Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Пятница 02 Май 2025 12:29:33 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Среда 28 Июнь 2006 05:22:37 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Спасибо Несси, теперь у меня есть сценарий, точнее скрипт, фильма, который обсуждался в ЦАпе.
Выкладываю его сюда, все желающие могут сами посмотреть, что это, с чем его едят и сколько оно стоит. Тринадцать вордовских страниц, конечно, многовато - но я не вебмастер, и могу лишь сунуть это в форум для прочтения и комментариев.

звучащие песни (курсив) звучат буквально одной-двумя фразами, названия и исполнители не указываются.
В расшифровке имеются некоторые неточности, не влияющие на качество продукта в целом.

* * *

Телекомпания «Совершенно секретно» представляет
Анонс:
Ким: Я приезжал на объявленный концерт, он оказывался закрытым, отменённым, в связи с болезнью автора. И я снялся пару раз на фоне этих объявлений живой и здоровый.
Городницкий: Авторская песня родилась на московских кухнях и там же умерла.
Гарин: Сегодня всё изменилось. ХХ1 век, и авторская песня, она вошла в шоу-бизнес.

Вед: Середина 50-х. Время разоблачения культа личности Сталина. Из лагерей возвращаются миллионы политзаключённых. Новый хозяин страны Хрущёв уже торжественно пообещал, что советские люди больше никогда не испытают кошмары репрессий.
Ким: Появился новый театр, новый кинематограф, новая проза, новая поэзия, новая архитектура. Масса, масса нового появилось. Новая живопись. И вот… новая поэзия, безусловно, и проза тоже, и… и вдруг появилась бардовская песня.

ПЕСНИ НАШЕГО ДВОРА
Территория свободы.



Вед: Сотни тысяч людей исполняют песни собственного сочинения. Их называют героями хрущёвской оттепели, хотя власть не жалует этих поэтов с гитарами.
А. Якушева «Другие города»
Вед: Для политических цензоров авторская песня – это странный и подозрительный творческий жанр, где исполнитель – автор мелодии, стихов, певец, музыкант в одном лице.
Городницкий: Сама попытка в несвободном государстве пытаться дышать и… писать и петь свободно - неважно о чём, о любви, не о любви – она уже крамола сама по себе. Поэтому авторская песня с самого начала была поставлена, как враждебная идеологическая, так сказать, вот, мишень для всех этих самых наших замечательных людей.
Вед: В конце 50-х годов по стране впервые стремительно распространяются тысячи магнитофонных копий. Народ с упоением слушает песни-баллады под гитарный перебор. О тех, кто сгинул в сталинских лагерях, о конвойных псах, о палачах и жертвах. Автор и исполнитель, член союза писателей, известный и обласканный советской властью сценарист Александр Галич.
/А. Галич «Памяти Пастернака»/
Аксёнов: Песни сугубо политические. Это не то что там, скажем, у Булата, или даже у Высоцкого. А, но, это песни боевые такие. Боевые и горькие, и впрямую указанные виновники.
«Мы поголовно вспомним тех, кто поднял руку…»
Вед: Кто же первым вспомнил древнее слово «бард» и назвал им певцов поколения оттепели? Самая распространённая версия: Владимир Высоцкий. По другим сведениям: кто-то из журналистов всесоюзного радио. Там в начале 60-х выходит необычайно популярная передача «Барды и менестрели». Её, правда, быстро закрывают. Понятие «менестрель» забывают. «Бард» - приживается мгновенно.
Ким: Возникла огромная песенная графомания. В этом смысле я слово «графоман» употребляю сам с каким то даже, с чувством большого почтения.
Вед: Александр Галич, Владимир Высоцкий и Булат Окуджава стали первыми героями нового песенного жанра. Строчки стихов выверенные, музыка тщательно подобрана. Исполнение – неповторимо. Фронтовик Окуджава популярен среди интеллигенции. Галича обожают миллионы узников, отсидевших в сталинских лагерях. Хриплый голос Высоцкого звучит и в квартирных апартаментах, и в коммуналках. Большинство авторов гитарной песни стараются подражать надрывной страстности Высоцкого, тихой грусти Окуджавы, или непримиримости Галича. Три полюса, три разных берега – они никогда не называли себя бардами.
/На фоне песни Окуджавы «Моцарт»/
Кукин: Окуджава не бард. Он… он, во-первых, писатель. Во-вторых он профессиональный поэт. Его можно читать и, и романы, и песни без аккомпанемента. Это стихи, и много стихов. Он профессиональный, он поэт. Поющий поэт. Высоцкий не бард. Он артист.
Ким: Кукин абсолютно не прав. Они, конечно, барды. Булат стал сочинять музыку. Галич стал сочинять, какую-никакую, но все-таки свою музыку. О Высоцком я просто не говорю. Потому что Высоцкий, абсолютно как чистый бард, схватился за гитару и стал сочинять стихи, не будучи профессионалом. Не музыкантом, не стихотворцем.
Вед: В начале 60-х из катушечных магнитофонов по всей стране доносятся голоса уже известных бардов: Клячкина, Визбора, Кима, Кукина, Городницкого. Они не профессионалы в литературе, у них совсем другие специальности. А песня для души. Это были времена первой, и самой мощной волны бардовского движения. Тогда слушатели часто даже не знали, кто автор любимой песни.
А. Городницкий «Материк»
Городницкий: В Туруханский крае, когда я сказал, что эта моя песня, которую пели, сказали, что немедленно меня замочат, потому что они сами слышали в лагерях под Норильском своими ушами эту песню в 42-м году. Я обалдел. Потом, значит, был спор, где похоронен автор. Одни говорили, что автор похоронен под Норильском, другие спорили с теми, что он в Колымских лагерях погиб.
Вед: Со временем известные барды начали выступать с публичными концертами в заводских ДК и сельских клубах. Молодёжь собиралась в городских парках, на природе, на дачах. Всюду звучали стихи под гитару. Власти всерьёз забеспокоились. Вопрос обсуждали на политбюро ЦК КПСС. В резолюции написали, что от стихийного объединения сотен тысяч людей можно ожидать идеологических неприятностей. Кроме того, в плохо управляемом порыве молодёжи разглядели опасное соперничество комсомолу. Партийные идеологи поняли: запрещать бардовское движение уже поздно, значит его надо возглавить.
Ким: Бардовская ниша была огромной. А они, они её больше… власти хотели больше как-то встать во главе. Они через комсомол делали такие попытки.
Вед: При гласном распоряжении партийного руководства, именно комсомол организует первые фестивали и слёты авторов-исполнителей. Барды объединяются в клубы самодеятельной песни. Аббревиатура КСП на некоторое время затмевает даже слово «бард». Под присмотром комсомола по всей стране проходят фестивали и слёты самодеятельной песни.
Дольский «Поэты мы, поэты мы»
Кукин: Все в лес уезжают, и там чего хочешь поют. Во всех городах. Там, начиная, там, Челябинск, Свердловск, Курган там, то, сё… Всё, поехали, по всей стране, фестивали, фестивали, фестивали, фестивали… В итоге, некоторые люди, ну, такие бродяги, обычные бродяги, ну, такие, тунеядцы, короче говоря. Типа Володи Туриянского. Они с фестиваля на фестиваль ездили круглый год. Всё едут: на одном, на другом. Где деньги платят, где дорогу оплачивают, кормят.
Окуджава «Ах, Арбат, мой Арбат»
Вед: До середины 60-х самые известные барды собираются на московские фестивали. ЦК ВЛКСМ контролирует слёты бардов столицы особенно тщательно: никаких чуждых советскому образу жизни песен, никаких диссидентов. Обо всех деталях обязательно докладывают лично первому секретарю московского горкома партии Гришину.
Ким: Они, да, помогали нашему фестивалю до того случая, когда Гришину пришёл донос о том, что после одного из фестивалей бутылками пустыми было выложено «СЛАВА КПСС». Потом выяснилось, ну, что было выложено «СЛАВА КСП», а не КПСС. Но тот взбеленился, и запретил нам на несколько лет все эти фестивали. Но они всё равно собирались.
Вед: Юлий Ким – из первого поколения советских бардов. По образованию – преподаватель русского языка и литературы. После окончания института уехал из Москвы на Камчатку, где работал 5 лет. Там и стал писать свои первые песни-шутки, которые быстро подхватила вся страна.
Ким «На полу я теперь не балуюсь…»
Вед: Ким пел на всех фестивалях авторской песни. У него не возникало проблем с властями вплоть до середины 60-х.
В 1964 году группа партийных заговорщиков во главе с Брежневым свергла Никиту Хрущёва. Оттепель заканчивалась. В стране один за одним шли судебные процессы над правозащитниками.
Ким: Я ужасно рассердился на Брежнева на этот раз. И на всю советскую власть после суда над Гинзбургом и Галансковым.
Вед: Александр Гинзбург и Юрий Галансков были арестованы зимой 67-ого за распространение подпольных сборников самиздата и организацию митингов диссидентов в центре Москвы. Через 11 месяцев их судили. Январь 68-ого. У здания Московского городского суда собирается горстка правозащитников поддержать подсудимых. В зал их, разумеется, не пускают. Хотя процесс считается открытым. Галанского и Гинзбурга обвиняют в антисоветской агитации и пропаганде.
Ким: Была студёнейшая зима. И суд был формально объявлен, как открытый. Но, естественно, туда проходили люди по пропускам специальным. Это была, так называемая, наша общественность. И нормальных людей, которые пришли со стороны, или близких, знакомых, сочувствующих, туда, разумеется, не пускали. И мы все толпились на диком морозе возле закрытых стен открытого суда. То есть возле закрытых дверей открытого суда. И только ждали, как появится хоть какой-нибудь адвокат.
Вед: Адвокаты не появились. Пришли люди в штатском. Они назвали себя представителями советской общественности, которая возмущена поведением отщепенцев. И профессионально выдавили Юлия Кима и его товарищей за ворота суда.
Ю. Ким «Мороз трещит, как пулемёт…»
Ким: И вот я в это время принял посильное участие диссидентском движении, подписывал всякие протестные письма. За это я заплатил карьерой.
Я приезжал на объявленный концерт, он оказывался закрытым, отменённым, в связи с болезнью автора. я снялся пару раз на фоне этих объявлений живой и здоровый. Вот. А потом мне это объявили устно, но категорически. Это было в октябре 68-ого года на большой Лубянке.
Вед: После беседы на Лубянке люди из КГБ время от времени навещали квартиру Юлия Кима. Каждый раз с ордером на обыск. Эти визиты нанесли урон его библиотеке. Несколько редких книг чекисты посчитали запрещёнными и изъяли. Юлий Ким в долгу не остался. Свои встречи с незваными гостями он описал в песне про обыск.
Ю Ким, Песня про обыск
Ким: После того, как я подписал целый ряд антисоветских обращений, работать под своей фамилией я уже не мог.
Золотухин из»Бумбараша» «Ты Ерёма, я Фома»
Вед: В 70-м году на телеэкранах страны с невероятным успехом идёт фильм «Бумбараш». Героическая трагикомедия по мотивам рассказов Гайдара. Странная и неожиданная для тогдашнего советского кинематографа лента. Необычные песни главного героя моментально становятся популярными в народе. Фамилия автора песен Михайлов, есть в титрах, но она ничего не говорит зрителю. Появляются слухи, что всё это сочинил Валерий Золотухин, или другой актёр – Александр Хочинский. Он тоже прекрасно поёт. Говорят также, что это вообще народные песни времён гражданской войны. И очень мало кто знает, что Ю.Михайлов – псевдоним опального барда Юлия Кима. С ним он проработает в кино и театре почти 15 лет.

Ким: Самое смешное, что потом нашёлся настоящий Ю. Михайлов в Ленинграде, который занимался приблизительно тем же, что и я. Т.е., он сочинял либретто для мюзиклов. И один был, такой «Принц и нищий», который шёл там. И я вдруг начал получать гонорар на имя Ю. Михайлов.
Вед: В середине 80-х Юлий Ким, наконец-то, сможет вернуть в титры фильмов и на афиши концертов своё настоящее имя. И напишет ещё много песен, которые до сих пор считаются народными.
Ким, Любшин «Губы окаянные»
Городницкий: Он вообще человек блестящий. Человек-театр. Он может написать песню за шута, там, за короля. Может выдумать персонажа.
Ким «Пылиночка твоя…»
Вед: Юлий Ким – иронично и легко относится ко всем испытаниям, которые отмерила ему судьба. С одной стороны, его жизнь — это непримиримая борьба с властью, с другой — это участие в серьёзных и успешных театральных и кино проектах. Так или иначе песни и стихи Юлия Кима принесли ему успех и популярность. Он — образцовый бард поколения шестидесятников. Умён, интеллигентен, претерпел затворчество.
Но есть среди бардов и свои хиппи — бесшабашные певцы свободного образа жизни, «романтики с большой дороги».
Кукин: «Почему я опять вместе с солнцем встаю…»
Вед: Свои первые песни Юра по прозвищу «Кук» написал в сорок восьмом году для джаз-бенда, где он играл на барабане. А в начале 60-х тренер по фигурному катанию детской спортивной школы Юрий Кукин ехал на поезде в Горную Шорию, чтобы подработать в геологической экспедиции. Разглядывая пейзаж за окном и чемоданы попутчиков, он набросал стихотворный текст. Это был его неповторимый стиль — что вижу, о том пою.
Кукин: Гляжу направо — пою вслух то, что вижу справа, налево — то, что вижу слева. Я перед зеркалом остановился, вижу себя в зеркале, что-нибудь про себя ценное сообщу в пространство. Все нет голоса никакого, слуха никого же нет всё равно. Так в результате получилась какая-то песня.
Вед: Тогда, в поезде, Кукин написал «За туманом» — одну из своих самых знаменитых песен. Она быстро пошла по рукам. В первую очередь ее запели в палатках у костра. Юрий Кукин до сих пор удивляется, почему песня стала своеобразным туристическим гимном, разве туристы путешествуют, как его герой, с набитым большим чемоданом.
Кукин «Понимаешь, это странно, очень странно…»
Вед: В середине 60-х без песен Кукина уже не обходились ни одни посиделоки. Особенно любили его творчество сезонные рабочие, лихие люди, которые в то время ездили за длинным рублём на Севера и Дальний Восток. Отчасти и сам Юрий Кукин принадлежал к этой категории романтиков.
Кукин «А все-таки жаль, что кончилось лето…»
Вед: Юрия Кукина часто называют бардом с осенью в сердце. Он соткан тиз парадоксов. Песни со светлой грустью, а сам — человек независимый, ироничный, себе на уме. Живёт в Санкт-Петербурге, с концертами выступает редко, в основном поёт, как когда-то в 60-х, на кухне для друзей.
Кукин: Бардов настоящих очень мало, их единицы просто. Вот Визбор бард настоящий, это у него профессия, профессия,…
Визбор «Спокойно, дружище, спокойно…»Вед: Юрий Визбор — главный романтик среди бардов всех поколений., певец мужской доблести. Он работал журналистом и инструктором по горным лыжам, зимовал на Севере, водил трактора, вездеходы и даже самолеты, он блистательно исполнил роль Бормана в сериале «Семнадцать мгновений весны». «Но главная моя профессия, — говорил сам Визбор, — умение дружить». Писал такие песни, что не придраться никаким цензорам. Пел о вечном, о мужской дружбе, о преданности, о патриотизме, о любви к женщине, и всё равно эти песни запрещали.
Визбор «Милая моя»
Н.Ф.Визбор: Должна в этой поэзии быть одна строчка, ради чего ты пишешь это всё. Понимаете, вот, например, «уже изготовлены пули, что мимо тебя просвистят», понимаете, «спокойно, дружище, спокойно, ещё у нас всё впереди» и так далее, а строчка-то: «изготовлены пули» — сейчас изготовлены, но они просвистят мимо тебя. И ради этой строчки было это всё написано.
Хомчик: «Ты у меня одна»
Вед: «Мы впереди планеты всей» — эта фраза стала нарицательной, её можно услышать в обыденной речи, она нередко звучит в теле и радио эфире, это настоящий журналистский штамп из социалистического прошлого. Сейчас в газетных статьях авторы часто берут фразу в кавычки, намекая на некую иронию по отношению к какому-либо достижению. «Мы впереди планеты всей» — сегодня уже мало кто помнит, где и в каком контексте впервые прозвучал крылатый афоризм советских времён, и почти никто не знает, какую злую шутку сыграли знаменитые строчки с их автором, поэтом, сценаристом и бардом Юрием Визбором.
Визбор: «Сижу я как-то, братцы, с африканцем»
Это случилось в 64-м году. Юрий Визбор работал корреспондентом радиостанции «Юность», выступал в заводских клубах и на эстрадных площадках. На одном из концертов, а затем в радиоэфире впервые и прозвучал песенный рассказ технолога Петухова.
Н.Ф.Визбор: «Зато мы делаем ракеты и переплыли Енисей», нет, «и перекрыли Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей» — ну, казалось бы — безобидные слова. Юра очень… и песня-то шуточная эта, называется «Технолог Петухов» и ужасно вызывает улыбку как бы, когда начинаешь ее петь, и смех, и как бы все смеются, а Юра за эти строчки вообще очень, я бы сказала сурово, рассчитался.
Вед: У начальства радиокомитета песня про технолога Петухова вызвала настоящую панику, в ней усмотрели скрытое сомнение автора в том, что наша страна — впереди планеты всей, посчитали, что в исполнении Визбора технолог Петухов жалок, заносчив и груб. На автора тоже повесили ярлык сочувствующего диссидентам и решили уволить с работы.
Н.Ф.Визбор: Юра не то чтобы перепугался, он был в полной рассе… растерянности, потому что к этой песне он даже серьезно так не относился, как отнеслись высшее руководство радиокомитета и телевидения.
Вед: Юрий Визбор понимал, что уход из редакции «Юность» Всесоюзного радио — это полный крах его творческой деятельности. В то время такое увольнение автоматически оставляло в биографии «черную метку». После этого ни одна советская газета не рискнула бы печатать его статьи и репортажи, а на телевидении отказались бы принимать сценарии документальных фильмов. Визбор не знал, что делать, и гадал, по какой же статье его уволят. Спас журналиста заместитель председателя Гостелерадио СССР Инвер Мамедов, человек образованный и мудрый.
Н.Ф.Визбор: Он вызвал Юру и сказал: «Немедленно в командировку На Север, на Северный Полюс, в шахту на полгода. Что угодно делай, чтоб тебя здесь близко не было. Когда вернёшься с полной сумкой или там материала хорошего отснятого, написанного тобой, вот тогда будем с тобой говорить.
Вед: Юрий Визбор немедленно оформил командировку и уехал на Север. Вернулся через два месяца. «рассказ технолога Петухова» уже воспринимался не итак остро. А, главное, коллектив радиостанции специально распустил слух о том, что слова «Мы впереди планеты всей» часто напевает один из членов политбюро ЦК КПСС. Молва тут же дошла до начальства, и с увольнением решили повременить. Визбор остался на радио, но долгое время не исполнял песню на своих концертах.
Н.Ф.Визбор: Ведь Юра, он не был таким бунтарем, как Владимир Высоцкий, он не был таким страдальцем, как Галич. Да, такой, с иронией такой…. Он не был таким, как бы, признанным, как Окуджава.
Вед: Слушая песни бардов, люди часто говорили: «Про меня поёт». Любимая фраза Юрия Визбора: «Мои герои — это люди поступка, люди действия». В отличие лот многих исполнителей, которые придумывали героев своих песен, Визбор часто пел о тех, кого знал лично. Почти каждый его персонаж имеет прототип, а песня предысторию.И Лишь одна написана по наитию, как предсказание. В 78-м году, уже в преклонном возрасте Юрий Визбор отправился в горы северного Тянь-Шаня. Самому подняться на вершину ему не позволило здоровье.
Н.Ф.Визбор: Юра остался в лагере у подножия горы. А ребята, в числе которых был Кавуненко, и очень много других его друзей, стали восходить на вершину. И в это время стала портиться погода. Ну, внизу, это не очень чувствовалось, так, как у ребят, которые уже были почти у самой вершины. Они там разбили палатку. Решили… как сказать… решили переночевать, что ли, вот эту непогоду. А Юра в это время был в лагере и писал песню.
Вед: Погода у подножия горы Узункол была отличной. Но Визбор вдруг машинально начинает писать о непогоде. Как только он увидел на бумаге первые строчки, его сразу охватила тревога. Он не мог успокоиться, пока не сочинил всю песню. Позже стало ясно, что Юрий Визбор переживал за своих друзей именно в тот момент, когда у них в лагере на вершине горы случилась беда.
Н.Ф.Визбор: Туда влетела шаровая молния. И она буквально расстреливала этих ребят в упор. Потому что палатка была небольшая, и все лежали очень плотно друг к другу. Они получили… один человек погиб сразу. Очень многие получили чудовищные совершенно ожоги.
Вед: Юрий Визбор назвал песню «Свечка темно горит». Он лично учувствовал в спасении экспедиции. А когда всех альпинистов спустили вниз, Визбор вручил листки со стихами своему выжившему другу.
Н.Ф.Визбор: И когда уже потом он прочитал эти… стихи, он был потрясён, насколько Юра интуитивно всё прочувствовал, что происходило там, на верху горы.
«Непогода в горах»
Вед: Юрий Визбор всегда старался мирно разрешать конфликты с чиновниками, и никогда открыто не бунтовал. Имидж борца с советской властью ему создавали на западе. Однажды произошёл курьёзный случай. Радиостанция ВВС, перепутав имя автора, спасла известного барда Александра Городницкого. История случилась в 75-м году. В самый разгар холодной войны. Тогда учёный-океанолог Городницкий работал на географическом судне в Атлантике.
Городницкий: Я сижу у себя в магнитной лаборатории. У меня работает аппаратура, на вахте я, значит. За кормой, там, тащится гондола с датчиком. И вдруг меня… мне звонят с радиорубки. И начальник радиостанции говорит: «Ну-ка, иди-ка скорей сюда. Тут тебя буржуазное радио передаёт с соответствующими комментариями.
Вед: В радиорубке находились командир корабля, первый помощник, замполит и начальник особого отдела. Из радиоприёмника звучала лирическая песня «Чистые пруды» Александра Городницкого.
Городницкий: Её прослушали без комментариев. Текст безобидный, про любовь. Но песню передавали по западному радио. И диктор сказал: Радиостанция BBC заканчивает очередную передачу из цикла «Русский магнитофониздат». Поэты и певцы, преследуемые советским правительством». Взгляд первого помощника был устремлён на меня, приобрёл большевистскую жёсткость и непримиримость к врагам Рейха. «Вы только что прослушали, - продолжал диктор, - песню Юрия Визбора «Чистые пруды» в исполнении автора». Я сказал: «Слышали? До свидания»,- и ушёл. На этом всё кончилось. ВВС перепутало, но никто не стал проверять.
Вед: К творчеству Александра Городницкого цензоры всегда относились с опаской. В эпоху брежневского застоя чиновники часто перестраховывались. Формула спокойствия была проста: лучше не позволить, чем допустить. В результате почти патриотическую балладу «Атланты держат небо» запретили без каких-либо объяснений.
Городницкий. Столяр «Атланты»
Шуточная песенка «Жена французского посла», неожиданно стала поводом для подозрения Городницкого в связях с иностранными дамами. А песня «Над Канадой небо синее» была обречена из-за одного названия. Автора выгнали из партии. Однако, Александр Городницкий считает, что никогда серьёзно не противостоял власти. Власть сама находила идеологические изъяны в его стихах.
Городницкий: Я никогда не был борцом за справедливость, героем, там, не звал никого ниспровергать. Нет, и т.д., и т.д… И тут я абсолютно не могу рядиться в борцы, чего сейчас очень многие любят, бить себя в грудь и кричать, как я борюсь с советской властью. А я… мы то знаем, как они боролись с советской властью, многие из них, не будем тыкать пальцем, понимаете, вот. В отличии от Галича, в отличии, там, от, я не знаю… независимого Высоцкого, в отличии от Юлия Кима.
Костромин, Городницкий «Снег»
Вед: Александр Городницкий – профессор МГУ, и автор научных работ о магнитных аномалиях в океанах. В разное время вёл геологическую разведку на крайнем севере. Ходил на парусниках в морские экспедиции, спускался на морское дно в батискафе, искал Атлантиду. И везде писал стихи.
Городницкий: «Деревянные города», кожаные куртки брошенные в угол полярных лётчиков, ну, «Снег», конечно «Брусника», и вот, «всё перекаты да перекаты», вот, это 59-60 годы, 57-ой сначала… 58-ой… вот так вот, как бы вот, всё понемногу и пошло. Вот, и то, что песни остались на севере, и до сих пор многие песни считаются там… приписываются кому угодно, только не мне, и считаются народными, я полагаю., что для автора это нормально, нормальный комплимент.
Вед: Городницкий выступал в тесных аудиториях институтов, и пел на больших сценах престижных концертных залов. Он всегда успешно совмещал серьёзную научную работу и исполнение авторских песен под гитару. Уникальное сочетание для барда.
Городницкий: Было как бы два Городницких. Один, это вот какой-то неблагонадёжный поэт, который пишет сомнительные песни и попал в чёрные списки. А второй, советский, так сказать, учёный, который, вот, надёжный, который, значит, никуда – ни шаг влево, ни шаг вправо. И… а главное, работает на оборонку. Понимаете, эти два человека никогда не пересекались, вот какая штука.
Вед: Александр Городницкий вот уже много лет бессменный председатель жюри Грушинского фестиваля авторской песни. Сегодня это, пожалуй, последний островок бардовской романтики. Лес, палатка, костёр. Небольшая сценическая площадка и песни под гитару.
«Божественная суббота»Богданов,Берковский
Первый фестиваль авторской песни имени Валерии Грушина – известный бард погиб на Волге спасая людей – прошёл недалеко от Самары в далёком 68-м году. Тогда в нём участвовали туристы и местные барды. В начале 70-х фестиваль приобрёл всесоюзный статус.
«Облака» Егоров
В 80-м году Грушинский фестиваль был запрещён. И только через 6 лет, с началом перестройки он родился заново. Уже официально выпускались пластинки классиков жанра авторской песни, живых и ушедших из жизни. Выходили стихотворные сборники. Кухонные посиделки и подпольные концерты сменились стадионами и концертными залами. Авторская песня, изначально чуждая всякой привязанности к массовому искусству и деньгам, вдруг стала выгодным коммерческим проектом.
Дольский «Всё что только могут сделать…»
Именно тогда Булат Окуджава сказал: «Авторская песня родилась на московских кухнях в начале 60-х, и умерла, оставив несколько имён». Это звучало, как приговор. И действительно, в начале 90-х годов интерес к песням под гитару заметно упал. Началось десятилетие рок-н-ролла. А затем наступила эра поп-музыки.
Митяев: Эти преданные ксп-шники в штормовках, они несколько растерялись сегодня. Но, мне кажется, может быть, это и хорошо. Может быть это и хорошо, что им сегодня так плохо. Потому что неизвестно, из чего вырастает настоящая поэзия. «Тот, кто руками в ссадинах и шрамах, не хочет рушить стену хмурых буден, пусть погибает молча у стены, он не достоин видеть солнце жизни.»
Митяев «Обман вполне оплачен и оправдан…»
Вед: Олег Митяев – самый успешный из бардов новой волны. Сегодня он единственный среди коллег собирает аншлаги в Кремлёвском дворце и других концертных залов. Гастролирует по миру. Он состоятельный человек. Зарабатывает, как поэт песенник, композитор и исполнитель. Митяев автор популярнейшей песни, которую знают наизусть миллионы людей.
«Изгиб гитары жёлтой»
Одни считают эту песню потрёпанным, и вновь раскрученным хитом. Другие – настоящим гимном авторской песни. Так или иначе, она давно стала визитной карточкой барда. Он написал её весной 79-ого года. Тогда, студент челябинского института физкультуры Олег Митяев случайно попал на фестиваль авторской песни. Общение с бардами настолько впечатлило будущего тренера по плаванию, что он взялся за перо. Трудно поверить, но это была его первая авторская песня. Уже через 4 месяца на вокзале Челябинска Митяев услышал её в исполнении студентов. С тех пор, вот уже более 20-лет он поёт её на всех концертах. Публика неизменно принимает песню на «Ура». На неё написано множество пародий. Но сегодня это ироничное, а порой негативное отношение к бардовскому шлягеру можно расценивать, как бесплатную рекламную акцию. Коммерческий бренд «Авторская песня Олега Митяева», приносит барду хороший доход.
Митяев: Мне кажется, сегодняшние авторы исполнители, они остались у разбитого корыта, всё-таки. Потому что во времена застоя это были очень сильные люди и личности, которым не давали ничего другого делать. И они обрушили весь свой организаторский талант на организацию вот этого движения.
Вед: Самого Олега Митяева шоу-бизнес встретил неприветливо. Бард подарил Михаилу Шафутинскому свою песню «Не наточены ножи». Потом увидел клип на её основе. После его успешного проката на телевидении, ему позвонил Шафутинский и попросил продать ему новые песни.
Митяев: А я говорю: с удовольствием. Ну, а вот, за эту, вот, может быть, что-то тоже причитается. Если клип… Ну, я просто не в курсе был всех этих дел. Как это делается. И он сказал: «Ну, вы же мне её подарили». И я говорю: «Конечно, тогда и нет вопросов». Я записал кассету и передал ему, что бы он пел на здоровье и другие песни. После этого случая Митяев с радость принял предложение продюсера Александра Шульгина записать альбом. Диск оказался удачным. Митяев не вникал в финансовую часть проекта. Писал новые песни, правил старые, пел и получал гонорар.
Митяев: Потом мы записали второй альбом. Потом, когда он сказал, давайте я буду защищать ваши авторские права… Об этом можно было только мечтать. Вот. И, когда я подписывал бумаги. Я понимал, что в нашей стране эти бумаги ничего не стоят. И как это будет происходить, что там будет дальше… Слава богу, что выпускаются диски, там, ты получаешь с этого ещё какие-то деньги, и хорошо…
Вед: В 99-м году похожий договор с Шульгиным подписала вдова Юрия Визбора Нина Тихонова-Визбор. Речь шла о выпуске юбилейной коллекции легендарного автора. 150-ти его лучших песен. В бардовских кругах их называют золотыми. Нина Филимоновна была абсолютно уверена, что заключила соглашение с Шульгиным на 2-3 года, не больше. И у неё и у Митяева с Шульгиным тогда были добрые, доверительные отношения. Все права на использование песен Митяева и Визбора перешли к фирме продюсера. С самого начала, подписывая соглашение, Тихонова и Митяев полагали, что сотрудничество с Шульгиным продлится всего несколько лет. Однако позже выяснилось, что они ошибались.
Митяев: Потому что честно составленный договор на 5 лет, оказался договором на всю жизнь, и на 50 лет после смерти. И даже на ещё не написанные тобой произведения. Тебя просто обокрали.
Вед: 4 года Олег Митяев и вдова Визбора уговаривали Шульгина изменить условия договора. Безуспешно. Продюсер лишь советовал партнёрам внимательнее читать документы. Тогда они подали судебный иск. После долгих разбирательств суд всё-таки вернул права на использование фонограмм Юрия Визбора его вдове Нине Тихоновой. А Олег Митяев вновь стал полноправным владельцем своих песен. Сейчас бард Митяев – искушённый боец в жёстком мире шоу-бизнеса.
Митяев «Наш пароходик отходит…»
Грушинский фестиваль теперь стал коммерческим проектом и собирает тысячи людей, но далеко не все из них барды. Каждый год на Волгу приезжают представители различных неформальных молодёжных течений. И даже религиозных конфессий. Байкеры и хиппи, рокеры и кришнаиты, туристы и политики. Всё больше компаний желают разместить прямо в лесу свои рекламные щиты и палатки с фирменной продукцией. Главное событие фестиваля – итоговый ночной концерт. Сцена – плот в форме большой гитары, ярко освещённый прожекторами. Акустика, громогласные репродукторы. Огромная аудитория, сидящая на гигантском склоне горы, невидимая для поющих, делает невозможным живой контакт исполнителя и слушателей. Публика активно включается в действие рёвом и свистом. Это уже не концерт авторской песни, а грандиозное супер-шоу. Составители программы вынуждены идти на поводу у массового зрителя, вкусы которого оставляют желать лучшего.
Гарин: Сегодня это всё изменилось. Хотя мы много ездим на слёты авторской песни. Есть фестиваль авторской песни, есть слёт. Вот слёт подразумевает, что это палатки, река, лес. И значит все вот эти вещи. Сегодня всё изменилось. ХХ1 век. И авторская песня… она… она… она вошла в шоу-бизнес. Потому что сегодня очень многие барды, они занимаются авторской песней профессионально. Т.е. авторская песня стала их профессией. Т.е. это хлеб их, да? Вот. Отсюда вытекают концерты, гастроли. Человек этим зарабатывает, и этим кормится.
Вед: У известного барда Юрия Гарина собственная студия звукозаписи. Его музыка и песни звучат в спектаклях многих театров страны, и входят в репертуары известных исполнителей. Как композитор, он работает на радио и телевидении. На своих концертах Гарин поёт цыганские романсы, поэтическую лирику, шансон, и, конечно авторские песни. Юрий Гарин – бард нового поколения. Творчеством он зарабатывает на жизнь.
Гарин: Сами деньги – это следствие творчества. Если тебя покупают, если тебя приглашают, если ты востребован, значит всё правильно. Здесь деньги не помешают. Деньги ещё никому не мешали. Но если деньги самое главное, то это неправильно. Система ценностей не та.
Гарин «Здравствуйте, люди!»
Вед: «Здравствуйте, люди!» - одна из самых известных песен Юрия Гарина. История её создания основана не на глубоких личных переживаниях и впечатлениях от жизни. Эти стихи были написаны Юрием Гариным ради другой цели. Однажды он понял, что в его репертуаре нет лёгкой, простой песни, которую обязательно примет зал. Такая песня нужна всегда. Она позволяет наладить контакт с публикой.
Гарин: И я себе сказал: мне нужна такая песня, чтобы выйти… выйти на сцену и сказать людям: «Здравствуйте!»,- и как бы уже продолжить. Вот. Ну, чтоб была такая хэд-лайновая песня. И я… я сел написал такую песню. И я не скажу, что я сделал это автоматически-механически. Вот. А сегодня эта песня… она в общем… её знают хорошо. И этой песней называют фестиваль авторской песни, и не только авторской песни. «Здравствуйте, люди!». А, казалось бы, обыкновенная фраза, которую знают все, наверное, с детства. Здравствуйте, запятая, люди, восклицательный знак. Вот. Песня появилась именно так.
Вед: Сегодня авторская песня стала обычным продуктом на эстрадном рынке. У многих исполнителей есть штат помощников: директор, администратор, пресс-секретарь. Расписаны вперёд все интервью, студийные записи, концертные выступления. Но самое главное и тревожное для ценителей настоящей бардовской песни в другом.
Н.Ф. Визбор: Я вижу очень много иронических песен. Я вижу очень много песен, таких, знаете, пародийных. Я вижу… но это ведь не боль души. Это может быть в том числе, это как бы не исключено. А где же эти песни, где боль твоя на сегодняшний день? А материала столько, что столько не было тогда. Вы понимаете? А песен этих что то я не вижу.
Вед: Феномен авторской песни – невероятная массовость и почитание миллионов людей – давно в прошлом. Несколько лет назад самые знаменитые барды России: Митяев, Берковский, Никитин, Хомчик, братья Мищуки, и ещё несколько исполнителей попытались реанимировать жанр. Они записали и выпустили на кассетах и дисках лучшие песни разных авторов. Но великолепный проект быстро угас. Где уж исполнителям-одиночкам конкурировать с попсой, с раскрученными звёздами шоу-бизнеса. Барды крайне редко вписываются в рамки современной эстрады. Их лучшие песни теперь чаще поют в дружеских застольях, как это было очень давно, на заре уникального песенного движения. Мало кто может собирать большие залы. Это получается у невероятно популярного Олега Митяева. Это 12 лет подряд происходит на концертах памяти Визбора. В день рождения великого барда, 20 июня, у концертного зала «Россия» всегда спрашивают лишние билеты. Но и эти концерты приходится организовывать по законам большого шоу. Людей с гитарами на таких мероприятиях всё меньше. Всё чаще песни Визбора поют звёзды театра, кино, эстрады, и совсем уж экзотические исполнители.
Анс. С Мадагаскара «Мадагаскар»
В чистом виде авторская песня живёт сегодня в произведениях советских бардов. В основном шестидесятников.
Гарин: Шестидесятники, там были лейтмотивом этой песни. А сегодня всё немножко изменилось, и это связано и с законами шоу-бизнеса, потому что если… если это твоя профессия, твой хлеб, ты вынужден думать о концертах, о рекламе, о продаже и записи дисков, кассет и прочее, и прочее. Это уже целая работа.
Гарин (пародия или перефраз) «Если вы сегодня…»
Вед: В Красноярске активисты возрождения авторской песни из научно-исследовательского института разработали ряд правил для начинающих. Они считают, что если их соблюдать, то песни будут выдержаны в классическом бардовском стиле. Текст должен быть содержательным. Музыка – неагрессивная аранжировка и негромкое звучание. Костюм такой же, как у слушателей. Этот алгоритм создания песни и образа автора изучили в известном продюсерском центре и звукозаписывающей компании. Специалисты вынесли два заключения:
1. Даже чётко следуя всем правилам, невозможно предсказать качество продукта.
2. Если он получится, то всё равно будет невостребованным на рынке.
Городницкий: Все мы дети оттепели, хотим – не хотим. Это ХХ съезд, Хрущёв, кузькина мать, там, и вот, в принципе, вот, все эти дела. А что и как будет дальше, я не знаю, потому что, к сожалению, авторская песня осталась в истории России, там, Советского Союза, явлением одноразово-уникальным.
Вед: Когда-нибудь музыкальные критики напишут о бардовской культуре: «Уникальный жанр авторской песни, существовавший в 60-70-е годы ХХ века». Сегодня этого жанра нет. Времена изменились. Стёрлись грани между бардовской лирикой, рок-поэзией и шансоном. Музыка и слова стали похожими друг на друга. И авторской песне давно уже не хватает единства поэзии, музыки и личности. Именно так когда то говорили Окуджава, Галич, Высоцкий, Визбор, и ещё очень немногие мастера, чьи песни выдержали испытание временем.
КОНЕЦ

Авторы: Анатолий Ярошевский, Максим Пастухов
Режиссеры: Алексей Аленин, Олег Нижегородов
Рук.проекта: Вероника Боровик-Хильчевская
Корреспондент Наталья Иванькова
Редактор Галлия Сафронова
Операторы Юрий Мизюк, Павел Ефимов, Станислав Коваленко, Евгений Кожухов,
Монтаж Артем Юрьев
Звукорежиссер Евгения Пожарищенская
Муз. Редактор Елена Тимакова
Ассистент режиссера Илья Линде
Администратор Елизавета Софронова
Редакторская группа Эллина Беглорян, Марина Буряк, Светлана Зеленова, Светлана Шкребка
Техническое обеспечение Алексей Козлов, Андрей Мартихин, Сергей Сувинский
Юрист-консультант Марина Коршикова
Директор Галина Кабанова
Генеральный продюсер Этери Левиева
По заказу орт оао 1 КАНАЛ 2006 г.ЗАО «Совершенно секретно»
Трансляция по 1 каналу ОРТ 29 мая


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 07:57:14 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 26 Декабрь 2005 10:14:20 AM
Сообщения: 804
Откуда: Moscow
Спасибо всем! На след. неделе начну его анатомировать.
Цитата:
Музыка и слова стали похожими друг на друга.

Как это технически? :shock:

_________________
Кэлин Натали НиЛуг


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 08:19:26 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
А ВОТ!

Мы тоже немало побулькали на этой фразе.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 09:39:17 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
Caelinn писал(а):
Спасибо всем! На след. неделе начну его анатомировать.

(Рискуя показаться занудой) -- не лучше ли направить исследовательскую энергию на более достойные цели? Мне представляется, что заявленная тема -- история "территории свободы" -- страшно интересна, а изучена она из рук вон плохо. Навскидку замечу.

1. Песни "антисоветского" содержания (термин нуждается в уточнении) были у очень многих бардов, но "чистый" пример преследований именно за такие песни, строго говоря, один -- Галич. (Ким -- это и в фильме сказано -- стал persona non grata больше из-за подписанных обращений, чем из-за песен, эпизоды с "Технологом Петуховым" и "Женой французского посла", тем более "Чистыми прудами", -- эксцессы анекдотического характера, рассказ о них создает впечатление, что АП в целом была вовсе беззубой.) Однако история исключения Галича из СП, его последующей эмиграции и гибели при вполне детективных обстоятельствах -- казалось бы, самая выигрышная для авторов "Совершенно секретно" -- в фильм загадочным образом не вошла. Интересно, вырезали (ФСБ руку приложило :?:) или сроду не было?

2. "Антисоветские" песни есть, например, у Городницкого (самая известная -- "Новодевичий монастырь"), но он не поощрял их распространение, соответственно, власти не "принимали мер". Бард сам определял степень "антисоветскости" своих произведений и в зависимости от им же установленных критериев пел или не пел их на официальных концертах. Скажем, Туриянский на концертах исполнял "Воспоминание о реке Яна" с заменой одного (или половины) слова: вместо "заброшенный концлагерь" пел "заброшенный наш лагерь" или "наш полотняный лагерь", считая, что этого достаточно. Другой интересный пример -- песни на стихи "одиозных" поэтов. Клячкин после эмиграции Бродского перестал петь на концертах свои песни на его стихи, Мирзаян пел, но не называя автора ("вольный перевод из Овидия" и все такое прочее), Дулов, у которого на Бродского была только "Прощай, позабудь", не боялся ее петь, объявляя автора. Это было "территориально зависимо": Клячкин -- ленинградец, Дулов и Мирзаян -- москвичи (у киевлянина Владимира Каденко тоже были в 70-е песни на Бродского, но я не знаю, исполнял ли он их на концертах, и если исполнял, то с какими ограничениями).

3. Организаторы концертов "в случае чего" страдали не меньше исполнителей. Возможно, больше -- этот вопрос требует изучения. По-видимому, для бардов действовало что-то вроде принципа, сформулированного Кимом в "Московских кухнях" (мол, пойте что хотите, но только у себя -- надо будет найти точную цитату), если же что-то "просачивалось", "крайним" оказывался тот, кто "пропустил". С этой точки зрения показательна история фестиваля "Бард-67" (1968, Новосибирск) и, видимо, пресловутого "Слава КСП" (XXV слет, 1980). Ким знает это с чужих слов и, видимо, неточно, в ЦАПе полно живых свидетелей самого эпизода и последовавших событий, которые не сводились к закрытию слетов (и не достигли фактически этой цели) и имели огромное значение для дальнейшей судьбы клуба.

Масса всего может выясниться, если серьезно исследовать материалы, брать интервью у тех, кто организовывал концерты, поднять местную новосибирскую прессу за 1968 год и проч.

Отдельная песня -- это литературные горе-критики, от которых доставалось АП как таковой, а Окуджаве -- особо. Ю. Андреев в своей известной статье в "Октябре" (1965) противопоставляет "нашу, хорошую" АП, в которую, если не ошибаюсь, включает Кима и Галича, "плохой безыдейной", представленной Окуджавой и Клячкиным. Не помню, есть ли у него там Высоцкий и в какой категории, текст доступен в библиотеках.

У Окуджавы долго не складывалась концертная судьба. Уже будучи известным и публикуемым поэтом и прозаиком, он нарочно не брал с собой гитару на литературные вечера. Помню, в МГУ году в 74-м ему спешно приволокли что-то несуразное из общежития и уговорили спеть три или четыре песни, а ВИНИТИ, где его в свое время освистали, он это так и не простил: читал много, на любые вопросы отвечал, а петь отказывался категорически (если его в конце концов удалось уговорить и там, знатоки меня поправят). Высоцкий, наоборот, в основном концертировал. У Новеллы Матвеевой одной из первых начали выходить авторские пластинки (в категории "литературных записей"), а вот на первой пластинке Визбора стояло "Туристские песни. Исполняет Юрий Визбор", т.е. авторство не было обозначено. Все это -- совсем другие истории, не относящиеся к "деятельности" КСП, однако относящиеся к интересам его членов и, надо полагать, к "территории свободы".

Тему можно расширять и сужать, но в любом случае есть масса материала, который IMNSHO надо было привлечь обязательно, а он в фильме не привлечен. Опять же, наверчено масса лишнего, к делу не относящегося.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 10:28:35 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 26 Декабрь 2005 10:14:20 AM
Сообщения: 804
Откуда: Moscow
Цитата:
не лучше ли направить исследовательскую энергию на более достойные цели?

"Поверьте мне, я знаю, что я делаю" (Слэдж Хаммер) :)
Изучение прошлого мне, как историку, интересно, однако вопрос стоял о восприятии АП "здесь и сейчас".
Еще одна интересная тема: какую роль в преследованиях авторов-исполнителей сыграла политическая направленность их песен, какую - элементарная человеческая зависть.

_________________
Кэлин Натали НиЛуг


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 11:12:56 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
Caelinn писал(а):
Цитата:
не лучше ли направить исследовательскую энергию на более достойные цели?

"Поверьте мне, я знаю, что я делаю" (Слэдж Хаммер) :)
Изучение прошлого мне, как историку, интересно, однако вопрос стоял о восприятии АП "здесь и сейчас".
Еще одна интересная тема: какую роль в преследованиях авторов-исполнителей сыграла политическая направленность их песен, какую - элементарная человеческая зависть.

"Здесь и сейчас" воспринимаютс лучшие песни -- в основном, увы, старые.

Зависть определенно сыграла большую роль в случае Окуджавы: остальных бардов можно было снисходительно похлоывать по плечу -- мол, простой геолог (океанолог, физик, биолог) пишет стихи, вот как процвела в нашем народе культура. А с Окуджавой этот тон не проходил, на него и взъелись. Интересно, Клячкина за что -- за Бродского или он и сам как поэт ощущался "опасным соперником"?

Не все преследования являлись преследованиями в точном смысле слова -- во многом это была просто работа бюрократической машины. Например, нельзя было указать автором музыки (на пластинке или в случае, если песню брался исполнять эстрадный певец) человека, не знающего нот, или разрешить концерт певцу без музыкального образования: цикл концертов в ДК Горбунова в 76-м примерно году был оформлен как лекции общества "Знание", Высоцкий, если не ошибаюсь, "проходил" как артист оригинального жанра (нечто вроде фокусника).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 11:26:36 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 26 Декабрь 2005 10:14:20 AM
Сообщения: 804
Откуда: Moscow
Талантливые стихи, которые знает вся страна - уже предмет зависти. Это даже не ИМХО...
У Городницкого - загранкомандировки, у Визбора - престижная работа etc.

_________________
Кэлин Натали НиЛуг


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 11:59:37 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
Caelinn писал(а):
Талантливые стихи, которые знает вся страна - уже предмет зависти. Это даже не ИМХО...
У Городницкого - загранкомандировки, у Визбора - престижная работа etc.

Да, конечно. Бюрократическая машина и личная неприязнь тех, от кого что-то зависело, действовали "синкретически" и давали общий эффект. А те, кому нравились песни, искали лазейки и потихоньку отвоевывали ту самую "территорию свободы".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 29 Июнь 2006 01:09:31 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Строго говоря, лажа в самом подходе к теме.

"территория свободы" имеет ровно два смысла - свобода внешняя и внутренняя. О внешней свободе - призывах, воззваниях, агитках на тему свободы политической - рассуждалось много и кучеряво. Это, грубо говоря, "линия Клячкина".

Есть и другая свобода - внутренняя. Что называется, "разве Будде нужна стипендия?" (с). Об этом в фильмеце ровно один замах без удара - сочетание слова "хиппи", единственно понятного неучам из целевой аудитории, и Кукина. А между тем, эта линия, "линия Визбора", не менее плодотворна и не менее важна. Ибо одна только политборьба, без своего угла, способна родить либо петрашевцев, либо параноиков. Но как об этом в присутствии яппи из среднего класса, перед которым прогибается наше ТВ? Худо-бедно моджно вякать о политической борьбе - ибо она в конце концов привела к тому, чо наши потребители могут пойти и купить себе второй домашний кинотеатр. Лепота и демократия. А про нестяжательство - низ-зяяяяя, рекламодатели обидятся, да и киса перед телевизором - тоже.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 02:28:42 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
posadnik писал(а):
Строго говоря, лажа в самом подходе к теме.

"территория свободы" имеет ровно два смысла - свобода внешняя и внутренняя. О внешней свободе - призывах, воззваниях, агитках на тему свободы политической - рассуждалось много и кучеряво. Это, грубо говоря, "линия Клячкина".

Есть и другая свобода - внутренняя. Что называется, "разве Будде нужна стипендия?" (с). Об этом в фильмеце ровно один замах без удара - сочетание слова "хиппи", единственно понятного неучам из целевой аудитории, и Кукина. А между тем, эта линия, "линия Визбора", не менее плодотворна и не менее важна.


Мирзаян как-то давно по этому поводу заметил, что авторы политических песен вынуждены отталкиваться от официальной пропаганды и потому идут "не дальше, чем третий закон Ньютона позволяет". В то время как Окуджава свободен и идет, куда ему заблагорассудится, а потому на порядок интереснее.

Что же касается "территории свободы", то она была отвоевана именно для "линии Визбора", барды "линии Клячкина" на ней, так сказать, нелегально паслись. Но разделение бардов по линиям -- вещь достаточно условная. У Галича есть абсолютно неполитические песни, Клячкина я вообще мыслю себе как практически "чистого лирика"; с другой стороны, Городницкий -- явный вроде бы представитель линии Визбора -- сочинил несколько вполне антисоветских по меркам 70-х годов песен, пел их редко и только в узком кругу, распространения не поощрял, но и не открещивался.

Стипендия не стипендия, но признание нужно даже Будде -- иначе чей он Учитель? Барду -- тем более. Выступить в зале, услышать свою песню с эстрады, театральной сцены, киноэкрана, подержать в руках свою пластинку, сборник -- все это для него вполне естественные желания. Но на пути к этому стояла масса препятствий -- тоже естественного характера: неповоротливость "машины", ведавшей искусством, отсутствие блата -- тогдашней обычной "смазки" для этой машины (сейчас лучше работают деньги, точнее, без денег блат не работает), недоброжелатели (кстати, во многих случаях антисемиты) и т.п.

КСП, набрав силу, создал для песен новый, доступный и мощный "канал дистрибуции". Однако существовал негласный договор -- "антисоветчины" не петь, -- т.е. КСП предоставлял трибуну только бардам (точнее, песням) "линии Визбора". Время от времени смельчаки нарушали это соглашение, постепенно их становилось больше, и в 80-м году у властей лопнуло терпение. Тем не менее, КСП был тогда "пощипан", но не разгромлен. Чтобы привести его в нынешнее состояние, потребовалась перестройка с ее отсутствием денег -- оказалось, что и стипендия Будде нужна, хотя бы скромная.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 11:15:01 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Некоторые замечания и несогласия.

сведение линий Кукина и Визбора, как я понимаю, имело место очно. Автор статьи про Визбора в "Столице" ссылался на некий разнобой и разногласия между ними, с применением со стороны Клячкина аргумента "трусоват был Ваня бедный...". Типа, творческий конфликт - петь или не петь о том, что все плохо, и вообще в дерьме живем.

Городницкий, думаю, вышел на чужую делянку потому, что его территория личной свободы располагалась в экспедициях, где свободно паслись вольнонаемные бывшие зеки. Что не могло не.

А насчет Будды - ну вот несогласен я. Тиичный Будда со стипендией - Юра Гарин. Отдельные песни поют, а вот в целом - прогибается под рынок. В том-то и дело, что стипендия - это быть на содержании у кого-то. И от этого кого-то зависеть.

Опять же, будде любому реклама-то не нужна.
Антисемиты - просто потому, что когда в этой стране все перемешали, то из-за черты оседлости евреи размешались по всей стране (а потом без драки попали в пятую колонну израильской военщины), не успев до перестройки потерять пассионарности. Пройдет еще лет несколько десятков - думаю, антисемитский аффект окончательно перейдет в разряд фенечек стиля ретро.

А про АП кто-то из умных еще в советских времен "Менестреле" писал, что автору, по идее, неужен небольшой кабачок, где его знают и слушают его с удовольствием. Не понмю статьи, читал в перепечатке со ссылкой на.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 01:31:58 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
posadnik писал(а):
Некоторые замечания и несогласия.

сведение линий Кукина и Визбора, как я понимаю, имело место очно. Автор статьи про Визбора в "Столице" ссылался на некий разнобой и разногласия между ними, с применением со стороны Клячкина аргумента "трусоват был Ваня бедный...". Типа, творческий конфликт - петь или не петь о том, что все плохо, и вообще в дерьме живем.

Городницкий, думаю, вышел на чужую делянку потому, что его территория личной свободы располагалась в экспедициях, где свободно паслись вольнонаемные бывшие зеки. Что не могло не.

А насчет Будды - ну вот несогласен я. Тиичный Будда со стипендией - Юра Гарин. Отдельные песни поют, а вот в целом - прогибается под рынок. В том-то и дело, что стипендия - это быть на содержании у кого-то. И от этого кого-то зависеть.

Опять же, будде любому реклама-то не нужна.
Антисемиты - просто потому, что когда в этой стране все перемешали, то из-за черты оседлости евреи размешались по всей стране (а потом без драки попали в пятую колонну израильской военщины), не успев до перестройки потерять пассионарности. Пройдет еще лет несколько десятков - думаю, антисемитский аффект окончательно перейдет в разряд фенечек стиля ретро.

А про АП кто-то из умных еще в советских времен "Менестреле" писал, что автору, по идее, неужен небольшой кабачок, где его знают и слушают его с удовольствием. Не понмю статьи, читал в перепечатке со ссылкой на.

Забавно, что Клячкин формально подавал больше поводов для обвинений в "трусоватости", чем Визбор: он же опасался петь некоторые из своих песен на концертах, включая и никакой "крамолы" в себе самих не содержавшие ("Ах, улыбнись", например). Правда, пел "Я прощаюсь со страной" -- поступок, безусловно, смелый. Визбор не боялся петь ничего из своего, кроме пресловутого "технолога Петухова", на которого запрет был сформулирован явно.
"Крамольные" песни Городницкого, известные мне, -- не экспедиционные. Это "Новодевичий монастырь", песня о Холокосте ("А над шляхами листья -- как дорожные знаки./ К югу тянутся птицы, и хлеб недожат,/ И лежат под камнями москали и поляки, /А евреи -- те вовсе нигде не лежат... и т.д.) и еще одна -- о творческих принципах, кончающаяся словами "Врачуют меня врачи,/Кроят из меня Иуду,/И мне говорят: молчи!/А я говорю: не буду!". А уж какие жизненные обстоятельства автора оказали влияние на их создание, судить не берусь.
Про нынешних антисемитов полностью согласна. В 60-е -- 70-е годы ситуация была иной -- редактор, директор клуба и т.д. вполне мог "не пропустить" барда, потому что тот еврей (а евреев среди них было очень много, сейчас меньше) -- причина не объяснялась, но все догадывались. Внутри КСП этого, естественно не было.
Возвращаясь к "территории свободы", официальные концерты более или менее всех уравнивали с точки зрения "антисоветскости", но эта система быстро пошла вразнос из-за смельчаков, которых Каримов, кажется, осуждает, а я нет. Их действия спровоцировали отмену "номерных" слетов и Грушинских фестивалей, усиление контроля за концертами в залах и попытку "переписать" КСП-шников, из которой мало что вышло. Результатом стал расцвет "домашников", пленки с которых расходились по налаженным каналам (они в основном сохранились), и "диких" слетов -- но они, к сожалению, становились все менее и менее интересными. А потом грянула перестройка со специфическими проблемами.
Что до "стипендии", то "всюду необходимы деньги" ((С) Бродский). Будь песня трижды паблик домейном, ее, извините за выражение, дистрибуция сопряжена с накладными расходами, пусть небольшими, но ненулевыми. Перестройка лишь для очень немногих создала возможность ощутимо заработать, но на всех возложила обязанность следить за своими деньгами, чтобы не украли. Хватки не было -- начался кошмар с продюсерами, пиратами, защитой авторских прав и прочим. Хочется верить, что сейчас все постепенно с этим делом устаканивается, но того ли же мнения те, кто вертятся "внутри"?
А кабачки, по меньшей мере в Москве, есть. Вполне коммерческие предприятия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 03:39:20 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
автор - на песне - заработать в данных условиях (слкладываюзщаяся весь XX век индустрия шоу-бизнеса) - не может. Не путай автора с организатором шоу. Точно так же как не может в современом мире заработать на книгах писатель - в отличие от издателя. Для заработа нужен стартовый капитал, которого у автора нет и быть не может. В мире, ксатти. очень мало писателей, котоыре зарабатывают на жизнь одним писательским трудом, менталитет "звездности" и шоу-бизнеса посодействовал. Кошелек зависит от тиражей, тиражи зависят от спроса, спрос формируется, на формирование спроса нужны деньги.

Поэтому не может автор зарабатывать на своем деле. Нет у этой песни платежеспособного спроса в целевой аудитории. Не-ту. А если появится - то это будет немного иная песня. Более прогнутая под потребности среднего класса (без называания имен и тыканья пальцем - но мы именно этот тренд имеем вокруг уже, пожалуй, давней дискуссии "а чего это песня должна давить исключительно текстом, не говоря уже о звать куда-то; почему бы и не расслабиться под ненапрягающую музычку"). Средний класс - пришел с работы и отдыхает. А вся индустрия обслуживания среднего класса подсовывает ему для этого не Брамса, а легкую музыку и домашний кинозал. И если обслуживать его, то придется не давить и не грузить, а расслаблять. Независимо от собственных побуждений.

Да что я говорю - сто раз уже говорено про "Гнездо глухаря", про расслабляющие тренды нонешних фестивалей.

Эрго: не надо путать автора, приходящего в кабачок, где ему рады, и автора, которы зарабатывает песней. И нужно разделить автора и его импрессарио, одновременно регулярно давая по мозгам самым настырным (я ничего не имею против экс-президента РЭКСа, но как же меня задолбывал на бардсре настойчивый грызловский маркетинг
опекаемых им звезд... - да еще в среде, которая прекрасно читает, где кончается искреннее сообщение о хорошем авторе и начинается ticket sales promotion)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 07:14:13 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Пятница 14 Апрель 2006 01:36:20 PM
Сообщения: 990
Откуда: Москва
Алексей, разрешите с Вами не согласиться. У автора есть капитал: его произведения. Без этого капитала невозможен сам процесс шоу-индустрии. Плохой товар, конечно, можно раскрутить и продать. Но люди же знают, что товар плохой. Не надо всех считать за идиотов. Что же касается «зарабатывать на своем деле», пример: некоторые голливудские актеры-звезды становятся со временем продюсерами, и могут дальше сами зарабатывать на своем деле. Так что, вкладывая свой первоначальный капитал – свой талант, можно раскрутиться. В принципе! Понимаю, что Вы говорили об АП. Но тогда давайте более конкретно, не приплюсовывайте сюда литературу. А то ведь можно уйти очень далеко в сторону.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 07:58:56 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
Иван писал(а):
Алексей, разрешите с Вами не согласиться. У автора есть капитал: его произведения. Без этого капитала невозможен сам процесс шоу-индустрии.

АП из рук вон плохо "раскручивается" посредством шоу-индустрии, это, так сказать, медицинский факт. Не те масштабы: там надо вложить кучу денег, обеспечить массовый спрос и огрести еще бОльшую кучу денег.

Попытка контакта АП с шоу-индустрией была, наверное, ошибкой, но из этого нельзя делать вывод, что "АП умерла, не выдержав столконвения с суровыми реалиями шоу-бизнеса" (или как там говорилось). Просто мы "в разных плоскостях живем" (С) Тарковский.

АП жива, остается и задача: изыскать немного денег, на них обеспечить, чтобы песню услышали те немногие, которым она может понравиться, и -- по возможности -- окупить расходы. Стипендия -- это уже Алексею -- хотя и деньги, но не коммерческая сущность.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 08:54:01 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Иван,
у вас мягко говоря странное представление о том, как функционирует шоу-бизнес, будь то индустрия концертов АП или шоу Киркорова.

Песня - НЕ капитал. Это продукт, который вы можете реализовать, если у вас начальный капитал, который вы вложите в продвижение вашего продукта. Попробуйте с помощью песни арендовать зал для выступления, хотя бы маленький, - и получить прибыль с продажи билетов. Стартовый капитал - это стартовый кпаитал. То, что имеет материальную ценность без оговорок, что "это бесценное произведение искуства".
Так, у Грызлова стартовым капиталом, когда он штамповал КСПшный самиздат, был доступ к множительной технике и переплетным работам (в условиях СССР халявное). У владельца "Гнезда глухаря" - недвижимость, превращенная в, называя вещи своими именами, клуб варьете. У автора стартовым капиталом может быть энная сумма на аренду зала и аппаратуры, если он выступает в зале с озвучкой, - или возможность это получить не тратя денег.

И как вы собираетесь это обходить, чтобы автор "зарабатывал на своей песне"?


Несси,
Она ХОРОШО раскручивается средствами шоу-индустрии. Просто никто не давал себе труда использовать средства той ниши шоу-рынка, к которой она относится. Хинт: концерты Камбуровой начались не вчера. У нее никаких проблем со средствами раскрутки с совсем мохнатых времен - просто средства не попкультурые.
(кстати, замечу: понятие pop появилось строго в начале 60-х, и сразу потащило за собой целую кучу претензий, что так должны себя вести все - что исполнители, что аудитория, что раскрутчики. Что делать, дурная фишка любой молодежи - считать себя пупом земли.

Так вот, поп-индустрия занимает не тот сегмент рынка, что ниша авторской песни. Но почему-то именно ее понимают под "шоу-бизнесом вообще". А она достаточно крива и по-дилетантски глупа, чтобы считать ее реально отражением всего бизнеса. Попробуйте, к примеру, продвигать средствами попсы выставку "Интерполитех". Или очередное обновление Исторического музея. А ведь это тоже шоу-бизнес.

Насчет вложений - все так. Нишевые рынки вообще плохо раскручиваются, потому что вся суть ниши - в очень четко очерченной и довольно ограниченной целевой аудитории. Нельзя иметь миллионные залы в жанре, в котором спрос составляет десятки тысяч. Цифры взяты для совершенного напримеру и ничего не отражают.

Эрго: АП остро нуждается не в своих фондах, а в своих дистрибьюторах. Причем, не столько коммерческих, сколько меценатах - которые могут не тратить ни копейки своих средств, но иметь свой зал, свою радиостанцию и т.п. - как директор камвольного комбината, как владелец "радио Ала", и т.п. Это неизбежно, потому что если все мерить на деньги, то для успеха в соревновании с попсой и сущей коммерцией мы должны иметь возможность предложить больше (владельцу арендованного зала, владельцу места под клуб или кафе), а это маразм. В том числе и потому, что у нас нет таких средств, мы не сможем их возместить.

Обоим: Олег Городецкий рассказывал: когда очередные 32-е в очередной раз заявляли о том, что их продукт востребован на рынке, что они давно могли бы заняться делом, то есть зарабатывать на сввоей песне, Олег Городецкий предлагал им составить бизнес-план.

На этом все и кончалось.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 10:13:11 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 26 Декабрь 2005 10:14:20 AM
Сообщения: 804
Откуда: Moscow
Цитата:
Обоим: Олег Городецкий рассказывал: когда очередные 32-е в очередной раз заявляли о том, что их продукт востребован на рынке, что они давно могли бы заняться делом, то есть зарабатывать на сввоей песне, Олег Городецкий предлагал им составить бизнес-план.

Пр-релестно!

Алексей, имхо, уже пора в профиле обозначать профессию. ;)
По-моему, я слишком часто ссылаюсь на Высоцкого, но вот пример вполне коммерческой АП, интересной всем стратам... простите, слоям общества. И не прогибавшейся в творческом плане.

_________________
Кэлин Натали НиЛуг


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пятница 30 Июнь 2006 11:52:17 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 16 Ноябрь 2005 09:22:35 PM
Сообщения: 2003
Откуда: Ульяновск-Москва
Ниасилил явный намекЪ.

Гм и еще раз Гм. Сколько в стране было таких Высоцких для всех страт, навскидку?

Не Бачурин, признанный союзом композиторов.
Не Анчаров, начавший вообще все это дело.
Не Розенбаум, который открестился от АП достаточно быстро, и теперь лепит смыслово ненагруженный мачистский джязз.

От силы трое из всего явления - Окуджава (ибо первый шибко известный), Высоцкий (ибо шибко народный) и Никитин (ибо шибко композитор). Все. Даже Берковский брэндом вне АП не стал, на фоне Никитина он теряется для внешней публики. Это немного говорит о перспективах узнавания авторской песни буде она выйдет на рынок? Вне ниши, за полвека с лишним существования явления, из тех сотен и тысяч рпризнанных авторов, которые не являются графоманью и поют то, что живет потом и не забывается - за пределами ниши известны ТРОЕ. Остальные неизвестны. В категорию "неизвестных" я отношу и "гениев одной ночи" - будь то Митяев, который известен одной песней, или Аделунг, чьей фамилии и не знает никто, хотя "Мы с тобой давно уже не те" ревут исправно и хором. Для публики они равно неизвестны.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Суббота 01 Июль 2006 12:02:31 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 28 Июнь 2006 12:19:49 AM
Сообщения: 24
Откуда: Москва
Caelinn писал(а):
По-моему, я слишком часто ссылаюсь на Высоцкого, но вот пример вполне коммерческой АП, интересной всем стратам... простите, слоям общества. И не прогибавшейся в творческом плане.

Пример Высоцкого уникален, никому не было (и, вероятно, не будет) дано его повторить: "Колея эта -- только моя, / Выбирайтесь своей колеей".

Барды, собственно, так и действовали. И продолжают, и наше дело здесь маленькое. Если кто-то справляется с ролью собственного продюсера, как Гарин, то флаг ему в руки и барабан на шею. Если кто-то нашел себе продюсера, с которым у него полное взаимопонимание, то же самое, хотя нам может не нравиться их совместная политика (в таких случаях мы склонны вешать всех собак на продюсера, утверждая, что, мол, бард в этом деле ничего не понимает, потому и удалось его подбить на то-то и то-то). Но что делать тем, кто сочиняет интересные песни, а вот убедительный бизнес-план составить не может? В советское время многим из них хорошо помогал КСП (кстати, не Высоцкому, т.к. ему это совершенно не было нужно). А сейчас как-то не очень.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Понедельник 03 Июль 2006 09:54:09 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Пятница 14 Апрель 2006 01:36:20 PM
Сообщения: 990
Откуда: Москва
Тетушка Несси писал(а):
В советское время многим из них хорошо помогал КСП. А сейчас как-то не очень.


На самом деле, КСП помогает и сей час. Много новых авторов узнают посредством именно клубов. Со слетов и фестивалей приезжают новые песни, которые быстро разучиваются и распространяются. Просто самих авторов стало значительно больше, а клубов осталось примерно столько же (по крайней мере, по моим скромным соображениям, рост клубов не пропорционален росту числа авторов), вот и получается распыление усилий.

Гораздо легче сегодня раскрутиться через инет (известные сайты, которые не буду перечислять), где скачать понравившиеся песни может каждый желающий. Как Вы считаете?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005