ЦАП http://www.ksp-msk.ru/forum/ |
|
Несколько вопросов http://www.ksp-msk.ru/forum/viewtopic.php?f=26&t=1661 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Александр Костромин [ Понедельник 06 Октябрь 2008 01:23:59 PM ] |
Заголовок сообщения: | Несколько вопросов |
Когда-то, давным-давно, а именно 11 февраля 2007 года, я написал нижеследующий текст. Был полностью уверен, что выложил его на форум. Однако, поискавши, не нашёл ![]() Вы, может быть, не поверите -- но "Споём вместе" это проект. То есть некоторое системно организованное долгоиграющее мероприятие. То, что происходит в виде вечеров в Политехническом -- это только видимая часть работы. Есть ещё много невидимой. За время. прошедшее с прошлого вечера "Споём вместе", т.е. с 14 января 2007 года, на форуме ЦАПа прошло не менее трёх тем, в той или иной степени касающихся проекта. Напомню: это "Пришел с концерта АП в полном смысле слова убитый" viewtopic.php?t=668 и произошедшая из нее "Исп-ль АП = артист? (О проф-ме и общих сценических законах)" в разделе "Поговорим об авторской песне" viewtopic.php?t=679 . Это "Кстати о фольклоре" в разделе "3 класс" "Гитарной школы" viewtopic.php?t=732 . Здесь особенно интересна ссылка на статью Алексея Кияйкина "Авторская песня как духовная практика" http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=122&page=3 . Немало полезных мыслей прозвучало и в теме "Об определениях АП" viewtopic.php?t=590 . Для тех, кто не был: видимая часть проекта состоит в том, что раз в месяц в большом зале Политехнического музея, что на Лубянской площади в Москве, проводятся вечера, единственной целью которых является совместное пение с залом преимущественно Авторской песни. Поскольку: а) народ хочет петь и б) но не знает слов, отличительным признаком этих вечеров является то, что в стоимость билетов включена стоимость брошюры с текстами песен, исполнение которых предполагается на текущем вечере. Брошюра выдаётся каждому входящему в зал. Ведущим последних 12-ти вечеров был ваш покорный слуга, который вдвоём с Александром Евстигнеевым запевал примерно треть репертуара. Остальные две трети по замыслу проекта в основном должны запевать авторы песен, ставших в той или иной мере "народными". По причине отсутствия многих авторов среди живущих, вместо них порой запевают всякого рода исполнители. Термин "Авторская песня" применяется в проекте в весьма условном значении. Более точным являлось бы устаревшее "Самодеятельная песня" в смысле самостоятельного, помимо средств массовой информации, бытования песни. Собственно, чего я хочу от общественности в лице посетителей данного форума? Первое: конечно же, обратной связи, всё равно, положительной или отрицательной (отдельное спасибо Dan’у). Второе: самое сложное — это составить список песен очередного вечера. Вот скоро, 10 марта, будет очередной такой вечер. Видимо, поскольку это сразу после 8 марта, темой будет что-нибудь про отношение к женщине, типа «Вы пропойте славу женщине моей» (Да! Каждый вечер имеет _тему_ и _название_. Их тоже надо выдумывать). Так вот: ждем ваших предложений по списку песен — их в каждом вечере звучит примерно 30 — 34. Требования к песням: 1. Известность в народе. 2. Возможность хорового исполнения. 3. Возможность, при этом, исполнить песню со сцены. Очень важное условие. Каждая песня вечера исполняется ведь кем-то конкретным — ведущими ли, авторами ли, гостями ли и пр. Третье, ещё более сложное: ведение вечера. Я лично знаю только одну удовлетворяющую меня фигуру — это Сергей Никитин, сочетающий в себе все необходимые свойства личности от музыкальности до интеллигентности. Но ему недосуг, увы… Мы с Евстигнеевым (а то как-то раз были мы с Димой Матюшиным) в общем как-то поисчерпались. Кем бы нас заменить? Четвёртое, с виду простое. На всех вечерах мы проводим викторину на общее знание авторской песни. Викторина обычная, традиционные пять вопросов в первом отделении, ответы на бумажках в перерыве складываются в ящички, к концу второго отделения полученные ответы обрабатываются и определяются победители. Далее следует награждение победителей и исполнение хором победителей финальных песен вечера. Так вот: требуются интересные вопросы. А также хочется сильно разнообразить форму викторины. Вплоть до замены ее на что-нибудь не менее интеллектуальное, но более интересное. Опять же возможны всякого рода музыкально-песенные игры с залом — какие? В какой форме? Мы постараемся на нашем сайте выкладывать списки прозвучавших на очередной встрече песен — чтобы можно было ориентироваться в многообразии песенного материала. |
Автор: | Мамонта [ Вторник 07 Октябрь 2008 10:07:58 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
Александр Николаевич! Опять выскажу то же самое "фе". У ЦАПа хватает сил и энергии выпустить к каждому новому концерту сборник текстов. Неужели сложно перед концертом собрать несколько обычных учеников первого-второго класса, и, пропев планируемые песни, опытным путем определить УДОБНУЮ тональность? |
Автор: | Caelinn [ Вторник 07 Октябрь 2008 10:09:43 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
А зачем опытным? Достаточно посмотреть ноты. |
Автор: | Иван [ Вторник 07 Октябрь 2008 10:49:18 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
В обычных концертах, наверное, часто необходимо петь в авторской тональности. Но на вечере "Споем вместе!", как мне кажется, действительно правильнее подбирать тональности, удобные для большинства поющих. |
Автор: | Александр Костромин [ Вторник 07 Октябрь 2008 12:23:26 PM ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: Мамонта Добавлено: Вторник 07 Октябрь 2008 10:07:58
Александр Николаевич! Опять выскажу то же самое "фе". У ЦАПа хватает сил и энергии выпустить к каждому новому концерту сборник текстов. Неужели сложно перед концертом собрать несколько обычных учеников первого-второго класса, и, пропев планируемые песни, опытным путем определить УДОБНУЮ тональность? Ну, во-первых, удобной тональности для всех людей и всех песен не бывает. Во-вторых: автора невозможно заставить не в его тональности. Опять же, это его авторское право. В третьих: при подготовке вечеров "Споём вместе" с Александром Евсигневым мы тратим уйму ресурсов именно на определение якобы удобной тональности, преимущественно руководствуясь критерием, что верхние ноты не должны быть выше ДО, лучше даже СИ. В четвертых: ведущий тоже человек, и ему тоже должно быть удобно. Вот Матюшин - тенор. По этой причине ему неудобно петь низкие ноты -- он, что называется, "давится". По этой причине "Пять ребят" мы пели в ре миноре (верхняя нота - ре), а "Давайте негромко" -- в до мажоре (вверху вообще фа). Хотя, имхо, си минор и ля мажор были бы гуманнее. Но откуда мы знаем процент теноров в зале? В пятых: Оля, после Александра Романовича и меня ты -- третья, кого вопрос об удобной тональности на "Споём вместе" волнует. Серьёзно прошу ![]() ![]() |
Автор: | posadnik [ Вторник 07 Октябрь 2008 12:28:25 PM ] |
Заголовок сообщения: | |
Саш, к вопросу об аудитории песен, общих песнях и среде бытоваия. Имело бы смысл просчитать репертуар такой субкультуры, как пионерские штабы и коммунарские клубы. Крапивин-Устинов, Крапивин на музыку "Каравеллы", Ланцберг и так далее. Через эту субкультуру в 70-80-е прошло народу никак не меньше чем через "Орленок" как таковой. Да, это довольно частная аудитория, но ранее ЦАП на нее никак не работал. |
Автор: | Мамонта [ Вторник 07 Октябрь 2008 01:45:37 PM ] |
Заголовок сообщения: | |
Александр Костромин писал(а): Ну, во-первых, удобной тональности для всех людей и всех песен не бывает. Если задаться целью, можно найти вариант, в котором петь будет удобно большинству присутствующих. Александр Костромин писал(а): чтобы мы имели ориентир для выбора удобной ЛИЧНО ТЕБЕ тональности. В любом случае это невредно
![]() По возможности, не сильно удаляясь из первой октавы. :Р Александр Николаевич, лично для меня выбор тональности - вопрос десятый: с моим гармоническим слухом я "построю"второй голос в любой тональности. Для Алексея - с его тремя октавами диапазона - вопрос выбора тональности тоже не стоит. Но когда на КАЖДОМ концерте, на который мы выбираемся, я вижу, что мои соседи - а особенно соседки - начинают песню и "затыкаются"... мне обидно за державу. ![]() Из моего личного опыта. Непоставленным сопранам - а это бОльшая часть женской аудитории - достаточно комфортно ПОДпевать баритонам и тенорам. С басами сложнее. В любом случае, вы ЗАРАНЕЕ знаете, какие песни будут петься. И, я думаю, не лишним будет заранее проверить, в какой тональности песня будет не только удобно играться ведущими, но и подпеваться залом. В конце концов, этот проект задуман как пример возможности коллективного музицирования с небольшой поддержкой со стороны ведущих, а не как возможность для ведущих попеть со сцены Политехнического музея. Кстати, Александр Николаевич. Пример с "давайте негромко" некорректен. ![]() ![]() |
Автор: | Александр Костромин [ Вторник 07 Октябрь 2008 05:01:56 PM ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: Мамонта Добавлено: Вторник 07 Октябрь 2008 01:45:37 Если задаться целью, можно найти вариант, в котором петь будет удобно большинству присутствующих. Нам ИЗНУТРИ процесса представляется очевидным, что именно удобные для большинства тональности мы и подбираем. Цитата: Из моего личного опыта. Непоставленным сопранам - а это бОльшая часть женской аудитории - достаточно комфортно ПОДпевать баритонам и тенорам. С басами сложнее. Евстигнеев, Костромин -- как бы баритона по диапазону. (Яновский -- без как бы ![]() Цитата: Но когда на КАЖДОМ концерте, на который мы выбираемся, я вижу, что мои соседи - а особенно соседки - начинают песню и "затыкаются"... мне обидно за державу. Полностью разделяю обиду за державу, а также то, что петь должен ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЗАЛ. Однако же мне не хватает эрудиции, чтобы преобразовать обиду в "правильные" тональности. Поэтому я и попросил конкретики -- ну хотя бы обозначить собственный диапазон. Вместо этого ты пишщешь: Цитата: Кстати, Александр Николаевич. Пример с "давайте негромко" некорректен. Эта песня изначально писалась для фильма, на смешанный ансамбль, на ОЧЕНЬ широкий диапазон, т.е. изначально она не рассчитана на исполнение ОДНИМ человеком.
Тут я вообще ничего не понимаю. В чем некорректность примера? Разве баритонам удобно петь верхнее фа? При чем тут "[песня] не расчитана на исполнение одним человеком"? Мы и поем не одним человеком, не так ли? Что сказать-то хотела? Придется, наверное, провести статистический эксперимент. Выложу-ка я список прошедшего концерта с указанием тональностей и попрошу обратной связи. А то неконкретный разговор получается. |
Автор: | Vladimir K. [ Среда 08 Октябрь 2008 08:59:18 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: По возможности, не сильно удаляясь из первой октавы. :Р
По-моему, все сказано очень конкретно. Что тут уточнять? Лично мне бЫло неудобно петь только одну какую-то песню (какую именно, сейчас и не помню, так как раньше на это мы не обращали внимание). Во всех остальных песнях мне было комфортно. На вопрос «В какой петь тональности» лично я не могу ответить. Мне понятней диапазон нот. Взял гитару и проверил: От Фа диез (6-ая струна) до Ми (1-ая открытая ). Многие соседи слева и справа (я сидел на баконе) половину песен не знали, мелодию «врали», но с удовольствим подпевали по книжечке и по лицам было видно, что получали большое удовольствие от совместного пения. Александр Николаевич, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за проведение концерта и этого и предЫдущих совместно с А.Р.ЕвстигнеевЫм. Столько песен и сЫграть , и спеть и на вЫсоком уровне, СПАСИБО! Володя Кухаренок |
Автор: | Мамонта [ Среда 08 Октябрь 2008 09:44:00 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
Vladimir K. писал(а): Лично мне бЫло неудобно петь только одну какую-то песню
Занудствую в последний раз ![]() Володя, ты - мужчина, и тебе было комфортно петь с мужчинами, в удобном для ВАС, МУЖИКОВ, диапазоне ![]() А когда в зале имеются в некотором количестве женщины, у нас возникает некоторый дискомфорт и в последствии обиды на то, что наши м-м-м физиологические особенности ведущими не учитываются. ![]() ![]() ![]() |
Автор: | Caelinn [ Среда 08 Октябрь 2008 09:46:12 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
А если еще дальше позанудствовать, то переходим к вопросу, куда податься женщинам с низкими голосами. Поскольку если женский вокал в раскладке и присутствует, то исключительно сопрано. |
Автор: | Мамонта [ Среда 08 Октябрь 2008 09:51:00 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
А женщинам с нестандартными голосами остается создавать собственные фракции ![]() Хотя, из моего опыта, если девушка ОСОЗНАЛА, что у нее голос отличается от большинства, как правило она с этим голосом уже умеет обращаться, и у нее не возникает проблем при нахождении "своей" ниши. (ситуацию, когда голос никуда не годится, не рассматриваю) ![]() ![]() ![]() |
Автор: | Михаил Гантман [ Среда 08 Октябрь 2008 10:32:38 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
Александр Костромин писал(а): Тут я вообще ничего не понимаю. В чем некорректность примера? Разве баритонам удобно петь верхнее фа? При чем тут "[песня] не расчитана на исполнение одним человеком"? Мы и поем не одним человеком, не так ли? Что сказать-то хотела?
Вот. Это к вопросу о голосах. Порядочный баритон и даже бас (а мой диапазон - вполне себе басовый, хотя по тембру я баритон) верхнее фа и даже фа-диез брать обязан. Уж извините. Другое дело, что это и правда могут далеко не все. Оль, а у меня вопрос. Ты ж грамотная. Ты заместо всех этих сопран и т.п. приведи конкретный диапазон по нотам среднестатичтического непоставленного голоса, а? Только вот не надо про две октавы и т.п. Людей с диапазоном в две октавы в Консерваторию на вокальное берут =) |
Автор: | Vladimir K. [ Среда 08 Октябрь 2008 11:26:41 AM ] |
Заголовок сообщения: | |
Михаил! Как же я сразу-то не отметил: с почином тебя как одного из ведущих! Только бЫ времени тебе побольше (которого у тебя совсем нет), чтобЫ его хватало и на эти вечера! Хотелось бЫ чтобЫ хватало! 2) Про диапазон своего голоса: в вопросе А.Н.Костромина я увидел вопрос лично к каждому из слушателей "Споем вместе". За себя и ответил. Никак не за всех мужчин. |
Автор: | Мамонта [ Среда 08 Октябрь 2008 12:43:30 PM ] |
Заголовок сообщения: | |
Михаил Гантман писал(а): конкретный диапазон по нотам среднестатичтического непоставленного голоса, а? Только вот не надо про две октавы и т.п. Людей с диапазоном в две октавы в Консерваторию на вокальное берут =)
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Диапазон непоставленного голоса в интернете не нашла По поставленным - информация с сайта http://retsiem.narod.ru/apevchgolos.htm (слегка урезала, оставила только знаковые ноты) Женские голоса подразделяются на : Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей октавы.) Лирическое сопрано, Лирико - драматическое сопрано, Драматическое сопрано -(диапазон : до первой октавы - до, ре третьей октавы.) Лирическое меццо - сопрано (диапазон : ля малой октавы - ля, си второй октавы ). Мужские голоса подразделяются на : Лирический тенор - (диапазон : от до первой - си, до третьей). Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы). Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы). Т.е.можно предположить, что если мелодия будет в пределах первой октавы, удовлетворена будет значительная часть аудитории. Мой собственный комфортный диапазон (т.е. ноты, которые я пою даже в простуженном состоянии ) ля-си малой - до-ре второй. Из собственной костровой практики. Авторы, творящие в жанре АП как правило при написании мелодии в первую очередь ориентируются на себя, любимого-непрофессионального певца, и потому пишут мелодии в пределах одной октавы, по возможности держась ее середины. А уж куда эту октаву сдвинуть, чтобы петь было удобно не только автору, но и подпевающему - вопрос того, у кого в руках гитара. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |