРЭА - это расстояние вообще не вариант, так как микрофонов меньше, чем участников.


Полностью согласен. О 6 мм разговор можно вести только, когда микрофонов столько же, сколько участников. Я вообще имею в виду озвучивание ОДНОГО ГОЛОСА.
Что же касается ансамблей, то лучше было бы, если бы и им доставалось по одному микрофону на душу населения. Всё остальное -- "от бедности". Главная задача участников ансамблей -- держаться от микрофонов НА ОДИНАКОВОМ РАССТОЯНИИ, что полностью соответствует учению О ЗВУКОВЫХ ПЛАНАХ. В норме, т.е. когда звучит именно ансамблевое пение, "аккорд". И наоборот: бэк-вокал + солист озвучиваются таким образом, чтобы солист был ближе к микрофону, т.е. на более близком звуковом плане, а бэк-вокал был бы там, где ему и положено быть -- несколько в отдалении, и от микрофонов, и в смысле звукового плана.
Цитата:
Пример искажения голоса из-за эффекта близости:
голос у Александра Гречина в ансамбле Талисман на 3 туре Межвузовского в 2010 году был слишком брутальным, что некоторых слушателей несколько напрягло (он старался руководствоваться правилом, чем ближе - тем лучше), после прослушивания записи, пришел к выводу, что не всегда это правило приводит к требуемому результату, так как свой собственный голос ему показался слишком низким.

Я не помню сейчас ансамблевой партитуры, т.е. как и что именно пел "Талисман", но, нямс, речь идёт не о "брутальности" или о "низкости" голоса А.Гречина, а о том, что Гречин из ансамбля вывалился на близкий звуковой план, чего делать не следовало. Даже если звукооператор приберёт громкость вылезшего на ближний план, всё равно голос вылезшего будет восприниматься как более близкий -- из-за пресловутого соотношения прямого сигнала и сигнала естественной реверберации.
Опять же: при наличии мощного резонирующего звука в голосе исполнителя совершенно нет проблемы, что его не хватит. Тот же С.Я.Никитин, когда переходит на "оперный" вокал, отстраняется от микрофона на 10--(15?) см (не дальше). Когда возвращается к обычной "разговорной" манере -- приближается к микрофону, вплоть до касания.
В АП "разговорная" манера преобладает. Отсюда и 6 мм.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 04 Май 2010 11:30:36 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Цитата:
Многие гарнитуры имеют ту же самую кардиоидную или более узкую диаграмму направленности, что и обычные микрофоны. Поэтому по GBF они, в общем-то, сравнимы.

Лёва, а GBF это что? Яндекс безмолствует :roll:

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 05 Май 2010 05:15:30 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM
Сообщения: 1217
Gain before feedback


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 05 Май 2010 11:36:06 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Цитата:
Gain before feedback

Если мне не изменяет мой инглиш, эти три слова переводятся примерно как "допустимый уровень усиления, прежде чем возникнет положительная обратная связь по звуку"?

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 06 Май 2010 05:26:46 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 08 Февраль 2010 03:47:08 PM
Сообщения: 16
Откуда: Запорожье, Украина
А почему рассматривается вариант только Shure SM58 ?
Не всегда он подходит в конкретном случае...
Есть ещё очень приличные микрофоны AKG и Sennheiser...
ценовая категория - та-же. Под женский вокал, я например ставлю
Sennheiser E845S... он больше "вылавливает" из женского голоса
низкую середину... (особенно - если её там очень мало)...
Да и идеальных залов не бывает...у каждого есть резонансная(ые)
частота(ы)... и естественная ревербирация...и зрителя тоже надо учитывать...т.к. пустой зал звучит совсем иначе, чем заполненный...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005