Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Четверг 28 Март 2024 07:49:04 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Четверг 21 Февраль 2019 08:59:35 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
12 февраля 2019. Ещё раз о квинтовом круге тональностей.

Изображение

«При ключе всегда порядок строгий:
Знаки альтерации в квинту разнеси,
И тогда получишь для диезов
«Фа до соль ре ля ми си».

Для бемолей эта же картина
Только повернётся задом к вам,
И на нотном стане выстроятся рядом
«Си ми ля ре соль до фа».

(Текст Татьяны Ревтовой на мелодию "Это школа Соломона Пляра", Беляевская школа, 1975 г.)

Изображение

Каждые три соседних аккорда квинтового круга — это субдоминанта, тоника и доминанта определённой (тоникой) тональности. Три мажорных и параллельно три минорных аккорда как база для аккомпанирования в пределах тональности.
Завершение разбора аккомпанемента песни С.Никитина на стихи Д.Сухарева «Брич-Мулла».

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Пятница 22 Февраль 2019 06:07:56 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Попробуем оценить юмор Михаила Кочеткова, написавшего в одной из песен:
"Прекрасен ре диез мажор, он режет воздух пополам..."

От ноты ре диез строим мажорную гамму:
ре диез (тон) ми диез (тон) фа дубль диез (полутон) соль диез (тон) ля диез (тон) си диез (тон) до дубль диез (полутон) ре диез.

Итого девять диезов.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Суббота 23 Февраль 2019 02:55:04 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 11 Март 2013 03:09:46 PM
Сообщения: 275
Тем, кто изредка сталкивается с тональностями с большим числом знаков, могут пригодиться несколько мнемонических правил.

Последний по порядку диез при ключе относится к седьмой ступени соответствующей мажорной тональности; последний бемоль -- к четвертой ступени. Пример: при ключе четыре диеза -- фа, до, соль, ре -- значит, ре диез является седьмой ступенью, и тональность ми мажор (или параллельный до диез минор).

"Два диеза -- тон вверх, два бемоля -- тон вниз." Если при ключе четное число знаков, считаем по этому правилу от ноты до. Например, при ключе два бемоля -- тон вниз, тональность си бемоль мажор. При ключе шесть диезов -- три тона вверх, тональность фа диез мажор. Если число ключевых знаков нечетное, то уменьшаем его на единицу и считаем для бемолей -- вниз от ноты фа, для диезов -- вверх от соль. Например, пять бемолей -- два тона вниз от фа, то есть ре бемоль мажор.

При переходе из мажора в одноименный минор при ключе добавляются три бемоля (или убираются три диеза); из минора в одноименный мажор -- наоборот. Пример: фа мажор -- один бемоль, фа минор -- четыре бемоля.

Если знаков больше шести, то запись для удобства можно перевести в энгармонически равную тональность с меньшим числом знаков, такую, что общее число знаков в обеих тональностях равно 12. Например, тональность ре диез мажор (девять диезов при ключе) энгармонически равна ми бемоль мажору (три бемоля).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 03:34:10 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
19 февраля 2019. Подготовка к микрофонной практике.
После разминки и чтения скороговорок тренинг на эмоциональную подвижность: чтение текстов (тех же скороговорок) с принципиально разной эмоциональной окраской каждого следующего слова. Использовалась таблица «Наиболее полный список чувств и эмоций взрослого человека».
Работа над песней: 1. Спеть песню. 2. Прочитать текст песни как стихотворение (без музыки), следить за смысловыми акцентами. 3. Прочитать текст песни как прозу, отдав приоритет смысловым акцентам. 4. Снова спеть песню.
Метод физических действий по К.С.Станиславскому. Элементарно-психологические действия. «Такая партитура, или линия, по которой вам следует идти, должна быть проста. Этого мало, она должна удивлять вас своей простотой. Сложная психологическая линия со всеми тонкостями и нюансами вас только запутает. У меня есть эта простейшая линия физических и элементарно-психологических задач и действий. Для того чтобы не запугивать чувства, будем эту линию называть схемой физических задач и действий» (Станиславский).
«…разрешения сначала простейших, совершенно очевидных “задач” роли. Далее, идя от одного эпизода к другому, актёр постепенно уясняет для себя всю линию своего поведения, своей борьбы, её логику на всём протяжении пьесы. Эта линия должна быть непрерывной в сознании исполнителя. Она начинается для актера задолго до начала пьесы, кончается за пределами её и не прерывается в моменты отсутствия его на сцене. Воплощение её должно быть чётким, ясным, не вызывающим ненужных сомнений, предельно правдивым, органичным» (Станиславский).
Песня как социокультурное действие (Ю.С.Дружкин). Песня существует в исполнении всегда как действие. «Плохое» исполнение — тоже действие, только разрушительное.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 03:36:47 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Список чувств и эмоций

1. Злость
2. Гнев
3. Возмущение
4. Ненависть
5. Обида
6. Сердитость
7. Досада
8. Раздражение
9. Мстительность
10. Оскорбленность
11. Воинственность
12. Бунтарство
13. Сопротивление
14. Зависть
15. Надменность
16. Неповиновение
17. Презрение
18. Отвращение
19. Подавленность
20. Уязвленность
21. Подозрительность
22. Циничность
23. Настороженность
24. Озабоченность
25. Тревожность
26. Страх
27. Нервозность
28. Трепет
29. Обеспокоенность
30. Испуг
31. Тревога
32. Волнение
33. Стресс
34. Боязнь
35. Ужас
36. Подверженность навязчивой идее
37. Ощущение угрозы
38. Ошеломленность
39. Опасение
40. Уныние
41. Ощущение тупика
42. Запутанность
43. Потерянность
44. Дезориентация
45. Бессвязность
46. Ощущение ловушки
47. Одиночество
48. Изолированность
49. Грусть
50. Печаль
51. Горе
52. Угнетенность
53. Мрачность
54. Отчаяние
55. Депрессия
56. Опустошенность
57. Беспомощность
58. Слабость
59. Ранимость
60. Угрюмость
61. Серьезность
62. Подавленность
63. Разочарование
64. Боль
65. Отсталость
66. Застенчивость
67. Чувство отсутствия к вам любви
68. Покинутость
69. Болезненность
70. Нелюдимость
71. Удрученность
72. Усталость
73. Глупость
74. Апатия
75. Самодовольство
76. Скука
77. Истощение
78. Расстройство
79. Упадок сил
80. Сварливость
81. Нетерпеливость
82. Вспыльчивость
83. Тоска
84. Хандра
85. Стыд
86. Вина
87. Униженность
88. Ущемленность
89. Смущение
90. Неудобство
91. Тяжесть
92. Сожаление
93. Укоры совести
94. Рефлексия
95. Скорбь
96. Отчужденность
97. Неловкость
98. Удивление
99. Шок
100. Поражение
101. Остолбенение
102. Изумление
103. Потрясение
104. Впечатлительность
105. Сильное желание
106. Энтузиазм
107. Взволнованность
108. Возбужденность
109. Страсть
110. Помешательство
111. Эйфория
112. Умиление
113. Дух соперничества
114. Твердая уверенность
115. Решимость
116. Уверенность в себе
117. Дерзость
118. Готовность
119. Оптимизм
120. Удовлетворенность
121. Гордость
122. Сентиментальность
123. Счастье
124. Радость
125. Блаженство
126. Забавность
127. Восхищение
128. Триумф
129. Удачливость
130. Удовольствие
131. Безобидность
132. Мечтательность
133. Очарование
134. Оцененность по достоинству
135. Признательность
136. Надежда
137. Заинтересованность
138. Увлеченность
139. Интерес
140. Оживленность
141. Живость
142. Спокойствие
143. Удовлетворенность
144. Облегчение
145. Мирность
146. Расслабленность
147. Довольство
148. Комфорт
149. Сдержанность
150. Восприимчивость
151. Прощение
152. Любовь
153. Вожделение
154. Безмятежность
155. Расположение
156. Обожание
157. Восхищение
158. Благоговение
159. Ревность
160. Привязанность
161. Безопасность
162. Уважение
163. Дружелюбие
164. Симпатия
165. Сочувствие
166. Нежность
167. Великодушие
168. Одухотворенность
169. Озадаченность
170. Смятение

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 04:02:14 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Колесо эмоций Роберта Плутчика

Изображение

https://econet.ru/articles/140823-tabli ... sya-v-sebe

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 04:26:42 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
26 февраля 2019 г. Микрофонная практика

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 04:28:50 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
5 марта 2019 г. Просмотр видеозаписей микрофонной практики. Общий план: ошибки позы, характерные мышечные зажимы. Крупный план: мимика и слово; характерные мышечные зажимы.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 04:31:55 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
12 марта 2019 г. Продолжение просмотра видеозаписей микрофонной практики. Разбор аккомпанемента песни «Переведи меня через майдан», стихи Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина, тональность Em.


_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 11:44:14 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
19 марта 2019 г. Занятие ведёт Дмитрий Григорьев. Ансамблевая игра на гитаре.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 27 Март 2019 11:45:00 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
26 марта 2019 г. Продолжение и завершение разбора аккомпанемента песни «Переведи меня через майдан», стихи Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина, тональность Em. Разбор аккомпанемента песни «Резиновый ёжик» стихи Юнны Мориц, музыка Сергея Никитина, тональность Dm, транспозиция в Am.



В связи с прочитанной А.Костроминым накануне лекцией в 1 и 1,5 классах —теоретическая беседа на бесконечную тему «Что Такое Авторская Песня?». Постановка вопроса некорректна. Песня как таковая может рассматриваться как:
1. Песня — то, что поётся (процесс). Происходит здесь и сейчас
2. Песня как спетое — феномен памяти слушателя (впечатление). Остаётся в памяти на неопределённое время.
3. Песня как сочинение автора (уже сочинённая когда-то, автор собирается её спеть)— феномен его памяти.
4. Песня выученная наизусть — феномен памяти выучившего. В частности, исполнитель песни сначала её выучивает и при исполнении вспоминает выученное.
5. Песня в процессе её рождения у автора — это вообще нечто умонепостижимое.
Вопрос без ответа: песня как «опус», т.е. «произведение» — это что?
1. Текст, мелодия, гармония?
2. Аудиофайл?
3. Видеофайл?
4. Только непосредственно авторское исполнение?

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Пятница 29 Март 2019 12:13:31 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 11 Март 2013 03:09:46 PM
Сообщения: 275
А. Н., позвольте вопрос. В вашей летописи занятий уместны ли какие-то комментарии, дискуссии и т. п.? Мне симпатична идея каких-то взаимодействий между учениками и учителями разных гитарных школ, но непонятно, разделяет ли кто-то эту мою симпатию...

А так-то ответ на вопрос "что такое опус" хорошо известен: это завершенное авторское произведение, реализованное в виде записи. Определения в разных учебниках слегка разнятся, но основные характеристики везде одинаковые -- внутренняя завершенность, индивидуальность проявления автора, детальная письменная фиксация. Последнего пункта традиция авторской песни не предполагает -- что, собственно, и вызывает затруднения в определении, разговоры о сходстве с фольклором и пр.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Пятница 29 Март 2019 12:44:14 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
kgushin писал(а):
А. Н., позвольте вопрос. В вашей летописи занятий уместны ли какие-то комментарии, дискуссии и т. п.?

Вообще-то в заголовке раздела "2-й класс" написано битым текстом: "Задавайте вопросы по пройденному материалу 2-го класса гитарной школы". Басенок с Гантманом сами когда-то учились во 2-м классе, делали они Форум по их собственному разумению -- и имели в виду возможность получения учениками дополнительных разъяснений по материалам, пройденным непосредственно на занятиях. Я периодически выкладываю сюда какие-то материалы, о которых на занятии поговорили неподробно.
Уместны ли комментарии и дискуссии по тем текстам, которые пишутся мною на форуме? -- Да Бог его знает.
С одной стороны, тексты обращены преимущественно к тем учащимся, которые были на соответствующем занятии и потому представляют собой больше частью краткий конспект уже произошедшего -- т.е. что выросло. то выросло, и зачем его, прошедшее, комментировать? Задавайте вопросы на уточнение, господа учащиеся -- таков посыл.
С другой стороны, мы находимся в открытом информационном пространстве, и если у кого-либо возникло желание что-либо прокомментировать -- это его право, НЯМС.
Комментарии kgushin, на мой взгляд, полезны большей частью мне, малограмотному, а полезны ли они учащимся -- чаще вряд ли, кмк. Несколько не совпадают языки, на которых идёт разговор на моих занятиях и, например, вот здесь:
И с третьей стороны: наблюдения показывают, что записями в форуме учащиеся нынешнего набора практически не пользуются, вопросов не задают и вообще. При этом ведь читает кто-то -- посещаемость на форуме какая-то наблюдается. Так что отчего бы и не поговорить, раз это всё равно на учебный процесс не влияет?
kgushin писал(а):
Мне симпатична идея каких-то взаимодействий между учениками и учителями разных гитарных школ, но непонятно, разделяет ли кто-то эту мою симпатию...

Оно конешно, оно конешно. Чего бы не повзаимодействовать. Вот Слёт Гитарных Школ для этого когда-то придумали -- и кто на него ходит в результате?
kgushin писал(а):
А так-то ответ на вопрос "что такое опус" хорошо известен: это завершенное авторское произведение, реализованное в виде записи. Определения в разных учебниках слегка разнятся, но основные характеристики везде одинаковые -- внутренняя завершенность, индивидуальность проявления автора, детальная письменная фиксация. Последнего пункта традиция авторской песни не предполагает -- что, собственно, и вызывает затруднения в определении, разговоры о сходстве с фольклором и пр.

Применив термин "опус", я как раз имел в виду общепринятое "завершенное авторское произведение, реализованное в виде записи", конечно. Дискутирую я здесь, видимо, с Ю.Л.Лоресом, объявившем некогда "завешенным авторским произведением" следующее:
Цитата:
для авторской песни ее законченный вид это исполнение перед публикой.

(Ю. Лорес "Место авторской песни в системе искусств")
А вопрос в подтексте -- а есть ли вообще возможность опусного похода к АП, да и в более широком контексте: что является "опусом" в песне как способе времяпрепровождения? Это у меня переживания в связи с работами Ю. Дружкина.
Да, публикуя конспект теоретической беседы, я не публиковал ни тезисов, высказанных в возникшей дискуссии, ни собственно лекции, из которой я взял для обсуждения один ppt-слайд.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Четверг 04 Апрель 2019 02:36:24 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 11 Март 2013 03:09:46 PM
Сообщения: 275
Я асилил статью Дружкина, спасибо. По-моему, уважаемый автор там перемудрил. Я напишу свое мнение насчет того, что считать "опусом" в песне, сколько успеется за час-полтора. (Поэтому заранее прошу прощения за некоторую сумбурность и недостаток ссылок.)

Само явление опуса (и, соответственно, понятие) оформилось не так давно -- точно не раньше 17 века, а скорее всего в 18. В контексте разговора о том, что представляет собой опус и что опусом не является, используется термин "практика". Хорошей статьи, где коротко раскрывалось бы это понятие, я с ходу не нашел, так что придется объяснять на пальцах ;). Если просуммировать всю известную нам историю музыки, то получится, что музыкант гораздо чаще не воспроизводит в точности записанное специально для него, а озвучивает что-то, опираясь или на запись для другого исполнителя, или на некую обобщенную запись, или набор явно либо неявно действующих правил, или руководствуясь традицией. То есть в широком смысле импровизирует. Если, к примеру, И. С. Бах пишет сонату для флейты и бассо континуо, то всё, что касается реализации этого самого бассо континуо (сокращенной записи аккомпанемента, чуть более подробной, чем привычные нам обозначения аккордов) -- количество инструментов, их состав, фактуру, голосоведение -- сам Бах не ограничивает вообще никак; ограничивает историческая традиция, но в довольно широких рамках. Поэтому в общем случае двух одинаковых реализаций бассо континуо мы никогда не встретим. Аналогично, певцы, исполняющие в 16 веке григорианский антифон, могут петь на три или четыре голоса, имея перед собой запись только основной мелодии и руководствуясь писаными правилами импровизации, собственным опытом и тем, что в это время поют другие певцы.

Суммируем: если в понятии "опус" ключевой является индивидуальность проявления автора, то для практики характерно обобщенное представление о том, что возможно и что невозможно в определенном культурном контексте. При этом обобщенность совершенно не ограничивает индивидуальности ни автора, ни исполнителя, в отличие от опуса, где из-за принципиально более ограниченного исполнительского "произвола" водится особое понятие "интерпретации", для обозначения свободы в рамках детально зафиксированного авторского замысла.

Если в академической музыке принцип опуса в классический и романтический периоды безоговорочно доминировал (в 20 веке его теснит "открытая форма"), то во многих жанрах он вообще не занял сколько-нибудь заметного места (например, джаз -- по своей сути практика, хотя отдельные произведения могут быть реализованы как опус).

Посмотрим, как же в этом отношении дело обстоит с песней. Очевидно, что она малость постарше принципа опуса ;) С народной песней и большинством других песенных традиций всё ясно без комментариев; в бытовой и профессиональной многоголосной песне 14-16 вв. хотя все голоса и записывались, но строгость и точность записи была не абсолютной. Кажется, впервые полностью реализовал песню как опус только Ф. Шуберт (если кто-то успел раньше, то совсем ненамного); до него никому не приходило в голову сделать аккомпанемент настолько важной частью художественного замысла. И очевидно, что "подход Шуберта" в последующие времена хотя и распространен, но никак не может быть назван преобладающим.

Сфокусируемся на авторской песне.

1. Текст. Постулируется принцип главенства текста и бережное к нему отношение; на практике, конечно, довольно бережное, но не до уровня "святости": не исключается редактирование текста -- "обрезка", изредка "прививка" и даже существенная правка.

2. Аккомпанемент и аранжировка. Почти полная свобода; по крайней мере рамки очень широки -- гармонию можно менять в сторону усложнения, упрощения, "разнообразия"; фактура выбирается исполнителем самостоятельно; пространство допустимого в области аранжировки широко и расширяется дальше.

3. Мелодия. Что-то среднее между текстом и аккомпанементом: свобода есть, но не слишком широкая. Основным требованием является довольно широко понимаемая "узнаваемость" авторского или архетипического варианта.

4. Исполнение и способ бытования. Тоже в общем свобода в широких рамках; вообще-то заслуживает отдельного разговора, но поля этой тетради слишком узкие, чтобы ;) Об одном все-таки скажу: важно понимать, что контекст может полностью переопределять смысл. Например, песня "На подводной лодочке с атомным моторчиком", спетая бухим студентом в кустах в 1980-х и она же, спетая в Исакии академическим хором в 2019 -- это совершенно разные произведения, несущие разный смысл, несмотря на полное совпадение текста и мелодии (кому не нравится пример -- возьмите "Ванинский порт" из последнего соцопроса Д. Коломенского).

Вывод: применительно к авторской песне, на мой взгляд, говорить об опусе не имеет особого смысла (разве что в частных случаях), а уместно говорить о практике.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Пятница 05 Апрель 2019 12:22:43 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 11 Март 2013 03:09:46 PM
Сообщения: 275
Немного поясню, а то непонятна оговорка насчет контекста, меняющего смысл. Частое мнение: вот ты говоришь, что в аранжировке полная свобода, а вот давеча передавали концерт из Кремля, там Высоцкого пели под контрабас и синтезаторы, разве ж это авторская песня? Отвечаю. Вполне может быть, что не авторская песня, какой-то другой уже жанр, кремлевская песня там, к примеру ;). А у другого жанра, естественно, будет своя практика, свои "можно" и "нельзя". Но за смену жанра отвечает именно контекст, а не наличие контрабаса в аккомпанирующем составе.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Вторник 16 Апрель 2019 09:40:14 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 11 Март 2013 03:09:46 PM
Сообщения: 275
Что касается прочего -- школа Кузнецовых на СГШ исправно ходит; тусуется, конечно, в собственном соку, но, с другой стороны, где еще пообщаешься со школьниками прежних времен. На отчетный концерт мы не ходим выступать по давней традиции, смысл которой я честно сказать забыл; посмотрим, что с этим можно сделать ;)

Насчет языка в "что я люблю" -- это текст по случаю, написан при обсуждении репертуара одного новособранного хора, и сюда запощен ради расширения кругозора интересующихся. Интересоваться и расширять кругозор, по-моему, очень важно ;) Интересуясь песней и другими текстомузыкальными жанрами вообще, мы многое можем понять о бардовской песне в частности. Если хотите, могу прийти и интересно рассказать, к примеру, об истории музыкальной нотации (это из недавно прочитанного, в любой момент без подготовки), или про вагантов (во второй половине мая).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Среда 24 Апрель 2019 03:29:59 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
2 апреля 2019 — микрофонная практика.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Понедельник 29 Апрель 2019 05:18:59 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
9 апреля 2019 — Основы гармонии. Трезвучия и септаккорды на ступенях натурального, гармонического и мелодического минора, их гармонические функции.
Привожу развёрнутые цитаты из своей статьи «Играем Городницкого», посвящённые этой теме.
Цитата:
«Играем Городницкого – 1»
Мелодии и аккорды составляют некоторое диалектическое единство. В физическом смысле аккорды входят в состав большинства музыкальных _звуков_, производимых колеблющимся физическим телом: будь то струна, язычок или столб воздуха, всё равно 4, 5, 6 и 7 обертона звучат в суммарном колебании одновременно с основным тоном, образуя доминантсептаккорд. Слава Богу, сознание этого воспринять, как правило, не успевает.
Действующая до сих пор европейская музыкальная система была обоснована древнегреческим математиком Пифагором (да, да, тем самым) ещё в VI веке до нашей эры. Одна из форм представления этой системы выглядела как бесконечная цепочка трезвучий (4, 5 и 6 обертона), каждое из которых построено на верхнем звуке предыдущего:

Изображение

Рис. 1

Если звуки трёх выделенных трезвучий перенести в одну октаву и расположить в повышающемся порядке, то получим звукоряд c-d-e-f-g-a-h, хорошо известный всем с детского сада, правда, под другими именами — до-ре-ми-фа-соль-ля-си (слоговое обозначение нот придумано в XI веке н.э. для удобства пения). Это так называемая мажорная гамма, построенная от ноты c. Реально этот звукоряд существует в виде бесконечной последовательности, ограниченной лишь возможностями слуха:

…c-d-e-f-g-a-h-c-d-e-f-g-a-h-c-d-e-f-g-a-h-c-d-e-f-g-a-h-c-d-e-f-g-a-h …

Удобно представить эту бесконечность свёрнутой в колечко:

Изображение

Рис.2

Этот всё повышающийся звукоряд существует внутри звукоряда более общего порядка, — хроматического, состоящего из всех применяемых в музыке в музыке звуков:

…c-c#-d-d#-e-f-f#-g-g#-a-a#-h-c-c#-d-d#-e-f-f#-g-g#-a-a#-h-c-c#-d-d#-e-f-f#-g-g#-a…

Хроматический звукоряд также удобно представить в свёрнутом виде:

Изображение

Рис.3


Любые три рядом расположенные трезвучия пифагоровской последовательности (рис. 1) образуют мажорную гамму от нижней ноты среднего из трезвучий. Ноты в гамме принято именовать _ступенями_ и нумеровать римскими цифрами. Три исходных трезвучия «построены» на I, IV и V ступенях гаммы:

Изображение

Рис. 4

Трезвучия на ступенях строятся «по терциям», что переводится с латыни как «каждая третья» — берутся ступени гаммы через одну. Так что трудно сказать, что было раньше — мелодии или аккорды.

Вот как расположены ноты этого звукоряда на первых пяти ладах шестиструнной гитары:

Изображение

Рис. 5

В отличие, скажем, от пианистов, где для мелодий и аккордов используются одни и те же клавиши, для самодеятельного гитариста «мелодия» — это «на одной струне», а «аккорд» — это «на всех одновременно». Если внимательно рассмотреть, из каких нот составлены хорошо известные нам аккорды C, F и G7, можно с удовлетворением увидеть всё тот же звукоряд c-d-e-f-g-a-h:
C

Изображение

F

Изображение

G7

Изображение

Рис. 6

Эти три аккорда получили название _главных_аккордов_лада_. Расположенный на I ступени аккорд звучит наиболее устойчиво, им произведение, как правило, заканчивается. Это _тоника_ (T), она же тоническое трезвучие. На IV ступени расположена _субдоминанта_ (S), в неё легче всего уйти из тоники в процессе развития музыкального произведения. Расположенная на V ступени _доминанта_ (D) имеет свойство стремиться в тонику и появляется в конце музыкальных построений непосредственно перед тоникой. Основной закон гармонии можно изобразить так:



Изображение

Рис. 7

Законы музыкального гармонического развития не стали исключением из законов общефилософских. В строгом соответствии с диалектикой Гегеля можно считать, что «исходный момент» — тоника T (аккорд C, ceg); «отрицание исходного момента» — субдоминанта, она же «нижняя доминанта», S (аккорд F, fac); «отрицание отрицания» — доминанта D (аккорд G, ghd, а чтобы было чего отрицать, добавим кусочек отрицаемого — ноту f, получив при этом аккорд G7 состава ghdf); и, наконец, «переход к исходному моменту на новом качественном уровне» — тоника T (тот же аккорд C того же состава ceg, но пока мы переходили с аккорда на аккорд, звучала музыка, и к исходному моменту мы вернулись другими).
Именно эти аккорды используются в аккомпанементе к мелодии, написанной (придуманной) в этом ладу.<…>
«Играем Городницкого – 2»
Подбор любого произведения необходимо начинать с определения его _тональности_. Под «тональностью» обычно понимают «ладотональность» — понятие, включающее в себя подпонятия _тоники_ (самой устойчивой ноты в произведении, на которой, как правило, произведение заканчивается) и ладового _наклонения_ (мажор это или минор). Каждая тональность представляет конкретный набор из семи нот (из двенадцати возможных, представленных в хроматическом звукоряде), из которых, как из кубиков, складывается произведение, написанное в этой тональности. «Чижик-пыжик» в тональности до мажор сложен из «кубиков» Изображение

Эти ноты расположены относительно непрерывного хроматического звукоряда в определенной последовательности. В хроматическом звукоряде расстояние между соседними звуками называется «полутон», или «½ тона». Соответственно «целый тон», «1 тон» равен двум полутонам. В мажоре расстояния между ступенями постоянны и равны последовательно 1 тон, 1 тон, ½ тона, 1 тон, 1 тон, 1 тон, ½ тона (для запоминания удобна считалка: «тон, тон, полутон, три тона, полутон»). При изображении звукоряда в виде кольца удобно изобразить эти интервалы в виде стрелок с фиксированными углами между ними (рис.1):




Изображение

Рис.1
Мы выбрали в качестве тоники, I ступени, ноту _c_. _Красная_ стрелка с соответствующей римской цифрой I указывает именно на нее. Остальные разноцветные стрелки указывают на ноты (звуки) _мажорной_гаммы_от_ноты_c_ , «окрашивая» их в соответствующие цвета: c d e f g a h
Если теперь мы повернем круг со стрелками и направим красную стрелку на какую-нибудь другую ноту, то получим от этой самой ноты точно такую же последовательность интервалов, т.е. мажорную гамму — от ноты _d_, например (рис.2):








Изображение

Рис.2
Гамма ре мажор получится такая: d e f# g a h c#
Еще поворот — и новый набор «кубиков»-звуков (рис.3):










Изображение

Рис.3
Гамма ми мажор: e f# g# a h c# d#
И т.д.
Минор, как вы помните, придумали древние греки, просто переназначив в уже имевшейся последовательности тонику. Ноты остались прежние, а номера ступеней (и соответствующие им функции) поменялись: Расстояния от ступени до ступени стали такие: 1 тон, ½ тона, 1 тон, 1 тон, ½ тона, 1 тон, 1 тон. На нашей схеме минорная гамма получится, если счёт ступеней начать от _синей_ стрелки — ноты _a_ (рис.4):







Изображение

Рис.4
Гамма ля минор: a h c d e f g
Направив синюю стрелку (I ступень минора) на какую-либо ноту, получим минорную гамму от этой ноты (рис.5, 6):



Изображение

Рис.5
Гамма си минор: h c# d e f# g a



Изображение

Рис.6
Гамма до минор: c d eb f gb ab b
Каждую ступень гаммы называем своим именем — следующей по порядку буквой или слогом «до, ре, ми…». Какой знак при этом следует поставить — , диез, или , бемоль, — решить нетрудно, если следить, чтобы названия не повторялись.
Когда мы подбираем аккорды по фонограмме, определяем ноту, на которой мелодия устойчиво заканчивается — это тоника. Рекомендуется находить нужную ноту голосом, подпевая фонограмме. «Пойманную» ноту находим на инструменте и называем своим именем. Построив от найденной ноты мажорное и минорное трезвучия, пытаемся сыграть их вместе с фонограммой в тот момент, когда звучит найденная тоника. Если подошел минор — наклонение минорное, если мажор — соответственно, мажорное. Если ни то, ни другое не подходит — значит, тонику определили неверно.
Подбор с голоса солиста отличается, если можно так выразиться, некоторой интерактивностью: тоника определяется совместными усилиями. Рекомендуется сыграть последовательность T—S—D—T в любой удобной для аккомпаниатора тональности и попросить солиста спеть в этой тональности. Одновременно пытаемся определиться — мажор или минор. Около 90% русских песен написаны в миноре, так что резонно с него и начать, оставив мажор на «если не получится».
Определив тонику и наклонение, построим соответствующую гамму и трезвучия на ее ступенях. К аккомпанементу готовы уже семь аккордов, при этом на I, IV и V ступенях — главные трезвучия T, S и D, а на III, VI и VII — T, S и D параллельной тональности.
Субдоминанты бывают разные
В трезвучиях, построенных на ступенях, отстоящих друг от друга на терцию, естественным образом оказывается по два одинаковых звука. Из трёх. Поэтому звучат они похоже, и ноты мелодии через такие аккорды могут проходить одни и те же. На рис.7 все семь трезвучий натурального ля минора размещены как раз таким образом.

Изображение

Рис.7
В каждой паре соседствующих аккордов по две одинаковые ноты. Это позволяет _побочным_ трезвучиям принимать на себя функциональные значения _главных_ трезвучий. Так, трезвучия III и VI ступеней (C и F в ля миноре) могут принимать значение тоники (т.е. появляться сразу за доминантой: например, ход E7—F), III и VII (C и G) — значение доминанты (в песнях Городницкого не встречается), а II и VI ступеней (Hm5- и F) — значение субдоминанты. Как раз такие субдоминанты в песнях Городницкого обычны. «Хитрый» аккорд Hm5-, чаще в виде септаккорда Hm5-7, h d f a (рис.8), встречается даже чаще, чем «испанская» субдоминанта F:


Изображение

Рис.8

Близкие родственники
Гораздо чаще, чем кажется, песни звучат не в одной тональности, а в нескольких. Есть два основных вида переходов в другие тональности: 1) исполнение в другой тональности какой-либо законченной части произведения, например, куплета в песне — _модуляция_; и 2) использование в мелодии нот из других тональностей — _отклонение_.
Модуляции, в общем-то, ничего нового в себе не несут: любая мелодия может быть исполнена в любой тональности. Другое дело отклонения: появление неожиданного звука среди последовательности ожидаемых неизбежно привлекает внимание слушателя.
Переходы параллельных тональностей друг в друга (например, Am в C) не добавляют звуков в произведение, поэтому даже не считаются за отклонения, хотя это ярчайшая иллюстрация понятия «родственные тональности». «Родственными» считаются тональности, в которых есть хотя бы один общий звук; чем больше одинаковых нот, тем ближе степень родства. К первой степени родства относятся тональности, тониками которых являются аккорды, построенные на ступенях исходной тональности: например, ля минору будут родственны C, Dm, Em, E, F, G. Из шести «родственников» двое главных: это построенные на главных трезвучиях — субдоминанте и доминанте — Dm и Em.
Верным признаком любой тональности является доминантсептаккорд, получающийся на V ступенях мажорных или гармонических минорных тональностей. Если в песне встретился аккорд типа C7 (семерка без плюсов, минусов и дополнительных обозначений) — сразу считай, V ступенью, то бишь, доминантой, какой тональности это С является (в данном случае это тональность F: fgab_c_de).
В ля минорных песнях, естественно, особенно часто встречаются E7 — это «родная» доминанта — и G7 — это доминанта параллельного до мажора. Когда же появляются A7 и H7 — это отклонения. A7 — домината к Dm, т.е. доминанта к субдоминанте (DS). Произошло отклонение в тональность Dm. Гамма ре минора defgabc содержит ноту b — в исходной тональности такой не было. К тому же, как мы уже говорили, в аккордах применяется в основном гармоническая разновидность минора, с повышенной VII ступенью. Соответственно, в A7 появляется нота c# (рис.9):


Изображение

Рис. 9
Для песен Городницкого характерно при отклонениях в тональность субдоминанты использовать наряду с доминантой новой тональности и ее субдоминанту — Gm или Gm6 в ля миноре (рис. 10):


Изображение

Рис. 10
Субдоминанту к субдоминанте резонно именуют _двойной_субдоминантой_ (SS)
H7 — доминанта к E, то есть доминанта к доминанте (DD), иначе «двойная доминанта». Отклонение в тональность ми минор приводит к появлению новых нот — они есть в соответствующей гамме: e _f#_ g a h c _d(#)_ (рис. 11):


Изображение

Рис. 11


_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Вторник 30 Апрель 2019 03:16:25 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
16 апреля 2019 г. Продолжение темы «Основы гармонии».

Изображение

Изображение

Разбор аккомпанемента песни Александра Дольского «Прощальная» («От прощанья до прощанья…»). Тональность Am, размер 6/8. Проигрыш приёмом «тремоло». Техника тремоло.
Забыл провести пение по кругу.






_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2018--2019
СообщениеДобавлено: Вторник 30 Апрель 2019 03:18:09 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
23 апреля 2019 г. Разбор аккомпанемента песни Евгения Клячкина «Мокрый вальс» («Как непрочны двери у страны доверья…») Тональность Hm, в последнем куплете модуляция в тональность Em. Размер 3/4. Глиссандо аккордом.




_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005