Александр ГИТМАН

 

ПРАВАЯ РУКА

 

Функции правой и левой рук у исполнителей на струнных грифовых инструментах совершенно различны. Левая рука как бы подготавливает "музыку", а правая уже непосредственно извлекает звуки.

Красота звука — заветная цель каждого исполнителя. Звук "создаётся" правой рукой. (Объективным критерием правильности звукоизвлечения является звучание открытых струн). Именно правой руке надо уделить основное внимание в начальный период обучения.

Многие трудности в постановке правой руки возникают потому, что мышцы спины и плеча исключаются из процесса игры. Представьте пианиста, сидящего на стуле с подлокотниками. Вес его руки приходится на подлокотник, а в игре участвует только кисть и пальцы. Всё это приводит к скованности и неполноценному звуку.

Часто гитарист играет именно так, опираясь на корпус гитары. Руку же надо чувствовать всю от плеча, держа её как бы навесу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента.

Чтобы почувствовать вес руки при правильной позиции, проделайте с учеником следующее:

1.         Ученик встаёт. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой. (Рис. 1)

2.         Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90°. Кисть держится на одной линии с предплечьем.

3.         Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча. (Рис. 2)

4.         Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо поднимается вперёд примерно на 45°.

5.         Запястье делается слегка выпуклым. Это и есть положение правой руки. Заметьте, что кисть не висит свободно, а именно держится в нужном положении. (Рис. 3)

Кисть может совершать ротационное (вращательное) движение вокруг своей оси. Именно этим движением осуществляется поворот ключа в замке. В данном движении различают пронацию и супинацию. (При пронации ладонь смотрит вниз, при супинации — вверх)

Гитара является единственным струнным грифовым инструментом, где в правой руке требуется пальцевая игра.

"При пальцевой игре необходима пронация, что утомительно, особенно для начинающих". (Йожеф Гат "Техника фортепианной игры"). Это замечание верно и в отношении гитары. При игре на домре, балалайке используется кистевое звукоизвлечение. Рука при этом принимает положение то пронации, то супинации (точнее, полупронации и полусупинации). При игре на гитаре кисть практически не меняет своего положения, т.е. находится в состоянии пронации.

Относительно предплечья кисть также может совершать боковые движения. При сгибании кисти в сторону локтя угол между кистью и предплечьем приближается к прямому, т.е. кисть становится почти перпендикулярна к предплечью.

Сгибание кисти в противоположную сторону увеличивает этот угол до 180°, т.е. кисть и предплечье образуют прямую линию. Нам нужно именно это.

О посадке гитариста подробно написано во многих учебных пособиях. Процитируем Э.Пухоля: "При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без пружин и поручней, высотой пропорционально его росту. Гитара кладётся выемкой обечайки на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подаётся несколько вперёд, плечи сохраняют своё естественное положение. Левое бедро образует с корпусом небольшой острый; угол, нога согнута и ступня опирается на скамеечку. Правая рука отодвигается от корпуса тела, чтобы позволить предплечью расположиться на большом закруглении обечайки".

От себя добавим ещё такие ориентиры:

нос, самая высокая точка корпуса гитары и левое колено находятся на одной вертикальной прямой. Головка грифа находится на уровне уха. Грудь касается нижней деки в районе самой высокой точки корпуса, Плоскость нижней деки с плоскостью груди; образует небольшой острый угол. (Рис. 4)

Перед тем, как поставить пальцы на струны, можно расположить их на плоскости (например на плоскости передней деки).

При этом пальцы i, m, а должны принять такое положение , как будто они стоят соответственно на третьей, второй и первой струнах. (Рис. 5)

 

Звукоизвлечение

 

Полноценный звук получается тогда, когда струна предварительно оттягивается пальцем и только затем отпускается. При этом все участки струны равномерно приходят в колебание, и основной тон преобладает над обертонами.

Если струна приведена в колебание ударом, то возрастает количество обертонов. Звук получается некрасивым. Конечно, понятие "красота звука" является субъективным. Ориентиром здесь может служить звучание гитары у больших мастеров, таких, как А.Сеговия, Д.Вильямс, Д.Брим, А. Диас.

Ученику с самых первых шагов необходимо привыкать к качественному звуку. Педагог должен внимательно следить за правильностью движения пальцев и звучанием гитары ученика.

Во время занятий ученику нужно всё время слышать "правильный" звук и видеть соответствующие движения пальцев. Поэтому в течение урока педагог постоянно показывает на инструменте, как это делается.

 

Большой палец "p"

 

Этот палец имеет две фаланги, пястную кость и подвижный пястный сустав. Движение при звукоизвлечении производится именно пястным суставом. (Рис. 6)

Рис. 6

 

""р"" касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Начальная точка| касания расположена ближе к середине ногтя. (Рис. 7)

Точка схода струны с ногтя находится у левого края ногтя. В момент нажима на струну вторая фаланга не должна прогибаться в суставе. После звукоизвлечения ""р"" продолжает движение и касается пальца ""i"", образуя с ним "крест".

Возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Не надо тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

Все упражнения большим пальцем производятся при стоящих на струнах пальцах i, m, а. При игре "apoyando" движение пальца ""р"" направлено не к пальцу ""i"", а к нижележащей струне. При игре "tirando" точка касания ""р"" и ""i"" будет в одном и том жа месте независимо от струны, которую берёт ""р"".

 

Пальцы i, m, a

 

При данном положении руки эти пальцы касаются струны левой частью кромки ногтя. Первая фаланга совершает движение внутрь ладони. При этом струна оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. При ногтевом способе игры нет никакого перехода струны с мякоти на ноготь, о котором часто упоминается в учебных пособиях. Струна перемещается только по кромке ногтя. (Рис. 8)

Траектория движения кончика пальца такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю нижележащую струну. Палец i, к примеру, защипывая третью струну, не задевает четвёртую и т.д. Это приём tirando. (Рис. 9)

Если движение кончика пальца направлено на нижележащую струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Это приём apoyando. (Рис. 10)

Поскольку начальные уроки основаны на исполнении арпеджио, т.е. игре на разных струнах, то рассматриваться будет только прием tirando. Практика показывает, что, освоив арпеджио и чередование пальцев на одной струне приёмом tirando, приём apoyando получается относительно легко. Если же обучение начинать с apoyando, то переход к tirando будет значительно затруднён. Если у ученика ногти легко ломаются, а растут медленно, то можно применять безногтевой способ звукоизвлечения. При этом ничего принципиально не меняется. Струна оттягивается и скатывается по левому краю кончика пальца точно так же, как по ногтю.

Данная постановка правой руки позволяет почти все встречающиеся виды арпеджио исполнять в одной позиции без перемещения кисти вверх и вниз.

В момент нажимания на струну последние фаланги пальцев могут слегка упруго прогибаться. При этом струна оттягивается в направлении передней деки. (Если пальцы не прогибаются, струна оттягивается в плоскости параллельно передней деке.) В таком случае звук обладает более красивым, глубоким тембром.

При игре гаммообразных последовательностей, например, хроматической гаммы от шестой струны к первой и обратно позиция правой руки меняется. Целесообразно переносить кисть вдоль осевой линии предплечья. Эта линия совпадает с осевой линией кисти, так как кисть и предплечье находятся на одной прямой.

При переходе со струны на струну угол между плечом и предплечьем остаётся постоянным. (Рис. 11-12)

 

 

 

 

Нежелательное перемещение кисти (Рис. 13-14)

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение арпеджио

 

Арпеджио pimа (Рис. 15)

Самый естественный приём игры на гитаре при данной постановке правой руки — исполнение разложенных аккордов, т.е. арпеджио.

Представим, что к кончикам пальцев i, m, а с одной стороны, и к ладони возле запястья, с другой стороны, прикреплены пружинки. При звукоизвлечении, т.е. при движении пальцев внутрь ладони пружинки сжимаются. После звукоизвлечения пружинки возвращают пальцы в исходное положение. В этом положении пальцы находятся на очень близком расстоянии от своей струны соответственно. (i над третьей струной, m — над второй струной и а — над первой струной).

Возможны три положения пальцев:

1.         Положение α. Палец находится над струной. (пружинка распрямлена)

2.         Положение β. Палец встал на струну и может начать её оттягивать (сжимать пружинку)

3.         Положение γ. Палец извлёк звук и находится внутри ладони (пружинка сжата).