Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Вторник 19 Март 2024 09:40:48 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 23 Июнь 2010 02:41:47 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 21 Февраль 2006 03:40:02 PM
Сообщения: 123
Откуда: Москва
Всем привет!

Александр Николаевич, а как точно зовут автора песни "Трещат кузнечики в саду" (Солдатская сказка)? Я встречал варианты: В. Боганов, Владимир Баганов, Александр Баганов.

Причем на запрос "Боганов" Яндекс выдает адекватную ссылку только на "Историю московского КСП" (и никакого текста вообще), а на "Баганова" - множество других, содержащих текст...

Как он все-таки правильно пишется-то?

_________________
С уважением, Антон Трофимов


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 23 Июнь 2010 04:28:11 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
"Боганов Владимир Николаевич (род. в 1934 г. в Москве), журналист, член Союза журналистов СССР. Песни пишет с 1956 г., в основном на стихи проф. поэтов, а также и на свои <...>"
В кн.: Среди нехоженых дорог одна -- моя: Сб. туристских песен / Сост. Л.П.Беленький. М.: Профиздат, 1989. -- С.420.
Правда, "Кузнечиков" в этой книжке (а также ни в единой известной мне публикации) нет, а есть песня "По тундре" ("Тундра порыжела и поникла...") на стихи В.Подкорытова и Л.Медведниковой (с.294).

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Июнь 2010 05:37:34 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Воскресенье 16 Декабрь 2007 10:47:45 PM
Сообщения: 109
Откуда: Москва
В середине 60-х дуэт Ляли Фрайтор и Тамары Комиссаровой исполняли две песни Владимира Боганова: "Посмотри, посмотри, сколько снега выпало..." и "Сосны да ели вокруг..."
Скачать их можно здесь:
Л.Фрайтор и Т.Комиссарова - Посмотри, посмотри (В.Боганов) http://files.mail.ru/459SM6
Л.Фрайтор и Т.Комиссарова - Сосны да ели вокруг (В.Боганов) http://files.mail.ru/GZEM6D


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2017 09:57:34 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Продолжая и развивая тему.
8марта 2016 г. я получил по электронной почте письмо:

«Уважаемый Александр Николаевич,

случайно обнаружил в интернете, что вы - исполнитель песни "Трещат кузнечики в саду..."
Дело в том, что автор слов этой песни - мой папа, поэт Александр Тихомиров (1941-1981). Песня была написана в шестидесятые годы для какого-то спектакля одного из ленинградских театров, а музыку к песне в спектакле сочинил актёр В.Нагавкин (не помню его полного имени). Видимо, из спектакля песня и разбрелась по белу свету... Стихотворение было впервые опубликовано в книге "Белый свет", вышедшей в издательстве "Современник" в 1983 году, стр. 32. Папа часто пел мне эту песню - не знаю, на свою ли мелодию, или на мелодию Нагавкина. У нас сохранился машинописный лист этой песни 60-х годов, где Нагавкин указан, как автор музыки. Называется эта песня "Песенка сказочного солдата". На видеозаписи Вашего исполнения мелодия совсем не та, которую мне пел папа - кстати, та намного интересней. Жаль только, что Владимир Боганов присвоил себе авторство слов... Пора восстановить справедливость.

Буду рад, если Вы свяжетесь со мной.

С уважением,
Дмитрий Тихомиров».




Я решительно обрадовался. Дело в том, что песню эту я знаю с 1969 года, с того времени, когда я, поступив в МГУ, попал с лёгкой руки Серёжи Чистикова в КСП МГУ. Именно там я и выучил эту песню — сейчас уже трудно утверждать, но, может быть и «с рук» у Чистикова. Автором песни все называли Владимира Боганова, журналиста из «Пионерской правды». И все эти годы меня подспудно точила мысль: а где же другие песни Боганова? Уровень, и в первую очередь поэтический, представлялся мне весьма высоким, и совершенно невероятным представлялась мысль, что автор написал одну лишь эту песню и ничего более. Публикация в сборнике Л.Беленького «Среди нехоженых дорог одна — моя» (М.: Профиздат, 1989, с.294)песни В.Боганова на стихи "По тундре" ("Тундра порыжела и поникла...") на стихи В.Подкорытова и Л.Медведниковой особого энтузиазма не добавила: песня как песня, в 60-е таких писали немало. И главное — Боганов в «Тундре…» выступает как автор только музыки, музыки вполне традиционной для «туристской» тематики. В этом же сборнике приведены были и биографические данные:
"Боганов Владимир Николаевич (род. в 1934 г. в Москве), журналист, член Союза журналистов СССР. Песни пишет с 1956 г., в основном на стихи проф. поэтов, а также и на свои <...>"
Нет, думал я, текст «Кузнечиков» — явно не самодельно-самодеятельный. Тут видна рука мастера, кого-то из крепких поэтов. Поиски по поэтическим сборникам и антологиям, а впоследствии по интернет-ресурсам ответа не давали либо выводили на того же Боганова.
И вот — свершилось.
Изображение

«Александр Борисович Тихомиров (1941, Москва — 18 января 1981, там же) — советский поэт.
Родился и вырос в Москве на Арбате. Жена — прозаик и драматург Лидия Медведникова. Сын поэта, кинорежиссёр Дмитрий Тихомиров в 2005 году снял короткометражный фильм «Зимние каникулы» по одноимённой поэме своего отца, удостоенный наград на кинематографических конкурсах.
Трагически погиб, похоронен на Переделкинском кладбище.

Опубликовал при жизни один сборник стихов — «Зимние каникулы», не считая публикаций в газетах и журналах, а также в альманахах «День поэзии». После смерти Александра Тихомирова вышло два новых сборника — «Белый свет» и «Добрым людям», включившие почти все его стихи. Стихи Тихомирова были также включены в состав Антологии русской поэзии XX века «Строфы века», а также в сборник стихов рано ушедших поэтов «Живое слово».
(Википедия)

Вот ещё фотография, присланная Дмитрием Тихомировым:

Изображение

Но я-то помню, что в списках песен, прозвучавших на легендарном Новосибирском фестивале 1968 года, автором «Кузнечиков» назван всё тот же Боганов. А исполнял её там Евгений Гангаев, основоположник КСП МГПИ, с которым мы регулярно пересекались на городских слётах Московского КСП. Не от него ли в КСП МГУ проникла эта песня?
В процессе поиска фонограммы-как-бы-первоисточника попутно выяснилось, что полной фонограммы всех концертов Новосибирского фестиваля не сохранилось. (Вообще говоря, для меня это более чем странно: во время прошедшего в Академгородке в 1998 году фестиваля «Тридцать лет спустя» лично беседовал с А.В.Ильиным, сохранившим в гараже чемодан с полной записью фестиваля. Что потом произошло — не знаю.)
В фонотеке Н.Ф.Курчева, хранящейся теперь в Архивной службе АП у Петра Трубецкого, нашлась, однако, вполне достойная замена, а именно запись абонементного концерта в ленинградском клубе «Восток» от 15 ноября 1967 года, на котором Женя Гангаев поёт искомую песню и даже вслух объявляет автора. Владимира Боганова.
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/3641_1477257815/treshchat_kuznechiki_v_sadu.mp3

Дмитрий Тихомиров любезно согласился прислать текст стихотворения своего отца в том виде, в каком он опубликован в книге:

Александр ТИХОМИРОВ

ПЕСЕНКА СКАЗОЧНОГО СОЛДАТА

Трещат кузнечики в саду –
Сегодня жаркий день!
Из жизни в сказку я иду
И каска набекрень.
Из жизни в сказку я иду
И каска набекрень,
А что кузнечики в саду,
Так это – дребедень!

И перед всеми на виду
Шагаю я туда,
Где скоро в сказку попаду
Без всякого труда!
Где скоро в сказку попаду
Без всякого труда…
Слетела каска в лебеду,
И это – не беда!

Но вот захочется пойти
Домой к своей вдове –
Мешает сказка на пути
Да пуля в голове.
Мешает сказка на пути
Да пуля в голове.
Дорогу к дому не найти
В такой густой траве.

Но только загрохочет бой,
Все короли опять
Начнут меня наперебой
Из сказки вызволять!
Начнут меня наперебой
Из сказки вызволять,
Своей ручаясь головой,
Мне каску примерять.

Примерят раз, примерят два,
Потом примерят три…
«Куда девалась голова?
Получше посмотри!
Куда девалась голова?
Получше посмотри!
А впрочем, шагом марш, братва!
И раз! И два! И три!»

Они, наверное, правы
Что гонят в бой опять –
Ведь у кого нет головы,
Тем нечего терять!
Ведь у кого нет головы,
Тем нечего терять…
И вот приходится – «ура!» –
Опять маршировать.

Трещат кузнечики в саду –
Сегодня жаркий день!
Из сказки в сказку я иду
И каска набекрень!
Из сказки в сказку я иду
И каска набекрень…
А что кузнечики в саду,
Так это – дребедень!

(Обращает на себя внимание одно существенное разночтение на фоне остальных не столь существенных, а именно «ура!» вместо «увы» в 7-й строке 6-й строфы. «Ура!» резко нарушает принятую систему рифмовки… Не редакторская ли это позднейшая правка?)

Вместе с текстом Д.Тихомиров прислал также две фонограммы этой песни. Первую напел друг семьи Тихомировых
(фонограмма) http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/374 ... oldata.mp3

А вторую напел сам Дмитрий. Мы записали нотами среднюю равнодействующую мелодию по этой фонограмме:

Изображение

(миди-файл) http://ksp-msk.ru/uploads/files/3746_14 ... v_sadu.MID


Приблизительно такую мелодию сочинил «актёр В.Нагавкин». В интернете среди Нагавкиных-актёров удаётся найти только Игоря Петровича Нагавкина, работавшего в 60-х в Театре им. Ленсовета.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/38464/bio
НАГАВКИН ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
IGOR NAGAVKIN

Родился в 1936 году.
Заслуженный артист Армянской ССР.
Окончил Ленинградский театральный институт.
Актер Ереванского русского драматического театра им. Станиславского.
В 1960-е - актер ленинградского театра им. Ленсовета.
Умер в 1981 году в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Изображение

http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/2012/3/30.html

К какой сказке могла быть написана песня, пытаемся узнать по репертуару Театра им.Ленсовета. В 1963-1965 это: http://www.biletexpress.ru/teatr-articles/235/548.html
В период 1960—1969 в репертуаре всего три сказки: «Золотое сердце» (1962) по пьесе В.Коростылёва и два спектакля по пьесам Тамары Габбе — «Хрустальный башмачок» (1963) и «Солдат и змея» (1965). Среди действующих в этих сказках лиц Солдат присутствует только в спектакле «Солдат и змея».

1965

ноябрь

«СОЛДАТ И ЗМЕЯ», сказка Т. Габбе. Постановка В. Фиалковского, художник А. Мелков, композитор С. Баневич.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Берег моря. Лес подступает чуть ли не к самой воде. Меж прибрежных скал прячется маленькая рыбачья избушка. На пороге сидит девушка и выбирает из сетей рыбу. Тихо. Слышен только плеск прибоя. Потом издалека начинает доноситься голос, поющий какую-то песню. Голос все громче, громче, и на берег выходит Жан. На нем поношенный мундир и видавший виды кивер, на боку сабля, за плечами ранец.
ЖАН (поет).
Звенит о ранец котелок,
Дорога далека.
Идет на родину стрелок
Брабантского полка.
Бей, барабанщик, в барабан
Брабантского полка!
Заметив девушку, солдат круто, по-военному, поворачивается и останавливается перед ней, вытянув руки по швам.
Здравия желаю! Разрешите представиться. Отставной солдат королевского стрелкового полка Жан, по прозвищу Бесстрашный, родом из деревни Дель-Басс. Двенадцать лет воевал в конном и пешем строю. Ранен в грудь, в бок, в ногу и в руку, но ни разу в спину. Уволен в бессрочный отпуск на все четыре стороны, куда глаза глядят, куда ноги несут. Нельзя ли отдохнуть на этой скамеечке, сударыня... не имею чести знать вашего имени.
ЖАННЕТТА. Меня зовут Жаннеттой, сударь.
и т.д.

Очень похоже, что для спектакля была дописана к уже имеющимся дополнительная песня солдата — шесть строк текста Т.Габбе для начала музыкальной сказки маловато. Образ солдата Жана и сказочного солдата из текста А.Тихомирова друг другу не противоречат. Интересно, что стихотворные размеры «Трещат кузнечики в саду / Сегодня жаркий день…» и «Звенит о ранец котелок, / Дорога далека…» совпадают.

Композитором спектакля указан С.Баневич, которого легко находим в Википедии:
«Серге́й Петро́вич Бане́вич (род. 2 декабря 1941, Оханск) — русский композитор, преимущественно пишущий музыку для детей; заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), кавалер ордена Дружбы[1], лауреат премии правительства Санкт-Петербурга".
В краткой информации о спектакле не указываются ни стихи А.Тихомирова, ни музыка И.Нагавкина.
По моей просьбе Алла Левитан через Союз композиторов связалась с композитором С.П.Баневичем. Вот ответ его секретаря:
"Здравствуйте, Алла!
Я спросила Сергея Петровича про песню «Трещат кузнечики в саду», и он сказал, что такой песни не помнит, и для спектакля он писал песни на другие стихи.
Что касается музыки присланной Вами фонограммы, то это однозначно – не его музыка, и не его стиль.
С уважением,
Любовь Введенская".

В Театре им. Ленсовета Алле Левитан удалось добыть программку спектакля:


Изображение


Из программки следует, что роль сказочного солдата исполнял тогда ещё не народный артист СССР Алексей Петренко. Игорь Нагавкин в спектакле присутствует «на вторых ролях».
Написал я супруге Алексея Петренко, который был уже сильно болен, письмо с вопросом: «Не вспомнит ли Алексей Васильевич роль и песню?». Не удалось. 22 февраля 2017 г. А.В.Петренко умер.

А что касаемо Владимира Боганова, то Боганов-журналист крепко связан с газетой «Пионерская правда», а Боганов-композитор — с пионерским лагерем «Артек»: в репертуар основных артековских песен входят несколько его песен:
http://artek-songs.itkm.ru/index.php
http://artek-songs.itkm.ru/book.php?oglavlenie
Абсолют
Артековская клятва
Весёлые грибы
Вечерняя вожатская
Трубачи
Тимуровские звёзды
В "Пионерской правде" одновременно с В.Богановым работала и Лидия Медведникова, супруга Александра Тихомирова. Вот фотография работников "Пионерской правды" на отдыхе в 1962 голу. С гитарой Владимир Боганов, по левую руку от него поёт Лидия Медведникова.
Изображение
Юбилей Боганова в 2014 году был удостоен специального видеосюжета «Артек-ТВ»:




Из этого фильма удалось извлечь фотографию Владимира Боганова:


Изображение

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2017 01:24:26 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
Поэт Лариса Миллер об Александре Тихомирове:
"33 года назад, 18 января 1981 года трагически погиб поэт Александр Тихомиров

«И САМАЯ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ»
Памяти Александра Тихомирова

Мы познакомились в 71-ом году в Москве на очередном совещании молодых литераторов. Нашей студией руководили поэты Василий Казин, Владимир Соколов и Василий Субботин. А занимались в ней Лёша Королёв, Лёня Латынин, Люда Мигдалова, Саша Тихомиров, я и ещё несколько молодых поэтов. У Саши тогда всё время болела спина, которую ему повредили в милиции. Дело в том, что незадолго до совещания Саша, возвращаясь поздно вечером из гостей и пытаясь спрямить путь, перелезал через заграждение, отделяющее тротуар от мостовой, и был задержан милицией. Поскольку он был навеселе, его доставили в отделение. Вряд ли он застрял бы там надолго, но случилось так, что у него на глазах милиционеры принялись зверски избивать доставленную в отделение женщину. Саша стал кричать через решетку, возмущаться, за что получил “по полной программе”. В результате – травма позвоночника и больница. На совещание он пришёл с ещё недолеченной спиной, и ему трудно было стоять. Сашина история взбудоражила многих. Ему советовали подать на истязателей в суд, что он и сделал. Уже после совещания я услышала, что милиционеры получили срок (редкий, почти невозможный случай, но Саше удалось довести это дело до победного конца). Однако, узнав, что у одного из них только что родился ребёнок, Саша добился его освобождения.

Историю эту я рассказываю потому, что в ней – весь Тихомиров с его обострённым чувством справедливости, добротой и великодушием. И стихи его удивительно на него похожи. Читая их, я всегда слышу сашин глуховатый голос и вспоминаю его особую доверительную интонацию:

Утро доброе, берёза, -
Ты прекрасна, словно роза!
После душных, жарких гроз
Над покосом комариным
В небе синем и старинном
Светит солнышко до слёз.

Слово “солнышко” напомнило мне сашину манеру обращаться к друзьям ласковым “лапушка”. А однажды, встретив меня в вестибюле ЦДЛ, он сказал: “Здравствуй, солнышко русской поэзии”. Все эти уменьшительные суффиксы ему очень шли и вовсе не казались прекраснодушным сюсюканьем, потому что всегда произносились с мягким юмором.

Улыбка, иногда явная, иногда скрытая, живёт почти в каждом его стихотворении, которое хочется читать вслух.

Опять пробуждения сладки –
И думать забыл о плохом!
Морозца утиные лапки
Кой-где на асфальте сухом.
Напротив витрин магазина,
На солнце, где вход в ателье,
Прозрачная дымка бензина,
Как барышня в синем белье!
И самая главная новость –
Всему я так искренне рад,
Как будто не ведала совесть
Страданий, сомнений, утрат…

Его стихи несовременны - потому что прозрачны и простодушны, лишены взвинченности, стёба и усталой иронии, столь, характерных для сегодняшнего дня, - но своевременны - потому что именно сегодня, когда поводов для радости не так уж много, необходимо срочно научиться испытывать радость беспричинную. И сашины стихи - отличный для этого учебник, читая который невольно начинаешь улыбаться – так много в нём света, воздуха, красок. Даже отравляющая атмосферу и достойная порицания дымка бензина оказывается прозрачной и похожей на барышню в синем белье. Листаю тонкий, изданный в 73-ем году сборник “Зимние каникулы” (обратите внимание: не сумерки, не мрак, а весёлое, лёгкое слово “каникулы”) и глаза слепит от света: “…радуга взошла”, “мерцающее в полутьме зерцало”, “солнечное таянье свечей…” Оптика этого поэта устроена так, что даже в предгрозовом и тягостном мраке он успевает увидеть забавную деталь - “привидение лягушки на озарённой молнией траве”.

И ещё одним редким свойством обладал Саша Тихомиров: он никогда не относился к себе слишком серьёзно.

Ну что ж, себя не переделав,
Кем я родился, тем и стал, -
Хорош и плох до тех пределов,
Которых не переступал…
Так и живу без опасений,
Что я собой украсил свет!
…Но всё бездушней мрак осенний,
Всё глуше осени привет.

Чем меньше заслоняешь собой мир, тем лучше видишь и его, и тех, кто его населяет.

Неделю только мы живём без снега,
Но погляди, какой хороший год!
Растёт трава, и тарахтит телега,
И курица спокойная идёт.

Нужны ли более веские агрументы в пользу хорошего года? Всё согласуется со всем и связано незримыми узами.

И солнце радо красному вину
И озаряет белые пельмени,
И я тебя, весёлую жену,
Как Саскию сажаю на колени.

Не хочется закрывать книгу и покидать мир, в котором любой недуг - как телесный, так и душевный (а у Саши их было немало) - можно, если не победить, то заговорить, сместив акценты так, чтобы в поле зрения попала спокойная курица, красное вино и озарённые солнцем белые пельмени.

2000".
http://www.stihi.ru/2014/01/18/3660

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2017 01:39:59 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3218
Откуда: Москва
На память узелки.
Про поэта Александра Тихомирова и его моцартианский склад
Лариса Миллер

Об авторе: Лариса Емельяновна Миллер – поэт, эссеист.

Изображение

Александр Тихомиров родился в 1941 году и погиб, сбитый электричкой, в 81-м, немного не дожив до сорока.

Сегодня не Сашино время. Но и «вчера» – в 1960–1970-е – было не его время. А значит, он вне времени. Или же все времена – его. Он нужен всегда. Разве могут быть не нужны такие стихи?

Мир печальный, мир смешной

Я ль избавлю от порока?

Не гожусь на роль пророка –

Мощь не та…

Но шут со мной.

Мало ль ходит среди нас

Истинно людей прекрасных –

Очень умных всякий раз,

Даже кое в чём опасных…

Я бы крикнул им – ура! –

Мол, вперёд, друзья, к победе…

Только поздно – спать пора.

Да и, знаете, – соседи…

Эти стихи – на все времена. Они – про нашу сегодняшнюю, вчерашнюю, а может, даже и завтрашнюю жизнь. Вот так беспафосно, с печальной и нежной улыбкой он умеет говорить обо всем.

Нежность – это вообще главное Сашино свойство. Невольно вспоминаются строки Бориса Рыжего:

Мне не хватает нежности

в стихах,

А я хочу, чтоб получалась

нежность,

Как неизбежность

или как небрежность…

Для Саши Тихомирова нежность – действительно неизбежность. В одном из его стихотворений разговаривают два рабочих старика:

…Слышишь, батюшка-жестянщик?

Слышу, батюшка-печник…

Он и в жизни так разговаривал. «Лапушка» было его обычным обращением. Может, вы думаете, что это не по-мужски? Зря думаете. Никакого сюсюканья не было ни в его речах, ни в его стихах. Даже когда появлялись уменьшительно-ласкательные суффиксы. Почему это происходит, трудно сказать. Скорее всего потому, что ему никогда не изменяли вкус и чувство меры. Он никогда не повышал голоса, а тем более не брызгал слюной. И самое замечательное, что при этом он заставляет себя слушать. А ведь это самое трудное – говорить тихо, но так, чтоб тебя слышали.

Отчего голова поседела?

Вроде б не с чего ей поседеть.

За меня вся родня отсидела –

Так что мне не придётся

сидеть…

Из чего эти стихи? Из тихих слов и глагольных рифм, но ничего другого не надо. Все сказано. Эти строки сродни строкам Клычкова:

Впереди одна тревога,

И тревога позади…

Посиди со мной немного,

Ради Бога, посиди.

Слов мало, но вполне достаточно, чтоб перехватило дыхание. И плох тот мир, который не способен услышать такие стихи. Саша Тихомиров, конечно, хотел быть услышанным и тем не менее насчет мира не обольщался. Недаром же он писал: «Мир печальный, мир смешной…». А поскольку мир всегда смешной и печальный, то стихи Тихомирова всегда современны и всегда своевременны. А тем более сегодня, когда децибеллы шума таковы, что ничего не стоит потерять слух. Сашины тихие стихи могут помочь его вернуть. Так что сегодня его стихи не только современны, но просто жизненно необходимы. А еще они необходимы, потому что способны вернуть радость от тех вещей, которым стоит радоваться:

Опять пробуждения сладки –

И думать забыл о плохом!

Мороза утиные лапки

Кой-где на асфальте сухом.

Напротив витрин магазина,

На солнце, где вход в ателье,

Прозрачная дымка бензина-

Как барышня в синем белье!

И самая главная новость –

Всему я так искренне рад,

Как будто не ведала совесть

Страданий, сомнений, утрат…

В талантливом фильме, который сделал Сашин сын Митя по Сашиным стихам, один из героев говорит Саше: «Слушай Моцарта, и с тобой все будет в порядке» У Саши Тихомирова и в самом деле моцартианский склад. Он просто не умел жить без улыбки. Пусть печальной, но улыбки.

Утро доброе, берёза, –

Ты прекрасна, словно роза!

После душных, жарких гроз

Над покосом комариным

В небе синем и старинном,

Светит солнышко до слёз…

Вообще он знал, с кем быть на «ты»: с березой, с коровой. Короче, с фауной и флорой, для которой он тоже всегда был своим:

Природа милая,

Ну как там соловьи?

Что с розами –

Надеюсь, всё в порядке?

Он хорошо понимал, что «живущий несравним» и каждый неповторим и существует в единственном экземпляре. Отсюда его чуткость, отзывчивость и внимание к мелочам, которые и есть – главное в жизни.

Во сыром бору-отчизне

Расцветал цветок,

Непостижный подвиг жизни

Совершал, как мог…

Вот в какое интимное окружение поместил поэт высокие слова «подвиг жизни». В этом весь Саша – не греметь словами, не бряцать. Авось, услышат и так. Очень хочется, чтоб услышали. Это теперь нужно не ему, а нам.

При жизни у Саши Тихомирова вышла одна книга «Зимние каникулы». После смерти – две: в 1983 году и в 91-м. Книга 91-го года хорошо издана, на обложке Сашины рисунки, составила книгу Сашина недавно умершая жена прозаик Лидия Медведникова, тираж большой, но, сдается мне, книгу не особо заметили. Тогда шел вал запрещенных, забытых авторов, бывших сидельцев, эмигрантов. Опять не до стихов. Во всяком случае, не до Сашиных.

Вот писала-писала, но так и не сумела объяснить самой себе, откуда берется обаяние Сашиных стихов. Особая доверительная интонация? Да, конечно. Простота и прозрачность языка? Да. Детскость? Мудрость? Юмор? Нежность? Да, да, да. А, может, отгадка в фамилии – ТИХОМИРОВ. Разве с такой фамилией можно писать другие стихи?

Мы часть всего, как рожь,

как васильки,

Мы только часть, а целое –

закрыто…

Для Бога мы – на память

узелки,

А меж собой все будем

позабыты.

И хоть страшна забвения пора,

Пусть весь умру, как говорит наука, –

Не слишком много делал

я добра,

А вечно помнить зло –

такая мука.


Независимая Газета – 2013 – 7 ноября – (Ex Libris)
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2013-11-07/5_sasha.html

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005