От нас ушёл, резко и неожиданно, очень добрый, светлый, талантливый человек. Юра Охлопков был очень скромным и никогда не пытался быть на авансцене, но он был настолько ярким и интересным, что где бы он ни появлялся, он всегда обращал на себя внимание. Прежде всего тем, что он "милость павшим призывал", потому что на любой поэтической мастерской старался найти и похвалить крупицу таланта в самом графоманском произведении. Он никогда не старался "заклевать" автора, был сторонником всеобщего объединения, всегда считал, что "бардам делить нечего". При этом его поэтический и музыкальный вкус и эрудированность были на должной высоте, он мог всегда обоснованно и похвалить сильные места, и покритиковать слабые. Не всем известно, что ещё в раннем возрасте, лет в 14-15, он написал и издал несколько книг детской фантастики. Его рассказ "Бозопасное оружие" мне запомнился особенно сильно своей глубокой философской идеей. Вообще, в Юриных детских стихах и рассказах была уже далеко недетская мудрость. Мудрым и уравновешенным он был и в жизни. Не помню, чтобы он когда-нибудь раздражался, ругался с кем-нибудь. Юра был членом Союза Писателей СССР, но он никогда не козырял и не кичился этим. Он был в ладу и с миром, и с собой. Скромный от природы, Юра умел довольствоваться малым, был почти аскет, привычный к походной жизни. Лёгкий на подъём, он мог неожиданно собраться и укатить в Крым или на Белое море. Объектом его научных изысканий были небольшие морские черви - нематоды. Не помню, защитился ли Юра, но то, что он писал диссертацию по этой теме - это точно. Я не раз видел его виртуозные рисунки этих существ, как и многих других. Юра был талантлив не только в литературе и биологии, он ещё прекрасно рисовал. Некоторые его сюрреалистические рисунки продирали до самых костей. Но вот на что Юра не жалел своих средств и жизни - это фотоаппарат. Ведь фотосъёмкка стала его настоящим призванием, его делом. Он фотографировал всё и всех. Его фоторепортажи с песенных посиделок нашего гимназического Клуба АП "Полчетвёртого", где Юра старался быть завсегдатаем, отличались трогательностью умения запечатлеть "невидимый души полёт". Удивительным образом его персонажи на снимках выходили правдиво и рельефно, как будто Юрин фотоаппарат был каким-то волшебным зеркалом, отражающим самую истину в людях. Ещё одним его увлечением было изготовление ножей, он знал про них всё и умел сделать шедевр из ржавого куска старой рессоры. Видимо потому характер его был таким же твёрдым и бесстрашным, как эта закалённая сталь, Юра не боялся в поисках удачного кадра исследовать неизведанное, его не устрашали никакие препятствия. Я помню его фотосессии на заброшенном здании мельницы под Протвино, где проходил Бенефест. Вот и в прошлые выходные Юра искал в Подмосковье место для удачного и неповторимого кадра на заброшенной промзоне - бывшей воинской части неподалёку от Симы. Эти поиски привели его к развалинам бывшей трансформаторной будки, как пишет у себя в ВК Михаил Тренин, на которые Юра, видимо, попытался забраться. Будка оказалась до сих пор под напряжением. Юра получил удар током и скончался на месте. Ужасно нелепо и несправедливо. Светлая ему память. Теперь придётся как-то жить дальше без его милой улыбки, вкрадчивого, чуть грассирующего голоса, интересных рассказов, потрясающих новых фотографий. Осталось большое наследие из Юриных фоторабот, рисунков, надеюсь, что друзья не дадут им сгинуть бесследно в этой песпощадной жизни. Друзья - это самое большое богатство, которое Юра скопил за свою недлинную жизнь. Он умел находить, замечать и собирать людей. Редко куда и когда он приходил один. Благодаря ему многие из нас познакомились друг с другом, стали общаться. Поэтому после Юры осталось ещё много людей, согретых его теплом. На лучики его светлых глаз мы были бережно нанизаны им как жемчужины на нитку. Теперь эта нитка, кажется, оборвалась. Но мы не должны рассыпаться.
|