Народу пришло меньше, чем 3 мая, что наложило некоторый оттенок на содержание занятия.
Часть 1, в нарушение привычного канона, представляла собой продолжение начатого в прошлый раз разбора аккомпанемента к песне А.Суханова на норвежские народные стихи в переводе Ю.Вронского "В деревянном башмаке". Применили технические средства: на большой экран были спроецированы видеозаписи из Интернета. Рассматривались подробности техники правой руки А.Суханова. Часть 1 заняла время до 21.30.
Часть 2, опять же в нарушение канона, была теоретическая и была посвящена теме «Родство тональностей». С использованием схемы четырёх степеней родства тональностей
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/174 ... odstvo.pdf
была рассмотрена сама идея родства тональностей как способности музыкального произведения отклоняться на время в родственную тональность и возвращаться в исходную.
Более детально была рассмотрена схема родства тональностей в виде «магического кристалла»,
в котором три главные трезвучия каждой тональности (T, S, D) расположены на плоскости "кристалла" в виде треугольника, две стороны которого представляют собой каждая два главных трезвучия новых, близкородственных тональностей. Движение по красной линии представляет собой движение по квинтовому кругу, движение по чёрным горизонтальным линиям -- движение на 1 тон.
По вертикали каждое мажорное трезвучие связано с минорным, являющимся тоникой параллельной тональности. Параллельность – самая близкая степень родства, параллельные тональности состоят из одних и тех же звуков. Минорные тональности, параллельные мажорным, образуют аналогичные треугольники T, S, D на второй, минорной, плоскости "кристалла". На практике минорные доминанты используются редко и заменяются мажорными (гармонический минор).