Название интересное, почти вызывающее. Вообще, очень интересно представить себе ошибку в законах природы. Но здесь речь идёт о законах нравственных. А в них ошибки постоянны.
Роль поэта (вообще художника) – оправдать этические условности эстетической идеальностью, безупречностью хотя бы замысла. В этом смысле рифмовать "бестолковый" и "в законах" – слишком смело. Получилось не столько смело, сколько неуклюже. Исходный посыл был хорош. Искренности достаточно, не хватает сложности и, пожалуй, резкости. Раз уж зашла речь о том, что "у Господа нет ошибок в законах", то надо было сказать, отчего такая ересь в голову прийти может. (Самый простой ответ – излишняя тяжесть жизненного пути большинства людей, вопиющая несправедливость жизни.) В тексте "совесть", "страдание" и даже "скорбь" остаются безжизненными абстракциями.
Конечно, "с Небом сродниться" – звучит эмоционально (почти "будем, как Солнце"). Это вторая интересная находка (хотя заметно слабее). Но, как и первая находка, осталась не поддержанной содержанием текста.
Музыкально – те же ошибки. Сплошной замах без единого удара. Длинное вступление к тому, что так и не наступило.
В некоторых случаях автор может намеренно ошибаться. В религиозных текстах можно грешить против логики ("верую, потому что нелепо"), но "в этом безумии должна быть своя система". Подтекстом абсурда должна быть жёсткая логика.
Здесь же подтекстом жёсткой логики выступает абсурд. Лир. герой готов отдать "химеры" (т.е. фантазии о лучшей жизни) за совесть (т.е. верность долгу) и "малую веру" (т.е. уверенность в очевидном). Т.е. ЛГ молится о том, чтобы его жизнь осталась такой же тяжёлой и беспросветной, какой она и без того является. Очевидно. это не та мысль, которую хотел бы высказать автор. Правда, вряд ли читатель и, тем более, слушатель, будет серьёзно анализировать текст. Но несобранность, слабость мысли, вялость чувства – ощутит.
|