Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Суббота 27 Апрель 2024 09:03:10 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Понедельник 09 Октябрь 2023 03:14:25 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
3 октября 2023 состоялось первое занятие во Втором классе. Разминка, знакомство по «норвежской» системе, гитара по кругу. Разбор аккомпанемента песни Александра Дулова на стихи Николая Гумилёва «Да, я знаю, я вам не пара…» Бой указательным пальцем по неприжатым и прижатым струнам.


В рисунке техники правой руки длительностями с крестиками обозначены удары указательным пальцем по неприжатым струнам. Имеется в виду, что пальцы левой руки, готовые к тому, чтобы прижать аккорд, например, Cm на III ладу, лежат на струнах над соответствующими ладами -- при этом струны звучать не могут, и звук получается похожим на звук ударных инструментов, "перкуссии". Доли, обозначенные как обычно и дополнительно оснащённые знаком сильного акцента (галочка с точкой) исполняются на прижатых струнах. А.Дулов довольно-таки импровизационно варьирует расположение прижатых акцентов в такте, создавая своеобразное звучание аккомпанемента.

Тональность Cm неудобна для женских голосов. Попытка исполнить аккомпанемент в привычной тональности Am приводят к неприятному гулу открытых струн. Чтобы избежать этого, приходится играть в аппликатурах с барре на V ладу и т.д., что позволяет достичь правильного "заглушенного" звука.

Upd:


Вложения:
4_4x16dulov sm.jpg
4_4x16dulov sm.jpg [ 22.35 КБ | Просмотров: 7800 ]

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Среда 25 Октябрь 2023 01:42:00 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
10 октября 2023. Разминка, фига двумя руками, гитара по кругу. Лекция о роли сознания и бессознательного в человеке и в творчестве. Во многом повторяет занятие от 9 декабря 2014 года.

Сознание и подсознание -- понятия как бы общеизвестные. В то же время на прямые вопросы "Что такое сознание" и "Где в организме человека находится подсознание" большинство людей ответить не могут, теряясь от самой постановки вопроса.
Наглядным примером сосуществования в человеке сознательного и бессознательного может служить, например, широко распространившаяся в интернете фигура "крутящейся девушки".

Изображение

Вопрос: в какую сторону крутится девушка? По часовой стрелке или против часовой?
Статистически большинство наблюдателей видит вращение по часовой стрелке. Меньшая, но заметная, часть утверждает, что вращение идёт против часовой. Примерно столько же людей сразу замечают, что вращение может идти в обе стороны. В абсолютном меньшинстве оказываются те, которые твёрдо уверены, что их обманывают, девушка вращается только в "правильную" (левую либо правую) сторону и иначе быть не может.
Начнём с того что "на самом деле" девушка вовсе даже и не вращается. Перед нами обычная gif-анимация, мультфильм, состоящий из последовательно сменяющих друг друга кадров. Зрительная иллюзия возникающего при этом движения основана на том, что сознание успевает отмечать отдельные кадры только до скорости не более 10 кадров в секунду. При скорости 12 кадров в секунду возникает уже устойчивая иллюзия непрерывности, от быстродействия сознательного опознания уже не зависящая. Так, в кинематографе общепринятая скорость 24 кадра в секунду, в телевидении 25 кадров в секунду. В камерах смартфонов есть форматы 48 и 60 кадров в секунду, известны съёмки при 96 кадрах в секунду и более. Тем не менее иллюзия остаётся иллюзией, т.е. обманом сознания.
В какую сторону происходит иллюзорное вращение, зависит от того, левое или правое полушарие головного мозга наблюдателя среагирует на изменение картинки (первую смену кадра) первым.

Изображение

БОльшая часть сигнала от правого глаза поступает в левое полушарие, бОльшая часть сигнала от левого глаза поступает в правое полушарие, т.к. зрительные нервы перекрещиваются. Сигналы от левого и правого глаза примерно одинаковы. То из полушарий, которое в данный момент более активно, отреагирует на изменение картинки первым, и этим определится интерпретация направления вращения. Статистически в современном социуме ещё не изжито доминирование левого полушария, связанного с речью, и именно бОльшая активность левого полушария определяет иллюзию вращения девушки по часовой стрелке. Если же сигнал первым перехватывает правое полушарие, направление "вращения" меняется на противоположное.
При некотором навыке достаточно несложно заставить девушку изменить направление вращения, а то и вовсе заставить её качать ногой то влево, то вправо. Но если при этом зазвучит речь, появится текст, девушка с большой вероятностью снова станет вращаться по часовой стрелке -- речевые операции активизируют левое полушарие.

Изображение

"Привязка" речи именно к левому полушарию обнаружена ещё в шестидесятых годах XIX века. В 1865 году французский врач Поль Брока установил, что повреждение задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) приводит к потере дара воспроизведения речи при сохранении её понимания. В 1874 году немецкий врач Карл Вернике обнаружил, что при повреждении задней теменной и височной области левого полушария мозга происходит потеря способности понимания речи, а способность к произнесению сохраняется, при этом речь становится бессвязной. Повреждения симметричных областей в правом полушарии к подобным эффектам не приводит.
Конечно, устройство мозговых механизмов речи не сводится к этим двум "центрам", оно гораздо более сложно и распределено в виде "мозаики" по всей коре. Однако зона Брока и зона Вернике служат именно "конечными механизмами", выключение которых однозначно приводит к патологическим результатам.
Речевые центры -- не врождённые структуры, они образуются в процессе овладения ребёнком речью. Известный "эффект Маугли" показывает, что ребёнок, не овладевший речью до шести лет, оказывается неспособным овладеть речью вообще. Тем не менее методики, используемые при лечении речевых расстройств при левосторонних инсультах, позволяют путём соответствующих тренировок сформировать в мозгу центры, функционально аналогичные центрам Брока и Вернике, даже если левое полушарие полностью выключено: речевые центры формируются заново уже в правом полушарии.

Изображение

За длительную историю мозг изучен весьма детально, составлены карты "полей Бродмана" с выделением зрительной, слуховой, обонятельной и т.п. областей:

Изображение

Выделилась фундаментальная дисциплина "Функциональная асимметрия мозга".
Левое полушарие принято считать "ответственным" за речь устную и письменную, за математические операции и за логику в целом.
Правое полушарие "отвечает" за образное восприятие.

Изображение

Изображение

Подробно о концепции функциональной асимметрии см. в книге академика Вячеслава Всеволодовича ИвАнова "Чёт и нечет"

Изображение

Сознание и подсознание принимают активное участие в обыденной жизни человека, и именно обыденность переводит эти понятия в ту область, на которую человек обычно внимания просто не обращает. В творческом процессе решающим фактором оказывается взаимодействие этих двух систем.
Попробуем определить, что такое СОЗНАНИЕ.
Первый вариант определения -- чисто медицинский. Врач определяет, находится ли пациент в сознании, по реакции на словесные раздражители: "Вы меня слышите?" и т.п. Пациент может не иметь возможности отвечать членораздельной речью, но с помощью тех или иных знаков -- если находится не в бессознательном состоянии -- может как-то ответить на задаваемые вопросы, например: "Если вы меня слышите, закройте и откройте глаза" и т.п.
В медицинском же смысле "находиться в полном сознании" означает, что пациент активно общается с окружающими его людьми. Из сказанного вполне очевидно следует, что и сам термин "со-знание" подразумевает коммуникацию между носителем оного со-знания с другими носителями индивидуальных со-знаний. Иными словами, "со-знание" -- слово, подразумевающее общность знания и возможность его передачи от субъекта к субъекту.

Изображение

Академик Павел Васильевич Симонов (кстати, отец Принцессы из захаровского фильма "Обыкновенное чудо" -- актрисы Евгении Симоновой) в статье "Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание" писал:
"В физиологии высшей нервной деятельности человека сложилось представление о тождественности процесса осознания и возможности передачи полученного знания, возможности сделать его достоянием других членов общества. Осознать — значит, приобрести потенциальную возможность сообщить (не обязательно словами — движением, рисунком, мелодией и т.п.), передать свое знание другому. Заметим, что на практике только таким способом врач решает вопрос о том, находится ли в сознании его пациент, нормально ли это сознание или патологически изменено. Других путей диагностики состояния сферы сознания в настоящее время не существует". (П.В. Симонов, 1985)
В онтогенезе дети в течение первых полутора лет жизни как правило для общения применяют только интонационный сигнал (плач, крик, смех), впоследствии формируется речь.
Важнейшей функцией сознания является способность человека анализировать события и явления, делать логические выводы и т.п. Эта, действительно важнейшая функция вида Homo sapiens, т.е. "Человек разумный", имеет обыкновение считать себя главной и полагать, что логически осознаваемым является абсолютно всё и в человеке, и в окружающей его действительности. Роль бессознательных процессов в жизни человека недооценивается.

Ещё одной иллюстрацией к взаимоотношением сознательного и подсознательного в человеке может служить эффект "подпорогового восприятия": рецепторы реагируют на стимулы из окружающей среды раньше, чем на эти же стимулы успевает отреагировать сознание:

Изображение

Зигмунд Фрейд в 1901 г. опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни», где впервые была представлена концепция бессознательного.

Изображение

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг выдвинул концепцию «коллективного бессознательного».
Изображение

Изображение

Константин Сергеевич Станиславский в 1925 году в книге "Моя жизнь в искусстве" подробно обосновал роль бессознательного в творчестве на примере игры актёров в театре. «Подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста» -- главный лозунг театральной «системы Станиславского».

Изображение

Станиславский продолжал разрабатывать "систему" до конца жизни. Последней его книгой была "Работа актёра над собой" (1938 г.)

Изображение

В книге "Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни" ( М.: Мол. гвардия, 1991) литературовед, бывший соведущий абонементных концертов ленинградского клуба песни "Восток" и председатель Всесоюзного совета КСП Юрий Андреевич Андреев писал:
"Своеобразие нашей песни и слушателей нашей песни заключается в том, что различные каналы, по которым качественно разная информация — рациональная и эмоциональная — поступает в наше сознание, постоянно соотнесены друг с другом. Прибегая к языку науки, оба наши полушария: правое, ведающее чувственным восприятием мира, и левое, ответственное за интеллектуальную переработку поступивших сведений,— четко коррелируют свои данные".

Изображение

Психолог Виктор Михайлович Аллахвердов в книге
"Психология искусства"
показал, что "Бессознательное автоматично и действует весьма тривиально, хотя при этом — отдадим ему должное — мгновенно перерабатывает огромные массивы информации и, в принципе, лучше и точнее, чем сознание,
отражает окружающий мир и регулирует деятельность. <...>сознание, используя
информацию, накопленную в бессознательном, пытается угадать, каков мир на самом деле и что есть в этом мире само сознающее Я. А затем оно стремится всячески подтвердить свои догадки, сделанные почти наугад, в реальной деятельности".
Подробнее в книге "Сознание как парадокс".

Изображение

Композитор и философ Владимир Сергеевич Дашкевич пришёл к выводу, что музыка -- это язык подсознания. Слово -- язык сознания (см., например, книгу "Теория интонации"). Иными словами, можно утверждать, что сознание -- это то, что вербализуется, так как любую систему знаков несложно перевести на язык слов. Музыка не вербализуется в принципе -- можно говорить О музыке, но сама музыка передаче словами не поддаётся.
В свою очередь, музыка как бы может в той или иной мере передавать словесный текст – но при условии, что слушатель заранее знает, что именно имеется в виду.

Начали разбирать аккомпанемент песни Юрия Лореса «Осень» («Кто эту осень по деревьям расплескал…») 4/4, Em

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Пятница 27 Октябрь 2023 01:06:27 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
Занятие 17 октября. Завершение разбора аккомпанемента песни Юрия Лореса "Осень" ("Кто эту осень по деревьям расплескал...")





Upd:


_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Понедельник 30 Октябрь 2023 06:44:55 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
17 же октября начали рассматривать тему о физике колебания струны.
Наряду с обычно рассматриваемыми поперечными колебаниями

Изображение

где частота основного тона зависит от длины, массы и степени натяжения:
Изображение
, а гармоники возникают за счёт резонирующих между собой колебаний кратных частей струны (половин, третей, четвертей и т.д.), в общем колебании струны принимают важное участие продольные колебания: https://elementy.ru/nauchno-populyarnay ... 7226035535
Кроме того, плоскость, в которой происходят поперечные колебания, постоянно поворачивается, что соответствует крутильным колебаниям:

Изображение

К тому же спектр звука струны зависит от положения точки, в которой струну возбудили:

Изображение

Изображение

Добавим, что струна закреплена на концах не жёстко, а движется вместе с подставкой/декой и грифом.
Если прибавить влияние на спектр резонатора -- корпуса гитары -- математика сруны становится вовсе неподъёмной.

Изображение

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Понедельник 30 Октябрь 2023 07:02:22 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
24 октября 2023 г. Подготовка к микрофонной практике. Лекция о технической стороне вопроса, в основном совпадающая с давней лекцией:

Лекция читалась для детской аудитории.
Добавлю собственный перевод с английского инструкции по пользованию микрофоном Shure SM58:
"The SM58 has a tailored vocal response for a sound which is a world standart". То есть "SM58 имеет специально разработанную вокальную характеристику для звука, являющегося мировым стандартом". Мировой, значит, стандарт.

"General Rules for Use"
Основные правила для использования
• Aim the microphone toward the desired sound source (such as the talker, singer, or instrument) and away from unwanted sources.
Направляйте микрофон на выбранный источник звука (такой как разговаривающий, певец, или инструмент) и прочь (в противоположном направлении) от нежелательных источников звука.
• Place the microphone as close as practical to the desired sound source.
Располагайте микрофон настолько близко к выбранному источнику звука, насколько это возможно практически.
• Work close to the microphone for extra bass response.
Работайте вплотную к микрофону для лучшей басовой характеристики.
• Use only one microphone to pick up a single sound source.
Используйте только один микрофон для озвучивания одного источника звука
• Use the fewest number of microphones as practical.
Используйте как можно меньше микрофонов, насколько это возможно практически.
• Keep the distance between microphones at least three times the distance from each microphone to its source.
Соблюдайте дистанцию между микрофонами как минимум в три раза большую, чем дистанция от каждого микрофона до его источника звука.
• Place microphones as far as possible from reflective surfaces.
Располагайте микрофоны возможно дальше от звукоотражающих поверхностей.
• Add a windscreen when using the microphone outdoors.
Используйте [дополнительную] ветрозащиту когда используете микрофон вне помещения.
• Avoid excessive handling to minimize pickup of mechanical noise and vibration.
Избегайте излишних манипуляций, чтобы минимизировать подхватывание механического шума и и вибрации.
• Do not cover any part of the microphone grille with your hand, as this will adversely affect microphone performance.
Не закрывайте никакую часть микрофонной решетки руками, поскольку это будет неблагоприятно воздействовать на характеристики микрофона.

The following table lists the most common applications and placement techniques. Keep in mind that microphone technique is largely a matter of personal taste; there is no one "correct" microphone position.

В нижеследующей таблице приведены наиболее общие приложения и технические расположения. Имейте в виду, что микрофонная техника -- в большой степени дело личного вкуса; единственной "правильной" позиции микрофона не существует.
APPLICATION
Применение

Vocals
Различные виды вокала

SUGGESTED MICROPHONE PLACEMENT
Рекомендуемое расположение микрофона

[1.]
Lips less than 15 cm (6 in.) away or touching the windscreen, on axis to microphone.
Губы ближе чем 15 см (6 дюймов) или касаются ветрозащиты, по оси микрофона

TONE QUALITY
Качество звука

Robust sound, emphasized bass, maximum isolation from other sources.
Крепкий, сильный звук, подчеркнутые басы [низкие частоты], максимум изоляции от других источников звука.

[2.]
15 to 60 cm (6 in. to 2 ft.) away from mouth, just above nose height.
от 15 от 60 см (от 6 дюймов до 2 футов) от рта, на высоте носа.

Natural sound, reduced bass
Натуральный звук, уменьшенный бас [пониженное содержание низких частот]

[3.]
20 to 60 cm (8 in. to 2 ft.) away from mouth, slightly off to one side.
от 20 до 60 см (от 8 дюймов до 2 футов) от рта, слегка сместив в одну сторону [несколько сбоку]

Natural sound, reduced bass and minimal "s" sounds
Натуральный звук, уменьшенный бас [пониженное содержание низких частот] и минимальные "с" звуки [минимальный свист на шипяших звуках]

[4.]
90 cm to 1.8 m (3 to 6 ft.) away
На расстоянии от 90 см до 1,8 м (от 3 до 6 футов)

Thinner, distant sound; noticeable levels of ambient noise.
Более тонкий, отдалённый звук; заметные уровни окружающего шума.

Отметим, что вариант [1.] является практически "единственно возможным" (по крайней мере есть все основания его рекомендовать) В УСЛОВИЯХ СЦЕНЫ, отличающихся наличием "других источников звука".

И последнее:

Proximity Effect
Эффект близости

Unidirectional microphones such as the SM58 progressively boost bass frequencies by 6 to 10 dB below 100 Hz when the microphone is at a distance of about 6 mm (1/4 in.) from the sound source. This phenomenon, known as proximity effect, can be used to create a warmer, more powerful sound. To prevent explosive low frequency sound during close-up use, the SM58 bass response gradually rolls off. This provides greater control and helps the user take advantage of proximity effect.

Однонаправленные микрофоны, такие как SM58, прогрессивно повышают басовые частоты на 6 -- 10 децибел ниже 100 герц, когда микрофон находится на дистанции около 6 мм (1/4 дюйма) от источника звука. Этот феномен, известный как "эффект близости", может быть использован для создания более тёплого, более мощного звука. Для того, чтобы исключить "взрывной" низкочастотный звук на протяжении использования "вплотную", кривая характеристики низких частот микрофона SM58 постепенно понижается. Это обеспечивает бОльший контроль и позволяет пользователю получить пользу от эффекта близости.

Вот как-то так. 6 мм -- любимое расстояние для SM58 :)

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Понедельник 30 Октябрь 2023 11:26:23 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
24 же октября в процессе подготовки к микрофонной практике обсуждали "эффект Томатиса". Вот текст из учебника:

"Влияние спектральных искажений в обратной акустической связи: определённое влияние на свойства вокальной речи оказывают спектральные искажения в канале обратной акустической связи. Этот эффект особенно важен в современных системах звукозаписи, звуковоспроизведения, звукоусиления и др., когда певец слышит свой голос или через громкоговорители, или через стереотелефоны со значительными спектральными искажениями, поскольку любой излучатель вносит свои амплитудно-частотные искажения. Опыты показали, что при искажении сигнала за счёт обратной акустической связи в голосе певца возникают спектральные изменения противоположного знака, т.е. изменения, направленные на компенсацию слышимых искажений тембра голоса. Именно так действует в норме любая адаптивная обратная связь, стабилизирующая деятельность многих функций организма.
Однако наряду с подобного рода обратной связью наблюдаются явления противоположного характера, т.е. дополнительное усиление певцом тех спектральных составляющих в голосе, которые уже усилены обратной связью (это явление называется «эффектом Томатиса»). Этот последний тип реакции певцов на спектральные искажения сигнала обратной связи, являющийся своего рода рефлексом самоимитации (самоподражания), обнаруживается достаточно часто. Например, если акустические колонки в системе звукоусиления (или стереотелефоны при контроле записи) имеют подъём АЧХ в определённой области частот, то исполнитель, получив такую информацию о своём голосе, может начать усиливать именно эти частоты. В современной технике звукозаписи и звукопередачи, а также при пении на эстраде через систему звукоусиления этот эффект может приводить к разрушительным последствиям. Поэтому певец и оратор долен быть хорошо натренирован на исполнении в нормальных условиях, должен запомнить все виды своих ощущений (двигательные, дыхательные, слуховые и т.д.) и уметь их поддержать. Для этого в современном музыкальном образовании используются компьютерные модели голосового аппарата, с помощью которых можно моделировать влияние акустики различных залов, шумов, реверберации и спектральных искажений на параметры речи и пения.
Таким образом, результаты измерений показывают, что профессионально подготовленные певцы, актёры, ораторы и др. могут сохранять основные акустические характеристики (уровень звукового давления, длительность, спектральный состав и пр.) своего голоса в известных пределах в любых акустических условиях, опираясь не только и не столько на информацию от своего слуха, сколько на внутренние ощущения (вибрационные, мышечные и пр.). Способность сохранять акустические характеристики голоса при различных условиях может служить критерием профессиональной подготовленности исполнителя".
В кн.: Алдошина, И., Приттс, Р. Музыкальная акустика. Учебник. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. – С.454.

В общем, чем хуже мониторы, тем хуже звук голоса. И наоборот, чем лучше звучат мониторы, тем лучше звучит голос.

Доктор Альфред Томатис -- см. https://www.tomatis.com/ru/alfred-tomatis

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Вторник 21 Ноябрь 2023 03:36:47 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
31 октября 2023 -- микрофонная практика.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Вторник 21 Ноябрь 2023 03:37:34 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
7 ноября 2023 г. -- занятия не было из-за болезни педагога.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Вторник 21 Ноябрь 2023 06:29:54 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
14 ноября 2023 – Разминка, распевка вниз с переходом на штро-бас. Гитара по кругу.
Теоретико-практическое занятие о резонансах. Многозвучное обертональное пение - Анна-Мария Хефеле - YouTube



– откуда эти обертона? Они являются нормальным свойством звука, выделить и усилить тот или иной обертон – дело техники, если ты знаешь, что они есть в твоём тембре и если ты можешь их услышать. «Обертона» на верёвке-прыгалке. Обертона и флажолеты. «Пионерские» сигналы, исполняемые горном – 3, 4 и 5 гармоники.
Разбор аккомпанемента песни Виктора Шабанова на стихи Анатолия Передреева «Воспоминание» -- «Как эта ночь пуста, куда ни денься…» Em, 4/4, проигрыши.






_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Пятница 24 Ноябрь 2023 09:13:22 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
21 ноября 2023. Настройка гитары. Принципиальный недостаток настройки с помощью электронных тюнеров -- неучастие в процессе настройки слуха. Более полезной представляется настройка по слуху с использованием, например, Тюнер-онлайн, по имеющейся там звуковой таблице. Проверку строя осуществляем с использованием флажолетов. Настройка по флажолетам изложена в статье.
Особенности использования гармоник при настройке струнных инструментов по В.Порвенкову здесь.
Разбор аккомпанемента песни Виктора Берковского на стихи Юнны Мориц «Снега выпадают». Так как в авторской тональности Dm петь всем высоко, перетранспонировали ноты в более удобную тональность Hm. Размер 6/8 – при рассмотрении более разумным показался размер 12/8, т.к. рисунок фактуры аккомпанемента распространяется на два такта по 6/8. 12/8 – синоним 4/4 триолями.


Ноты по книге В.Берковского "Я выбрал песню" (М.: АСТ, 2008) с изменениями некоторых нот и некоторых тактов. Транспонировано в Hm.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Понедельник 04 Декабрь 2023 10:28:02 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
28 ноября 2023. Разминка, распевка. Гамма до мажор на два голоса. Гармонизация двухголосной гаммы. Аккорды на ступенях гаммы.
О звукоизвлечении и качестве звука по Гитману-Кузнецову [цитата из «Как научить играть на гитаре"]:
Разбор аккомпанемента песни С.Никитина на стихи М.Светлова «Песня слепцов» («Ох, поёт соловей на кладбище…») Тональность Gm, 2/4, 6/8. Расгеадо-фризе.







(На этом видео Никитин поёт в тональности Ля минор (Am). Видео обрезано, т.к. дальше автор ошибается. Хорошо видна техника исполнения "барабанной дроби" -- фризе или расгеадо -- четырьмя пальцами, e, a, m, i.)

Frise (фризе) — исполняется акцентированным ударом всех пальцев правой руки (кроме бoльшoгo) по струнам, от шестого к первой. Удар исполняется ногтевой частью пальцев, веерообразным их раскрытием над струнами из положения сжатой в кулак кисти; пальцы, начиная с мизинца и кончая указательным, быстро скользят по струнам, как бы стараясь уложиться в один акцентированный удар. В нотных указаниях этот прием игры записывается по-разному, либо rasgueado, либо frise.
Расгеадо
Это удар четырьмя (тремя) пальцами пра­вой руки («вразброс» — начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам, используя внешнюю сторону ногтя. Этот прием исполняется двумя способами: 1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой; 2) снизу вверх (от l-й к 6-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца).

В нотах этот прием обозначается словом «rasg» и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует много видов расгеадо.

Изображение

Изображение

Изображение

Тот же приём, зарисованный другим способом:

Изображение

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Вторник 12 Декабрь 2023 03:43:02 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
5 декабря 2023 г. Подготовка к микрофонной практике. О «ленте вИдений» по К.С.Станиславскому.

«…Нам нужна, во-первых, непрерывная линия "предлагаемых обстоятельств", среди которых проходит жизнь этюда [в нашем случае -- песни], а во-вторых, повторяю, нам нужна непрерывная вереница видений, связанных с этими предлагаемыми обстоятельствами. Короче говоря, нам нужна непрерывная линия не простых, а иллюстрированных предлагаемых обстоятельств. Поэтому запомните хорошенько, однажды и навсегда; в каждый момент нашего пребывания на подмостках, в каждый момент внешнего или внутреннего развития пьесы и ее действия артист должен видеть или то, что происходит вне его, на сцене (то есть внешние предлагаемые обстоятельства, созданные режиссером, художником и другими творцами спектакля) [При исполнении песни внешние предлагаемые обстоятельства не имеют, как правило, прямого отношения к собственно песне, будь то сцена, комната, застолье или лесной костёр. Однако, если в песне появляется что-либо, что есть в окружающей исполнителя обстановке – окно, дверь, костёр, снегопад за окном, звёзды над головой, соответствующий персонаж из числа слушателей и т.п., во многих случаях лучше впрямую увидеть эти обстоятельства и отреагировать на них при исполнении], или же то, что происходит внутри, в воображении самого артиста, то есть те видения, которые иллюстрируют предлагаемые обстоятельства жизни роли [в нашем случае песни]. Из всех этих моментов образуется то вне, то внутри нас непрерывная бесконечная вереница внутренних и внешних моментов видений, своего рода кинолента. Пока длится творчество, она безостановочно тянется, отражая на экране нашего внутреннего зрения иллюстрированные предлагаемые обстоятельства роли, среди которых живет на сцене, на свой собственный страх и совесть, артист, исполнитель роли.
Эти видения создадут внутри вас соответствующее настроение. Оно окажет воздействие на вашу душу и вызовет соответствующее переживание.
Перманентный просмотр киноленты внутренних видений, с одной стороны, удержит вас в пределах жизни пьесы, а с другой - будет постоянно и верно направлять ваше творчество [«лента видений» является хорошим мнемоничеким приёмом, с её помощью прочнее запоминается и легче вспоминается текст песни].
Кстати, но поводу внутренних видений. Правильно ли говорить, что мы ощущаем их внутри себя? Мы обладаем способностью видеть то, чего на самом деле нет, что мы себе лишь представляем. Не трудно проверить эту нашу способность. Вот люстра. Она находится вне меня. Она есть, она существует в материальном мире. Я смотрю и чувствую, что выпускаю на нее, если так можно выразиться, "щупальца моих глаз". Но вот я отвел глаза от люстры, закрыл их и хочу вновь увидеть ее - мысленно, "по воспоминанию". Для этого необходимо, так сказать, втянуть в себя назад "щупальца своих глаз" и потом изнутри направить их не на реальный предмет, а на какой-то мнимый "экран нашего внутреннего зрения", как мы называем его на своем актерском жаргоне.
Где же находится этот экран, или, вернее, где я его ощущаю - внутри или вне себя? По моему самочувствию, он где-то вне меня, в пустом пространстве передо мною. Сама кинолента точно проходит у меня внутри, а ее отражение я вижу вне себя.
Чтобы быть до конца понятым, скажу о том же другими словами, в другой форме. Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти и затем уже как бы мысленно переставляются во вне нас, для нашего просмотра. Но мы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зрением).
То же самое происходит и а области слуха: мы слышим воображаемые звуки не наружными ушами, а внутренним слухом, но источники этих звуков, в большинстве случаев, мы ощущаем не внутри, а вне себя. Скажу то же, но переверну фразу: воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти».

К.С. Станиславский «Работа актёра над собой».

Человек получает информацию из окружающей среды посредством шести чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, положение в пространстве, через соответствующие органы чувств, имеющих своё отображение в коре головного мозга.

Изображение

Зрительная кора на схеме выделена светло-голубым цветом. К ней относятся поля Бродмана 7, 17, 18, 19, 20, 21, 27, 30, 37 и 39, занимающие едва ли не половину всей поверхности коры. Недаром количество информации, поступающей в мозг с помощью зрения, составляет около 70% от всей поступающей информации.
Слуховая кора представлена полями ярко-голубого цвета 22, 41 и 42, составляющими около 10% от площади, занимаемой зрительной корой.
Обоняние представлено «чёрным» полем 34 и занимает совсем уже небольшой участок коры.
«Соматическая чувствительность», т.е. чувствительность кожи, мышц и суставов, в том числе осязание (тёмно-серый цвет) представлена полями 1, 2, 3, 5, 31 и 40, занимая примерно в 2,5 раза большую площадь, чем слух. Относительно большая площадь обусловлена, в том числе, большой площадью самой кожи.
«Положение в пространстве» связано с движением. Двигательные функции представлены полями 4, 6, 8, голубой цвет.
Где располагается «вкус», на схеме не указано.

Слово «образ» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова означает: 1. «вид, облик»; 2. «живое, наглядное представление о ком-чём-нибудь», то есть это понятие сугубо зрительное. В то же время понятие «образ» является центральным во всех видах искусства. «Проверяйте образ зрительно» ((с) М.Фаликман) – советуют начинающим поэтам.

«...Обычный приём театра: чем конкретнее ты видишь внутренним зрением образ, который играешь, тем конкретнее он передаётся зрителю».
Алла Демидова. Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю. М.: Зебра, 2012. С.270.

Памятуя о доминирующей роли зрительных представлений, не следует забывать о других «модальностях». То есть сменяющиеся в песне «предлагаемые обстоятельства» необходимо не только видеть, но, в зависимости от самих этих «предлагаемых обстоятельств», слышать, обонять, осязать, пробовать на вкус, следить за положением в пространстве.
В качестве примера разбирался текст песни Микаэла Таривердиева на стихи Бориса Пастернака «Никого не будет в доме».

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек, один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
Незадёрнутых гардин.

-- сплошные зрительные образы: пустой дом (конкретно дача Пастернака в Переделкино или наоборот что-то близкое исполнителю), сумеречно, хотя и день, т.е. освещение в доме не включено, зимний день виден в проём незадёрнутых гардин, и сквозь «сквозной проём» видно происходящее в следующей строфе:

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег и кроме
Крыш и снега — никого.
Крыш и снега — никого.

-- идёт мокрый снег, крупными хлопьями. Каким образом из сухого дома видно, что снег «мокрый»? Промельк, снег и крыши.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И дела зимы иной.

«Зачертит иней» -- как это? Как «прошлогоднее унынье» мной «завертит»?

Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.

-- очевидно зримый образ неожиданно зашевелившейся портьеры.

Тишину шагами меря,
Тишину шагами меря,
Тишину шагами меря,

Смена модальности с зрительной на слуховую: слышен звук приближающихся шагов. Услышать и узнать лёгкую походку.

Ты, как будущность, войдёшь.

-- появилась лир.героиня. Пастернак видел непосредственно Ольгу Ивинскую, кого увидит исполнитель – его личное дело, главное, чтобы увидел конкретный образ, связанный с его конкретной будущностью.

Ты появишься у двери
В чём-то белом без причуд,
В чём-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Из которых хлопья шьют.

-- белая одежда вошедшей связывается с белизной видного из окна снега. Увидеть её и отдельно снег за окном.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Воскресенье 24 Декабрь 2023 09:53:24 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
12 декабря 2023 г. Микрофонная практика с видеосъёмкой.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Воскресенье 24 Декабрь 2023 09:56:13 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
19 декабря 2023 г. занятие вёл Александр Палей. Просмотр видеозаписей микрофонной практики с анализом увиденного.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Вторник 09 Январь 2024 01:47:41 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
26 декабря 2024 г. Разбор аккомпанемента песни Елены Левкоевой на стихотворение Юргиса Балтрушайтиса "В путь" ("Вперёд, вперёд, мой бедный конь...").



Особенности фонограммы: звучит тональность C#m с модуляцией в D#m, две гитары. При этом аппликатурно слышны аппликатуры Dm с модуляцией в Em -- гитары настроены на 1/2 тона ниже номинала. По общему решению была записана версия в тональности C#m:



Юргис Балтрушайтис -- поэт-символист.
Стихотворение написано в 1910 году и посвящено памяти Николая Тарасова -- мецената Московского художественного театра, создателя совместно с Никитой Балиевым театра-кабаре "Летучая мышь". О самоубийстве Н.Тарасова см. https://dzen.ru/a/ZLKFmgrch0PbKnAl



PS: Песенка в общем-то несложная, особенно если играть её в Dm--Em. Простота аккордов компенсируется скоростью перебора, а особенно -- если играть непрерывными щипками.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Вторник 16 Январь 2024 05:52:51 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
9 января 2024 г. Разбор аккомпанемента к песне неизвестного автора на мелодию старинной чешской польки "Шли паненки сильници..." из репертуара Юрия Визбора в варианте Александра Костромина.
Песня с длинной историей. Чешская полька восходит чуть ли не к XVII веку:
Шли паненки сильници
В России в 1870-е — начале 1880-х годов была чрезвычайно популярна переводная версия под названием "Стрелочек".
Изучаемый материал попал к А.Костромину в виде фонограммы исполнения Юрием Визбором и проходил долгий путь выработки ныне действующего варианта аккомпанемента. Вероятно, текст также прошёл внутреннюю редактуру, так как несколько отличается от того, что поёт Визбор, и того, что поёт примерно в те же 1960-е годы одесский исполнитель Алик Берисон:
А. Костромин Дует, дует ветерок

Юрий Визбор Дует, дует ветерок

Алик Берисон Дует, дует ветерок





По окончании разбора аккомпанемента песни "Дует, дует ветерок" и гитары по кругу начали изучение учебного пособия "Колёса".

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Суббота 09 Март 2024 12:57:54 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
16 января 2024 Подготовка к микрофонной практике. Выразительное чтение текстов песен без музыки как средство повышения выразительности при пении. "Думая об этом, я всегда вспоминаю прочитанное где-то изречение: «Хорошо произнесенное — наполовину спето». (с) Л.О. Утёсов https://lutesov.ru/s-pesney-po-zhizni_7.html

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Суббота 09 Март 2024 01:33:49 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
23 января 2024 Микрофонная практика.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Суббота 09 Март 2024 01:34:46 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
30 января 2024 Просмотр видеозаписей микрофонной практики.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2023-2024
СообщениеДобавлено: Понедельник 11 Март 2024 11:23:27 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3222
Откуда: Москва
6 февраля 2024. Разбор аккомпанемента песни Александра Городницкого «Аэропорты XIX века» («Когда закрыт аэропорт…»), вариант аккомпанемента А.Костромина. Тональность Amoll, размер 4/4. Мелодические подыгрыши каноном к мелодии голоса. Гитара по кругу.






_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005