Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Воскресенье 28 Апрель 2024 09:06:17 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Интервью Татьяны Маталиной.
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Июнь 2011 05:38:41 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 30 Март 2010 09:14:56 PM
Сообщения: 71
Откуда: Дальний Восток-Москва
http://galkasolovey.livejournal.com/39803.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 01:01:30 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM
Сообщения: 1222
Начало сильное:

Цитата:
Как-то сама собой возникла идея посвятить одну из мастерских «Театра песни» беседе с известным оргом АП, патриархом движения, в известном смысле «отцом» «Республики песни» - Татьяной Маталиной.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 09:11:07 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM
Сообщения: 3292
Откуда: Москва
а нельзя ли текст интервью сюда вместо ссылки?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 09:18:26 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 01 Май 2006 03:23:34 PM
Сообщения: 303
Откуда: Москва
Там довольно большой объем

_________________
Помощь - когда благодаря, а не вопреки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 09:23:36 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM
Сообщения: 3292
Откуда: Москва
ничего страшного (в посте ЖЖ поместилось, значит и здесь поместится, кстати, посты в ЖЖ ограничены по размеру, значит, не такой уж и большой текст). зато читать и обсуждать будет удобнее. и потом мне кажется, форум должен быть в том числе и хранилищем информации, а не ссылок на другие ресурсы.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 09:35:23 AM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 31 Май 2007 10:24:58 AM
Сообщения: 1761
Откуда: Прага
Кроме того, доступ к ЖЖ может у некоторых посетителей отсутствовать, как, например, у меня, когда я на работе. Большие тексты вполне себе размещаемы на форуме. Сам пробовал :wink: .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 05:38:16 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM
Сообщения: 1222
Цитата:
Мастерская «Театра песни».

Мы находимся на данный момент в «Республике песни», ВВЦ, 62-й павильон. (мы – это Андрей и Галина Соловьёвы, Игорь Попков и Татьяна Маталина). Как-то сама собой возникла идея посвятить одну из мастерских «Театра песни» беседе с известным оргом АП, патриархом движения, в известном смысле «отцом» «Республики песни» - Татьяной Маталиной.



А.С. Первый вопрос: Какие требования ты предъявляешь идеальной песне. Допустим, таковая волшебно появилась, не могла бы ты описать её.

Т.М.: Давайте оговоримся, что «идеальная песня» понятие абстрактное. Но если приближаться к идеалу, то я бы хотела слышать идеальное музыкальное решение идеального поэтического текста в идеальном исполнении. Решение музыкальное должно совпадать с настроением стиха. Есть такое понятие, как «музыка стиха», и обыкновенно композиторы эту музыку слышат.



АС. «Музыка стиха» - значит это, что в жанре АП мы отдаём прерогативу именно вербатуму?

Т.М.: Конечно, поэзия прежде всего. Расставляя приоритеты, первенство в составе песни, сколько бы там ни было планов - музыкальный, интонационный - остаётся за вербальным, то есть литературным текстом.



АС.: «Песня-спектакль» -- насколько обоснован такой термин?

Т,М,: Что такое спектакль? Это рассказ о чём-то средствами искусства, которыми ты владеешь, и получение обратной связи. Песня-миниспектакль -- это чрезвычайно редкое явление. Если контакт со зрителем идёт, если она хорошо спета, то возникает спектакль.



АС: То есть хорошо спетые песни можно считать спектаклями?

ТМ : Ещё раз: что мы вкладываем в понятие «хорошо спетая песня»? Если правильно по ноточкам, если слова не перевраны, аккорды не изменены- спели, а песни нет! Что случилось? Почему техническая грамотность не обеспечивает возникновения песни, как спектакля, общения? Да потому что песня, это «Галатея»- душу надо вложить. Надо, чтоб песня «кровила», прожить её надо.



АС. «Певец поёт душой» - это главнее вокальной подготовки?

ТМ.: Стоп, мы начали с того, что это должно быть идеально спето.

То есть нужно не только чувствовать, что происходит, но ещё и воспроизвести. Не «напеть», а именно – спеть. Мы же о мастерстве говорим. Одно дело просто напевать, что-то там под гитару, другое дело это спеть, то есть создать некий образ внутри себя и сознательно донести это слушателю.



АС, Если сравнивать АП с оперой, мелодекламацией, чтением стихов – что ближе?

ТМ. Думаю АП не просто ближе, а собственно -- это современный фольклор.



АС. Твоё имя начинает мелькать в хрониках АП с 76-го года, то есть 80-тые хорошо помнишь. Какой песни было больше: у костра или со сцены?

ТМ. В 80-х. а точнее с конца 70-х появилось понятие «городского песенного абонемента». Деятельность клубов переместилась в область организации концертов в городах (не только в Москве). А , собственно, в Москве тогда уже насчитывалось пять стабильно звучащих концертных площадок, не считая разовых, спонтанных, типа библиотек и музеев.



АС. То есть АП изначально – камерный жанр?

ТМ. Изначально это туристически-костровая песня.

АС. И когда она прекратила быть туристически-костровой?

ТМ. Когда прекратились слёты и начались фестивали. Ситуация с изменением формата, как сейчас говорят, довольно интересная. Я пришла, когда городские слёты уже существовали, когда состоялось объединение разрозненных клубов в кустовую систему. Объединение шло по разному принципу: где по территориальному, где по профессиональному. Постепенно выстроилась структура: «совет клубов» то есть «городской клуб» под ним «совет командиров кустов», а в каждом «кусте» ещё «совет командиров групп».



АС. Интересно проследить возникновение интонации и выделении её в «сценическую правду». Ведь фольклор не зависит от условий сцены и вообще от наличия сценической площадки и законы его исполнения - исключительно вокальные. Подача камерного произведения регулируется условиями сценической площадки.

ТМ. Всё это - и сцена и звук и настройки -- были продиктованы исключительно увеличением числа зрителей, то есть количеством народа, собирающегося в одном месте. До 8-го городского слёта практики сцен не было, то есть до осени 76-го года. Потом это была бревенчатая сцена, на 2-3- человека, исключительно, чтобы отделить поющих от слушающих. Приходили друзья и приводили своих «поющих», чтобы «нашего» послушали и другие люди могли услышать, кого привели ребята из других клубов. Затем поющих стало много, они стали известны и произошло расслоение на авторов-исполнителей и зрителей-сочувствующих. И что важно, до этого на сцену или в «круг» выходили лидеры компаний-клубов, которые были неотделимы от своих друзей, от той группы, песни которой он пел. Это были «наши песни» и мы все пели песни друг-друга, а люди стали просто слушать. Это очень интересное явление.



АС. То есть песня из коллективно-массовой превратилась в индивидуальную?

ТМ. Да, были такие лидеры, неотделимые от своей команды. Постепенно команды перемешались, уплотнились, а лидеры выделились в, как бы, профессиональную команду. Но конкуренции тогда ещё не возникло, благодаря присутствию чего-то настоящего, чего-то «сверх», объединяющего народ. Как сегодня гоняются люди за сакральными знаниями. так тогда уже сама принадлежность к сообществу «авторской песни» делали тебя сообщником этой интеллектуальной среды. Тогда шла настоящая охота за хорошим словом. Слова было мало, как вы понимаете, в силу объективных причин.



ИП. Носителями слова были интеллектуальные лидеры?

ТМ. Конечно. Во-первых: это были команды людей очень хорошо, для своего времени, образованных, как правило – студенты, пережившие войну в детстве. Пришедшие в ВУЗы к середине 50-х. Во-вторых: это была категория людей богатейшего человеческого опыта- страданий, переживаний, потерь. Поэтому всё то что пелось, писалось, было прежде всего искренне. Неискренность искоренялась, как зло. Такое было поколение.

Поэтому авторская или бардовская песня в основе своей имеет три корешочка: военная песня, городской романс и блатные куплеты. А ещё в ходу были перетекстовки. Якушева говорила: «У нас были песни, которые мы очень любили и мелодии, которые нам очень нравились…» Сначала возникли злободневные перетекстовки на мотив любимых мелодий, а потом поняли, что и музыку нам вполне под силу писать.



ИП. Интересное наблюдение: сейчас происходит то же самое, значит - это всегда происходило?

ТМ. Суть этого явления сегодня иная. Сегодняшние перетекстовки в студенческой среде возникают не от недостатка песен. Тогда был вакуум, дефицит. Смотри, что происходило:

В конце 30-х, перед войной выбивается вся интеллектуальная элита. Все сферы искусства подрублены. Возникает плакатно-лозунговая культура, за которой ничего не стоит. Всё живое под запретом. Лидеры, способные к критическому анализу, или убиты, или за семью запорами. Ахматова, Гумилёв, Пастернак, Цветаева. Мандельштам – кто их знал? Весь «Серебряный век»! Только те, кто занимался в институтах, кому преподавали педагоги старшего поколения. Ещё один парадокс: наша песня возникла в Москве и Ленинграде, в крупных интеллектуальных центрах, как явление, это уж потом студенческие отряды разнесли её по всей стране. Это затем уже на местах народ занялся подражательством и в разных городах возникли свои центры самодеятельной песенной культуры.

И ещё одно: старшее поколение поэтов было ещё живо. И они - те кто дожил до середине 50-х, тот же Сухарев. Костров - те кто перешёл грань сталинских времён дали ещё один толчок к развитию творчества. Тогда графоманов было значительно меньше, чем сейчас.

Да плюс ещё на прилавки легло 60% классики, она же тоже была под запретом, то есть её вообще до того в свободной продаже не было. Вот и получается масса составляющих.

На ребят, поднявших волну самодеятельной культуры, ложится двойное бремя: сохранить то что стало известно из довоенного творчества и выстроить своё, то есть восстановить потенциал уничтоженного поколения. Вот для решения этих задач и была создана наша песня авторская, бардовская, самодеятельная – песня, как средство коммуникации, способ общения.



АС. Получается: народное творчество, фольклор – это социальное лекарство, восстанавливающее культурный потенциал общества после глобальных катаклизмов. Сегодня та же ситуация?

ТМ. Сегодняшним молодым сложнее. Количество творцов в возрасте 20-ти, 30-ти лет, значительно творящих, невероятно сократилось. Причина в наличии интернета: всё готовое под рукой, найти можно без труда. Народ пользуется уже созданными плодами культуры и ничего своего создавать не торопится.



АС. Что в таком случае ожидает жанр АП?

ТМ. Да, будет, конечно и развитие, но, к сожалению. его ждёт участь русского романса. Я долго думала об этом. Что говорит история? Романс возник после войны 1812 года, по той же схеме, что и авторская песня. Тоже - солдатские песни, как народное творчество, полублатные куплеты и творчество дворян, владевших знанием мировой культуры. Вспоминаем: Денис Давыдов и компания, Пушкин, лицеисты. Их песни можно петь и сегодня. Инструмент походный - гитара. Эти потоки слились и были окультурены профессионалами. Помните: «могучая кучка»- плеяда гениев. Произошло сужение потока, углубление его русла и позднейший уход в недра общества. Поток не иссяк, а перешёл в разряд интеллектуального искусства. То же самое ждет и АП.



АС Как неожиданно наша ретроспекция расширилась более чем на 200 лет. Но вернёмся в ХХ век. 60-ки создают песню, восполняющую потенциал утраченной культуры. В 70-х происходит развитие текстов (музыкальный, вербальный, интонационный) до профессионального уровня. 80-е годы невероятно развивают фестивальное движение КСП, создаётся стихийный народный университет слова, обладающий системами обучений, теориями, короче - учебник дописан, и мы в 90-х им активно пользовались. Сегодня в 2000-х складывается ощущение, что с таким трудом созданная книга никому не нужна.

ТМ. Всё в 10 раз хуже. Моё поколение росло на одном информационном канале телевидения, второй- стал праздником. Что сегодня? 60 каналов! Кто больше? Что там идёт? Уровень интеллектуального воздействия чрезвычайно низок, и это при всё возрастающей интенсивности информации. Телевизор – собеседник, друг, он создаёт сферу обитания. Ребёнок с детства видит с одной стороны – «телек», где абсолютно все нормы человеческого общения занижены, с другой компьютер с кровавыми «стрелялками» и кошмарными «бродилками». Родителей и дедушек с бабушками нет – они зарабатывают деньги. Сегодня ко мне приходят дети с покорёженной психикой и расторможенным вниманием. Существа, в речи которых хамство – норма. Даже после указания на ошибки в построение речевого общения их нормы сохраняются. Они искренне недоумевают, почему попадают в разряд неумех, неучей, неудачников, в конце концов. Многосерийные шоу делают из них деградантов. Людей отучают думать самостоятельно. Идёт американизация сознания – смех за кадром, установка на стандартизацию решений в подобных ситуациях. Сплошное ЕГЭ, тест. Дети перестают задавать родителям вопрос: почему? Почему это смешно, а это грустно? Телевизор и компьютер давят индивидуальную психику авторитетом, технологичностью. У кого «круче» айфон, тот и прав, кто не шарит в инете, тот - «лузер». Мода калечит формы и представление о гармонии. Даже такое высокоинтеллектуальное творчество, как кино, казалось бы должно выстраивать интеллектуальный уровень общества, но…Я давно увлекаюсь восточными единоборствами. Сегодня во всех боевиках встретишь этот жанр. Но ведь это же враньё, то что нам показывают, пистолет, например, стреляющий 12-15 раз подряд, а детали одежды, а манера общения вне эпохи и.т.д. Это конечно мелочи, но из них возникает большая и безответственная реальность. Можно в жизни вести себя безответственно. В семье. в общении, в слове. А если ошибся: матрица, перезагрузка!



АС. Ты почти 40 лет слушаешь песни, это. можно сказать, в известном смысле - твоя профессия. Как на твой взгляд: можно ли с одним и тем же репертуаром успешно брать внимание и у костра, и с камерной сцены равно как и на площади?

ТМ. Нет. Начнём с костра. Костровая площадка предполагает разговор тет-а-тет. Зритель прислушивается, чем его больше, тем сильнее. Костёр занимает практически всё внимание это и облик исполнителя и декорация и основной камертон. Зритель пришёл услышать – это главное желание. Когда возник процесс организации «кустов», слушателей стало намного больше. Возник вопрос: как донести песню до максимального количества слушателей. Возникла сцена и подзвучка. Вот тогда к характеристике «услышать» добавилось ещё и «увидеть». Затем песни стали расходиться по направлениям и возникла необходимость нескольких площадок. И тогда стали выделяться «профессионалы». Например Егоров сейчас может легко выйти на сцену Кремля или на Красную площадь, на 6 тысяч человек. И там и там так спеть «Облака», что люди будут одинаково плакать. Для него открытое пространство - не помеха. А готовность певца работать на различные аудитории, на разных площадках зависит от внутренней настройки. Индивидуальности разные, настройки тоже у каждого свои, но интересно, что у каждого есть свой энергетический предел. Когда мы говорим о театре, что такое театр? Театр это способность общаться с любой аудиторией. Твоя аудитория, к примеру – пять тысяч человек, и за три минуты, что ты на сцене, тебе нужно договориться с каждым, найти общий язык. Иногда это врождённая особенность, иногда – надо развивать. И развитию, безусловно, поддаются все, но только вот предел у каждого свой. Отдача, умение «умирать на сцене», рвать себя на куски – это необходимо. И , что парадоксально, начинается это развитие со зрительского места.



АС. Согласно исследованиям К.С. Станиславского, глобально театр можно разделить на три направления: соцарт, драму и духовный театр. Если воспринимать песню как театр, можно ли к ней отнести все эти определения?

ТМ. Совершенно. В песне всё так же как и в театре, и цель, и задача, и последовательность действий.



АС. С «площадным» театром, или как мы его тут обозначили «соцартом»- понятно, с драмой в песне, тоже более-менее ясно. Как быть с духовным театром в песне? Когда он возникает?

ТМ, Всё просто. Событие, находящееся в песне, должно быть вынесено за её пределы и помещено в среду зрителей. Создаётся. или возникает, или привлекается- как угодно, некая третья сила. Сегодня модно говорить об энергетике, мне понятнее слово: харизматичность. Чем харизма исполнителя больше, тем больше зрителей втягивается в круг исполняемой песни. Вообще надо нам определиться с понятием «духовность». Мне кажется – это некое возвышенное состояние, именно состояние, и оно диктует исполнителю и манеру исполнения, и манеру общения и даже выбор песни. По большому счёту «духовным театром» может стать любая песня, всё зависит от состояния.



АС. Насколько соотносятся понятия «авторская песня» и режиссура?

ТМ. Смотря что подразумевать под режиссурой. Я, например, вкладываю в это понятие прежде всего – помощь поющему, подчеркну, именно помощь, в донесении содержания песни до зрителя. Существует авансцена – барьер, через который надо донести песню, до зрительских глаз и ушей. На сцене я у себя в коробочке, вот из этой коробочки надо вылезти и шагнуть в зал, хотя бы на уровне эмоций. Самостоятельно не у всех это получается, вот режиссёр на то и поставлен – помочь.

АС. В рыбном месте ищи сома! Если АП- театр, должна быть и театральщина, так?

ТМ. Конечно, когда идёт безголовая режиссура и желание выпендриться, когда на песню навешивается куча внешних атрибутов – неоправданное количество музыки, эмоций, инструментов…



АС. В принципе АП – жанр подразумевающий минимализм исполнителя?

ТМ. Да, минимализм. Наша песня и рождалась, как жанр демократический, минималистичный. Встречается много стилизаций, скажем в программе исполнителя стоят «Губы окаянные» , а следом «Вспомните ребята», ты же не будешь специально рядиться в рубаху с петухами, а затем спешно переодеваться в гимнастёрку. Существует картина внутри песни, она и сыграет. Ну а если на сцене сплошь куклячьи маски, да ряженые, вот это и будет театральщиной в песне.



АС. Мы много говорим о «состояниях» исполнителей. Есть нечто медицинское в этих рассуждениях.

ТМ. Конечно, бард – это диагноз. С этим рождаются. Это не излечимо, с годами всё только усугубляется.



ИП. И какие симптомы?

ТМ. Невозможность не делать этого: не петь , не писать.



ИП. А чем это отличается от человека, профессионально занимающегося искусством?

ТМ. Профессионалы зарабатывают этим деньги, систематически. Профессионал может писать «на заказ», на потребу, сию минуту. Барда на подвиги исполнительства и писательства толкает биография, внутреннее состояние. Очень трудно, когда наше бардье пытается писать «на заказ».Бывают временные совпадения: Сухарев, Визбор, музыка Берковского.



ГС. Сергей Никитин, писал для спектаклей.

ТМ. Это для спектаклей. Тот же Ким, который пишет спектакли целиком, или для театра или кино. Это просто совпадает с его внутренним настроем. Если не совпало, он писать не будет. Будет ждать настройки, ждать биографии.



АС. В АП существуют «фанаты»?

ТМ. Так и есть, поэтому и речь о «диагнозе», поэтому я и говорю о сужении и углублении потока.

ИП. Мне кажется, сейчас только фанаты и остались. Раньше была мода, сегодня – это сознательный выбор.

ТМ. Раньше было запретно, престижно, высоко интеллектуально. Потому, что это было источником информации, которую ты нигде больше не возьмёшь. А сейчас тебя оглупляют 24 часа в сутки радио, телевидение и интернет дешёвой продукцией.



ИП. Если говорить об интернете. Дети сегодня приходят на мастерские подготовленными информационно, с готовыми текстами. Они сегодня знают, где взять эту песню.

ТМ. Да, интернет, это обширнейшее поле, но девять десятых из того, что там предлагают – мусор.



АС. Писание АП – есть, предания ходят в народе, существуют апологеты, апостолы, не пера ли религию создавать?

ТМ. Не знаю, как религию, а партию бардов, как политическую силу создавать пора. Пять лет назад мы по этому поводу только шутили. Сегодня шутки в сторону. Культуру надо спасать, а методы спасения в этой стране, увы – политическая борьба.



ИП. Может всё-таки общественное движение, а не партия?

ТМ. Общественное движение годилось, когда все были друзьями. Сегодня интеллектуальная сторона России имеет врагов, и эти враги используют запрещённые приёмы, вплоть до средств массового психического поражения. С врагом надо сражаться его оружием.



АС. Виктор Байрак, в статье «Авторская песня, как иврит русской интеллигенции» внятно показывает, как слово создаёт и укрепляет нацию. Сегодня само слово нуждается в защите?

ТМ. Да, авторская песня сегодня становится оружием в борьбе за сохранение заповедника под названием «внутренняя культура нации». Сейчас и в АП много экстремизма. Я не знаю, каким доктором был Тимур Шаов или специалистом в своей области Трофим, но их творчество – это дискредитация жанра. Это мое личное мнение, многие их любят и ценят их творчество. Но на мой взгляд, это не так весело, как кажется. Они диктуют определённую культуру поведенческую, лексическую. Трофим всё больше уходит к шансону и гордится полученной премией, причем, совершенно заслуженно. В «своих рядах» я к любому могу подойти и сказать: слушай, не пой ты это, а телеку или радио говори-не говори. Это же и есть оружие массового поражения. Может они бы лично и остановились, и у них есть достойные песни, интересные, содержательные, но есть образы, ими созданные и привлечённый в масс-медиа, это уже монстры, которых надо активно валить, пока они не изуродовали молодых и юных.


АС

. Словом мы – тонем, а спасение утопающих дело рук самих утопающих. Барды всех стран объединяйтесь!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 06:28:29 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 22 Февраль 2010 10:22:57 AM
Сообщения: 531
"Отец Татьяна" - и правда оригинально вышло! :)
Интервью наверное не и предполагает связного изложения позиции, очень много зависит от интервюеров, но уж очень противоречиво и несвязно получилось. То ли АП фольклор, то ли театр. То ли минимализм исполнительства, то ли - создать образ внутри себя и сознательно донести - ит.д. Не стыкуются разные аспекты в нечто цельное.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 06:56:25 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 30 Март 2010 09:14:56 PM
Сообщения: 71
Откуда: Дальний Восток-Москва
Игорь Попков."Исполнительский минимализм и театр песни"
Границы авторской песни, как границы вселенной – неуловимы, неопределяемы и вообще неизвестно, есть ли они. А раз нет границ, то, может, нет и самого явления? Нет, явление, вроде бы, есть – уже хотя бы потому, что есть люди, которые так думают. Почти как у того острого на язык француза: если бы авторской песни не существовало, то ее следовало бы выдумать… Вот и выдумывают. Почти каждый мало-мальски способный выдумывать бард-практик и уж тем более бард-теоретик имеет в запасе собственную скромную теорию, или статью, или даже книгу. Вероятно, за счет этих выдумщиков авторская песня и продолжает существовать, несмотря на то, что за пятьдесят с лишним лет она из бурлящего советского моря превратилась в жиденький капиталистический ручеек. Добавим ей жизни и мы, в надежде, что наша теория для кого-нибудь будет иметь практический смысл.



О минимализме



И. Соколова в диссертации об авторской песне (далеко, кстати, не единственной в своем роде) приводит перечень наиболее известных альтернативных определений жанра, которые в разное время давали разные уважаемые люди. А именно: песня «личностная», «камерная», «интеллигентная», «интимная», «доверительная», «театр одного актера», «городской романс» и т.д., а также множество вариаций на тему «песенная поэзия». К ученому списку, для полноты дальнейшего рассуждения, мы бы добавили еще «театр слова». Возникает вопрос: значит ли эта разноголосица, что у каждого своя песня, что жанр расколот на поджанры, между которыми (как утверждает, например, В. Ланцберг) нет ничего общего?

Рискнем выдвинуть собственную гипотезу: если искать ответ в содержании песен (то есть, в текстах и мелодиях), то, вероятно, действительно нет. Уж слишком порой за уши притягиваются друг к другу некоторые авторы и их отдельные произведения, не говоря уже об исполнителях, которые, под таким углом зрения, вообще оказываются не у дел. Если же отбросить содержательное мудрствование и посмотреть на самое что ни на есть очевидное и узнаваемое – то есть, на подачу, – то, может быть, и есть. О подаче говорят все, кто пробует свести авторскую песню к определениям (даже научному исследователю было бы затруднительно обойти этот вопрос стороной). Но говорят всегда вскользь, как о чем-то само собой разумеющемся и не требующем логически обоснованного описания. Потому и формулировки получаются довольно невнятные, чересчур эмоционально окрашенные: упоминаются «искренность», «доверительность», «человеческая теплота», «подлинность» и прочие подобные же, лишь интуитивно постигаемые материи. И в результате выходит, что для размежевания жанровых границ нам следует руководствоваться тем же самым, чем мы руководствовались и до того, как теоретик выстроил свою умную и во всем остальном чуть ли не математически выверенную систему – то есть, чутьем.

Сегодня мы хотим примерить на авторскую песню принцип, который значительно легче поддается вычислению и не требует специально натренированного нюха – принцип «исполнительского минимализма». Идея состоит в том, что, помимо обширнейшего музыкально-поэтического содержания, авторская песня дала русской песенной культуре нечто, стоящее над и за содержанием: уникальную «бардовскую» эстетику исполнения, в основе которой, по нашему мнению, лежит принцип минимального использования исполнителем художественных ресурсов.

Вспомните: «… и гитара – негромко, и Визбор – негромко…». Вспомните дрожащий тенорок Окуджавы и «дворовый» бой гитары Высоцкого. И это ведь все не от бесталанности, не от лени и не от того, что сложно собрать оркестр или обучиться вокалу. И Высоцкого записывали с аранжировками, и Окуджаву пел Краснознаменный хор… Но их таки до сих пор предпочитают слушать в авторском исполнении, под гитару, со всеми их гипнотическими «недоделанностями». И в этом – целое мировоззрение. Это та невероятная по силе и «доверительности» ситуация, когда к композитору Сальери приходит его приятель и играет на домашнем пианино свою «новую вещицу», а потрясенный слушатель говорит: «Ты, Моцарт, бог…». Какие могут быть излишества между двумя гениями? Зачем им хор и оркестр, чтобы понять друг друга? Одним словом, минимализм – это когда использование исполнительских «красивостей» – вокальных, инструментальных, театральных и прочих – сведено к минимально необходимому для передачи содержания художественного произведения.

Конечно, тут сразу начинаются оговорки. Что значит «красивости»? Относится ли к ним хороший голос или стройная фигура исполнителя? Действительно ли исполнитель задействовал ресурсы по минимуму или можно было их еще подурезать? И наконец, как понять, удалось ли исполнителю передать содержание произведения?

Не станем оправдываться: ответов мы пока не знаем сами. Свежую теорию надо сначала проверить в деле – и не только на себе, но и на других. Вполне возможно, что в конце концов и нам не удастся отвертеться от пресловутого «чутья»… А может быть, и удастся. По крайней мере, мы уже сейчас точно знаем, что противоречит нашей системе: избыточность использования ресурсов и самолюбование. Понимаем мы и то, что есть обратная сторона: недостаточность ресурсов, псевдо-минимализм, ревниво маскируемая пустота. Собственно, наличие этих двух крайностей, а отнюдь не многомудрая разноголосица о причастности и непричастности к жанру, и кажется нам наиболее актуальной проблемой современной авторской песни – особенно той ее части, которую, как в старые времена, можно смело назвать «самодеятельной». Одних неофитов пропускают на фестивальные сцены за вокальные данные, виртуозный аккомпанемент или артистические «кунштюки» (словечко Ланцберга), других – за вызубренные, но отнюдь не понятые песни, причисленные к классике жанра. Середина, раньше заполнявшаяся неформальными клубами, отсутствует либо так малочисленна, что не в состоянии отфильтровывать крайности, играть роль держателя традиции и центра притяжения. И следы бардовской эстетики теперь следует искать не в клубах, а там, куда перекочевало притяжение – среди артистов, на бардовской эстраде.

Далеко, за железным социалистическим занавесом, остались клубы-носители вольнодумных идей и прогрессивного духа. Теперь на месте «движения» осталось только голое, разрешенное, требовательное искусство – «жанр», как стали говорить в девяностые. И выживать этому жанру приходится там же, где и всему остальному искусству, то есть на рынке развлечений. И в общем, ему это удается – пусть даже ценой потери самоидентификации. Высоцкого, Визбора и Митяева крутят на радио «Шансон» вместе с Розенбаумом, Шуфутинским, Новиковым и братьями Жемчужными. Концерты, посвященные памяти ушедших бардов, с аншлагами идут в Кремлевском дворце. Шоу на Самарской горе собирает все больше медийных личностей. Неподалеку от театра на Таганке расположился вполне буржуазный бард-клуб, в который не стыдно сходить с красивой девушкой, вкусно и дорого поужинать под негромкую музыку. А наблюдать за маркетинговыми войнами между двумя Грушинскими фестивалями так же волнительно, как за противостоянием между «Пепси» и «Спрайтом»…

О каких неформальных клубах может идти речь? Какую из рыночных религий они будут исповедовать? К счастью, до религии дело не доходит. Нынешние клубы не претендуют ни на идейность, ни на неформальность, без лишнего шума выполняя функции детско-юношеских студий и небольших концертных площадок – то есть, своего рода «фабрик звезд» при бардовском шоу-бизнесе. Авторская песня же для слушательского большинства слилась с понятием «акустическая музыка». Не так давно появившиеся фестивали подобного формата (созданные по образцу нынешней Грушинки, но более честные в обозначении жанровой направленности) имеют, кстати говоря, большой успех. И барды на них успешно ездят, нисколько не волнуясь, что их там примут за кого-нибудь другого – например, за профессиональных артистов. Потому что они и есть артисты. Профессиональные ли? Очень даже. Барды ли? Об этом дальнейший разговор.

О театре



Мы далеки от мысли, что внутри жанра авторской песни могут вырастать профессионалы. В этом отношении мы скорее соглашаемся с В. Ланцбергом, говорившим, что в смежных областях (литературе, музыке, эстраде, театре) барды заведомо проигрывают; чем с Ю. Лоресом, который объявляет авторскую песню синтетическим жанром, включающим в себя эти области. Впрочем, здесь, возможно, и нет противоречия, если Лорес имел в виду, что «включенность» в авторскую песню столь фундаментальных искусств означает, что бард находится лишь в стадии их осваивания. И что вместе с ученичеством заканчивается и его состояние барда, заканчивается «жанр» авторской песни. По нашему ощущению, любой интересный и работоспособный автор или исполнитель довольно быстро вырастает из самодеятельных бардовских штанишек. И как только это случается, он уходит в одну из «родственных» областей и уже там развивается как профессионал (это же отмечает В. Ланцберг). И даже если уходит он недалеко (например, на большую бардовскую эстраду), то все же стремиться избавиться от «клейма» и поскорее отождествиться с традиционными профессиональными сферами. Что вполне естественно: кому хочется до конца жизни слыть «самодельщиком»? Все прекрасно понимают, что на обширном рынке развлечений спрос на бардов не может сравниться со спросом на профессиональную музыку, литературу или театр.

Таким образом, сегодняшняя авторская песня – это направление в акустической музыке, которое представляют более или менее признанные артисты (профессионалы), а также начинающие либо профессионально не состоявшиеся авторы-исполнители (самодеятельность).

Итак, и движение, и жанр пали под натиском рынка. В какой же из профессиональных сфер пришлось ко двору то, что от них осталось? Что представляет не кратко-рыночную, а долгосрочную эстетическую ценность? Поэзия – вряд ли. Хоть барды и считались, по самому расхожему и справедливому мнению, «поющими поэтами», они не создали в литературе ничего, что можно было бы назвать «стилем», «школой» или хотя бы «направлением» – разве что направление собственно «песенной поэзии». Барды, безусловно, тянулись к большой поэзии, любили и исполняли ее, но так и смогли с ней сравняться (вероятно, и не стремились, потому что задачи у них были не чисто литературные). С музыкой – то же самое, но еще хуже. Вторичность музыкальных решений никогда не считалась проблемой трехаккордовых песен «со смыслом» или многочисленных стилизаций – например, под джаз или фолк. И даже если взять самых сильных бардов-композиторов – таких как Никитин и Берковский, все же и здесь не найти ни «стиля», ни «школы», а только тягу к профессиональным образцам. Однако, как мы уже упоминали, можно найти общую для многих манеру исполнения – ту самую моментально узнаваемую эстетику «минимализма», которой по сей день пользуются барды-артисты и которая отличает их от попсы, рок-н-рольщиков и прочих. Но манера исполнения – это вопрос не музыкальный, а эстрадный, то есть, относящийся не к содержанию, а к представлению – что уже совсем близко к театру.

Для нас очевидно, что в театре дорогой нашему сердцу принцип приживается более чем органично. Но, правда, не во всяком, а только в психологическом театре, театре «подтекста» и «сверхзадачи», театре инидивидуальностей. Лаконизм, глубина, скупость в использовании технических средств – все это очень близко психологическому театру, имеющему у нас в стране благодаря основавшему это направление Станиславскому богатые традиции и хорошую школу.

Вот теперь назрело определение. Итак, театром песни мы называем исполнительский жанр, основанный на эстетике авторской песни и психологического театра, предполагающей минимальное использование внешних художественных ресурсов.

Внешние ресурсы могут быть техническими (декорации, костюмы, свет, звук, музыкальное сопровождение) и творческими (фактура, голос, актерские навыки). Внутренние же ресурсы (те самые, ради которых мы минимизируем внешние) – это все, что связано с осмыслением песенного или драматургического материала: подтекст, конфликт, образ, сверхзадача и т.д. – весь театральный арсенал, предназначенный для работы над ролью.

У минимализма есть любопытное свойство – сразу высвечивать качество исполняемого материала. Если материал поверхностен, то проваливается в пустоту, если глубок, то становится пронзительно правдивым. Если бы у юного МХАТа не было такого тончайшего драматурга как Чехов, то мир еще не скоро узнал бы о психологическом театре. Так и в нашем случае: применять к песне минималистский театральный принцип есть смысл только когда актер-исполнитель уверен, что берется за настоящее произведение искусства – причем, неважно, собственного сочинения или чужого. И результат тогда не разочарует. Это может быть и песня, проработанная как пьеса, и композиция, и полноценный спектакль, в котором песни являются частью драматургического материала. Что, вы о таких уже слышали? Прекрасно! Значит, театр песни существовал всегда, а мы только подтверждаем этот факт.

На самом деле, история полна примеров взаимовлияния и взаимообогащения авторской песни и театра. Самый очевидный и убедительный из них – пример Ю. Кима, написавшего не менее трех десятков пьес и либретто, сочинившего песни ко многим спектаклям и кинофильмам. Всем памятен Берковско-Никитинский «Али-баба» и Иващенко-Васильевский «Норд-Ост»… Для театра пишут Н. Якимов и А. Деревягин. Мы называем только известные имена, число же неназванных – неизмеримо. То есть, мы не открываем Америку, мы просто хотим еще раз четко обозначить ее на карте и внести во все географические справочники.

Нам известно, что отношение к театрализации авторской песни, как и к другим перекосам в сторону «смежных жанров», среди авторитетов всегда было разным и часто противоположным. Скажем, В. Ланцберг в своем потрясающем труде «О потоках в авторской песне» ставит «актерскую» («исполнительскую») песню на непочетное второе место, посерединке между «массовой» и «эстетской», после которой, на четвертом месте, находится единственно признаваемая им «личностная» песня. Другого мнения Ю. Лорес, который написал целый толстый учебник под названием «Авторская песня как театр одного актера». Можно предположить, что примерно этих же (то есть, театральных) взглядов на песню придерживался В. Луферов, создатель театра «Перекресток». Попробуем же разобраться, чем театральный подход не угодил создателю Второго канала.

Ланцберг пишет: «Ее (актерской песни – И.П.) почитатели – люди искушенные в представлениях о театре, сцене, исполнительском мастерстве. Именно исполнительским ценностям и приносится в жертву все остальное. Вспомним, с каким пережимом Е. Камбурова демонстрировала песню Окуджавы на вечере его памяти, как скрежетал зубами, хрипел и источал слезы Н. Караченцов на вечере памяти Визбора, исполняя «Серегу Санина». При виде этого накала страстей и сопоставлении его с предполагаемыми характерами реальных таежных летчиков, хотелось по-станиславски крикнуть: «Не верю!»

Что ж, в сермяге Ланцбергу не откажешь. Действительно, занимаясь театром, легко впасть в театральщину. Но, как и в любом другом искусстве, это только вопрос меры, блюсти которую нам завещал еще Аристотель. К тому же, мы никак не можем согласиться, что понятие «исполнительские ценности» должно означать выпячивание актерского «я» в ущерб (или «в жертву») содержанию. Но мы безусловно и с радостью согласимся, что многим опытным актер-актерычам, рвущим жилы напоказ, было бы очень полезно иногда поверять себя нашим минималистским принципом. Впрочем, считать его «нашим» мы можем лишь на том основании, что он нам нравится. Суть же его была неоднократно сформулирована до нас. Помимо уже упомянутого, но, возможно, для кого-то слишком архаичного дедушки Аристотеля, можно вспомнить вечно молодого Микеланджело, заявлявшего, что для создания произведения искусства требуется всего лишь отсечь от глыбы камня все лишнее. И это говорили люди Запада! На Востоке (по крайней мере, на Дальнем) – и говорить не стоило, по-другому даже и не умели.



В заключение отметим, что в кругу «театропесенников» согласья пока что мало – может быть, даже меньше, чем среди чистожанровых бардов. Но эта несогласованность совсем другого рода: она идет не оттого, что рамки движения и жанра вдруг сузились до неразличимости, а наоборот – оттого, что на поле чувствуется простор, оттого что каждому есть куда идти и о чем сказать, оттого что повсюду – сплошные открытия. Обобщить эти открытия пока никто не пытался – возможно, как раз из стыдливости перед авторской песней, из комплекса «побочности». Однако стыдиться как будто бы уже не перед кем, а значит, и пора перестать комплексовать. Театр песни существуют, его не нужно выдумывать и находить ему научные оправдания. Нужно только открыть ему дорогу.
http://galkasolovey.livejournal.com/38580.html[/b]


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 07:00:43 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 30 Март 2010 09:14:56 PM
Сообщения: 71
Откуда: Дальний Восток-Москва
Интервьюиры из нас и правда не особо великие-не наша профессия, простите. но по мысли. собственно чем смущает возникновение АП, как фольклора и его развитие в ходе которого возникает и театр?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 07:03:33 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 30 Март 2010 09:14:56 PM
Сообщения: 71
Откуда: Дальний Восток-Москва
Кстати, можно увидеть, как это работает: молодёжная сцена на Коломенском фёсте,11-го. с 17.00 до 18.00 объявлен "Час театра песни".Будем рады.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 09:40:52 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
Цитата:
ТМ. Не знаю, как религию, а партию бардов, как политическую силу создавать пора. Пять лет назад мы по этому поводу только шутили. Сегодня шутки в сторону. Культуру надо спасать, а методы спасения в этой стране, увы – политическая борьба.



ИП. Может всё-таки общественное движение, а не партия?

ТМ. Общественное движение годилось, когда все были друзьями. Сегодня интеллектуальная сторона России имеет врагов, и эти враги используют запрещённые приёмы, вплоть до средств массового психического поражения. С врагом надо сражаться его оружием.


ЭТО ОНЕ СЕРЬЁЗНО.
И Мишу Грушина -- в депутаты Государственной думы.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июнь 2011 10:07:57 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 01 Май 2006 03:23:34 PM
Сообщения: 303
Откуда: Москва
makean писал(а):
То ли АП фольклор, то ли театр. То ли минимализм исполнительства, то ли - создать образ внутри себя и сознательно донести - ит.д. Не стыкуются разные аспекты в нечто цельное.


Предлагаете поговорить о том, что же такое Истинно Авторская Песня? :wink:

_________________
Помощь - когда благодаря, а не вопреки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Июнь 2011 06:11:57 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 30 Март 2010 09:14:56 PM
Сообщения: 71
Откуда: Дальний Восток-Москва
Адександру Костромину:
Столь же серьёзно, сколь и преднамеренно. Будете участвовать?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Июнь 2011 09:18:21 AM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 31 Май 2007 10:24:58 AM
Сообщения: 1761
Откуда: Прага
makean писал(а):
То ли АП фольклор, то ли театр. То ли минимализм исполнительства, то ли - создать образ внутри себя и сознательно донести - ит.д. Не стыкуются разные аспекты в нечто цельное.
Нестыковок не вижу. IMHO, всё так или иначе относится к АП.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Июнь 2011 03:21:37 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
Цитата:
Адександру Костромину:
Столь же серьёзно, сколь и преднамеренно. Будете учавствовать?

Безусловно и категорически -- НЕТ!

Само предложение, кстати, чем-то напомнило "Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь".

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 07 Июнь 2011 08:52:15 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 22 Февраль 2010 10:22:57 AM
Сообщения: 531
Если в "ходе развития" фольклора возникает театр - то это уже не фольклор, а его имитация. Кстати - без малейшего осуждения подобного процесса! Просто разное это. Фольклор на сцене - это чучело фольклора!
Мамонте: "поговорить о том, что же такое Истинно Авторская Песня" - а в чём, собственно источник Вашей иронии? :wink: Разве на форуме ЦАПа есть более крупные приоритеты? :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 21 Июнь 2011 02:04:19 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 26 Декабрь 2005 10:14:20 AM
Сообщения: 804
Откуда: Moscow
И - традиционная подборка цитат.

Цитата:
Да плюс ещё на прилавки легло 60% классики, она же тоже была под запретом, то есть её вообще до того в свободной продаже не было.

Сегодня ко мне приходят дети с покорёженной психикой и расторможенным вниманием. Существа, в речи которых хамство – норма

Я давно увлекаюсь восточными единоборствами.

Конечно, бард – это диагноз. С этим рождаются. Это не излечимо, с годами всё только усугубляется.

Не знаю, как религию, а партию бардов, как политическую силу создавать пора. Пять лет назад мы по этому поводу только шутили. Сегодня шутки в сторону. Культуру надо спасать, а методы спасения в этой стране, увы – политическая борьба.

Общественное движение годилось, когда все были друзьями. Сегодня интеллектуальная сторона России имеет врагов, и эти враги используют запрещённые приёмы, вплоть до средств массового психического поражения. С врагом надо сражаться его оружием.

Сейчас и в АП много экстремизма.

:D

_________________
Кэлин Натали НиЛуг


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 21 Июнь 2011 07:45:49 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 22 Февраль 2010 10:22:57 AM
Сообщения: 531
Этой подборкой Вы что-то хотели сказать? :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005