ЗАМЕТКИ С ФЕСТИВАЛЯ

 

      8 июня 2002 года в любимом москвичами Коломенском торжественно открылся

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ. Со сцены было

провозглашено, что после двадцати лет вынужденного НЕБЫТИЯ авторская песня в

Москве отныне вновь зазвучала. И провозгласил это не кто-нибудь, а один из патриархов

жанра — Александр Городницкий. Примерно те же слова значились в красочном буклете,

выпущенном к этому торжественному моменту: «…приятно сознавать, что после 20-

летнего перерыва восторжествовала справедливость и авторская песня вернулась на

московскую землю». Подпись: Л. И. Швецова, Первый зам. мэра Москвы. А брэнд на

буклете гласил, что главный организатор МОСКОВСКОГО фестиваля «Фестиваль им.

В. Грушина». Тот самый, знаменитый, который, как известно, много лет существует в

Самаре.

      Целью и задачей фестиваля в Коломенском было провозглашено свободное

прослушивание всех желающих — и не только из Москвы, а по возможности со всей

России — на предмет выявления талантов. Прямо тут же, прямо сейчас авторитетное

жюри выявляло эти таланты и выпускало их на сцену, а потом и на заключительный гала-

концерт.

      А несколькими неделями раньше, в нескольких километрах от сего места (два пролёта

на метро), закончился очередной третий тур очередного — ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО

МОСКОВСКОГО конкурса авторской песни. Как и все аналогичные мероприятия

последних десяти лет, он проходил в стенах Центра авторской песни (он же ЦАП, а в

прошлом — московский КСП). Однако, в отличие от Коломенского, победителей

конкурса не ждал грандиозный гала-концерт в столь же престижном месте где-нибудь в

Москве, поскольку у московского КСП на это не было денег. (Оставалось лишь с грустью

вспоминать о прошлых грандиозных фестивалях — и московских, и всесоюзных, когда о

деньгах можно было не думать (их давал комсомол), и уж тем более никто не думал о том,

что подобное мероприятие должно кому-то приносить доход. Нет, — там были только

увлечённость, только чистый энтузиазм…)

      Повторим: очередной, двадцать первый конкурс проходил рядом с Коломенским, в

двух пролётах на метро. Там же в следующем году был двадцать второй, будет и двадцать

третий… И всегда за этим стояла и стоит тщательная, многомесячная работа активистов и

квалифицированного жюри. Люди, занимающиеся этим делом, имеют за плечами опыт не

одного десятилетия работы с авторами и знают цену «блиц-турниров», подобных

Коломенскому, когда песню оценивают по одной-двум фразам, т.к. на большее нет

времени. Они это проходили ещё в шестидесятых и к делу своей жизни — авторской

песне — относятся со всей бережностью и ответственностью. Отсюда — обязательные

конкурсы в три этапа, с подробными обсуждениями и советами. Подобные конкурсы,

конечно же, должны завершаться большим итоговым фестивалем. Но москвичам, к

сожалению, приходится отправлять победителей сразу в Питер, — питерцы сумели найти

деньги на подобное мероприятие, и к ним теперь едут со всей России.

      На первый фестиваль в Коломенском народ собрался разный. Было немало тех, кто,

можно сказать, вырос в КСП-шной среде и никуда от неё далеко не отходил ни в прежние

годы, ни в «двадцать лет небытия». Эти люди посещали концерты и в ЦАПе, и в

«Перекрестке», и во многих других местах Москвы, учились в КСП-шных гитарных

школах, ходили в разные бард-кафе, ездили на Грушинку и в Барзовку, они прекрасно

помнили яркие МОСКОВСКИЕ ФЕСТИВАЛИ, многолюдные ПРАЗДНИКИ ПЕСНИ в

ЦПКиО им. Горького, они помнили незабываемое 60-летие Окуджавы в ДК Горбунова и

многое-многое ещё, в том числе и то, что происходило в последние 20 лет. В гитарные

школы и на концерты теперь ходили и их выросшие дети, и всё это происходило (и

непрерывно происходит) на той самой московской земле, куда, как им теперь объявили,

наконец-то только теперь вернулась авторская песня.

      У изумлённой публики, пришедшей в Коломенское, возникли вопросы. Они

продолжают оставаться неразрешенными и по сей день…

      И вот здесь мы остановимся и определимся с терминами.

      У нас в Москве за 45 лет существования движения КСП сложилась следующая

традиция в названиях мероприятий.

      КОНКУРС — это многомесячное мероприятие, включающее в себя три этапа:

      первый — прослушивание всех желающих принять участие;

      второй — выступление конкурсанта со сцены (при этом количество выступающих —

не более 25, количество таких концертов зависит от результатов прослушиваний; как

правило, их бывает 5-6; состав жюри на них — непременно один и тот же, причём жюри

слушает выступающего не прерывая, и вход в зал для зрителей, как правило, свободный).

      Наконец, третий этап — это один конкурсный концерт из наиболее интересных

участников, — их не более тридцати. Затем жюри определяет лауреатов и дипломантов,

используя в спорных случаях видеозапись и тем самым сводя к минимуму ошибку в

выборе победителей. Итогом всего конкурса является заключительный ГАЛА-КОНЦЕРТ,

состоящий из выступлений победителей конкурса, членов жюри и гостей. Уровень такого

концерта едва ли не выше любого фестивального концерта из проходящих в нашей

стране.

      С 1959 по 2002 годы в Москве проведены 21 общегородской конкурс авторской песни

плюс 5 детско-юношеских.

      В наших конкурсах всегда участвовали несколько сотен москвичей и жителей

Подмосковья. В разные годы их лауреатами становились: Сергей Никитин, Виктор

Берковский, Александр Дулов, Александр Мирзаян, Виктор Луферов, Вероника Долина,

Александр Суханов, Алексей Иващенко и Георгий Васильев, Галина Хомчик, Лидия

Чебоксарова и многие, многие другие, всех просто невозможно перечислить. Мы всегда с

удовольствием приглашали в гости и наиболее интересных иногородних авторов (со

временем многие из них перебрались в Москву: это и Олег Митяев и Андрей Крамаренко

из Челябинска, и братья Мищуки из Риги, и Леонид Сергеев из Казани, и Александр

Городницкий из Питера, и Сергей Матвеенко из Новокузнецка).

      ФЕСТИВАЛЬ — это тот же конкурс, имеющий многомесячные подготовительные

этапы, но в нем обязательно присутствует и развернутый, объемный заключительный этап

— большое ШОУ, включающее выступления ведущих представителей жанра,

тематические концерты АП на больших площадках, выступления на призы различных

СМИ и прочих организаций и, конечно же, грандиозный ГАЛА-КОНЦЕРТ со всеми

атрибутами шоу, где вручаются награды победителям фестиваля.

      В Москве проведено с 1980 по 1985 год три Фестиваля авторской песни.

      На те же «20 лет несуществования» приходятся и три ВСЕСОЮЗНЫХ ФЕСТИВАЛЯ:

Саратов (1986), Таллин (1988) и Киев (1990), и это тоже имеет самое прямое отношение к

«молчавшей 20 лет московской земле», поскольку исполком Всесоюзного совета КСП

всегда базировался на Московском КСП, и потому на московский актив взваливалась

основная ноша по подготовке и организации всех трех Всесоюзных Фестивалей.

      Почему Всесоюзные фестивали не проходили в Москве? — Вот одна из причин. В те

годы (конец 80-х — начало 90-х) желающих побывать на концертах Всесоюзного

Фестиваля оказалось бы в несколько раз больше, чем мест в ГЦКЗ Россия или КДС

(которые, к тому же, были партийными залами и авторскую песню туда пустили только в

середине 90-х), а проводить фестиваль на стадионе было бы, с нашей точки зрения,

ошибкой, так как стадион не место для выступления одного человека с гитарой (наш опыт

проведения пяти концертов на малой спортивной арене в Лужниках в 1986 году нас в этом

убедил).

      Еще одной формой проведения массовых мероприятий в городе стали для нас

ПРАЗДНИКИ ПЕСНИ. На таком ПРАЗДНИКЕ проходят концерты лучших

представителей жанра АП из различных уголков России, одновременно на пяти — семи

площадках одной парковой зоны (в нашем случае — это ЦПКиО им. Горького). В течение

всего праздничного дня, с утра до поздней ночи, парк открыт для всех. Каждый может

выбрать сцену по своему вкусу, так как по всей территории парка установлены афишные

щиты с подробной программой праздника. А вечером — заключительный ГАЛА-

КОНЦЕРТ на главной площадке парка (в нашем случае — это «Зелёный театр»), где

представлено творчество «самых-самых».

      В Москве проведено два Праздника песни — в 1986 и 1987 годах.

      Ну и, наконец, СЛЁТ. Это встреча в лесу, на которую может собраться от нескольких

десятков до нескольких тысяч человек. На слёте проходят конкурсы, театрализованные

представления, факельные шествия, концерты гостей, спортивные игры, а главное —

происходит общение у костров, которое в принципе невозможно на городских

мероприятиях. Участники слёта сами строят сцены, туалеты, переправы через речку, сами

отвечают за охрану леса, порядок, медицину, они живут под открытым небом в походных

условиях, готовят еду на кострах. (Грушинский фестиваль во многом похож на слёт, но

одно из отличий в том, что там строят солдаты, охраняет милиция и т.д., и т.п.)

      С 1967 года по 1996 год Московским КСП проведено 35 городских слётов, четыре из

них были ОТКРЫТЫМИ.

      Сегодня московских слётов нет. Последние из них уже мало походили на то, чем мы

десятилетиями гордились. Было всё, но всё было не так. И это понятно. Сегодня нет

клубов в таком виде и таких формах, которые обеспечивали полную самодостаточность,

осуществляли принцип самоуправления в действии. Группе охраны порядка работать на

последних слётах было намного труднее, чем раньше, а об охране леса участники вообще

имели достаточно смутное представление, тогда как мы всегда старались максимально

уберечь природу от нашествия тысяч любителей АП. У нас в Подмосковье нет Волги,

которая после Грушинского фестиваля в половодье смывает все последствия праздника. А

устраивать «пьянки по билетам» на ипподромах — это просто-напросто дискредитация

наших слётов, — лучше уж совсем от них отказаться.

      Это — о терминах и их историческом содержании. Резюме: в Москве за 45 лет

существования КСП накоплен большой опыт проведения крупных мероприятий. Мы

давно многому научились на своих ошибках: то, что можно в лесу, нельзя в ДК и вообще

в городе; конкурсы это одно, а праздники — другое; короче, мы давно убедились в том,

что от правильности и чёткости поставленных задач зависит ВСЁ.

      Так вот, с точки зрения уточнённых определений, что же всё-таки происходило (и,

судя по всему, будет происходить) в Коломенском?

      Да, вот именно в этом месте Москвы, действительно, никогда ничего подобного не

проводилось, и если точкой отсчёта считать приезд в Москву несколько лет назад

Михаила Грушина, то для него фестиваль в Москве — новинка. А обо всём, что сказано

выше, он просто не знал…

      Но незнание не освобождает от ответственности.

      Ну, приехал Михаил Грушин в Москву — предприимчивый, улыбчивый, обаятельный,

самолюбивый, с деловой хваткой и, как сейчас принято говорить, со связями, — ну и

открыл бы фонд своего имени и делал бы разные концерты, связанные с авторской песней.

И это было бы понятно: имя Валерия Грушина на слуху, название «Грушинский

фестиваль» на слуху, — сумел сыграть на имени дяди, и придраться не к чему, человек

действует от имени своего собственного фонда.

      Однако всё происходило иначе. «ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В МОСКВЕ!» — так

было заявлено в афишах несколько лет назад. Пара концертов в МДМ силами московских

бардов плюс привезенный из Самары ансамбль «Грушинское трио»… Проглотили. Нет бы

задуматься тогда: а причём здесь, собственно, Грушинский фестиваль? Не задумались. И

вот — коломенская «Грушинка»-2002, — и неважно, что всё это — в городе, что

дискредитируется главная идея «Грушинки» — общение у костров, встречи и неспешные

ночные разговоры под гитару, под ПЕСНЮ… И вот уже на юбилее Виктора Берковского

в ГЦКЗ «РОССИЯ» в роли главного организатора выступает Грушинский фестиваль (по

крайней мере, у зрителей создалось такое впечатление).

      Однако при всём уважении к Самаре мы, в Москве, никогда не хотели и не хотим быть

филиалом «Грушинки» или работать «на Грушинской волне», как это было задумано

Грушиным и озвучено Городницким.

 

      И всё-таки: что же было такого в Коломенском, чего так долго не было в Москве?

      Ответ: там были финансовые возможности.

      30 лет, пока занимался КСП, я никогда не зарабатывал на этом денег или, говоря

сегодняшним языком, не занимался коммерцией. Плохо это или хорошо — обсуждать не

хочу. Всё, что мы делали, — мы делали бескорыстно (пределом «коммерции» было —

оплатить зал, продав «киношные» билеты). Учиться коммерции на авторской песне я не

хочу, это не моё направление в жизни.

      Однако время кардинально изменилось. Чтобы сегодня сделать фестиваль, слёт,

концерт, недостаточно только энтузиазма. Изменились требования, возрос качественный

уровень сцены. Этим делом теперь надо заниматься ежедневно, ежечасно, не отвлекаясь

ни на какую другую работу. И — получать за это достойное вознаграждение. В

оргкомитете должны быть специалисты, знающие методы ведения финансовых операций,

взаимоотношений со спонсорами — без этого направления в деятельности оргкомитета

нечего даже и приступать к делу.

      То есть: нужны знающие, опытные организаторы, но нужны и средства. Обязательно

— и то, и другое вместе.

      М. Грушин сумел «пробить» второе. Надо отдать ему должное — не всякий сообразит,

что присутствие в правительстве Москвы выходцев из его родного города — это

открытый путь к получению заветного разрешения и необходимых средств. А почему,

собственно, нет? Москвичам всем всё равно не помочь, а вот самарцев мало — ну, как не

порадеть родному человечку?. Иногородних функционеров не волнуют проблемы

московского патриотизма, им ни к чему интересоваться историей АП в Москве.

      Если М. Грушин хочет внести свою лепту в развитие авторской песни — пожалуйста,

все только «за». Но это же не значит, что надо спекулировать на трудностях, которые

преодолевал московский КСП во все времена своего существования.

      Да, 20 лет назад было закрыто и опечатано помещение городского КСП на Трофимова

33, — но не московский КСП как таковой: каждому из 25 «кустов» власти тогда

предоставили свой ДК, но мы не распались, мы продолжали работать все вместе. Да, нам

запрещали общегородские слеты, но мы всё равно делали городские концерты, слёты,

фестивали, праздники, особенно с 1986 года, когда всё стало проще. Правительство

Москвы в 1990 году в лице Ю. Виноградова вручило нам ордер на помещение для клуба

по адресу ул. Ордынка, д.43. Увы, ордер оказался «липовым»…

      А потом начались уже совсем другие трудности: после 1993 года главным движущим

фактором стали деньги. И московские власти забыли о нас. И не торопятся вспоминать.

Или просто делают вид, что не знают о нашем существовании.

      Но (повторим ещё и ещё раз): авторская песня в Москве и всё, что с нею связано,

существует постоянно, в любых условиях, при любых препятствиях — от идеологических

(когда-то) до рыночных (сейчас). Никакого двадцатилетнего перерыва мы как-то не

заметили…

      А теперь представим на минуту, что «20 лет молчания АП на московской земле»

действительно были. Тогда — кто же тому виной? Допустим, что первые 10 лет из 20

причины были идеологическими. А вторые 10 лет?.. Получается, что налицо — большой

минус в работе городских властей с населением. Ведь если бы они захотели, то наверняка

нашли бы возможность помочь в проведении 19, 20 и 21 московских городских открытых

конкурсов. При помощи руководства города эти мероприятия могли бы приобрести

достойный масштаб и по праву получить статус МОСКОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ. Не

хочется думать, что городские власти не знали о существовании Центра авторской песни,

который именно за последние 10 лет ни на один день не прекращал свою деятельность, а

также о разветвлённой сети московских организаций, связанных с авторской песней.

      У нас, у московского КСП, с городскими властями отношения издавна как-то не

складываются. Впечатление такое, что те же люди, которые в «застойные» времена нам

жить не давали (не потому, что они или мы плохие, а потому что тогда «сверху» было так

велено), теперь просто стыдятся глядеть нам в глаза, а уж работать вместе…

      Так вот, у меня есть конкретное деловое предложение.

      Фестиваль, проходящий на московской земле, очень нужен Москве, но он должен быть

МОСКОВСКИМ ФЕСТИВАЛЕМ — со всеми вытекающими отсюда особенностями,

правилами и традициями, с использованием многолетнего опыта. Иначе говоря, если уж

проводить фестиваль в Коломенском, то не надо пытаться совместить и прослушивание, и

конкурс, и шоу. То есть не надо сводить всё к «блиц-конкурсу», при котором неизбежны и

ошибки, и огорчения, и потери.

      А если так уж хочется охватить всю Россию и взять на себя миссию по проведению

Всесоюзного фестиваля, то, может быть, сначала заочно, через магнитофонные записи или

через проведение зональных региональных конкурсов, отбирать участников, а уж потом

выбранных лауреатов прослушивать в Москве. Пусть это будет гала-концерт конкурса,

проведённого как полагается, в несколько этапов.

      Или пусть это будет просто большое шоу, праздник для любителей нашего жанра.

Надо говорить….

      Ну и, конечно, надо исправить несправедливость, исправить озвученную с

коломенской сцены неправду — не менее громким озвучиванием того, что было и есть на

самом деле.

      А уж брэнд «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина» на московском мероприятии

и вовсе ни при чём.

      ИГОРЬ КАРИМОВ

      Председатель Московского КСП с 1967 по 1987 г.,

      зам. председателя Всесоюзного Совета КСП с 1987 по 1991 г.

 

      E-mail: KARIMOV.ALEXEEVA@MTU-NET.RU тел: (095) 303-55-56