14 февраля 2012 г. состоялось очередное занятие второго класса. Явка учащихся (не исключено, что после «ругательной» микрофонной практики) была рекордно низкой – всего 4 человека. Это позволило посвятить занятие чему-то вроде творческой мастерской с разбором песен участницы 26 Московского конкурса Ирины Курочкиной.
А. В части музыки: главное, чтобы эта музыка хотя бы не мешала этим стихам. Некоторая «вторичность», похожесть на «всё что угодно» практически неизбежна: совершенно оригинальная самобытная музыка «ни на что не похожая» скорее всего воспринята быть не сможет.
Собственно музыкальная мысль – это мелодия, мелодию надо прорабатывать особо тщательно. Хорошая мелодия обладает свойством «держать текст».
При всём при том аккомпанемент обязательно играть чисто и отчётливо, хорошим звуком, несмотря на любую степень простоты. Особое внимание -- линии баса.
Б. В части текста. Текст песни – текст поэтический, имеющий целый ряд собственно песенных особенностей.
1. Песня – целостное высказывание, имеющее свою тему – «то, О ЧЁМ говорится», рему – «то, ЧТО ИМЕННО говорится на данную тему» и свою идею – «то, что хочется донести до слушателя».
2. При прочих равных условиях более интересной (в АП) будет песня, основанная на лично пережитом автором материале, нежели, например, песни «про войну» (в т.ч. т.н. «ролевые» песни), материалом для которых являются книги-фильмы-песни других авторов – очевидцев (в случае «фэнтези» тяжесть ситуации усугубливается). В крайнем случае возможно написание песен от первого лица – в этом случае автор-исполнитель принимает «предлагаемые обстоятельства» на себя (см. военные песни В.Высоцкого). По опыту работ наихудшее впечатление производят песни, специально написанные «на военно-патриотическую тематику».
3. Не следует путать глубину и многозначность поэтического текста с возможностью трактовать текст КАК УГОДНО. Смыслы в поэтическом тексте как правило многослойны, и под одним внятным смыслом скрывается другой, более глубокий, и т.д. Отсутствие на поверхности текста внятного смысла, понимаемого слушателем с первого прослушивания, ни в коем случае не является достоинством песенного текста. Другое дело, если после первого прослушивания у слушателя возникают вопросы – это как раз можно отнести к достоинствам песни. Если ВЕСЬ смысл песни понимается с первого прослушивания – видимо, смысл этот несколько примитивен.
4. Песня «линейна» в восприятии: текст «влетает» в уши слушателя последовательно, слушатель не имеет возможности вернуться к уже прозвучавшему тексту (при чтении стихов с бумажного листа всегда есть возможность перечитать те или иные строки). В кратковременной памяти услышанные слова сохраняются в течение 0,1-0,2 секунд(сенсорно) -- 2- 3 секунд (эхоически) -- 20-30 секунд, после чего стираются и вытесняются вновь прозвучавшими словами. (В частности, местоимение «это» неизбежно будет отнесено к ПОСЛЕДНЕМУ прозвучавшему существительному.)
http://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratka ... a-1403.htm
4. Слова в пении имеют тенденцию к «слипанию»: если одно музыкальное ударение – сильная доля такта – приходится на два слова, безударное слово воспринимается как часть длинного слова с единственным ударением. Такое вновь образовавшееся слово мы называем термином «кентавр» (поэтический). Например, "...тебЯ дОчка" и "тебядОчка".
5. «Слипание» слов накладывает на текст дополнительные требования в плане его «удобопроизносимости» и благозвучности. Знаменитое Пастернаковское «На тротуарах истолку / С стеклом и снегом» вряд ли можно адекватно спеть.
6. Ю.Визбор говорил, что песня состоит из ПОЭТИКИ и ФОРМУЛЫ. Поэтика – это весь образный ряд и вся поэтическая техника (ритм, рифмы, метафоры и прочие тропы). Формула – некоторое словесно-музыкальное образование, воспринимающееся сразу и сразу же запоминающееся (Визбор приводил в качестве примера «формулы» припев песни «Издалека долго течёт река Волга».
http://www.ksp-msk.ru/page_215.html
7. К особенностям песенной поэтики относится также стремление песенного текста к повторам. У Юнны Мориц есть термин «рефрентативная поэзия», вполне применимый и к песенным текстам.
8. После написания текста полезно его проанализировать. Поскольку текст появляется при активном участии бессознательного, полезно попытаться понять, О ЧЁМ текст, РАДИ КАКОЙ ОДНОЙ ПЭТИЧЕСКОЙ СТРОКИ он написан. Не следует также забывать, что «ОРУДИЕ ПОЭТА – НАПИЛЬНИК» и не бояться вносить некоторую правку. Иногда бывает проще данный конкретный текст просто выбросить и написать на ту же тему—идею—настроение новое стихотворение. С другой стороны, полезно иногда просматривать черновики Пушкина, содержащие обильную многослойную правку.