Занятие посвящено ритмике и продолжению изучения игры «боем».
Пройденная в прошлый раз «восьмерка» относится у размеру 8/8. Этот размер относится к классу сложных составных размеров. Из такого описания следует, что размеры бывают простые и сложные, составные и не составные.
Понятие «размер» является конкретным выражением более общего понятия – «метр». Метр – это свойство музыкальных произведений, выражающееся в наличии равномерной пульсации, т.е. равномерного чередования сильных (акцентированных) и слабых (неакцентированных) долей. Это свойство в свою очередь выражается в том, что музыкальному произведению (танцевальному, песенному, симфоническому и т.п.) как правило можно «подхлопать» в ладоши – тем или иным образом озвучить присущую произведению равномерную пульсацию. Важным вариантом озвучивания является равномерный счёт – параллельно звучанию произведения удаётся равномерно считать «раз—два, раз—два, раз—два…», «раз—два—три, раз—два—три, раз—два—три…», «раз—два—три—четыре, раз—два—три—четыре, раз—два—три—четыре…» и т.п. На счёт «раз» как правило и приходится сильная доля (акцент).
Размер чего? – Размер ТАКТА.
Тактом называется отрезок произведения, начинающийся с сильной доли (т.е. с той ноты, когда особенно отчётливо хочется хлопнуть в ладоши) и заканчивающийся непосредственно перед следующей сильной долей.
Метры и размеры бывают:
Простые – двух- или трёхдольные: состоящие из двух или трёх метрических долей (в такте только одна сильная доля, остальные слабые):
Двухдольные: 2/1, 2/2, 2/4, 2/8, 2/16 и т.п.
Трёхдольные: 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, 3/16 и т.п.
Цифра в «числителе» обозначает количество долей в такте, а цифра в «знаменателе» -- какая длительность принята за единицу счёта. Таким образом, обозначение 2/4 соответствует ДВУМ долям в такте (сильная и слабая), за единицу счёта приняты ноты длительностью в ЧЕТВЕРТЬ.
Сложные – четыре и более долей, два и более акцента, причём
Сложные (несоставные) образуются в результате «слияния» в более сложную структуру двух или более ОДНАКОВЫХ простых размеров: 4/4 = 2/4+2/4, 6/8 = 3/8+3/8, 9/8 = 3/8+3/8+3/8 и т.п.
Сложные СОСТАВНЫЕ образуются в результате «слияния» в более сложную структуру двух или более РАЗНЫХ простых размеров: 5/4 = 3/4+2/4 или 2/4+3/4, 8/8 = 3/8+3/8+2/8 или 3/8+2/8+3/8 или 2/8+3/8+3/8 и т.п.
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/175 ... azmery.pdf
Внутри равномерной тактовой системы могут встречаться ноты самой разной длительности. Конкретная последовательность конкретных длительностей называется РИТМОМ.
В аккомпанементе каждая конкретная ритмическая доля может быть сыграна множеством разнообразных приёмов, среди которых чаще других встречаются:
-- извлечение одной (двух) ноты (нот) тем или иным пальцем (пальцами);
-- «щипок» -- одновременное извлечение трёх нот пальцами a, m, i из (1), (2) и (3) струн соответственно;
-- «плектр» -- удар любым из пальцев или же медиатором (плектром) по струнам сверху вниз (к себе) или снизу вверх (от себя);
-- «удар с заглушкой» -- удар типа «плектр», после нанесения которого звучание струн немедленно заглушается в результате опускания на них ребра ладони:
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/175 ... sgeado.pdf
«Таблица ритмов и приёмов аккомпанемента в размере 2/4» представляет собой своего рода «конструктор» для создания разнообразных вариантов аккомпанирования.
http://www.ksp-msk.ru/uploads/gallery/1 ... abl7x8.jpg
Верхняя строка таблицы содержит в себе некоторые из часто встречающихся ритмов, ниже расположенные строки показывают разнообразные способы практического исполнения этих ритмических рисунков. Способом, описанным в конкретной клетке таблицы, в принципе возможно аккомпанировать произведению, написанному в размере 2/4, -- в качестве примера рассматривалась песня А.Якушевой «Вечер бродит по лесным дорожкам». Ритм и способы звукоизвлечения могут произвольным образом меняться – все клетки таблицы взаимно сочетаемы, что позволяет практически бесконечным образом разнообразит аккомпанемент.
Ритмы и способы извлечения конкретной ритмической доли не исчерпываются приведёнными в таблице, вариантов существует ещё неопределённо много.
Аналогичным образом может быть составлена таблица для трёхдольного размера 3/4.
Комбинируя описанные в отдельных клетках таблицы простые размеры, можно получить множество вариантов аккомпанирования для сложных и сложных составных размеров.
В качестве примера не вошедшего в основную таблицу способа извлечения ритмической доли приведём приём «фризе».
«Фризе» -- испанское название, применяющееся в учебниках по гитаре фламенко. Аналогичный приём в учебниках по русской балалайке носит название «дробь». Суть его в следующем: пальцы правой руки подгибаются (как бы слегка сжимаясь в кулак) и последовательно, начиная от мизинца, распрямляются (как бы веером), нанося серию последовательных ударов пальцами e, a, m, i. Иногда приём исполняется тремя пальцами -- a, m, i, иногда пятью -- e, a, m, i, p.
В качестве педагогического репертуара был изучен аккомпанемент к песне Анатолия Загота на стихи Дмитрия Кедрина «Зимняя» («Экой снег, какой глубокий!..»). Тональность Am, размер 4/4, приём фризе в аккомпанементе.