Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

СИСТЕМА БЕЗНОТНОЙ ЗАПИСИ ГИТАРНОГО АККОМПАНЕМЕНТА

А. Костромин

СИСТЕМА БЕЗНОТНОЙ ЗАПИСИ ГИТАРНОГО АККОМПАНЕМЕНТА

 

Предлагаемая читателю система записи гитарного аккомпанемента песен применяется автором вот уже около 30 лет. Область применения её — промежуточная между собственно буквенно-цифровым способом записи аккомпанемента аккордами, с одной стороны, и нотной записью аккомпанемента, с другой. Широко распространённая буквенно-цифровая запись при всём удобстве и компактности не позволяет в достаточной степени записать многие подробности аккомпанемента, как то мелодические вставки, ритмическое разнообразие приёмов и т.п. Нотами, конечно же, можно (и нужно!) записать всё. Однако выработка навыка записи и чтения нот требует длительного и, пожалуй, своевременного обучения — наша система несколько проще. Сопоставимая по удобству пользования с табулатурой, наша система намного компактнее.

 

Номера струн

Номера ладов

Номера пальцев левой руки

Места прижатия струн

Двойная черта — открытые струны (0)

 

 

 Струну, звучание которой в данном аккорде запрещается, обозначаем символом Ø

  

В качестве основы для записи используется текст песни. Расстояние между строками текста должно быть достаточно большим — 2-3 строки.

Текст разбивается тактовыми чертами на такты. В каждом такте проставляется соответствующий аккорд, аналогично общепринятой буквенно-цифровой системе. Схемы аккордов помещаются рядом с текстом. Дополнительно внутри тактов записываются мелодические составляющие, как то линия баса или собственно мелодические фрагменты. Ноты обозначаются номером струны (, , ƒ, , , ) и латинской буквой (c d e f g a h = до ре ми фа соль ля си). Например, нота ля на первой струне будет записана как a. Ноты, исполняемые одновременно, записываются одна под другой.

Ритмический рисунок аккомпанемента записывается длительностями на «нитке».

Например:

 

При повторении ритмического рисунка в нескольких тактах записывается ритмика только одного из повторяющихся тактов. Разные ритмические рисунки нумеруются и отмечаются в тексте арабскими цифрами в квадратике.

Исполнительские штрихи (т.е. как именно исполняется каждая ритмическая доля) записываются под каждой ритмической долей с помощью условных обозначений.

При игре арпеджио (перебор) пальцы правой руки обозначаются традиционно: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный. Принимается, что палец i извлекает звуки из l струны, m — из k струны, a — из j струны. Все отклонения от этого оговариваются особо. При одновременном извлечении звуков обозначения пальцев записываются одно под другим, например        .

 

Движение басов, извлекаемых пальцем p , либо прописывается в тексте, либо подчиняется общим правилам (на первую ударную долю такта играется основной тон аккорда, на следующую — терцовый или квинтовый тон).

Другие штрихи обозначаются:

 

1)   

 

— удар от o струны к j снизу вверх — от низких звуков к высоким.

 

2)  

 

 — удар от j струны к o сверху вниз — от высоких звуков к низким.

 

Под стрелкой ставится обозначение, каким пальцем производится удар, например:    

  p

 

— удар от o струны к j большим пальцем

 

   

    i

 — удар от j струны к o указательным пальцем

 

3)  — «щипок» — одновременное извлечение звуков пальцами     

 

4) 

 

  — удар от o струны к j с заглушкой ребром ладони (стаккато правой рукой).

 

 

Арпеджиато (быстрое последовательное исполнение звуков аккорда):

 

5)

       

       p

 

— арпеджиато, исполняемое пальцем p от o струны к j.

 

6)

    

     i

— арпеджиато, исполняемое пальцем i от j струны к o.

 

7)  

     

   — арпеджиато пальцами i, m, a от l струны к j.

 

Примеры песен, записанных в этой системе, смотри здесь:

 

Опубликовано в: Авторская песня в Подмосковье. Сергиев Посад: Комитет по делам молодежи Московской области, 2009. -- С.22

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005