Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Пятница 29 Март 2024 12:36:43 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вторник 27 Ноябрь 2007 02:14:58 PM 
Не в сети
Пользователь побывал в бане
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 07 Март 2006 08:59:10 PM
Сообщения: 503
http://www.russ.ru/culture/teksty/mihai ... skoj_pesni
Сборник статей о творчестве Михаила Щербакова / Сост. О.C.Савоскул. - М.: ОГИ, 2008. - 312 с. ISBN 9785942824556.
Концерты: Михаил Щербаков - 1 декабря - Москва, http://apksp.narod.ru/
Центральный Дом Журналиста, начало в 19 часов.м.Арбатская, Никитский б-р. 8-А. Концертный зал (сталинский ампир) - 180 мест. Стоимость билетов 300-600 рублей. Продажа билетов в ЦДЖ с 8-00 до 22-00 ежедневно, тел. 291-5698 (прошу уточнить, есть ли билеты, перед тем, как ехать).


Михаил Щербаков - поэт и музыкант, одна из самых ярких звезд современной авторской песни, Булат Окуджава считал его провозвестником нового качества этого жанра.

Это первая книга, посвященная его творчеству - в ней собраны критические статьи, появлявшиеся в прессе в разное время, литературные эссе и исследования, освещающие творчество Михаила Щербакова с самых разных точек зрения.

"Русский журнал" публикует отрывок из книги.



<...>

Активное творческое восприятие гипертекста Михаила Щербакова, на мой взгляд, невозможно без осознания того, что произведения этого автора - на самом высоком уровне профессионализма, как в литературном, так и в музыкальном отношении, - являют собой яркий новаторский пример проявления постмодернистского художественного мировосприятия в таком, изначально самодеятельном, жанре, как авторская песня, и проявления именно созидательной составляющей этого мировоззрения.

Однако индивидуальное восприятие новаторских явлений обычно непредсказуемо: в публикациях, появившихся за последнее десятилетие в сетевой и несетевой печати, представлен весь диапазон мнений - от резко отрицательных до восторженных. Общее количество написанного о песнях Михаила Щербакова на сегодня исчисляется уже не одной тысячей страниц, то есть на несколько порядков превосходит по объему то, что написано им самим, а это примерно четыре сотни песен.

Поскольку истина рождается именно в спорах, основным принципом, которым я первоначально руководствовалась при отборе материалов для этого сборника, было стремление отразить острую полемичность, присущую разговорам о творчестве Михаила Щербакова. Под обложку этого сборника вошли литературно критические статьи и эссе, профессиональные стиховедческие исследования и частные письма. Мне представлялось, что знакомство с этими материалами может приблизить читателя - пусть даже на миллиметр - к пониманию того, что именно представляет собой в контексте современной культуры такое неординарное и во многом загадочное явление, как творчество Михаила Щербакова.

Когда основной состав сборника уже обрисовался достаточно ясно, я, на правах его первого читателя, - в каком то смысле неожиданно для самой себя - обнаружила, что включенные в него материалы образовали далеко не случайную подборку. Оказалось, что авторы большей части этих работ так или иначе - хотя они сами часто и не формулируют этого вывода - проанализировали все те отличительные особенности песенной лирики Щербакова, совокупность которых образует характерный набор признаков, присущих постмодернистскому мировосприятию.

Сборник открывают две литературно критические статьи, опубликованные их авторами в других изданиях. В статье Льва Аннинского подмечены такие основные особенности лирики Михаила Щербакова, как эклектичность, интертекстуальность и гиперреалистичность: Мир Щербакова - отзвуки, отсветы, отсверки... мозаика, калейдоскоп, цитатник, хрестоматия, камера кривых зеркал. Один из ведущих литературных критиков России не отказывает самому главному барду нового поколения в изобретательности при создании новых форм выразительности, но, интерпретируя содержательную часть его песен, заостряет свое внимание по преимуществу на нигилистической, деконструирующей составляющей его творчества: он берет мотив (легенду, мифологему, синтагму, образ, интонацию, иногда просто чужое словцо), чтобы дать почувствовать, что этого "нет". Что это "зря". Если Фет пришел и говорит, что "солнце встало", то Щербаков - что солнце село.

Подхватывая пущенное в литературный обиход Дмитрием Быковым выражение забалтывание пустоты, Лев Аннинский использует его как ярлык для обобщения своего отношения к творчеству автора песен, пользующихся, по его выражению, широкой популярностью у представителей поколения, выбравшего пепси.

Незамедлительное появление в Интернете протестующих откликов на эту статью, представленных в нашем сборнике письмами Екатерины Зотовой и Анатолия Чернякова, авторы которых принадлежат скорее к поколению Льва Аннинского, чем к тому, что выбирало пепси, демонстрирует достаточно ярко, что восприятие песен Щербакова его целевой аудиторией далеко не так однозначно, как восприятие литературных критиков. Прочтений и интерпретаций песен Михаила Щербакова может быть гораздо больше, чем слушателей, поскольку даже у одного единственного слушателя возникает неоднозначная реакция практически на каждое произведение, неоднозначное восприятие и всего творчества поэта в целом. Эта особенность песенных текстов Щербакова также определяет его как представителя постмодернизма: мерцательность, множественность значений, возможность самых разнообразных прочтений на разных уровнях восприятия как следствие недоговоренностей, амбивалентности, неявности авторской позиции являются отличительной чертой этого способа художественного самовыражения.



Дмитрий Быков в статье "Пейзаж с Щербаковым", уделяя много внимания новаторским особенностям гиперязыка Михаила Щербакова, размышляет о его месте в современной русскоязычной поэзии. По мнению этого автора, именно Щербаков сегодня едва ли не в одиночестве двигает русскую поэзию вперед, находя принципиально новые возможности для ее развития и новые формы ее существования. Щербаков - из тех, кто принес с собой не только прием, но и взгляд, новый способ бытования в литературе, новую стратегию, и потому у него могут быть не только подражатели, но и последователи.

Вместе с тем, отмечая такие качества поэзии Щербакова, как виртуозность, блистательность и безупречность формы, Дмитрий Быков в этой статье, так же как и в серии других, более ранних публикаций, не вошедших в наш сборник, проводит мысль о том, что песни Михаила Щербакова являются красивыми, изящными, восхитительными по тщательности отделки безделушками, и выдвигает тезис о бессодержательности поэзии Щербакова: Щербаков - один из немногих, кто умудрился сказать так много (прежде всего количественно), не сказав при этом почти ничего нового. Мировоззрение его более чем обыкновенно для романтического поэта, основной конфликт - "виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое" - фигурировал в тысячах чужих текстов и разрабатывался там подчас гораздо убедительнее...

Во многом провокационный характер этого и подобных ему заявлений вызвал глубокий протест в среде знатоков и почитателей творчества Щербакова и в итоге, вероятно, послужил толчком для появления ряда интересных работ, анализирующих именно содержательную сторону поэзии этого автора. Основную часть нашего сборника составляют как раз работы подобной направленности: статьи и эссе, посвященные разбору либо отдельных песен, либо сквозных мотивов и тем у Щербакова, а также сопоставительному анализу его текстов с текстами песен других авторов, таких как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук.

В эссе "Мир Демиурга Щ." на основании подробного анализа тематической направленности песен Щербакова я попыталась по казать, что в его творчестве затронут целый спектр важных философских проблем, таких как суть добра и зла, этапы и особенности формирования личности, любовь и одиночество, смысл жизни, суть творчества, смерть и бессмертие. Попытки прочитать гипертекст Щербакова привели меня в этом эссе к заключению, что его мегаавторская позиция, вольная или невольная, заключается в том, чтобы внести возмущение в тишь да гладь, дать картину мира, отвернувшегося от Прекрасного и тем самым лишенного Гармонии. В двух других своих эссе, входящих в сборник, я сделала попытки проанализировать специфические особенности эстетической составляющей художественного мировосприятия Щербакова.

В статьях Георгия и Светланы Хазагеровых "От корабля к рыбе" и "Рыба" речь идет об эволюции и трансформации классических мотивов авторской песни в творчестве Щербакова, о его контекстуальном отходе от этих тем и дальнейшем развитии содержательного элемента. На основе тематического анализа целого ряда песен авторы этих статей приходят к выводу, что Щербаков - очень современный поэт. Современный и в том, как остро ощущает драматизм человеческого бытия на изломе веков и культур, и в том, как пытается преодолеть его с помощью слова.

Алексей Карташов обращает внимание на идеальное соотношение формы и содержания в песне "Chinatown", позволившее Щербакову создать образ мира, расходящегося в поисках самого себя и одновременно сходящегося к одной точке. Одиночества и потерянности, находящих внутреннюю опору уже за пределами нашего восприятия. В такой постановке вопроса речь идет уже о гипернарративности содержания песни, и эта тема получает продление в эссе Иосифа Вайсмана "Чайнатаун, Житомир, Олимп: палимпсесты Щербакова".

Ксения Павленко подмечает появление бодлеровских мотивов в песне "Опять Париж", благодаря которым слушатель становится участником диалога нынешнего и минувшего веков.

Яркие примеры нарушения Щербаковым принципов классической нарративности приведены в эссе Артема Казанцева "Ружье имени Чехова, кинжал имени Щербакова", а Александра Спиглазова отмечает появление феноменально новых форм полемики с литературной традицией в песне "Мой несчастный друг...".

В этой связи заслуживает внимания и замечание Анны Копыловой в эссе "Куда идет Фридрих?": В этой, как и во многих других песнях Щербакова, предметный план нарочито картонный, ибо все это - всего лишь декорации. <...> Если завод, город, Анна, даже сам Фридрих - картонны, то что же тогда реально? А реальны - Аптека. Улица. Фонарь. Реальны известные каждому школьнику Весенний первый гром, Пусть сильнее грянет буря и, конечно же, Буря мглою небо кроет. Только они из другой реальности - из реальности литературной, словесной. Ибо главное действующее лицо в этой пьесе -язык. Ее актеры - слова...

Таким образом, многие из выводов, сделанных в этих работах, позволяют говорить о специфически постмодернистском модусе художественного самовыражения Щербакова.

Творчество Щербакова неизбежно стало предметом и ряда вдумчивых филологических исследований. Новаторство инструментария Щербакова убедительно продемонстрировано в работе Георгия Хазагерова "О поэтике Михаила Щербакова", в которой подробно проанализированы стилистические черты творческой манеры Щербакова, с точки зрения автора явственно свидетельствующие о принадлежности творчества поэта к постмодернистской художественно эстетической системе.

Большой интерес представляет и стиховедческая статья Алексея Тугарева. На основе анализа метрических особенностей всей совокупности песенных текстов Михаила Щербакова автор ее делает вывод о том, что Щербаков не просто использует в своем творчестве практически все известные на сегодня стихотворные размеры, но впервые в истории развития русского силлаботонического стиха прибегает к таким формам, как хориямб, пеоны с дробной стопностью, шестисложные ритмы - гексоны, сверхдлинные двухсложники и трехсложники. По утверждению автора статьи, в творчестве Михаила Щербакова встречается и несколько текстов, написанных тоническим стихом, а также много других редчайших форм, которые не встречались еще в метрическом репертуаре ни одного поэта, пишущего на русском языке.

Результаты анализа лексических особенностей поэзии Щербакова по совокупности текстов 280 песен позволили Леониду Блехеру сделать вывод об огромном лексическом разнообразии и богатстве словаря Щербакова: ...словарный запас массива текстов величиной в 60 687 слов составляет 10 336 слов. Характерным для такого распределения является то, что около половины слов словарного запаса используется в песнях всего лишь по одному разу.

Эссе Михаила Капустина "Усилитель на 1000 ватт" представляет собой единственную на сегодня серьезную попытку размышлений об эволюции Михаила Щербакова как музыканта.

И наконец, в любопытном отрывке из автобиографической прозы Григория Сапова очень образно выражено достаточно распространенное среди ценителей творчества Михаила Щербакова мнение: В наши скупердяйские времена щедрость невероятная <...> Это сколько же надо работать, чтобы такого качества такие объемы выдавать <...> щербаковским творчеством <...> оправдан русский язык, затертый блатной политической СМИшной серой краской... оправдано поколение, чья умственная лень и беспредельный цинизм <...> быстро твердея, забили открывшийся было выход из коммунизма... оправдана русская литература, которой, казалось бы, уже некуда деваться из постмодернистской пивной...

Именно этим своеобразным панегириком мне и хотелось бы закончить сборник, потому что слова Григория Сапова завершат весь этот разговор, возвратив нас к его началу - темам, затронутым в статье Льва Аннинского.

Если при этом у читателя возникнет ощущение, что он, пройдя по кругу, вернулся не в ту же точку, с которой начал движение, а сделал еще и шажок в поступательном направлении, то есть двигался по витку спирали, а не топтался на месте, то я, как составитель этого сборника, буду считать, что справилась с возложенной на себя задачей.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005