Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Суббота 11 Май 2024 03:28:53 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Задачи исполнителя
СообщениеДобавлено: Четверг 24 Ноябрь 2005 11:27:48 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
хочу спросить у господ исполнителей ДЛЯ ЧЕГО они исполняют песни? То есть как они видят задачи исполнителя? Сразу оговорюсь, что я был на лекции одного известного в мире АП человека, который сформулировал 4-5 задач исполнителя, а лично я считаю, что задача только одна . Жду Ваших ответов.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 12:35:42 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Сдается мне. что мы уже рубились с этим человеком на бардсру или в СУКСП...
Второй форум, и как похожи эти грабли... Вот еще всплывет обличение понятия "магнитофон"... Потом пример из "какого-нибудь"(с)исполнения Евстигнеева... А потом нас снова, уже в третий раз за пару дней, позовут на стихи.ру, где так много вкусного...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:48:54 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
posadnik писал(а):
А потом нас снова, уже в третий раз за пару дней, позовут на стихи.ру, где так много вкусного...


Алексей, кажется, что у Вас нет аргументов. А по мастерским ЦАПа незаметно, что у Вас с ними туго.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 12:30:35 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Дап потому что уже раз была долгая рубка с Симаковым, и пару раз, на старом форуме бардсру - с вируалами.

Мы находимся в настолько разных плоскостях, что мои аргументы на вас не подействуют.

Впрочем, извольте.

Потребность петь у человека заложена изначально. Кое-что об этом я писал в статье "АП как духовная практика", на бардсре она есть.

Потребность петь не что попало, а то, что является общим эмоционально и идейно с референтной группой, похоже, тоже стара как человечество. Отсюда и всяческие "отраслевые" песни. Строго говоря, все песни так или иначе поются не на 100% потенциальной аудитории, так что можно говорить о песнях на большие и малые подмножества общего множества потенциальных поющих. "Большие" отраслевые песни, это, например, религиозные и политические гимны. Песни меньшего охвата тоже прекрансо известны. Например, былины, записанные в XVIII в. при издании "Песен Кирши данилова", не просто абы чьи, а принадлежат северорусскому ареалу общей русской песенной культуры. Их передавали (и пополняли) скоморохи-новогородцы, - но об этом уже сказано в предисловии к последнему изданию "Песен...", поваторяться не хочется.

Так вот, песня, считающаяся самодеятельной, в чистом виде "отраслевая песня" для тех, кого принято называть интеллигенцией - способным к рефлексии детям "студенческого бума" - который в XIX в. породил студентов (и бывших студентов)-разночинцев, а в XX - аналогичное по мощности советское студенчество и молодежь с высшим образованием. Для них было свойственно стараться заглянуть глубже, чем считалось среднедопустимым, и они вечно хотели странного.

Отсюда появляется фактор, который был подмечен Ланцбергом в его работе о потоках в самодеятельной песне. Песня, способная на рефлексию, на отражение человеческой личности, и находящая основное назначение именно в этом (сравните, скажем, "Балладу о парашютах" или "балладу о танке Т-34..." Анчарова с его же "балладой о патруле...". Первые две - явные интраверты, последняя - экстраверт, как и все эпосы), так или иначе становится интравертной и аудиторию строит именно из них.

Однако, в России этот носитель песенной культуры не просто хотел странного. Немецкие бурши, описанные Джеромом Джеромом, тоже делали странные вещи. Но только у нас поиски смысла окрашивались этическим компонентом.

Так вот, песня, которая составляет основу СП, она этически окрашена и интравертна. Остальное уже привносит конкретный автор. За счет интравертности продукта, получается объемный слепок с автора или той его грани, которая отразилась в конкретной песне.

(...)

А для чего исполняю песни я?

Мое основное занятие - коллекционирование людей. Высшая степень похвалы у меня - "с автором этого произведения, честное слово, хочется познакомиться поближе". Я этим занимаюсь давно, и нахожу удовольствие и в некоторой игре в физиономистику по лицам попутчиков в метро, и в умении нащупать живого человека за тем, что тот написал.

Соответственно, я получаю удовольствие от исполнения песни, за которой угадывается симпатичный мне человек или грань человека. Исполняя песню не в одиночку, я заодно чувствую себя не на другом конце нити, связывающей меня с автором, а посередине, одновременно чувствуя и слушателя (берем идеальный случай, когда я не пою для неприязненно или пренебрежительно расположенных людей), и автора. Фактически, я смыкаюсь с ними обоими в треугольник, или круг, как вам будет угодно.

Что говорил один предводитель фрименов?

"Чего я хочу? Доверия, которое возникает между людьми, без этой сексуальной возни".
Вот где-то так.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 12:46:04 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Леш, ты знаешь, я с интересом прочитал твой пост. И как водится, со многим не согласен. Не согласен я с интровертностью песни. Экстравертна она (как любое искусство). Понимаешь, это ведь даже дневники в последнее время люди пишут, понимая что их могут опубликлвать их дети. Пишут "с оглядкой". А уж песни - и подавно пишут, рассчитываю на то, что ИХ БУДУТ ПЕТЬ (по крайней мере СЛУШАТЬ). Кто будет слушать? Другие. Отсюда экстравертность. Далее хочу сказать вот что. Я пою песни и ставлю перед собой такие задачи.
1) Служение Автору, Творцу. Когда этот автор один тут все просто. Когда авторов два и больше, обычно я становлюсь на сторону Поэта. Впрочем, бывают исключения.
2) Тем не менее, как правильно (черт, вечно он прав!) сказал Костромин, этой мотивации не достаточно для пения со сцены. И вот для пения со сцены я ищу другую мотивацию. Я должен заинтересовать, должен прожить песню. Но это уже несколько другая кухня.

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 12:49:58 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
posadnik писал(а):
А для чего исполняю песни я?

Мое основное занятие - коллекционирование людей. Высшая степень похвалы у меня - "с автором этого произведения, честное слово, хочется познакомиться поближе".


Благодарю за развернутый ответ. То есть цель, если коротко говорить познакомить слушателя с автором или с творчеством автора и сомкнуться с ними "в треугольник или круг"?

Является ли это, скажем, просветительской задачей, то есть показать слушателю автора, которого он не знает, или все же показать известного автора с какой-то другой стороны (грани)?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 12:51:50 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
Михаил Гантман писал(а):
1) Служение Автору, Творцу. Когда этот автор один тут все просто.


Давайте разберем этот случай. А в чем состоит Служение Автору?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 12:54:08 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Делать это не буду. У нас уже есть один печальный опыт. Призываю всех остальных тоже этого не делать. Готов говорить об этом лично, либо в офф-лайне, на конкретных примерах.

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:08:36 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
Михаил Гантман писал(а):
Делать это не буду. У нас уже есть один печальный опыт. Призываю всех остальных тоже этого не делать. Готов говорить об этом лично, либо в офф-лайне, на конкретных примерах.


Кажется, Вам нечего сказать. Потому, что служение автору и изменение его текста - это вещи противоречивые.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:09:35 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 07 Ноябрь 2005 04:50:21 PM
Сообщения: 1538
Откуда: Москва
Народ, у меня все как-то проще. "Служение" - мне это слово не нравится уже само по себе. Я исполняю те песни, которые... скажем так: отражают какую-то часть меня. Ни больше, ни меньше. Почему мне, скажем, Труханов так нравится? Он выбрает близкие мне стихи и кладет их на такую музыку, что я как услышал ее первый раз, подумал, что "если бы я умел писать песни - я ожидал бы от чебя чего-то подобного".

Алексей - отдельный респект за развернутый текст. :-)

_________________
Раз словечко, два словечко... Будет песенка?


Последний раз редактировалось Akeon (Виталий Басенок) Пятница 25 Ноябрь 2005 01:13:24 PM, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:12:51 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
Akeon писал(а):
Я исполняю те песни, которые... скажем так: отражают какую-то часть меня.

То есть показать себя (свою личность)? Понятно. Благодарю за ответ. Тут ясно, у нас разные задачи.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:16:01 PM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 07 Ноябрь 2005 04:50:21 PM
Сообщения: 1538
Откуда: Москва
Показать не свою личность ("вот он, мол, каков я!"), а свое восприятие мира ("мне кажется, правда - вот она").

_________________
Раз словечко, два словечко... Будет песенка?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:17:26 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Суббота 19 Ноябрь 2005 01:34:31 AM
Сообщения: 128
Akeon писал(а):
Показать не свою личность ("вот он, мол, каков я!"), а свое восприятие мира ("мне кажется, правда - вот она").


личность это и есть восприятие мира. В общем ответ ясен, благодарю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 25 Ноябрь 2005 01:29:30 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
2 dns

У меня нет такой задачи.

Потому что я не занимаюсь работой под названием "исполнитель на абонементном концерте". Это работа других. Например, в Москве этим только сейчас начали заниматься в Политехе. В Казани этим занимались непрерывно с 70-х, в результате там аудитория АП побольше и поквалифицированнее.

Я вообще не люблю "знакомить". Я обращаюсь к слушателю, я с ним на время песни срастаюсь, а уж старая песня или новая - неважно. Они, скорее, ситуативны, или составляют некий квазисюжет своей последовательностью.

Скорее, моя задача - общение. Посредством песни. Причем, песни, которая кажется подходящей ситуации, аудитории и моему настрою.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Суббота 26 Ноябрь 2005 07:20:47 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 10 Ноябрь 2005 12:33:07 PM
Сообщения: 65
Откуда: Москва
Хотелось бы тоже поделиться
Задача появления доверия между совсем незнакомыми людьми важна, а дальше всё зависит от личности исполнителя: уйдёт слушатель окрылённый или подавленный.
А я для себя главной считаю задачу заставить слушателя хотеть жить. Конечно, это не может быть приказ, а может иногда выступать и как утешение(в зависимости от настроения слушающего), или появление доверия само по себе тоже может привести к желанию жить. Жизнь, причем, не является только праздником, в ней есть трагедия и беда. Но счастье ощутить неповторимость и законность себя в мире и мира в себе должно появиться в итоге.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Воскресенье 27 Ноябрь 2005 05:02:40 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Ален, а если не секрет, какими средствами ты добиваешься своей цели?

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 29 Ноябрь 2005 10:52:30 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Четверг 10 Ноябрь 2005 12:33:07 PM
Сообщения: 65
Откуда: Москва
Да... Миша. Не так-то просто ответить. Здесь разумно разграничить понятия задачи и сверхзадачи. Про желание жить - это сверхзадача. И решаю я её тем, что верю в человека-слушателя, как это ни высокопарно звучит. Проверено жизненным опытом: без этой веры ничего не получается.
А вот задачи конкретные... Здесь я ещё для себя не выработала четкого набора. Постараюсь обозначить.
Основная задача, по-моему, быть здесь и сейчас. (Ох, и трудно даётся!)
Потом, донести свой замысел конкретного произведения, придуманный вчера, до слушателя, продираясь сквозь это здесь и сейчас.
Ну, и чтобы не скушно было.
Вот.
А у тебя, Миша, я хотела спросить про служение Творцу или Автору. Прости мою недалёкость, но как это?

а лично я считаю, что задача только одна
Уважаемый dns, не томите душу. Какая же у вас задача?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Среда 30 Ноябрь 2005 12:58:42 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Алёна писал(а):
А у тебя, Миша, я хотела спросить про служение Творцу или Автору. Прости мою недалёкость, но как это?

Понимаешь, Окуджава писал, что когда он "кричит всему свету, это он не о вас - о себе". И вот это "о себе" (то бишь "о нем"), на мой взгляд должно быть, где-то глубоко. И почему я так упорно возвращаю исходный авторский текст в абсолютное большинство песен Труханова? Ровно потому, что в данном случае "служу" Бродскому. Хотя иногда я этого и не делаю: вон песни Клячкина на стихи Бродского правлю только изредка (когда он меняет отдельные слова - явно от плохого знания первоисточника), или песни Никитина на стихи Багрицкого, Шпаликова не трогаю. Тут удается "служить" и композитору (автору мелодии) и поэту.
И гармонию я обычно стараюсь "вести" строго по авторской (опять же есть свои исключения) именно по этой же причине.

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 10 Март 2006 09:07:12 AM 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Понедельник 06 Март 2006 02:54:40 PM
Сообщения: 147
Откуда: г.Полевской, Свердловской обл.
Господа "присяжные заседатели"!
Позвольте и мне изложить свой взгляд на исполнительство и исполнение.

Во-первых. Весь свой исполнительский репертуар (включая песни собственного сочинения) я делю на три категории.
- конкурсно-концертные "обработки", т.е. специально аранжированные, "постановочные" вещи для исполнения со сцены.
- просто хорошие бардовские песни, которые нравятся лично мне.
- все остальные (бардовские, классические романсы, русские народные, эстрадные и т.д.), для индивидуального и хорового пения в разных компаниях. Обычно - просто аккомпанемент и пение мелодии (слов), по настроению.

Песни из второй "категории" иногда переходят в первую, иногда - в третью (по обстоятельствам). Исполняются, зачастую, в близком к авторскому варианте. Или по-своему, но без "претензии" на особую оригинальность.

Сложнее всего - с первой категорией. Главное условие, как точно выразился один из "мэтров" - показать не себя в песне, а песню в себе.
Задача исполнителя - максимально усилить и суметь донести до слушателя все те эмоции и чувства, которые в нём самом пробуждает исполняемая песня. Для этого, кроме, так называемой "подачи" (эмоционально-интонационная окраска голоса, его тембр, манера, темп и громкость исполнения), можно применять разные "эффекты" в аккомпанементе, вступление, коду и т.д. Т.е. максимально использовать все средства музыкальной и вокальной выразительности. Это не делается "по наитию". Над этим нужно специально думать, работать, искать. Главное в этом - не переборщить, не скатиться к излишнему "украшательству". Всё должно работать на образ, заложенный в песне и развиваться по продуманному сценарию.
Поэтому, таких песен в репертуаре не много. Вообще, не много песен, которые стоят такой работы над ними, да ещё и созвучны исполнителю душевно, т.е. мысли и чувства автора воспринимаются как свои личные. Но эти песни и составляют тот репертуар, который является "лицом" исполнителя, отражает его индивидуальность, отличает его от "магнитофона". При этом, исполнение может от авторского отличаться значительно.
Единственное, против чего я всегда возражаю категорически и сам никогда не делаю - изменение авторского текста и мелодии (именно мелодии, а не гармоний аккомпанемента). Со своими песнями - делай что хочешь - твоя личная собственность. А чужие песни, потому и чужие, что у них есть автор (владелец авторских прав). Можно только предложить автору, лично, если есть такая возможность, рассмотреть предлагаемые изменения и, если он на них согласится, тогда исполнять. Если нет такой возможности - ничего менять исполнитель не в праве.
Резонный вопрос: а что в праве? В праве менять "подачу", темп, громкость, рисунок и гармонии аккомпанемента (аранжировать), делать смысловые паузы и т.д. в рамках неприкосновенности исходного текста и мелодии (той самой мелодии, которую можно пропеть а-капелла, т.е. без аккомпанемента).
Одним словом, по Ланцбергу, "песня-ресурс" должна оставаться неизменной, а "песня-акция" и есть прерогатива исполнителя.

_________________
Всё сказал.
Дмитрий.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 14 Март 2006 01:14:23 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Ох, Дмитрий, не нравится мне Ваша классификация песен. После того, как сам начал учиться работать с песней, после того, как что-то получилось, я делю песни, на те, которые "уже понял, как прожить" (получилось-не получилось другой вопрос), "еще не понял, как" и "навряд ли сумею прожить". Т.е. все эти фестивали, по-моему, вообще не важны. Пою я песню слушателю и не важно мне, какой он, я в него верю (теперь, Алена, я тебя понял). Аранжировка, подача и т.п. приходят из подробного анализа песни. Вот и все.

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005