Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Воскресенье 28 Апрель 2024 09:29:42 PM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие 15 февраля 2011 г.
СообщениеДобавлено: Среда 16 Февраль 2011 05:04:38 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
Состоялось 13-е учебное занятие во 2-м классе. Начало занятия было скомкано из-за поздней явки учащихся, поэтому традиционная трёхчастная форма была несколько нарушена.
Часть 1. «Распевка» свелась к тому, что по паре песен спели в кругу А.Костромин, В.Басенок и А.Ушаровский.
Часть 2. Квинтовый круг тональностей. Мажорная гамма – тон, тон, полутон, три тона, полутон – состоит из двух одинаковых частей (тетрахордов, от греческого «четыре струны»): 1т + 1т +1/2 т, отстоящих друг от друга на 1 т. Мажорная гамма от C состоит из «чистых» нот CDEFGAH, не содержит знаков альтерации – диезов и бемолей. Нижний тетрахорд CDEF, верхний тетрахорд GAHC. К верхнему тетрахорду, отступив на 1 тон, можно достроить такой же по интервальному составу тетрахорд: DEF#G. Диез появляется для сохранения интервальной структуры 1т + 1т +1/2 т. Полученная последовательность GAHCDEF#G будет являться мажорной гаммой от ноты G и представлять тональность G мажор, в которой все ноты F должны будут звучать как F# (так называемый ключевой знак, знак при ключе: в нотной системе записи после скрипичного ключа выставляются знаки, действие которых распространяется на всё записанное произведение). К верхнему тетрахорду этой гаммы DEF#G можно достроить тетрахорд AHC#D, в котором появится еще один диез. Последовательность DEF#GAHC#D будет являться гаммой тональности D мажор. При последующих достройках тетрахордов будут последовательно получаться гаммы всё новых мажорных тональностей, причём в каждом вновь достраиваемом тетрахорде будет прибавляться по одному диезу.
Аналогичную картину мы будем наблюдать, если будем достраивать тетрахорды не вправо, т.е. вверх от исходного до мажора, а влево, т.е. вниз, только при этом во вновь достраиваемых тетрахордах для сохранения интервальной структуры придётся некоторые ступени понижать с использованием знака альтерации «бемоль». Так, к нижнему тетрахорду до мажора CDEF можно достроить тетрахорд FGAHb. Получившаяся последовательность FGAHbCDEF будет являться мажорной гаммой от ноты F, в ней появится 1 бемоль. При следующем достроении тетрахорда вниз к нижнему FGAHb получим тетрахорд HbCDEb, в котором появится еще один бемоль и т.д.
Эту закономерность удобно представлять в виде так называемого «Квинтового круга тональностей»: появление каждого нового знака происходит в тональности, отстоящей от исходной на чистую квинту (V ступень). При движении по квинтовому кругу вверх во вновь получаемой тональности будет прибавляться один диез, при движении от до мажора вниз во вновь получаемой тональности будет прибавляться один бемоль.
Последовательность появления ключевых знаков – тоже по квинтам: FCGDAEH для диезов, HEADGCF для бемолей.
Песенка-запоминалка (автор Т.Ревтова, исполняется на мелодию песни «Это школа Соломона Пляра»):

При ключе всегда порядок строгий:
Знаки альтерации в квинту разнеси,
И тогда получишь для диезов
Фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Для бемолей эта же картина,
Только повернётся задом к вам
И на нотном стане выстроятся рядом
Си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Родственными являются тональности, содержащие одинаковые ноты. Наличие одинаковых нот позволяет легко переходить из тональности в тональносьт внутри одного произведения.
Наиболее близкая степень родства – параллельность: каждой мажорной тональности соответствует параллельная ей минорная тональность, состоящая из тех же самых нот, расположенных в другой последовательности. Тональности C—Am, G—Em, D—Hm и т.д. являются параллельными, их гаммы состоят из одинаковых нот, т.е. при ключе в этих тональностях стоят одинаковые знаки.
Тональности, расположенные близко друг к другу в квинтовом кругу, тоже родственны. Например, тональности Dm (и параллельной ей тональности F) будут близки тональности Am и Gm и параллельные им C и B. Отстоящие по квинтовому кругу тональности будут встречаться реже.
Часть 3. В части изучения педагогического репертуара был разобран аккомпанемент к песне Алексея Иващенко «Февраль» («Вот и кончен февраль, и опять в переходе метро…»), тональность ре минор, 6/8.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005