Состоялось 18-е учебное занятие во 2-м классе. Представляло собой продолжение темы игры боем, начатой на занятиях 22 и 29 марта 2011 г.
В самом начале занятия в ответ на вопрос была рассмотрена гармоническая схема пройденной на предыдущем занятии песни Ю.Кима «Вилли-Билли-Джон»:
G Am D7 G G E7 Am C Cm G E7 Am D7 Dm6 E7 Am D7 G
где G, Am, C, D7 – аккорды, построенные на ступенях соль мажорной гаммы, I, II, IV и V соответственно, т.е. тоника, субдоминантовый аккорд II ступени, субдоминанта и доминанта соль мажора. Аккорд E7 свидетельствует об отклонении в тональность ля минор, тоникой, субдоминантой и доминантой которой являются аккорды Am, Dm6 и E7 соответственно.
В кругу. Продолжение изучения техники игры боем на основе «Таблицы ритмов и приемов аккомпанемента в размере 2/4».
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/171 ... bl7x8a.pdf
1. Повторение плектровой техники: Игра медиатором по одной струне: удары сверху вниз и снизу вверх. Тремоло на одной струне, движение за счёт вращения кисти вдоль оси предплечья. Удар плектром по всем струнам: а) за счёт движения предплечья; б) за счёт движения кисти. Удары не по всем струнам: два удара по нижним, два удара по верхним. Удары наносятся движением кисти, а перемещение на нижние или верхние струны осуществляется за счет движения предплечья. Любой из пальцев правой руки может быть применён в качестве плектра. Ударная техника игры большим пальцем p почти не отличается от техники плектровой: такое же вращение кисти вдоль оси предплечья. Техника применялась Ю.Визбором. Можно аналогичную технику применить и при игре пальцами i, m, a и даже e. Аккордовое тремоло пальцем i: палец подогнут, расслаблен, используется в качестве плектра, техника аналогична (вращение кисти вдоль оси предплечья). Удар за счёт движения предплечья используется для нанесения более сильных, акцентированных ударов. Использование сложенных вместе пальцев i, m, a для нанесения акцентированных ударов: а) линия кончиков пальцев параллельна струнам, б) линия кончиков пальцев перпендикулярна струнам.
Пальцевая ударная техника отличается тем, что удары наносятся только за счёт движения пальцев при неподвижной пясти.
Проигрывание в кругу всех ритмов таблицы в технике «плектр» с использованием «удобного» пальца.
Проигрывание в кругу всех ритмов таблицы в технике «бас – удар».
Смешанная техника, при которой вместо извлечения баса (одной ноты пальцем p) наносится удар тем же пальцем по нижним струнам.
Проигрывание всех ритмов таблицы в технике «бас – удар – заглушка».
Проигрывание всех ритмов таблицы в технике «бас – щипок – заглушка». «Никитинская» постановка правой руки: ребро ладони, осуществляющее заглушку, лежит на струнах под углом 45 градусов к ним; подогнутые пальцы i, m, a, осуществляющие щипок, расположены каждый на «своей» струне; большой палец p извлекает басы. Приподнимание кисти за счёт движения предплечья – извлечение звука – опускание кисти за счёт движения предплечья для осуществления заглушки.
В части изучения педагогического репертуара был разобран аккомпанемент к песне Сергея Чистикова на стихи Беллы Ахмадулиной «Синяя лодка» («В траве глубоко и сыро…»), тональность ми минор, 4/4, игра боем (четверть – восьмая – две шестнадцатых – четыре восьмых). Основное внимание уделено практическому освоению конкретного ритмико-технического приёма.