 |
|
 |
 |

Сообщения без ответов | Активные темы
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 10 ] |
|
Автор |
Сообщение |
rtkr
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 01:30:51 PM |
|
Зарегистрирован: Воскресенье 25 Ноябрь 2007 12:53:03 AM Сообщения: 263
|
Наверное, "Скифскую Колыбельную" Марины Цветаевой знают все.
"Как по льстивой по трости, Росным бисером плеща Заработают персты... Шаг -- подушками глуша."
А что такое "льстивая трость"?
Флейта? Но тогда при чём тут бисер? Бисер - это звуки флейты? Могло бы быть так, но у льстивой флейты звуки будут не росным бисером, а золотой гладью. И тогда не плеснётся бисер! Кроме того, при чём тут шаг?
Трость - как палочка-инструмент, используемый для вышивки? Тогда и бисер, и шаг как-то понятны. Но ни я, ни словари "трость" в значении "инструмент для вышивания" не знаем. Если бисер настоящий, стеклянный, то был бы "блеск", а не "плеск". Да какой там "бисер", у скифов?!
Трость - как шагомерный инструмент? Тогда росный бисер - это бисер росы. Персты... не понятно. Шаг - более менее понятно. Но "шагомер" настолько не "скифское" понятие, настолько далёкое от остальных образов стихотворения, что нельзя поверить.
Трость - как часть тела? Массаж в кольцах, в украшенном бисером халате? Невероятная трактовка. Не для колыбельной вообще и не для Цветаевской в частности.
Можно предположить, что здесь набор обрывков. Отдельно - флейта, отдельно - роса, отдельно шатёр с подушками. Но Цветаева объединила их в одно предложение, и мне сложно поверить, что случайно.
Кто знает что нибудь про льстивую трость? Или кто знает статьи на эту тему? Просветите меня, а то так невеждой и останусь.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
brusnika
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 01:54:32 PM |
|
Зарегистрирован: Четверг 24 Апрель 2008 02:21:38 PM Сообщения: 1177 Откуда: Москва
|
Возможно, льстивая трость - муз.инструмент (пусть будет флейта), которая наигрывает мелодию колыбельной, в коих обычно напевается о лучшей доле, что ждет младенца, о том, какой он пригожий-хороший (есть и будет) - отсюда и "лесть", ведь ясное дело, не факт, что младнец так уж благополучен (сйчас или потом).
Росным бисером плеща Заработают персты... - имхо, очевидно, действительно, капельки росы, роса-вода, потому плещет, а представьте как ваши подушечки пальцев бегают по дырочкам инструмента - красивая ассоциация с мелкими бусинками-бисеринками, и, возможно, физическое ощущение всплеска мелодии, воздуха под пальцами...
Подушки глушат шаг - колыбельная же, в подушках дитя, не факт, что в колыбели, может - под открытым небом, на коленях матери, а может - в повозке...
Прелесть, имхо в этой не-до-опредленности 
_________________ Счастье - это когда тебя понимают по твоему.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
rtkr
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 02:06:21 PM |
|
Зарегистрирован: Воскресенье 25 Ноябрь 2007 12:53:03 AM Сообщения: 263
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Andrei Vasiliev
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 03:11:44 PM |
|
Зарегистрирован: Четверг 02 Декабрь 2010 04:42:25 PM Сообщения: 335 Откуда: Москва
|
Блестящие ногти флейтиста/ки (издалека могут казаться бисером) при работе пальцев - вот и визуальный образ плеска (сверкающие капли воды). Если флейта поперечная, она имеет клапаны с подушками. На простой дудке (тж. продольной блок-флейте) роль клапанов выполняют подушечки пальцев. Они если и не глушат, то понижают тон (чем больше дырок закрыто - больше подушек задействовано, тем ниже нота). Бред какой-то...
Спросите Ларису Новосельцеву (laromance) - эксперта по Серебряному веку.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
rtkr
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 04:38:55 PM |
|
Зарегистрирован: Воскресенье 25 Ноябрь 2007 12:53:03 AM Сообщения: 263
|
"Бред" - это блестящие ногти у скифа.
И назвать подушечки пальцев подушками мог Маяковский, но не Цветаева. Предположить, что у скифской костяной флейты были клапаны, я не могу.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
brusnika
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 06:55:24 PM |
|
Зарегистрирован: Четверг 24 Апрель 2008 02:21:38 PM Сообщения: 1177 Откуда: Москва
|
rtkr писал(а): ... Предположить, что у скифской костяной флейты были клапаны, я не могу.
А почему этого не могла сделать Цветаева?
_________________ Счастье - это когда тебя понимают по твоему.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
rtkr
|
Добавлено: Понедельник 14 Май 2012 10:12:04 PM |
|
Зарегистрирован: Воскресенье 25 Ноябрь 2007 12:53:03 AM Сообщения: 263
|
Угу. Версия с флейтой кажется всем единственной и очевидной?
Тогда разговора не получится. (а жаль, тема виделась мне интересной)
Что казалось Цветаевой - мы не знаем.
Стихотворение авангардное, я могу предполагать, что слова стоят так или иначе безо всякой на то причины.
Я лично, когда пою (читаю) это стихотворение никакой флейты не вижу. Ни эоловой, ни "блок-флейты". Не поют колыбельную под флейту.
Теперь, после копания в интернете и изучения вопроса, я вижу ... смычковую лютню. Ведь ещё в первом стихотворении цикла звучит:
И спи, молодой, смутный мой Сириец, стрелу смертную Леилами — и — лютнями Глуша…
Лютня имеет трость - смычок. (см. другие значения слова "трость") .
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Марена
|
Добавлено: Вторник 15 Май 2012 02:11:52 PM |
|
Зарегистрирован: Суббота 11 Март 2006 07:55:43 PM Сообщения: 209 Откуда: Москва
|
лучше статьи не скажу.
http://www.heritagenet.unesco.kz/kz/con ... etenie.htm
плетение циновок. перед этим - собирание тростника. льстивый, потому что под ветром волной ложится.
_________________ "Как же здорово, что все вы здесь сегодня собрались, я не зря принес гранату, я командую "Ложись!" q. by Слава.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
rtkr
|
Добавлено: Вторник 15 Май 2012 02:43:05 PM |
|
Зарегистрирован: Воскресенье 25 Ноябрь 2007 12:53:03 AM Сообщения: 263
|
Спасибо! Очень красивая версия.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
genby
|
Добавлено: Вторник 15 Май 2012 11:57:56 PM |
|
Зарегистрирован: Пятница 19 Январь 2007 09:22:32 AM Сообщения: 197
|
Надо же. Вот оно как.
А вот с этим, значит -
"Волынь-перелынь,
Хвалынь-завирань" - никаких непоняток не возникает?
Поэты - как дети: когда увлекаются игрой в слова, остановиться не могут. А эксперимент не всегда предполагает удачный результат.
Впрочем, благодарные слушатели всегда простят гению любые результаты, и в словесных выкрутасах отыщут смысл - и не один (а фантазия на что?)
Вариант прочтения:
Обратите внимание на масштаб сюжета: в первой и третьей части - степь, небо, море. В целом - речь идёт о ночной природе.
Во второй части описывается колыхание тростника (льстивая трость) от дуновения ветра: ветер как бы перебирает тростник "перстами", сбрасывая с него росу (бисер).
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 10 ] |
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
[администрирование]
|
 |
 |
|
 |
|