Состоялось 3-е учебное занятие во 2-м классе. Проведено в традиционной трёхчастной форме, с вариацией первой части (в начале)
Часть 1. Гамма до-мажор на две октавы в аппликатуре А.Сеговии (II -- V -- II позиции). Гамма соль-мажор на две октавы во II позиции.
Разминка+распевка: расслабляющая гимнастика, включая "руки вверх", "похрустим пальцами в положении руки в замке", "пустим волну", фига двумя руками. Простучать грудные резонаторы. В распевке -- пение до-мажорной гаммы вниз на две октавы с переходом в регистр штро-баса. Распевка середины диапазона от ноты "до" с постепенным добавлением ступеней вверх и возвращением к исходной ноте. Статически: аккорд до-ми-соль-до четырёхголосием. Гамма до-мажор на два голоса.
Часть 2. Был поставлен вопрос: как гармонизовать только что пропетую гамму до-мажор на два голоса? Для решения этой задачи было объяснено: 1. глубокая естественная связь гармонии и мелодии. 2. "Аккордом называются три или более ноты, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям. 3. Структура мажорной гаммы: "тон-тон-полутон-три тона-полутон". 4. В пределах мажорной гаммы терции бывают двух видов -- большая терция б3=4х1/2 тона и малая терция м3=3х1/2 тона. 5. От каждой ноты гаммы до-мажор отложим вверх терцию. От полученной ноты отложим вверх еще раз терцию. Получившиеся созвучия из трёх нот каждое называются трезучиями, иначе квинт-аккордами. 6. Трезвучия отличаются одно от другого: во-первых, нотой, от которой построены; во-вторых, внутренней структурой, которая определяется тем, какие терции принимают участие в построении трезвучия. 7. В пределах мажорной гаммы на I, IV и V ступенях (ноты c, f и g соответственно) образуются трезвучия со структурой б3+м3, иначе 4х1/2 тона + 3х1/2 тона. На II, III и VI ступенях (ноты d, e и a соответственно) образуются трезвучия со структурой м3+б3, иначе 3х1/2 тона + 4х1/2 тона. На VII ступени (нота h) образуется трезвучие со структурой м3+м3, иначе 3х1/2 тона + 3х1/2 тона. 8. Трезвучия со структурой б3+м3, иначе 4х1/2 тона + 3х1/2 тона называются мажорными и обозначаются заглавной буквой, соответствующей ноте, от которой построены, без каких-либо индексов. Например: C - до мажорное трезвучие. Трезвучия со структурой м3+б3, иначе 3х1/2 тона + 4х1/2 тона, называются минорными и обозначаются заглавной буквой, соответствующей ноте, от которой построены, с индексом m. Например: Am - ля минорное трезвучие. Трезвучия со структурой м3+м3, иначе 3х1/2 тона + 3х1/2 тона, называются уменьшенными и обозначаются заглавной буквой, соответствующей ноте, от которой построены, с индексами m и 5-. Например: Hm5- си уменьшенное трезвучие. 9. На ступенях до-мажорной гаммы образуются трезвучия: I - C, II - Dm, III - Em, IV - F, V - G, VI - Am, VII - Hm5-. Именно с использованием этих аккордов можно гармонизовать двухголосую гамму, а также любые мелодии в до-мажоре. 10. Трезвучия I, IV и V ступеней являются главными: сама гамма произошла от них (см. предыдущее занятие). C -- тоническое тезвучие, тоника, T. G - доминанта, D. F - субдоминанта, S. Основной закон гармонии -- движение по кругу TSDTSD... 11. Двухголосную гамму гармонизируем таким образом, чтобы каждому созвучию гаммы соответсвовал аккорд, в составе которого это созвучие явно присутствует: C G7 C G7 C Dm G7 Am Em Am Em F С G7 C G7 C. Возможны и другие варианты гармонизации.
Часть 3. В части изучения педагогического репертуара был разобран аккомпанемент к песне Георгия Васильева и Алексея Иващенко "Бережкарики", тональность ре мажор.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Последний раз редактировалось Александр Костромин Вторник 23 Ноябрь 2010 06:37:41 PM, всего редактировалось 1 раз.
|