Впечатлений много, поэтому я решил их систематизировать и разбить по темам.
Прежде, чем начать, хочу сказать, что до этого года был на Груше 3 раза, последний в 2005 году, на Мастрюках, еще до раскола. Период "грушинских войн" я пропустил и сейчас впервые оказался на Федоровских лугах.
Итак, поехали
О маршруте на поляну
Добираться от Самары своим ходом оказалось сложновато - в основном, из-за незнания точных маршрутов. Электричку мы ждать не стали и добирались с несколькими пересадками на автобусах и маршрутках, это оказалось очень неудобно и долго. На будущее советую всем федоровцам добираться не от Самары, а от Жигулевского моря (район или пригород Тольятти) - это гораздо ближе и дешевле, причем вместо Самарской электрички, которую надо ждать полдня, от Жигулевского моря идут (одна за другой) дешевые маршрутки, которые довозят от вокзала практически до поляны за 50 рублей и 15 минут. То же самое касается обратной дороги - советую брать билеты до вашего города от станции Жигулевское море. Поезд из Тольятти стоит там 10 минут, есть время спокойно занять свои места.
О месте
По сравнению с Мастрюками (какими я их помню, образца 2005го года) геометрия фестиваля более функциональна. Спортивные, административные и информационные точки вынесены в отдельный блок между палаточными лагерями и Гитарой. За счет этого главный "проспект" фестиваля имеет более неформальный и уютный вид, т.к. на него выходят непосредственно "спальные микрорайоны" - с котелками над кострами, приветливыми кашеварами и, разумеется, поющими хозяевами стоянок.
Из официальных сцен фестиваля только две оказались в излишне близком соседстве и временами глушили друг друга. Остальные, насколько я слышал, существовали вполне акустически независимо.
О публике
Как обычно на Груше, публика была очень разнородной. Любители авторской песни со всей страны, самарцы и тольяттинцы, неформалы всех "конфессий", непременные кришнаиты, кузнецы, гончары и мастера других ремесел, делегации многочисленных партий и объединений - в общем, традиционно рябило в глазах от маскарада имиджей и стилей. По сравнению с той Грушей, которую я помню, приятно порадовало изменение процентного соотношения случайной публики и "наших" (в сторону последних). Особенно очевидным это изменение становилось на серьезных концертах. Не помню, чтобы на Груше раньше ТАК слушали настоящую поэзию. Конечно, не обошлось без пьяных, но их быстро усмиряли. Критическая масса людей, умеющих слушать и слышать, особенно очевидно проявлялась, когда по их примеру весь "зал" вставал под песни Окуджавы или начинал подпевать песням Визбора. Даже молодежь, которая была "не в теме", следовала примеру старшего поколения. Это было очень здорово.
Что касается количества публики, то оно было, с одной стороны, достаточно велико, чтобы возникло ощущение всероссийского палаточного города, а с другой стороны, достаточно ограничено, чтобы не возникало ощущения часа пик в московском метро, когда тебя носят на локтях, не давая коснуться земли. Этого я боялся больше всего, из-за этого в свое время перестал ездить на Грушу и теперь, к счастью, избежал на Федоровке.
Об организации
Фестиваль был организован безупречно. Еда и снаряжение (ярмарка), санузлы, дрова и многое другое - все было в наличии и достойного качества. Самым рискованным моментом, по моему мнению, была организация перехода тысяч людей по узкому понтонному мосту на Гору и обратно (до и после концерта на Гитаре) - но с этой задачей отлично справилась милиция, организовав строгий контроль над потоком и его реверсивное одностороннее движение.
О программе
Нельзя объять необъятное и посетить все концерты Груши. Особенно если ты сам принимаешь участие в конкурсе и полдня стоишь в очереди на прослушивание. Тем не менее, я побывал на многих концертах и могу ответственно заявить: такого количества прекрасных песен в таком великолепном исполнении я еще ни разу на Груше не встречал. Это был настоящий праздник души, полный кайф и утоление душевного голода изысканнейшими яствами
Лично для меня вершиной стало выступление Евгения Александровича Евтушенко. Это было общение зала с настоящим титаном. Когда пожилой уже человек, с трудом поднявшийся на сцену, магически перевоплотился в полного сил молодого поэта и выдал в публику настоящий роковый драйв - это воспринималось как настоящее чудо, происходящее на твоих глазах.
Очень цельно и взаимосвязано прозвучали тематические концерты, посвященные Окуджаве, Визбору, Высоцкому. Два замечательных концерта имели территориальную привязку: "Ленинградская прописка" и "Московская прописка". Эти программы были посвящены, соответственно, питерским и московским авторам.
Многих исполнителей я не застал из-за нехватки времени. Из тех, кого посчастливилось увидеть и услышать, хочется особо отметить замечательных исполнителей: Андрея Крамаренко, Романа Ланкина, Галину Хомчик, Алексея Брунова, ансамбль Сергея Войтенко с замечательной Матрехой, а также авторов и исполнителей: Сергея Калугина, Марину и Игоря Саркисовых, Павла Фахртдинова, Григория Данского, Ксению Полтеву.
Как любитель поэтической песни, я по возможности зависал на традиционных концертах, но краем уха и краем глаза зацепил интересные современные вещи: альтернативную музыку, регги, фолк, джаз. Поскольку это не совсем мое, мало что могу рассказать о представленности этих стилей на Груше. Их было немало, но главные эстрады и "прайм-тайм" были отданы классической поющей поэзии, что лично для меня - самый главный плюс прошедшей Груши и источник огромного кайфа.
И, напоследок, о погоде
Погода все дни стояла как по заказу: не жарко днем, не холодно ночью и без дождя. Лучше не придумаешь. Во время концерта на Гитаре природа улыбнулась и традиционно покапала на головы зрителей, но в дождь это не превратилось. Осталось сухим все, кроме глаз, которые, если честно, не раз за время концерта "теряли резкость" от происходящего на Гитаре чуда.