Очередное занятие 22 ноября 2011 г.
Проведено в трёхчастной форме.
Часть 1. Разминка-распевка. Поиск звука и резонанса грудного резонатора. Простучать грудной резонатор. При пении с закрытым ртом положить ладонь на грудь над трахеей—бронхами, попытаться почувствовать вибрацию. То же с добавлением вибрации всего организма: приподняться на носки и резко опуститься. Звук начинается с ног: чем плотнее мы упираемся ногами в пол, тем лучше. Когда мы поём, полезно представить себе, что всё тело ниже грудного резонатора представляет собой сжатую пружину, с силой давящей на пол. Положение гортани полезно представить себе как находящееся в положении зевка. Пение гласных а-о-у-э-ы – на одно дыхание одна гласная; на одно дыхание все пять гласных. Распевка «блин—пол-бли-на—чет-верть-бли-на—пе-ки-бли-ны-Ка-те-ри-на», что соответствует длительностям «целая»—«половина»—«четверть»—«восьмая» и нотам c, e, g, c1 соответственно.
Часть 2. Построение аккордов. «Аккорд – это три или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям». «Терция» – это третья ступень вверх по гамме от исходной ноты (т.е. от любой из нот гаммы). Основные виды терций – большая терция, б3, между крайними звуками 4 полутона, и малая терция, м3, три полутона. Весьма редко встречаются увеличенная терция, ув3, 5 полутонов (совпадает с чистой квартой, ч4) и уменьшенная терция, ум 3, 2 полутона (совпадает с большой секундой) – при построении аккордов не рассматриваются.
Из двух видов терций (б3 и м3) можно составить четыре типа трёхзвучных аккордов (трезвучий):
б3+б3 c e g# увеличенное трезвучие, С5+;
б3+м3 c e g мажорное трезвучие, С;
м3+б3 c eb g минорное трезвучие, Cm;
м3+м3 c eb gb уменьшенное трезвучие, Cm5-
Цифрой 5 здесь обозначен интервал между крайними звуками так построенных трезвучий – это всегда квинта, 5 ступень. + означает повышение крайнего звука трезвучия на полтона, в качестве синонима применяется диез: 5#, #5, 5+, +5.
- означает понижение крайнего звука трезвучия на полтона, в качестве синонима применяется бемоль: 5b, b5, 5-, -5.
Четырёхзвучных аккордов из тех же терций можно теоретически составить восемь, но в одном из них крайний звук по высоте совпадает с октавой и перестаёт быть четырёхзвучным:
б3+б3+бз c e g# h# — си диез совпадает с до, аккорд не применяется.
Между крайними звуками четырёхзвучных аккордов всегда образуется интервал в семь ступеней, септима. Поэтому этот класс аккордов называется «септаккорды».
б3+б3+м3 c e g# h увеличенный септаккорд, С5+/7+;
б3+м3+б3 c e g h большой мажорный септаккорд, С7+;
б3+м3+м3 c e g h малый мажорный септаккорд, С7;
м3+б3+б3 c eb g h большой минорный септаккорд, Cm7+;
м3+б3+м3 c eb g hb малый минорный септаккорд, Cm7;
м3+м3+б3 c eb gb hbb полууменьшенный септаккорд, Cm5-/7
м3+м3+м3 c eb gb hbb уменьшенный септаккорд, Cm5-/7-
Часть 3. В части изучения педагогического репертуара был разобран аккомпанемент к песне Дмитрия Левицкого на стихи Иосифа Бродского «Через два года», тональность Em, размер 4/4. Аккомпанемент основан на мелодически организованном басовом движении.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
|