до кучи (только спокойно - особенно г-на Грызлова прошу - в тексте идет общение на языке, понятном адресату, да, это такой нормальный, капиталистический язык, четкий, кстати, и понятный; этим языком разговаривают с деловыми людьми; не стоит огульно вешать ярлык на автора (авторов) текста - мол, как они могли бэндами назвать святое)
источник -
http://www.nagrushe.ru/grushinskiy/pape ... 58-50.html
текст целиком из приведенного исчтоника
"Необходимые пояснения:
Это ВНУТРЕННЯЯ документация, которая не должна была выйти на общее обозрение.
Некоторое время назад Вовка Кожекин, организатор Метафеста, выдвинул идею объединения Грушинского фестиваля на Мастрюках вместе с Метафестом. Более подробно об этой идее вы можете прочитать в его ЖЖ kozhekin.livejoiurnal.com
Сегодня на форуме Грушинского на Фёдоровке был опубликован документ из внутренней переписки Самарских Бардов (собственно орги на Мастрюках), который мы и представляем вашему вниманию. Авторство судя по техническим данным (поле ОТ в сообщении, свойства документа в исходном вордовском файле) принадлежит Петру Старцеву.
Собственно документ представляет из себя скорее не аналитическую записку, а... гмм... взгляд на известные факты, причём взгляд циничный и не через розовые очки, к тому же без идеологической составляющей. Впрочем такое характерно для любой внутренней переписки в любой организации.
На мой личный взгляд в этой аналитической записке нет ничего такого что не было бы известно узкому кругу людей "в теме" и тем людям, кто активно интересовался историей вопроса. Ничего секретного в материалах ниже не содержится, однако прочитать взгляд изнутри будет интересно для неискушённого человека.
----Original Message-----
From: Петр Старцев <
petr_startcev@list.ru Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript >
To:
Date: Sat, 15 Aug 2009 11:38:40 +0400
Subject:
> Приветствую!
> Аналитическая записка
>
> С уважением,
> Пётр Старцев
>
>
>
Аналитическая записка
о перспективах развития брэнда Грушинского фестиваля,
в случае его объединения с Метафестом
Идея привнесения на фестиваль бардовской песни имени В. Грушина форматов, от которых упорно отказываются нынешние руководители творческой программы - ТО «Самарские барды» - звучит все три года осуществления проекта «Поэзия. Гитара. Голос". Сегодня она снова озвучена организаторами «Метафеста», предлагающими провести его одновременно с Грушинским фестивалем на Мастрюках, за понтонами на пляже.
Сейчас очевидно всем, что борьба за Грушинский фестиваль между «Лугами» и «Озерами» превратилась в битву за его брэнд. Владение Поляной оказалось не столь важным. И даже владение именем брэнда – не является определяющим. Можно иметь права на название, но не понимать сущность брэнда, и в логическом итоге потерять его. Фестиваль Кельймана, которые под именем Грушинского фестиваля продвигал «мультиформат», потерял основной сегмент целевой аудитории, то есть бардов, а впоследствии и потребителей своего брэнда. Неструктурированная целевая аудитория на Поляне, а попросту говоря, «толпа», не могла обеспечить развитие брэнда, его авторитет в сообществе АП, поддержку властей и спонсоров.
I.Оценка существующего положения
На данный момент Грушинский фестиваль на Мастрюковских озерах развивается в сторону более четкой дифференциации аудитории, приращения ее численности, укрепления брэнда. Повысился уровень доверия внутри целевых групп, стабильной стала поддержка со стороны спонсоров и администрации области. В сравнении с фестивалями, проводимыми Б. Кейльманом в годы перед расколом, число бардов - гостей фестиваля - выросло в несколько раз. На ГФ возвратился средний класс, способный оплатить многие, достаточно дорогие услуги. За три года фестиваль бардовской песни на Мастрюках практически приблизился к «эталонному фестивалю бардовской песни». По отзывам многих организаторов и участников, у нас начинают учиться и перенимать опыт. Члены ТО СБ прочувствовали это на себе, посетив недавно несколько российских фестивалей.
«Метафест», существующий два года, ориентируется на любителей музыки различных стилей, на мультиформат. Развиваются интернет-коммуникации «Метафеста», на базе metafest.ru создается единое информационное пространство «независимой» музыки.
Уникальность «Грушинского фестиваля» состоит в том, что это самый крупный в мире фестиваль авторской (бардовской) песни, «бардовский заповедник», как его окрестили журналисты. УТП «Метафеста» пока не считывается, так как подобных мультиформатных фестивалей в стране проходит достаточно много. Декларируемый «фестиваль фестивалей» не набрал обороты, не отвоевал своего места среди конкурентов. К примеру, схожий по формату фестиваль «Мамакабо» в Крыму собрал в 2008 году более 10 тыс. зрителей
По численности гостей Грушинский фестиваль и «Метафест» не сопоставимы.
Число зрителей на Мастрюковских озерах: 2007 год – 32000, 2008 год -48000, 2009 – 55000
Число зрителей на «Метафесте»: 2008 г. – от 2000 до 3000, 2009 г. – от 3000 до 4000.
Запросы на Яндексе составили:
2008 год: «Грушинский фестиваль» - пик 8931, «Метафест» - пик 1165;
2009 год: «Грушинский фестиваль» пик - 11 479, «Метафест» - пик 2713.
Запросов за год: «Грушинский фестиваль» - 59384, «Метафест» - 5153.
Мы видим превышение интереса к брэнду «Грушинский фестиваль» более чем в десять раз, при том, что часть зрителей ГФ не пользуется Интернетом в отличие от молодежной аудитории «Метафеста».
Данные по запросам о хэд-лайнерах «Метафеста» по русскоязычному блоку:
Питер Глухов – нет запросов
Ольга Волобоева + Алексей Абашин - нет запросов
Винни и Грета - показов за последние 30 дней: 15, за год: 19
K.G.Band - показов за последние 30 дней: 119, за год: 184
Проект АК - показов за последние 30 дней: 152, за год: 2632
Павел Фахртдинов - показов за последние 30 дней: 494, за год: 5883
Андрей Козловский - показов за последние 30 дней: 856, за год: 11724
Генератор Вопросов - показов за последние 30 дней: 41, за год: 1385
Вовка Кожекин - показов за последние 30 дней: 36, за год: 528.
Самые высокие показатели по «Метафесту» у Козловского и Фахртдинова, которые являются участниками Грушинских фестивалей. Однако, эти показатели значительно ниже запросов о других хед-лайнерах Грушинского фестиваля на Мастрюковских озерах. Дуэт Вадима и Валерия Мищуков, например, был показан в Яндексе за последние 30 дней: 1921, за год – 33 968. Гость фестиваля Борис Бурда, который известен не только как автор песен, но и как знаток и кулинар, имеет показов за последние 30 дней: 1352, за год: 20958.
На этом фоне более чем странными выглядят заявления одного из лидеров «Метафеста»: «Прискорбно, но Грушинский умирает. Связано это даже не столько с невостребованностью авторской и бардовской песни как таковой, сколько с полным нежеланием менять стиль управления». Это заявление принадлежит В. Кожекину, имеющего рейтинг по запросам меньше, чем у бардовских лидеров в 64 раза.
Однако в среде поклонников бардовской песни более важным, чем популярность, является авторитет автора. К примеру, Александр Мирзаян известен как теоретик жанра и пропагандист АП. Дмитрий Сухарев не только пользуется заслуженным уважением, но и удостоен премии «За благородство и творческое поведение». Их персональные брэнды добавляют в «копилку» ГФ личностные и профессиональные достижения этих людей и укрепляют коллективный имидж фестиваля.
«Метафест» пока только формирует свой имидж, - у него нет истории, легенды, уникальности, высокого рейтинга. Духовная составляющая брэнда выглядит слабо, так как люди, представляющие фестиваль, допускают сомнительные высказывания и сленг, а артисты позволяют себе на сцене полублатные песни и мат (см. статью на
http://www.openoren.ru/lastlenta/view/5717/).
II.Музыкальные фестивали поли - или моно-форматов.
Примеры слияния и дифференциации
1) В 2008 году произошло слияние двух крупных российских фестивалей open-air рок-фестивалей – «Нашествие» и «Эммаус». Теперь оба фестиваля объединены общим брэндом «Нашествие». Целью такого слияния стало желание двух оргкомитетов сделать фестиваль крупнейшим музыкальным событием в России и вывести его на Европейский уровень, а также существенно улучшить условия проживания артистов и зрителей. До слияния в 2006 году «Нашествие» посетило 180 тыс. человек, а «Эммаус» (Тверская область) около 40 тыс. зрителей и участников. Можно было бы ожидать, что после слияния этих фестивалей их аудитория суммируется, и будет составлять 220 тысяч. Тем не менее, в 2008 году на объединенный фестиваль приехало 100 тыс. народу и в 2009 примерно столько же. Можно сказать, что рекламодатели потеряли аудиторию более чем 100 тыс. человек, и «слияние» не достигло своей цели. В европейском рейтинге музыкальных фестивалей «Нашествие» не входит и в двадцатку.
2) Успешно развивается «Ильменский фестиваль», проводимый Фондом Олега Митяева. На 33-м фестивале в 2009 году число зрителей составило более 40 тыс. человек. Техническое обеспечение фестиваля – это несколько больших экранов для трансляции концерта, профессиональное звуковое и световое оборудование, прямая трансляция фестиваля в Интернете. Моно-формат «Ильменки» сохраняется на протяжении длительного времени, авторские песни звучат повсеместно, лишь иногда с чтением стихов выступают приглашенные актеры, популярные в среде АП – В. Смехов, Н.Высоцкий, Ю.Стоянов. Явный крен в сторону поэтической составляющей песни был сделан в 2009 году, когда Олег Митяев представил на фестивале свой новый альбом на стихи Пушкина. От увлечения серьезной культурной темой – творчеством А.С.Пушкина, персональный брэнд известного барда нисколько не пострадал. Напротив, запросы в Яндексе в 2008 году составили: перед Ильменским фестивалем - 8 827, в 2009 – 15 018, а за год его имя было запрошено – 214 303 раз. В этом году Фонд Олега Митяева и Сочинская филармония учреждают новый ежегодный фестиваль авторской песни «Лето это маленькая жизнь».
3) Примером престижного джазового моно-формата являются фестивали в Неаполе. Цель проекта - привлечь в Неаполь и его окрестности туристов и туристические группы с помощью джаза. С июля по сентябрь в рамках проекта проходят восемь фестивалей, направленных на создание определенного круга, способствующего "продвижению джаза в массы". Примечательно, что не только туристы посещают фестиваль, но и меломаны Италии. Для получения максимального коммерческого результата была создана карта Jazz Card. Эффект от реализации этого проекта превзошел все ожидания.
4) Есть фестивали, у которых смена форматов заложена в самом брэнде. «Ароматный город» - ежегодный летний музыкальный фестиваль, который проводится в Сиене. Традиционно на нем представлены рок, джаз, этническая музыка, танцы. Каждый сезон на этом фестивале уделяется особое внимание представителям какого-либо региона. 2009 будет посвящен африканской музыке, приглашены известные
исполнители Южной Африки, Гвинеи и Сенегала. Для зрителей фестиваля это является экзотикой, но они именно этого – новизны в представлении региона - ожидают от организаторов фестиваля. В отличие от основной массы российских бардов, которые живя на территории огромной страны, могут встретиться друг с другом лишь на крупном фестивале.
III.Перспективы слияния Грушинского фестиваля и «Метафеста»
1) Взаимодействие сегментов целевой аудитории.
Традиционная аудитория бардовского фестиваля содержит разные возрастные группы, в том числе и молодежь (в общей массе ее примерно 30-40%). Молодежная аудитория «метафестовцев» в 2-3 тысячи человек, что не приезжали на Грушинский - это капля в 45-тысячном море участников бардовского проекта. Но эти 2-3 тысячи, неизбежно оказываясь на поляне, живя или гуляя по ней, заведомо будут мешать бардам. Опыт прежних лет в этом плане убедителен. Дело вовсе не в конфликте поколений, как это пытаются представить некоторые поклонники мультиформата, а в конфликте ценностей. Авторская песня возникла в среде интеллигенции, и ее приверженцам свойственны некоторые стереотипы поведения. А поклонниками мультиформата чаще всего является маргинальная молодежь, для которой характерно агрессивное и вызывающее поведение. В итоге столкновения этих аудиторий будет то же, что и прежде - уменьшение числа "бардовской" части, без какого-либо роста части "мультиформатной", т.е. общее снижение численности аудитории на Мастрюках.
2) Изменения в структуре брэнда ГФ
Грушинский брэнд утратит свою уникальность и вернется к состоянию четырехлетней давности. Фактически слиянием Метафеста и Грушинки хоронится идея моно-форматного фестиваля бардовской песни. Три года упорной работы организаторов, принесшей результат, и обретенное доверие участников - подрываются в своей основе.
Говоря маркетинговым языком, расширение «продуктовой линейки» было основной ошибкой Кейльмана. Сначала фестиваль туристкой песни, потом добавилась авторская, потом добавилась бардовская попса, потом пришли музыканты - и это перестало устраивать всех. К примеру, если представить марку "Домик в деревне" - молоко, сметана, кефир, творог... Брэнд имеет своих покупателей. А попробуй производитель выпускать мясные продукты, у потребителей появится мысль, что это те коровки, которые молоко давали. И клиентов станет меньше. Вроде бы - линейка шире, но потребителю этого не надо.
3) Связи с общественностью
В реальности подобное объединение даст резкое снижение рейтингов, как организаторов, так и фестиваля. Более того, следует ожидать мощной волны антирекламы. В этой ситуации для Самбардов нет иного выхода, кроме как выйти из оргкомитета, иначе от репутации ТО ничего не останется. Большие сложности ожидают и «Мету»: все PR-акции против нее получат мощную основу. Крайне негативно будет оценена и роль Фонда им. Грушина. Фактически вся идеологическая основа отстранения от проведения фестиваля СОКАП рассыплется в прах. А вынужденный уход Самбардов добавит столько дров в костер, на котором будут "поджаривать" Мастрюковский проект, что он сгорит обязательно. Потеряв рейтинг и авторитет, бардовская часть не поможет мультиформатной. Но заодно с собой потопить и ее - сможет.
4) Персональные брэнды участников проекта
Если цель авторов идеи слияния Метафеста и Грушинки - это поднятие личного рейтинга, то на короткий период она, возможно, будет достигнута. Но не велика ли цена, которую придется заплатить за это? Персональным брэндам Н. Мартынова, М. Грушина, П. Старцева, и других членов Оргкомитета ГФ будет нанесен непоправимый урон. Барды, привлеченные под знамена «возрождения Грушинского фестиваля», покинут Мастрюковские озера и будут открыто выражать свое недовольство, а также, неуважительное отношение к тому, кому выгодно это объединение.
5) Затраты на проведение фестиваля
Возможно, вначале несколько сократятся затраты на проведение фестивалей. Но отток платежеспособных целевых групп, и увеличение доли маргинальной молодежи снизит доходную часть проекта.
6) Отношения со спонсорами и рекламодателями
Возможен ли при слиянии фестивалей рост числа спонсоров? Сомнительно, т.к. по правилам рекламы индивидуальное представление работает куда лучше, чем в составе блоков. Другими словами, рекламный щит среди пяти других на том же Метафесте работает лучше, чем среди пятнадцати на Грушинском. А если мы говорим об одном и том же спонсоре, то общая сумма его инвестиций сократится на цифру стоимости рекламы на одном из фестивалей.
IV.Действия конкурентов
В случае объединения ГФ и Метафеста, Команда Кейльмана перехватит инициативу по привлечению бардов и объявит свой фестиваль истинного бардовским. ГК получит в руки мощный козырь, и тогда у его команды будут все основания объявить фестиваль на Федоровских Лугах истинным Грушинским фестивалем. Некоторые из нынешних гостей Мастрюков перейдут на сторону Кейльмана, но большинство из них, чувствую себя обманутыми, перестанут ездить на ГФ вообще. Тогда «истинно бардовский» фестиваль появится в другом месте. Возможно, о своем первенстве заявит Ильменка, а может быть, появится новый фестиваль в Москве или центре России. Возможен вариант, когда целевая аудитория, покинув ГФ, частично переместится на Ильмены (жители северного и восточного регионов), частично – в Сочи (жители центра и юга России, а также Украина и Белоруссия). Перспектива подобного развития событий весьма реальна, поскольку брэнды этих фестивалей связаны с мощным персональным брэндом Митяева, демонстрирующим верность традиционной АП.
В настоящее время Фестиваль на Федоровских Лугах, проводимый в мультимузыкальном формате, остается конкурентом ГФ на Мастрюковских озерах только нормативно (в правовых и административных вопросах) и в привлечении спонсоров. По целевой аудитории он начинает конкурировать с «Метафестом». Однако Федоровский проект в достаточной степени "легендирован" и имеет куда более мощную поддержку в умах сторонников, чем Метафест. Другими словами, участники фестиваля СОКАП в массе не предпочтут Метафест Федоровке. И это условие является одним из определяющих выводы данной записки.
V.Выводы
1)Заявления, что «Метафест» рулит, а Грушинский фестиваль умирает, не имеют под собой никаких реальных оснований. Данные по Интернет-запросам показывают, что интерес к ГФ превышает запросы по «Метафесту» более чем в 10 раз.
2)Мировой опыт проведения музыкальных фестивалей свидетельствует о том,
что постоянство брэнда и моно-формат часто являются причиной успеха фестивальных проектов, а слияние фестивалей не всегда достигает своей цели.
3)Сравнив скромные плюсы и огромные минусы слияния ГФ и «Метафеста», можно сказать, что брэнд-код Грушинского фестиваля будет полностью разрушен. Целевая аудитория переместится на другие фестивали и станет источником негативной информации. Расширение «продуктовой линейки» в случае слияния не даст брэнду никаких преимуществ.
4)Персональный рейтинг участников «Метафеста» (за исключением двух
участников ГФ) настолько мал, что не принесет ГФ практически никаких плюсов. Однако «метафестовцы» в случае слияния выйдут на большую аудиторию, что, несомненно, им выгодно. При этом очевидно, что значительной части гостей ГФ они не интересны (см. таблицу запросов в интернете), и часть публики просто уйдет от фестивальных сцен.
5)От слияния ГФ и «Метафеста» непременно выиграет ГФ на Федоровских
Лугах, его позиции в глазах потребителей, властей и спонсоров значительно укрепятся. К Кейльману переместится часть бардов с Мастрюков, приедут те, кто занимал нейтральную позицию.
6)При сохранении нынешнего разделения брэндов существует вариант
привлечения "федоровской" аудитории за счет приближения «Метафеста» по срокам, но, ни в коем случае не одновременным проведением. При условии сотрудничества оргкомитетов на Мастрюках, «Метафест» можно проводить через 4 дня после завершения Грушинского (заканчивается в понедельник). Приглашая гостей Грушинского, в том числе с Федоровских лугов. Для последних - делая привычным выступления на Мастрюках. При этом Метафест должен оставаться самостоятельным проектом.
Последний раз обновлялось 17.08.2009 20:17 "