 |
|
 |
 |

Сообщения без ответов | Активные темы
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 7 ] |
|
Автор |
Сообщение |
Akeon (Виталий Басенок)
|
Добавлено: Пятница 22 Декабрь 2006 04:21:38 AM |
|
Зарегистрирован: Понедельник 07 Ноябрь 2005 04:50:21 PM Сообщения: 1538 Откуда: Москва
|
21-го декабря в ЦАПе, в малом зале, состоялся концерт Сергея Труханова. И на этом концерте Сергей поднял давний вопрос: имеет ли право композитор изменять (дополнять/смешивать и т.д.) стихи, взятые им для песни.
Со времени моего краткого разговора с Сергеем на эту тему, а также обсуждения этого вопроса тут, на форуме, прошло полгода. За это время количество моего сценического опыта увеличилось на некоторое количество единиц. Кое-какие вещи я переосмыслил, на что-то смотрю совсем по-другому, нежели чем раньше. Одна из таких вещей, которые я понял, это та, что песня не равно стихи. Что песня состоит из стиха+музыка+исполнение. Причем - примерно в равной пропорции. При этом, скажем, стихи из песни не могут восприниматься как просто поэтическая единица, в отрыве от музыки. Равно как и музыка не может быть просто музыкой в отрыве от слов (это понять легче, если начать играть аккомпанимент без пения - сразу будет видно как бедненько, чаще всего, он звучит). То же самое касается и исполнения: как хрошо ни напиши песню, а плохо исполненная, она, часто, просто не воспринимается. Из чего делаю вывод: песня - сплав трех элементов, каждый из которых в равной степени необходим, и не может быть использован по-отдельности.
Отсюда следует, что композитор, учитыва это, может работать со стихом, делая из него материал для песни.
А степень, на которую так можно поступать - это уже совсем другой вопрос. В общем-то, если песня "ушла в люди", то автор - "победитель, которого не судят".
Юрий Львович, отдельно было бы интересно услышать ваше мнение, поскольку вы являетесь еще и поэтом.
_________________ Раз словечко, два словечко... Будет песенка?
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Павел Ардабьевский
|
Добавлено: Пятница 22 Декабрь 2006 09:17:58 AM |
|
Зарегистрирован: Пятница 10 Март 2006 02:23:45 PM Сообщения: 3292 Откуда: Москва
|
Конечно, по-разному бывает. Например, Никитин не то чтобы меняет стихи, но часто повторяет строчки и меняет их местами (особенно, в повторах).
Песня пишется по мотивам стихов. Стихи - отправная точка. Композитор как бы разъясняет смысл и эмоцию. Композитор пишет тогда, когда стихи "зацепили" - то есть попали в резонанс с эмоциями и мыслями композитора. Но основой песни уже служат личные чувства композитора (иначе не будет творческого позыва). Таким образом, получается что композиторская песня - это авторская музыкальная интерпретация стихов. Авторская! Значит композитор имеет право выбирать средства для выражения своих эмоций, используя стихи как основу и меняя его в соответсвии с оттенками мелодии. Все-таки композитор мыслит и выражается мелодически. А прямое наложение текста на мелодию не всегда дает адекватные результаты. Приходится подгонять и то и другое.
Разумеется, все это работает только тогда, когда по-настоящему совпали таланты. Сработала творческая интуиция. Когда композитор - мастер и по-настоящему умеет "разговаривать" музыкой.
Бывают, конечно, несовпадения: вроде все хорошо, текст "физически" ложится, а эмоции и смысл пропадают или даже текст меняет смысл. Из серьезных глубоких стихов можно нечаячнно сделать глупую и смешную песню. Но "несовпаденческие" песни быстро забываются. Что о них говорить?
Короче, Виталик, ты прав!:)
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ю.Л.
|
Добавлено: Пятница 22 Декабрь 2006 10:57:53 AM |
|
Зарегистрирован: Четверг 06 Июль 2006 10:18:04 AM Сообщения: 224 Откуда: москва
|
Виталик, во-первых, в моей книжке об этом сказано тоже, если и не прямо...  Во-вторых, это все туда же, к определениям АП.
АП - не жанр. В АП далеко не все - песня. Вы наберете массу примеров, если захотите. Если есть речетатив, а не мелодия - это музыка или нет? Для многих людей - нет. Хотя песня (с точки зрения музыки) действительно речетатива и не подразумевает. Если АП - только песня, придется выносить за скобки почти всего Галича, значительную часть Высоцкого (примеров много и более поздних) и т.д. и т.п. А если это сделать, окажется, что и в самом деле никакой АП нет, а есть просто песня, потому что все остальное будет подпадать под определения песни, существующие в литературоведении и музыковедении.
Нет трех равнозначных составляющих в равных пропорциях. Есть гармоничное сочетание трех составляющих в разных пропорциях, которое и надо найти - иначе получается рецепт: возьмите в равных долях и т.д.
Может ли композитор варьировать или изменять стихи в угоду музыкальному (мелодическому) решению? А может ли режиссер так же подходить к тексту пьесы? Может, конечно. Но если пьеса предназначалась для постановки, то стихотворение (хотя любое стихотворение можно спеть) совсем не обязательно. И потом стихов, написанных в форме песни, не так уж и много. Лично я гораздо выше ценю композиторов, умеющих варьировать мелодию под стихи (что всегда было свойственно АП), а не подгонять стихи под мелодию (что всегда было свойственно композиторам-песенникам). И исполнителей ценю, умеющих расставлять паузы и акценты по-своему, а не как указал композитор и, более того, не так, как вчера.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ю.Л.
|
Добавлено: Вторник 09 Январь 2007 11:29:37 AM |
|
Зарегистрирован: Четверг 06 Июль 2006 10:18:04 AM Сообщения: 224 Откуда: москва
|
Я думаю, дело в начальной установке: композитор намерен спеть стихотворение или сочинить песню? Это не одно и то же. А для нас очень многое зависит от знания исходного стихотворения. Меня, например, никак не коробит то, что Мирзаян выбросил пару строф из "Писем римскому другу": при пении или чтении вслух этого стихотворения можно обойтись без них. А вот то, что он из двух финальных строф сделал одну, очень изменило смысл стихотворения. Одно, когда последней строкой оказывается "на рассохшейся скамейке Старший Плиний" и совсем другое:"дрозд щебечет в шевелюре кипариса". Именно из=за финала смею утверждать, что у Бродского все стихотворение о другом, не о том, о чем песня у Мирзаяна.
Александр Андреевич сам очень переживает, что вставил по слову в каждую строку Рубцовского "Размытый путь..." Кстати, по-моему, у Дулова это единственный случай. Песня получилась. Но для стихотворения все эти слова лишние, хотя настроению не противоречат.
Размытый путь (и вдоль), кривые тополя.
Я слышал (ветра) шум - была пора отлета.
И вот я встал и (тихо) вышел за ворота...
Просто менее энергично, чем у Рубцова. Но в последней строке "На мглистый берег (глупой) юности моей" - это скорее про Рубцова, чем от лица Рубцова, сам Рубцов никогда бы не написал "глупая юность".
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
Boris Felikson
|
Добавлено: Вторник 09 Январь 2007 04:55:37 PM |
|
Зарегистрирован: Понедельник 13 Март 2006 09:23:32 PM Сообщения: 1262
|
Ю.Л. писал(а): Кстати, по-моему, у Дулова это единственный случай. Песня получилась.
Дулов очень часто менял тексты песен. Достаточно посмотреть сборник. В нем "по стихам" встречается весьма нередко.
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
alural
|
Добавлено: Среда 10 Январь 2007 04:23:58 PM |
|
Зарегистрирован: Четверг 12 Январь 2006 04:37:22 PM Сообщения: 177 Откуда: Tula, Russia
|
Кстати, о Дулове-Рубцове...
Тут Леня Альтшулер недавно спел "Размытый путь" - оригинальный текст Рубцова + почти Дуловская мелодия. Эффект любопытный  )
У Лени в феврале в ЦАПе концерт, мне кажется...
Вот и попросите это спеть.
Шепотом. Просить лучше - перед концертом или в перерыве. если будет.
_________________ http://alural.narod.ru Клуб Самостоятельных Слушателей
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 7 ] |
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 17 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
[администрирование]
|
 |
 |
|
 |
|