Журнал удален, судя по соответствующей надписи. Я не знаю, что значит этот факт, поэтому без особых колебаний и сомнений выкладываю текст из удаленного журнала сюда:
http://tania-al.livejournal.com/229977.html#cutid1 Татьяна Алексеева
Концерт памяти А.А.Галича (2 ноября, Политехнический музей)
Этот концерт отличала непридуманная, нежданно воплотившаяся драматургия… Такое не сочинишь. И, мне кажется, духу А.Галича была созвучна стихия спора, завязавшегося на мемориальном концерте. Зрителям и всем, кому дорог Галич, разумеется, и так бы понравилось. Казалось бы, само по себе замечательно – просто прийти, послушать еще раз любимые песни в талантливом исполнении разных авторов, вместе их вспомнить…
Но в том-то и дело, что большинство поклонников поэта предпочитают чужому его собственное исполнение в записи. А разговоры о том, современен ли сейчас А.Галич, может ли он привлечь новых слушателей в стране, которая и думать забыла о ГУЛАГе, снова вспыхнули в связи с юбилейной датой. О сегодняшнем восприятии творчества А.Галича очень ярко говорил Владимир Бережков на недавнем вечере «Первого круга», размышляя на глазах у зрителей и не зная заведомых ответов...
На концерте в Политехе, после первых же песен на авансцену вышел Александр Костромин с микрофоном и потребовал от зрителей отчёта – а знают ли они и могут ли вслух объяснить, что означают те или иные реалии в песнях Галича? Да и Натэлла Болтянская, ведущая вечера, ещё в начале концерта упомянула о том, что песни А.Галича – настоящая «энциклопедия советской жизни»: насквозь пропитаны бытовыми и социальными подробностями эпохи 1970-х гг., воссозданными очень точно.
Возник вопрос: можно ли не помня всех деталей (или заведомо не зная их, если речь идёт о молодых слушателях), по-настоящему глубоко понять смысл песен? Оценить мастерство их автора, воссоздавшего не только реальность, но и сам тип сознания советского человека?
Вопрос-то сам по себе интересный… Но поначалу ситуация выглядела несколько двойственно: вроде бы люди в зале собрались, в основном, немолодые, прекрасно помнившие прошлое. А те, кто молодые, - похоже, давние знатоки и поклонники Галича. Было не вполне понятно – к какого типа слушателям обращается Костромин, кого именно он укоряет и призывает к ответу? И почему говорит так неодобрительно – будто бы все заранее уже провинились?
Андрей Анпилов возразил ему, что настоящее искусство не требует точного знания бытовых особенностей эпохи, и может быть воспринято слушателем как бы «поверх» изменившегося времени. Его взгляд потом разделил и Олег Городецкий… Однако по ходу концерта, оказалось, что далеко не один А.Костромин уверен в важности знания деталей и обстоятельств советской жизни. Эту идею поддержали и другие… К примеру, Максим Кривошеев, невероятно артистично и убедительно исполнявший песни Галича, с удовольствием описывал со сцены – что такое ВЦСПС, когда открылся ресторан «Пекин», что означал «строгий выговор с занесением», и мн.др.
Тут стало ясно, что тема может повернуться иным ракурсом: не то чтобы искусство не подействует на слушателя без знания жизненных подробностей, но именно в творчестве А. Галича бытовые подробности особенно значимы. Причин тому несколько: сама фактура, отчётливая драматургия его «песенных пьес», - маленьких спектаклей, неизбежно требующих конкретики и активно её обыгрывающих. А второе – сам тип сознания советского «маленького человека», для которого вся жизнь вращается, решается и определяется на том самом будничном уровне: какого числа дают пенсию и что же такое «строгач с занесением» или сельдь из-под полы.
Да и процесс воспоминания бытовых деталей советской жизни 1970-х получился довольно живым. Зрители в нём тоже слегка поучаствовали… Это отчасти порушило схему, привычную для современных концертов бардовской песни: автор что-то там поёт, зритель пассивно слушает. Завязалось подобие живого разговора. Но самое главное, что хотя бы какой-то реальный разговор возник на сцене – между бардами. А уже зрительская вовлеченность была тут, скорее, следствием.
Не все, прозвучавшие на концерте песни А.Галича, нуждались в особом комментировании. Например, когда Андрей Анпилов исполнил песню «Номера», то она лишь подтвердила его взгляд в обозначившемся споре: внутренний, психологический смысл песни исчерпывающе передавала интонация поющего, нюансы и переходы чувства - в момент звучания. Но и детальные комментарии Максима Кривошеева к тому же «Красному треугольнику» тоже не оказались лишними… Многое напомнили, воскресили обстоятельства жизни героя.
По-моему, по ходу концерта и вопрос об «актуальности» А.Галича как-то сам собою решился… И не только в смысле взаимной ответственности между поколениями и невозможности забыть о катастрофическом советском XX веке… А просто из песен ярко выступило то, что объединяет песни Галича с русской классической литературой, - судьба и боль «маленького человека». И неизбежное участие читателя-слушателя, который открывает в самом себе этого «маленького человека», и одновременно душевно растёт через сочувствие, переживание нерасторжимой связи с ним.
Поэтому, когда в финале свои песни исполнили Григорий Данской и Ольга Чикина («На верхней боковой» и «Машу»), мне-то их появление в концерте памяти А.Галича показалось органичным (хотя знаю, что далеко не все зрители были с этим согласны)… Связующей ниточкой между их песнями и творчеством А.Галича стала всё та же участь «маленького человека», казалось бы, воспринимающего жизнь лишь на уровне быта. Но их песни раскрывали в нём то же самое, что и вся предшествующая литературная традиция, - нежелание смиряться с навязанной обыденностью, отказ полностью в неё помещаться. Открытие в себе души…
Фото с концерта есть на сайте ЦАПа , да и свои сейчас выложу.