Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Четверг 28 Март 2024 01:16:51 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие 14 октября 2014 г.
СообщениеДобавлено: Среда 15 Октябрь 2014 09:12:30 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
14 октября 2014 г. состоялось второе занятие во втором классе ГШ.
1. Упражнения на внимание: мячик по кругу; плюс 1; существительное – глагол.
2. Разминка. 1) Руки вверх – потянули к потолку: пальцы—запястья—локти—плечи—шею—уши—макушку—спину—поясницу—задницу—бёдра—колени—икры—щиколотки—ступни—пальчики на ногах—взлетаем! – и падаем. 2) Руки в замок – похрустеть пальцами, отводя ладони от себя наружу. То же, ладони к себе. 3) Пустить руками, находящимися в замке, широкую плавную волну, чтобы волна проходила через каждый сустав пальцев – запястья – локти – плечи – основание шеи. Сменить направление волны. Короткая волна по запястьям и пальцам при прижатых локтях. 4) Отогнуть пальцы по отношению к пясти наружу из положения «пальцы левой руки напротив пальцев правой руки». 5) Показывание фиг с изменением положения большого пальца: между указательным и средним – между средним и безымянным – между безымянным и мизинцем – далее по циклу. 6) Две фиги каждой из рук. 7) Фига двумя руками: левая ладонь ставится перед собой ладонью вниз. Правая ладонь кладётся сверху на левую. Правый мизинец цепляется за левый. Ладони разворачиваются тыльными сторонами навстречу друг другу. Одноимённые пальцы (кроме больших) цепляются друг за друга. Локти разводятся в стороны так, чтобы запястья не перекрещивались. Сплетённые пальцы проводятся под грудью, локти при этом оказываются прижатыми к корпусу, а запястья перекрещиваются. Большой палец правой руки – собственно фига. Его надо обнять большим пальцем левой руки и кокетливо пошевелить им (правым пальцем). 8) «Гипертонус бицепса»: из положения «фига двумя руками» распрямить локти. 9) Продевание головы в фигу: локоть перекинуть через локоть, в образовавшееся отверстие легко проходит голова.
3. Пение песни, изученной на прошлом занятии. Н.Матвеева, «Капитаны без усов».
4. Пение по одной песне каждым из учащихся.
5. Лекция «О природе музыки» с показом картинок. (Картинки буду вставлять по мере готовности оных.)
Звуковые колебания воздуха:
Изображение
Звук представляет собой психофизиологическую реакцию организма на звуковые (т.е. в пределах слышимости) колебания среды (воздуха, воды и пр.)
Изображение
Музыкальные звуки имеют выраженную основную частоту и отличаются периодичностью формы колебания.
Изображение
Шумы не имеют периодичности в колебаниях и определённой частоты колебания.
Изображение
Музыкальные звуки могут издавать предметы правильной формы. При этом возникает эффект гармоник: предмет колеблется 1. целиком 2. половинками 3. третями 4. четвертями и т.д – целыми кратными частями себя.

Для мембраны, каковой является крышка , эффект образования песчаных узоров определяется тем, что с широко колеблющихся участков мембраны песок стряхивается в «узлы» -- те места, где мембрана практически не колеблется. Повышение частоты приложенного к мембране колебания приводит к увеличению числа чистых от песка участков, песчаная сетка становится более частой.

Мембрану приводили в колебание, проводя по её краю скрипичным смычком. Работа смычка полностью зависит от канифоли, которой натёрт пучок конского волоса, натянутый на смычке. От трения канифоль расплавляется, мембрана (или струна) прилипает к конскому волосу и оттягивается от равновесного положения до той поры, пока не произойдёт отрыв струны/мембраны от канифоли. Процесс прилипания—отлипания происходит довольно быстро и является источником энергии, выводящей струну/мембрану из равновесия, что и заставляет её колебаться и издавать звуки.
Изображение
Одиночный музыкальный звук, практически лишённый гармоник, издаёт камертон.
Изображение
Два камертона с разными частотами, звучащие одновременно, создают ощущение единого «смешанного» звука. На графике показано сложение колебаний и какую форму приобретает суммарное колебание.
Изображение
Мало гармоник (три) имеет звук флейты, график её колебаний довольно прост
Гобой имеет куда более прихотливую форму колебаний, что вызвано использованием для возбуждения колебаний в столбе воздуха, находящемся внутри трубки, тростниковой пластинки (трости), колеблющейся в зубах музыканта.
Струна отличается от мембраны как прямая линия от плоскости. Если представить себе опыт с песком, насыпанным на струну, то эффекты будут аналогичны таковым на мембране: песок будет стряхиваться с широко колеблющихся участков струны и накапливаться в статических. При повышении задающей частоты количество кратных колеблющихся частей струны будет увеличиваться.
Изображение
Изображение
Изображение
Реальная струна, оттянутая в некоторой части своей длины, будет колебаться по весьма сложной траектории. Некоторое представление о сложности колебания даёт съёмка колебания струн айфоном (здесь работает стробоскопический эффект от сложения частоты развёртки айфона и частот колебания струн):

Формула для определения основной частоты колебания струны довольно про ста:
Изображение
где l--длина струны, Т --сила натяжения, m -- удельная масса.
Но для определения, сколько, каких и с какими амплитудами гармоник будет представлено в суммарном колебании струны, требуется весьма сложная :
Изображение
И это для идеальной струны при условии, что концы струны закреплены жёстко. На самом деле по крайней мере один конец струны, закреплённый на подставке гитары, приводит в колебание деку (мембрану) и колеблется вместе с ней. усложняется на порядки. Колеблется также объём воздуха внутри корпуса гитары, нижняя дека а также гриф. Математического решения для гитары на сегодня вроде ещё нет – есть для скрипки, форма, конструкция и материал которой за последние 200—300 лет определилась и не меняется, чего не скажешь о разнообразных формах, конструкциях и материалах гитар.
Извлекать отдельные гармоники из струны можно с помощью приёма «флажолет». Если легко прикоснуться к струне ровно на 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т.д. части её длины и извлечь звук поближе к подставке, мы услышим звук отдельной гармоники, частота которого будет пропорциональна знаменателю дроби, т.е. в 2, 3, 4, 5 и т.д. раз больше основного тона струны.
Хороший звук отличается плотностью и оптимальным количеством гармоник. Извлекать звук лучше всего на 1/7 части её длины – при этом хорошо слышны и передают энергию резонатору (корпусу гитары) первые 6 гармоник, а первая диссонирующая 7-я гармоника гасится вместе с более высокими.
Разобран аккомпанемент к песне Виктора Луферова «Песня чудака-2» («Послушайся меня, не пожалеешь…») 2/4, тональность Hm, перебор шестнадцатыми, басовые ходы.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 14 октября 2014 г.
СообщениеДобавлено: Четверг 16 Октябрь 2014 01:55:24 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 19 Сентябрь 2014 11:06:43 AM
Сообщения: 63
Откуда: Москва
Вот еще вещь! Жалко, что инструментов мало и голоса не все.
Осцилограммы колебаний, соответствующие ноте «ля», взятой на разных инструментах и разными голосами (цит. по энциклопедии "Кругосвет").
Изображение

_________________
Александра
______________
У всего в мире - своя песня.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 14 октября 2014 г.
СообщениеДобавлено: Среда 23 Сентябрь 2015 10:27:53 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 19 Сентябрь 2014 11:06:43 AM
Сообщения: 63
Откуда: Москва
Попробовала повторить пройденное и потерпела частичное поражение(
Где-то в этом уроке, кажется, было сказано про арфу Орфея, логику тоники и доминанты и связь гармонии со строением уха?..

_________________
Александра
______________
У всего в мире - своя песня.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 14 октября 2014 г.
СообщениеДобавлено: Среда 23 Сентябрь 2015 11:53:38 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Air писал(а):
Попробовала повторить пройденное и потерпела частичное поражение(
Где-то в этом уроке, кажется, было сказано про арфу Орфея, логику тоники и доминанты и связь гармонии со строением уха?..

Про лиру Орфея вот тут: viewtopic.php?f=5&t=4850
Это следующее занятие

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005