Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Среда 22 Май 2019 06:44:51 AM

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:04:56 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
«Любители и профессионалы Авторской Песни, пробуждайтесь!»
Приветствуем всех братьев и сестер КСП-шников на этом авторитетном форуме.
Представляем вам пакет материалов по итогам «Круглого стола», посвящённого назревшим проблемам нашего искусства Авторской Песни и состоявшегося в марте на «Бардакадемии-2019»: текст прозвучавшего на "Круглом столе" тематического доклада Владимира Капгера (см. ниже отдельными блоками,в объеме ворда это 11 страниц текста), а также ссылку на видеозапись его прочтения (30 минут)
https://youtu.be/v_BKU6ab_8Q



В числе участников «Круглого стола» были: Игорь Каримов, Ирина Алексеева, Александр Евстигнеев, Александр Славин, Александр Хныкин, Елена Сулименко, Владимир Трушников и другие уважаемые товарищи.
Результатом обсуждения доклада стало принятие предложения провести в обозримом будущем очередную конференцию для обсуждения теоретических, терминологических и актуальных практических вопросов дальнейшего бытования и развития Авторской Песни.
В связи с этим приглашаем всех заинтересованных друзей и соратников ознакомиться с предлагаемым сюжетом, приступить к его обсуждению на страничке данного форума и совместными усилиями начать подготовку к реализации задуманного.
Убедительная просьба ко всем: не слишком «растекаться по древу» и не допускать избыточных уклонений от заявленной темы. Иначе распылимся в мыслях и спорах и не договоримся ни о чём, как бывало, увы, не раз!
Приступим, братие?

Владимир Капгер, Елена Варенцова

По рекомендации А.Костромина доклад выкладываем ниже в данной теме последовательно отдельными блоками.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:10:45 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
Доклад Владимира Капгера «Вопросы для будущих ответов»
«Круглый стол» 14-го весеннего ФАП московского ТО «БардАкадемия»
Москва, Д/О «Ершово», 10.03.2019

«БардАкадемия» начинает оправдывать свой статус:
за «Круглым столом» 14-го весеннего ФАП «БардАкадемии» мы собрались для обсуждения насущных вопросов состояния и развития Авторской Песни как вида искусства на данном историческом этапе её существования.

I. АНАЛИЗ НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ.

Авторская песня не умерла и не состарилась, как полагают многие состарившиеся любители авторской песни и участники движения КСП.
На крупнейших слётах и фестивалях в последние 5-10 лет наблюдается резкое омоложение как контингента авторов и исполнителей, так и аудитории.
Например, на Грушинском фестивале порядка 70-80% населения относится к возрастной категории «младше 40 лет».
При этом, наблюдается процесс активного «перемешивания», взаимопроникновения на сценических площадках различных стилистических, эстетических и жанровых направлений песенного искусства, что ведёт к постепенному «растворению» традиционной АП и утрате возможности её идентификации как особого вида искусства.
Что с этим делать? И надо ли что-то предпринимать?

1. Авторская Песня – аутентичный (самобытный, рождённый в России, на почве русской музыкально-поэтической традиции) вид искусства. Поэтому его неуклонная трансформация под влиянием сиюминутных стилистических веяний вызывает озабоченность: как бы не утратила АП своих драгоценных отличительных черт окончательно.
Ряд исследователей и комментаторов феномена АП отмечают присущие ей признаки синкретического искусства, а также очевидный синтез поэзии, музыки и драматургии.
Слияние этих начал в сочетании с исключительной импровизационностью песенного действа представляет собой характерную особенность искусства АП: неповторимость каждой исполнительской акции.
В классической музыке, эстраде, рок-музыке, джазе, фламенко – тоже есть место для импровизации. Однако в перечисленных видах искусства импровизация – является неким необязательным, дополнительным атрибутом перфоманса. Даже в джазовых сейшнах импровизаторы работают в рамках заданных сетов.
Для АП в большей мере характерна неповторимость акций. При каждом исполнении песня как бы рождается заново и впервые. Отсюда возникает и особая, постоянно отмечаемая «исповедальность», задушевность наших концертов и «посиделок».

2. Острой проблемой, даже бедой, АП как вида искусства стало отсутствие устоявшейся профессиональной искусствоведческой критики.
Мы знаем работы различных исследователей в этой области – монографии, очерки реферативного плана, критические статьи и т.п. – но все эти труды носили всегда разрозненный, стихийный характер. Каждый исследователь открывал мир АП заново, создавая свою собственную систему оценок, градаций, дефиниций, классификации и таксономии.
В результате мы сегодня не имеем никакой надёжной теоретической и даже терминологической базы для обсуждения феномена АП. Каждый участник дискуссий под одним и тем же термином понимает что-то своё.

3. В результате мы даже не можем ясно сформулировать, что такое АП, отграничить её от других видов песенного сценического искусства.
Из-за очевидной несообразности (бессодержательности!) самого термина «Авторская Песня» возникает полная стилистическая путаница.
Каждый автор, написавший собственную песню, считает себя представителем АП или «бардом». Люди не понимают, что термин АП обозначает не авторское происхождение произведения, а является условным названием особого вида песенного искусства, имеющего определённые онтологические черты.
На форумах, которые мы пытаемся организовать, часто наблюдаем засилье «полиформата»: в конкурсы, мастерские приходят толпы рокеров, рэперов, блюзменов, кантристов, фламенкистов, эстрадников, шансонников, романсистов – кого угодно! – и все они настойчиво, порой, настырно лезут на главные профильные сцены наших слётов, фестивалей и концертов, часто полностью вытесняя со сцен собственно АП.
Надо отметить, что этот «полиформат» мы сами же и насаждали долгое время. Нам хотелось расширить силистические рамки АП, адаптируя к нашим художественным ценностям находки и приёмы смежных песенных потоков. Нам казалось, что АП «зависла» на уровне 3-х аккордов, хотя это было, конечно, роковым заблуждением: достаточно вспомнить композиционное богатство бардов-классиков – Клячкина, Дольского, Дулова, Бережкова, Миразаяна, Луферова и прочих – чтобы раз и навсегда отмести подозрения в «трёхаккордности».
Однако, сам Витя Луферов на территории театра песни «Перкрёсток» пестовал разноформатную молодёжь на протяжение многих лет.
В итоге имеем то, что имеем: совершенно убитую, размытую стилистику современной АП.
Как сказано в Писании – «вселенская смазь». Представим себе балетный конкурс в Большом театре и номинанта, виртуозно пляшущего гопак в шароварах и армяке.

4. Болезнь «лауреатства» (История самозванства на Руси).
Думаю, не ошибусь, если предположу, что в России проходит ежегодно несколько сотен, если не тысяч разнокалиберных фестивалей, конкурсов и слётов АП.
Большинство из них имеют характер, как минимум, «межрегиональных», а то и «всероссийских», «международных» и «всемирных». Досадно видеть афишу местечкового фестиваля АП, на которой написано, что это «Всероссийский фестиваль АП, на котором выступают ЛУЧШИЕ БАРДЫ РОССИИ». Внимательно приглядываюсь к фамилиям в анонсе: где Городницкий? Долина? Митяев? Кочетков? Кто эти люди? Никого не знаю! Сходка самозваных графоманов? Или смотр-конкурс художественной самодеятельности?
Но они, графоманы, в итоге получают дипломы ЛАУРЕАТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ, которыми потом козыряют по всему миру, позоря наш вид искусства, дискредитируя его, отпугивая публику и потенциальных партнёров. Что с этим делать?
Есть и подлинные мошенники, которые разъезжают по стране, организуя КОММЕРЧЕСКИЕ конкурсы, привлекают поддержку спонсоров, властей, масс-медиа. Спонсорские деньги кладут себе в карман, лавры надевают на голову, а от назойливых «номинантов» отделываются подачками.

5. Причины угасания народного интереса к АП.
Два года назад во время моих последних израильских гастролей мой старинный друг, известный журналист Сергей Пашков в задушевной беседе задал мне вопрос, поставивший меня в тупик: «Как ты думаешь, Володя, почему русские барды, являвшиеся поистине народными героями 60-80-х годов, на концерты которых билеты доставали из-под полы, выступления проходили негласно, подпольно, но молва о них передавалась из уст в уста и публика набивалась в три слоя, а неудачники, не влезшие в аудиторию, кусали локти от обиды и отчаянья, - почему в наше время внезапно барды стали восприниматься как потрёпанные экспонаты из прошлых эпох, как социальные аутсайдеры. Общественный интерес к ним угас, а слова их песен больше не вдохновляют и не пробуждают души людей?»
Признаюсь, я растерялся, так как и возразить мне было нечего (ибо примерно как сказано, так оно и есть!), и внятной версии ответа на поставленный вопрос я сымпровизировать не смог.
И вот два года я проходил, размышляя над этим вопросом и не находя ясного и простого ответа, пока в процессе подготовки этого материала для «Круглого Стола» «Бардакадемии» не получил подсказки от проницательной Елены Варенцовой.
«Всё очень просто – пояснила она, - барды перестали быть народными героями именно потому, что перестали ими быть. Большинство нынешних представителей АП в нынешнее утилитарное время поддались на всеобщий ажиотаж, связанный с погоней за материальным успехом, захотели славы земной, захотели «блистать», вести «звёздный» образ жизни. А для достижения этих целей приходится неизбежно расплачиваться компромиссностью, конформизмом, идти на поводу у заказчиков, спонсоров, финансовых доноров. Барды отказались от своей роли глашатаев высших нравственных и духовных ценностей, захотели нравиться, говорить со сцены то, что от них хотят услышать. А люди же не дураки и не слепцы. Они всё видят, слышат, понимают и трезво оценивают. Потому и начинают отказывать нынешним бардам в уважении и пиетете. Публика потребляет их продукт, превратившийся в род сценического ширпотреба в стиле застольной «ржаки» и развлекаловки, смеётся и хлопает, но героями таких «бардов» считать отказывается».
Действительно, в эпоху расцвета бардовской песни было невозможно себе представить, чтобы ведущие представители нашего искусства – Высоцкий, Ким, Галич, например – вышли бы на сцену с баюкающими, безмятежными куплетами и развлекательными частушками на потребу публике или властям предержащим. Барды-основатели выступали в своей природной ипостаси воинов с гитарой, бескомпромиссно и прямо провозглашавших со сцены болезненные и страшные откровения и истины. И получали за это не премии, материальные блага и гонорары, а гонения, ссылки и изгнание. Но и, как следствие, всенародную любовь, уважение и восхищение.
Вопрос: если данное наблюдение является достоверным и истинным – оно представляет своего рода диагноз профессиональной нравственной болезни, поразившей наш цех. И как любая игнорируемая болезнь, этот недуг тоже может оказаться убийственным для нашего искусства. Двигаясь безоглядно на фальшивый свет «болотной гнилушки» поверхностного успеха, не погибнем ли мы окончательно в трясине алчности, сребролюбия, материально мотивированного конформизма?
Вот уже и сегодня мы наблюдаем тенденцию ожидания смелых социальных, политических и моральных откровений скорее от рэперов и панк-рокеров, от Шнура и Слепакова, но не от традиционных бардов, которых всё чаще можно увидеть на заседаниях в высоких кабинетах, где распределяются гранты, фонды, бюджеты и составляются бизнес-проекты внушительных «мультиформатных» фестивалей и иных съездов и форумов.
Вот свежее предание о том, как министр культуры Мединский сказал Олегу Митяеву в ответ на его сетования по поводу критического финансового положения Грушинского фестиваля: «Как же мне надоела ваша «вонючая» авторская песня». Эти слова вызвали в наших кругах волну обиды и возмущения. А я отлично понимаю министра: ведь в каком виде предстаёт наше искусство перед властями предержащими? Они видят в нашем цеху одни склоки, делёжку и денежное попрошайничество. Действительно, возненавидишь бардов, когда они только и делают, что обивают пороги высоких кабинетов, стучатся в двери и просят, просят… А взамен одни кляузы и жалобы друг на друга.
Эта моя пространная сентенция произнесена перед вами для того, чтобы озадачить всех нас открывшейся передо мной проблемой коммерциализации и меркантилизации не только Авторской Песни как явления, но и наших бардовских душ. Призываю всех обратить на это внимание. Деньги получать за выступления не зазорно. Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». А у нас, кажется, настала полоса продажи именно вдохновенья, а не его производных.

6. Итак, предполагаю, что надо поднять вопрос о созыве очередной профильной конференции, посвящённой разрешению проблем АП сегодняшнего дня. Это должен быть форум заведомо авторитетных представителей АП, определённых по «гамбургскому счёту».
Задачи:
- выработка формальных и стилистических дефиниций для отграничения эталона АП от остальных родственных (сходных, близких) видов песенного искусства.
- поиск сопоставимых методов градации и оценки произведений и выступлений на конкурсных и фестивальных форумах АП.

7. Предлагаю вашему вниманию попытку определения АП как вида искусства (краткий вариант).
Авторская песня - это вид поэтического песенного искусства, начавший складываться в России в послевоенный период как разновидность «городского романса» и представляющий собой синтетическое явление, впитавшее в себя элементы как многих направлений русской песни (разные формы старинного романса: классический, «жестокий», салонный, цыганский романс; исторические сословные песни: казачьи, солдатские, студенческие, «блатные» и т.д.), так и некоторых западных песенных жанров (французский шансон, немецкие зонги, испанское фламенко, американский блюз и кантри). В 60-е – 70-е годы испытала некоторое влияние рок-музыки. Исполняется традиционно преимущественно под гитару. Несмотря на очевидную разнородность составляющих жанр элементов, АП преодолевает эклектичность, перерабатывая усваиваемые влияния и оставаясь, пожалуй, единственным аутентичным («домашним», самобытным) живым явлением в русской песенной сценической культуре.
Пояснение к определению.
Для АП в целом, характерно преобладание поэтической, смысловой основы произведения, а музыка, как правило, является «резонирующим», усиливающим поэзию обрамлением.
Хотя здесь есть и достаточно большой блок исключений в силу того, что авторская песня разделяется на много разновидностей, возникших в зонах контакта с родственными, пограничными жанрами: «русским шансоном», русским акустическим роком, традиционной эстрадой и т.д.
Рядом авторов представлено направление «композиторской» авторской песни, произведения которой сочинены на стихи других поэтов.
Существует широко ходящее среди массового слушателя ошибочное представление о мелодико-гармонической скудости АП.
Действительно, среди множества авторов велик процент композиторов-дилетантов, тиражирующих вторичные и музыкально ограниченные образцы.
Но о каждом явлении следует судить по его лучшим представителям и достижениям. И здесь АП вполне конкурентоспособна по сравнению с любым иным песенным направлением, как России, так и других стран.
К тому же, надо всегда помнить: в любом виде искусства шедевры, высококачественные, самобытные произведения всегда в абсолютном меньшинстве, и АП не исключение.
Например, среди сотен тысяч английских и американских рок-группп возникло всего несколько десятков великих и выдающихся авторов и коллективов. А остальная масса представителей была лишь субстратом для их появления. Так же и американский рок-н-ролл явил миру несколько десятков по-настоящему ярких авторов и исполнителей, а в целом представляет собой весьма однообразную музыку (вот уж впрямь, «на трёх аккордах»).
Характерной чертой авторской песни является её «гитарность».
Подавляющее большинство авторов-исполнителей всегда довольствовались пением под гитару. До сих пор полагают, что эта важная, «сакральная» составляющая жанра, от которой нельзя отказываться, иначе «убьёшь задушевность». В действительности же моноинструментальность возникла как историческая необходимость: АП по духу (а часто и по смыслу) была не совместима с государственной идеологией, и основной её поток находился на полулегальном положении, бытуя на квартирных кухнях и лесных полянах.
В такую аудиторию ни оркестр, ни фортепьяно не доставишь. Естественным путём главным универсальным инструментом стала гитара.
Иногда АП тяготела к аккуратной инструментальной аранжировке. И в советские времена были многочисленные попытки создания подобных коллективов. В постсоветское же время инструментализация АП начала бурно развиваться, вырвавшись из-под идеологического прессинга. В настоящее время множество жанровых команд ведут активный поиск адекватной оркестровой стилистики.
Сегодня АП в отличие от большинства параллельных течений – рок, рэп, джаз, кантри, шансон, блюз и т.п - является единственным «домашним» песенным жанром, не заимствованным из иноязычных культур.
В этом смысле АП – подлинная визитная карточка национальной песенной культуры.
К сожалению, этот поистине российский феномен и по сей день остаётся на периферии медийного пространства, которое заполнено в основном вторичными подражательными произведениями-однодневками, не имеющими никакой художественной ценности.
Многословие данного определения довольно естественно: ведь детально определить любое крупное явление, отразив все его важные характеристики – всегда задача объёмная.
Если давать ПОЛНОЦЕННОЕ определение, например, блюзу или балету – тоже получится большая статья.
В словарное определение АП, при необходимости, я готов внести корректировку и уточнения.

8. Уникальность АП как явления в современной мировой цивилизации:
- АП предложила альтернативные для советской эпохи (не-марксистско-ленинские) формы миросозерцания;
- сделала попытку формулирования независимой от официальной догматики системы человеческих ценностей;
- на основе АП возникло уникальное сообщество – анклав, «зачарованный остров любви и дружбы» в «колхозном океане» мира СССР: «Страна КСП».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:11:50 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
II. Отдельная тема – “Литургическая роль АП в цивилизации СССР».

1. Пожалуй, всем ясно, что барды-основатели – дети и «выкормыши» советского времени. Это нормально и понятно. В те времена проявления религиозности были не только под официальным запретом, но их стеснялись и в дружеском общении. Мы были лишены Церкви и НАСТОЯЩЕГО литургического общения, а потому искали и пытались сотворить замену.
Однако, по-видимому, нормальный человек не может уйти от попыток осознания своего места во вселенной и смысла своего бытия в соотнесении с Первопричиной мира.
Поэтому практически у всех бардов-основателей обнаруживаем «богоискательские мотивы».
Окуджава (атеист, коммунист, крестившийся перед самой смертью): «Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет… Мне надо на кого-нибудь молиться…»
Визбор (пришедший к ТЕМЕ тоже перед смертью; пока был здоров: «Раздаётся вдруг звонок, вызывает, видно, Бог»): «И витает, как дымок, христианская идея… Но спасает нас в ночи от ПОЗОРНОГО БЕЗВЕРЬЯ…»
Высоцкий: «Купола в России кроют чистым золотом… Мне есть что спеть, представ перед всевышним…»
Луферов: «Перед тем, как к вам прийти… Голову мою к земле всё ниже-ниже гни, Господь, как иву над водой».
Галич – крестившийся у отца Меня в разгар гонений. Понял это раньше и полнее других.
Обнаруживаем практически у всех больших авторов:
Егоров: «Да поможет нам Бог, нам, не верящим в Бога…»
Городницкий, Новелла и Вера Матвеевы…
Душа человека ищет мира и согласия с Первопричиной мира.
И АП была единственным поприщем для этого поиска в советской реальности.
Капгер: «Когда нас гонит быт убогий…» - замаскировал под посвящение Вертинскому.

2. Как следствие – множество формальных черт литургичности:
- Слёты - Лесные мистерии, «литургии», почти богослужения.
- Настоящие хоралы, песнопения со слезами на глазах.
- КСП-шные свадьбы, крестины, венчания;
- Ритуальные гигантские костры, факельные шествия, в которых воплощалась тоска от разрыва общения с Первопричиной мира.

3. Эти онтологические черты АП, кажется, невозможно найти НИ В ОДНОМ песенном искусстве нашего времени у других народов и культур. Им это было не нужно, у них были свои Предстательства перед Богом – свои Церкви.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:12:34 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
III. Коллизия: Авторская Песня – Бардовская Песня.

Кажется, следует рассматривать АП не как жанр, а как ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД песенного искусства. Не я первый выдумал. Поэтому в данном вопросе хотелось бы обратиться к помощи профессиональных искусствоведов, музыкальных, литературных, театральных критиков.
Если АП жанр, то жанр ЧЕГО? Если же АП вид искусства, то можем выделять из него ряд жанров:
- «Песня странствий» («туристическая песня»)- Визбор, Дулов, Аделунг, Городницкий, Крупп;
- Городской («кухонный») романс. Интеллектуально-духовный поиск в условиях идеологической несвободы;
- «Сословные романсы»: студенческий, солдатский, медицинский, дворовый, лагерный, блатной фольклор; патриотическая, «афганская» песня;
- смеховая песня: пародии, социально-политические памфлеты, сатира, смех ради смеха («Дразнилки», «ржака»).
Каждый волен добавить от себя.
Я бы выделил отдельно особым жанром АП Бардовскую Песню.

1. Бардовская Песня как базовый жанр авторской песни.
Её родовые признаки.
Она всегда серьёзна. Даже за смеховой оболочкой отчётливо видим мировоззренческий подход: вопросы жизни-смерти; поиск смысля бытия; обретение и утрата Любви; верность – предательство; природа страха и его преодоления; вопрос выбора пути.
Отдельная тема – социально-политическая критика.
Эталонным бардом России являлся Владимир Высоцкий, хотя сам и открещивался от этого титула.
Ещё выдающиеся представители БП – Туриянский, Галич, Аделунг, Бережков, Луферов, Мирзаян, Семаков. Добавьте от себя.
Каждый автор может выступать в различных ипостасях. Необязательно представитель АП либо бард, либо не-бард.
Никитин, например, в ряде песен выступает в качестве барда, а в других как лирик.
Городницкий, Дольский, Клячкин писали отчасти лирические авторские произведения, а в других случаях – бардовские.
«Переведи меня через майдан» - блестящий образец провидческой БП. А «Александра» - авторская лирика.

2. Определение «Барда» как представителя АП.
Бард выступает как глашатай пассионарной духовности, противостоит монстру агрессивного, умервщляющего душу мещанства, «золотого тельца», демону мшелоимства.
Бард провозглашает мировоззренческую позицию и утверждает её своим ТВОРЧЕСКИМ примером.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:13:10 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
IV. Уникальность АП как явления мировой цивилизации.

В культурах других народов мира есть АНАЛОГИ АП России. Но это лишь АНАЛОГИ.
- Франция: Жак Брель, Жорж Брассанс, Серж Гинзбург, Борис Вийан, Энрике Массиас.
- США: Боб Дилан, Пит Сигер, «блу-грасс», «рабочий блюз» (16 тонн).
- Англия – социальный рок: антивоенные, «рабочие» композиции (Дом Восходящего Солнца, Синс айв бин лавин ю; Роллинг-Стоунз; Леннон: «Пусть на галёрке хлопают работяги. А в партере богачи гремят бриллиантами».
- Германия – Райнхард Май (ФРГ), Вольф Бирман (ГДР).
- Чили – Виктор Хара.
Этих бардов мы знаем – а их ещё тысячи!
Но есть и коренные отличия этих АНАЛОГОВ АП от нашей домашней, русской АП.
Наблюдаем совпадения по ряду признаков, но полного комплекса – нет!
В странах «свободного мира», где не было господства единой государственной идеологии, у деятелей искусства не было нужды вырываться за границы навязанных идеологем.
Поэтому социальная направленность творчества зарубежных бардов ориентировалась на противостояние потребительству и мещанству, на борьбу с парализующей души идеей «общества потребления». Характерна знаменательная песня 1968 года Роллинг-Стоунз «Кто остановит супер-маркет?» Вопрос актуален до сих пор.
Несколько ближе к нам складывалась ситуация в соцстранах. Хотя и там не было такой интенсивности идеологического давления правящих государственных структур. И в Польше, и в Чехословакии, и в Венгрии была куда большая свобода совести, вероисповедания, мировоззренческих позиций. Ни в одной стране «соцлагеря» не была так последовательно удушена и истреблена Церковная жизнь и духовная общинность, как в СССР.
Возможно, как следствие и возникла неосознанная тяга реализовать Таинства, сложившая такие специфические черты АП, как:
- исповедальность;
- квази-литургические действа на слётах КСП, напоминавшие мистерии;
- лесные свадьбы, «крестины», «поминальные» слёты-«панихиды».
Потому, возможно, эта «условно-литургическая» составляющая и является одной из самых ярких отличительных черт братства АП.
В итоге нигде, кроме России, не возникло предпосылок для возникновения такой уникальной духовно-культурной общности как КСП. Хватало разнообразных «братств-заменителей», таких, как хиппи, битники, панки. Существовал целый мир свободного клубного общения по интересам. Будь то танцевальные сообщества, спортивные объединения, мото-рокеры и тд.
Потому НИГДЕ В МИРЕ и не появилось ничего подобного нашей «советско-российской» «Республики КСП».
Теперь её анклавы распространились по всем провинциям «русского мира» зарубежья. Трудно назвать страну, в которой не существовало бы клубов или просто компаний, исповедующих «религию» АП или КСП.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:13:43 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
V. Отдельная тема – взаимоотношение КСП, КГБ, ВЛКСМ и советского государства.

И здесь обнаруживаем некоторое сходство с положением Церкви в СССР.
Существовали специальные структуры, пытавшиеся контролировать, нивелировать и направлять низовую активность и инициативы лидеров КСП.
Детальная структура и канва этих взаимоотношений до сего дня – «тайна за семью печатями».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:14:23 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
VI. Итог. Что с этим всем делать?

Несмотря на значительные усилия ряда теоретиков и практиков бардовского движения (было проведено несколько конференций, изданы книги, реферативные работы – Петушки, Юрий Андреев, Владимир Фрумкин, Никита Вайнонен, Ролан Шипов, Леонид Беленький, Юрий Лорес, Александр Дулов), до сих пор нет устоявшейся картины системных подходов к теме АП.
Я задаю вопрос: может быть, назрел момент, когда надо создать авторитетное экспертное сообщество, состоящее из уважаемых бардов, деятелей КСП, исследователей означенной темы и провести некий симпозиум, конференцию для решения изложенных вопросов?

10.03.2019 Владимир Капгер

Файл видеозаписи приведенного выше доклада выложен в YouTube по адресу:
https://youtu.be/v_BKU6ab_8Q


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 12:20:24 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
После прочтения В.Капгером вышеизложенного доклада на "Круглом столе" прозвучали интереснейшие выступления Игоря Каримова, Ирины Алексеевой, Александра Евстигнеева и других участников. Решение "Круглого стола" - тема важная, конференцию готовим.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Воскресенье 05 Май 2019 05:55:39 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Воскресенье 05 Май 2019 05:50:47 PM
Сообщения: 3
Время. Всему причиной - время.
Возрождение всеобщего интереса к "авторской песне" в нашем понимании - впереди. Примерно лет через пять-семь, когда утихнут политические и денежные баталии, так плотно засра... заполонившие все трансляционные потоки, что места для не-товаров почти не осталось.
Утихнет вой и визг "попил-машины" - вот тогда вернётся время наших песен.
А пока... Пока - нужно сохранить. И ся сберечь, и песни, и детей. Кто что и кого сумеет.
Хотя-а-а... А куда ж мы, денемся?!
Вернее - не мы, а наши... следы на чистых скатертях светлых душ.
То, что мы вольно или невольно посеяли - обязательно прорастёт.
Всему - своё время.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 08 Май 2019 02:59:35 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 08 Май 2019 02:38:41 PM
Сообщения: 6
Константину Пронину. В принципе, согласен с заявленным. Но мы ожидали бы не просто мировоззренческих, общих рассуждений, а практических инициатив. Когда, где и какими силами провести обсуждение поставленных вопросов. Я бы приветствовал и предложения по конкретным формулировкам: что такое авторская песня (определение в буквальном, строгом, энциклопедическом формате!); из каких источников возникает её поток; какие жанры входят в наш вид искусства; как очертить его границы, чтобы не отождествлять, условно говоря, Окуджаву, Зыкину и Шнура. А то сейчас именно это и происходит на "мультиформатных" мероприятиях, мимикрирующих под форумы авторской песни. Спасибо за сотрудничество.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 08 Май 2019 04:00:36 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Вторник 03 Апрель 2018 06:34:54 PM
Сообщения: 10
Привожу ниже один из ОТКРЫТЫХ диалогов со странички Владимира Капгера на Фейсбуке, состоявшегося уже после объявления о выборе форума ЦАП, как наиболее удобного места для обсуждения заданной темы и подготовки конференции:
(Эпиграф
Елена Варенцова
Друзья! НАСТОЙЧИВО обращаю ваше внимание, что местом для ПРОДУКТИВНОГО обсуждения заданной темы НАМЕРЕННО выбран не фейсбук, и не контакт (или еще какие-либо сети для повседневного общения друзей), а ФОРУМ! Эта форма общения более системна и результативна. Своего рода виртуальный Круглый стол. Здесь же Володя просто дал ссылку на ресурс московского ЦАП, где и будет происходить обсуждение и подготовка к конференции. УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ всех заинтересованных зарегистрироваться на форуме московского ЦАП и сразу (пока не засосало безнадежно здесь) перенести и данную беседу в тему, которую мы с Володей там создали. Регистрация там быстрая, все работает. И Володе не придется по 10 раз растолковывать одно и тоже здесь на фейсбуке. ПРОШУ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ЕГО ДОКЛАДОМ. ТАМ МНОГО ЛЮБОПЫТНОГО, ЕСТЬ ОТКРЫТИЯ.)
Владимир Капгер
Ленчка правильно написала. Нет смысла замыливать стены социальных сетей нашей специфической болтовнёй. Давайте, кто хочет обсуждатьтему, соберёмся на форуме КСП МСК (см. ссылку)
Maria Virokhovsky
А я не хочу на форум, хочу здесь свои 5 копеек, можно? Во первых, первая часть очень понравилась. Вот мои мысли - в пень Авторскую песню! Забудте об этом термине, он ничего не значит. Бардовская песня, этим все сказано. И это действительно русское явление и самобытность, её нужно хранить и лелеять. Даже в ивритском ролике который знакомил израильтян с русскими тут в Израиле и их культурой, говорили про этот стиль песни - bard. Во вторых, насчёт душевности - не надо, это не исключительно бардов явление. Любой хороший исполнитель исполнит песню всегда по новому и душевно, может и не в каждой стилистике но уж не только в бардовской. Ну и в третьих, потом Капгер скатился вдруг в литургию, внезапно . Я такое уже видела у других культурологов, с гуманитарным естественно образованием, говорит про классическую музыку и вдруг скатываются в религию и не могут оттуда выбраться. Печально конечно, это ж всего лишь пробел в образовании который ничего не стоит заполнить в наше время, опять порекомендую канал sci-one, или первый научный. А то что барды за 5 минут до смерти крестились - это опять таки грустно но понятно, ибо мозг деградирует после 25 лет, ну а к моменту смерти когниция и логика я думаю просто недоступна, и это не смешно а грустно.
Владимир Капгер
Машенька, ты, как всегда, в своём репертуаре. В этом плане от тебе давно уже никто ничего нового не ждёт. Всё предсказуемо, увы... Что ты там про когницию после 25 пишешь?..
Maria Virokhovsky Владимир Капгер
что делать, мозг просто ссыхается . Да и вообще эволюции мы не нужны после 25-30, вот наш нормальный предел жизни, это современная медицина нам дарует долгую жизнь. А так - размножился лет в 18, деток вырастил и goodbye .
Владимир Капгер Maria Virokhovsky
Ну-ну... Особенно это заметно по таким "монстрам", как академик Городницкий, например. В свои 86 такие горы ворочает, такие открытия совершает, что всем "молодым" вместе взятым ему и в подмётки не пойти. Не бывала у него на концертах в последнее время? Городницкий и иже с ним прямое доказательство того, что никакого "возраста" просто не существует. Большинство двадцатилетних рядом с ними дряхлые, депрессивные старики.
Maria Virokhovsky Владимир Капгер
так я ж написала - достижения медицины, цивилизации. 30 лет это предел жизни древних людей.
Владимир Капгер Maria Virokhovsky
Слава Богу, мы не древние. У нас вхождение в разум после 40 только начинается. А взлёт интеллекта после 60. Тогда включается как раз резонанс опыта, интуиции, и расцвета сил. А конец творческой потенции наступает тогда, когда человек сам решает, что "хватит". А это индивидуальные проекты... А нынешний молодняк - дети интернета - это просто какой-то кошмар! Вот мы уйдём, не знаю, что с планетой будет.
Maria Virokhovsky Владимир Капгер
ну не согласная я... но опыта конечно прибавляется с годами, не без этого .
Владимир Капгер Maria Virokhovsky
Машенька, как ты понимаешь, я много общаюсь с нынешней порослью. Конечно, далеко не все из них "буратины". Духовных, любопытных хватает. Но, по моим наблюдениям, процентов 30-40 люди уже опустошённые. Ничего не читавшие и не понимающие, зачем читать вообще. Не имеют никакого кругозора и не стремятся его обрести. Хотят от жизни толькополучать удовольствия, немедленно и не прилагая сил. Ещё процентов 30 в недоумении: надо как-то жить, к чему-то стремиться, а к чему, понять не могут: поток мутной дезы сбивает с толку, а нравственные ориентиры дискредитированы. Святого ничего в жизни нет. А остальные 20-30 процентов ещё подают надежду. Но положение их почти безнадёжно: духовность, мечта, стремление - понятия ныне невостребованные. Никому они не нужны. Только прагматизм! Отнять и распилить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 08 Май 2019 04:38:47 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Понедельник 21 Март 2016 02:39:55 PM
Сообщения: 57
Елена, спасибо за интереснейший и подробный материал. Нашел многое, что созвучно моим мыслям. Когда-то некоторые соображения я высказывал в своем ютьюб-блоге об авторской песне, но забросил его, а вот сейчас с радостью и удивлением обнаружил единомышленников. Есть в моих соображениях некоторые, интересные на мой взгляд, отличия от вашего материала. Позвольте изложить. Оговорюсь только, что не претендую на истину, и все нижеизложенное - мой, сугубо личный взгляд.

Я так сформулировал для себя определение АП:

Авторская песня - это песня, написанная и исполненная автором.

Всё. Поясню.

АП - отдельный синтетический вид искусства, один из древнейших, появившийся тогда, когда человек положил свою ритмизованную речь на мелодическую основу и стал аккомпанировать себе на каком-либо инструменте. Я не стал бы заявлять право на появление авторской песни в Советском Союзе и, тем более, не пытался ограничить её проявления деятельностью КСП. В СССР был просто один из всплесков, моментов возрождения АП, обусловленный состоянием общественного сознания.

Просто АП на Руси особо не везло. Бардов, голиардов, менестрелей и прочих неуправляемых сочинителей в любой стране охотно бросали в кутузку, но в России это делали с особым рвением. Наших скоморохов и песельников еще в средние века выжгли каленым железом, и АП у нас "ушла в народ", в фольклор. И время от времени возникала "из пустоты, из ничего", отзываясь на движения общественной мысли.
АП не имеет географической или социальной привязки: она присутствует в искусстве всех народов и в любой стране. Жанры и стили АП невероятно разнообразны: от обрядовых песен до рок-н-ролла, от частушек до рэпа.

Отличия ее, как вида искусства, очевидны:

- авторская песня существует только в исполнение автора, поскольку только автор имеет возможность наиболее полно передать эмоциональную и интеллектуальную составляющие своей работы;

- авторская песня не имеет видовой определенности и может быть исполнена в любом жанре: духовные песни, музыкальные стихи, городской романс, бардовская песня, актерская песня, рок, блюз, фолк и т. п. Например, тот же Высоцкий работал в жанре актерской песни, писал романсы, туристические и эстрадные песни, сочинял для спектаклей и кино.

- авторская песня, подобно театру и балету, "живой" жанр и существует в реальном времени. Она требует непосредственного контакта с личностью автора. Запись исполнения теряет что-то вроде "энергетической составляющей" и не может сравнится с эффектом от "живого" исполнения.

- АП всегда личное, отражающее мысли и чувства автора произведение, и чем более свободен автор от влияний и требований общества или отдельных его представителей: царей-батюшек, отцов нации и т. п., тем выше её объективная ценность. А уж насколько "качественно" передаст автор свои мысли и насколько они будут глубоки, зависит только от автора: его интеллектуального уровня, духовного развития и исполнительского мастерства.

Вот, коротко, все. Еще раз спасибо, и да здравствует авторская песня - голос нашей души.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Среда 08 Май 2019 11:50:25 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 16 Ноябрь 2006 12:12:13 AM
Сообщения: 2637
Откуда: Москва
Дорогие друзья! Постарайтесь, плз, в данном обсуждении по возможности не наступать на те грабли, на которые уже неоднократно наступали. Рекомендую хотя бы немного изучить опыт предшественников. На данном сайте есть специальный раздел "Авторская песня: определения", содержащий довольно много, на мой взгляд, полезного. Также советую прочитать статью Ю.Дружкина -- не об АП, а о песне вообще:.
От себя лично добавлю, сама постановка вопроса "Что Такое Авторская Песня?" некорректна. Цитирую себя же:
Цитата:
Постановка вопроса некорректна. Песня как таковая может рассматриваться как:
1. Песня — то, что поётся (процесс). Происходит здесь и сейчас
2. Песня как спетое — феномен памяти слушателя (впечатление). Остаётся в памяти на неопределённое время.
3. Песня как сочинение автора (уже сочинённая когда-то, автор собирается её спеть)— феномен его памяти.
4. Песня выученная наизусть — феномен памяти выучившего. В частности, исполнитель песни сначала её выучивает и при исполнении вспоминает выученное.
5. Песня в процессе её рождения у автора — это вообще нечто умонепостижимое.
Вопрос без ответа: песня как «опус», т.е. «произведение» — это что?
1. Текст, мелодия, гармония?
2. Аудиофайл?
3. Видеофайл?
4. Только непосредственно авторское исполнение?

(Там есть ещё и некоторое обсуждение.)
Для новых посетителей форума: текст, выделенный красно-коричневым цветом, следует кликнуть мышкой -- откроется ссылка. Извините, вдруг кто-то этого не знает :oops:

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 09 Май 2019 10:28:14 AM 
Не в сети

Зарегистрирован: Воскресенье 05 Май 2019 05:50:47 PM
Сообщения: 3
Не готов к развёрнутому изложению, но вот тезисно:
Песня - это текст+музыка+человек.
Термин "авторская песня" возник как альтернатива "КСП", "самодеятельная песня" в конце 80-х. Неудачная замена. Нужно искать иные слова. Эти не отражают сути нашей песни, в которой, как мне понимается, самой важной частью выступает человек.
Неоднократно отмечал для себя на "фестивалях" возле костров, как изначально "эстрадная песня" в исполнении человека становится "нашей". И напротив, зачастую звучащая в исполнении иного "певца ртом" становится пошлостью или глумливостью... Примеров вы и сами можете привести множество. К сожалению.
Так что - человек в НАШЕЙ песне - самое основное.
Нет, музыка, текст, исполнительское мастерство нашей песне нужны, но без человека она перестаёт быть НАШЕЙ.

Что же касается исследований текстов, музыкальных приёмов, критических статей и прочих атрибутов искусства - всё это прирастёт. Или не прирастёт. Это не изменит НАШЕЙ песни.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 09 Май 2019 11:39:37 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 16 Ноябрь 2006 12:12:13 AM
Сообщения: 2637
Откуда: Москва
ПронинКонстантин писал(а):
Термин "авторская песня" возник как альтернатива "КСП", "самодеятельная песня" в конце 80-х. Неудачная замена.

Извините, Константин. Вы распространяете информацию, не соответствующую действительности. О термине "авторская песня" подробно в статье И.А.Соколовой.
Опять те же грабли вместо движения вперёд.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 09 Май 2019 06:43:15 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Воскресенье 05 Май 2019 05:50:47 PM
Сообщения: 3
Александр Костромин писал(а):
ПронинКонстантин писал(а):
Термин "авторская песня" возник как альтернатива "КСП", "самодеятельная песня" в конце 80-х. Неудачная замена.

Извините, Константин. Вы распространяете информацию, не соответствующую действительности. О термине "авторская песня" подробно в статье И.А.Соколовой.
Опять те же грабли вместо движения вперёд.

Я не "распространяю информацию", а высказываю личное мнение.
Ведь мы тут что-то обсуждаем? Впрочем - я более не участвую.
Вам, похоже, нужны не мнения, а подтверждения высказанного.
Извиняться не за что, но всё-таки думать нужно ПЕРЕД тем, как высказываться...
Прощайте.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 09 Май 2019 08:46:52 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 08 Май 2019 02:38:41 PM
Сообщения: 6
Бузуев писал(а):
Елена, спасибо за интереснейший и подробный материал. Нашел многое, что созвучно моим мыслям. Когда-то некоторые соображения я высказывал в своем ютьюб-блоге об авторской песне, но забросил его, а вот сейчас с радостью и удивлением обнаружил единомышленников. Есть в моих соображениях некоторые, интересные на мой взгляд, отличия от вашего материала. Позвольте изложить. Оговорюсь только, что не претендую на истину, и все нижеизложенное - мой, сугубо личный взгляд.

Я так сформулировал для себя определение АП:

Авторская песня - это песня, написанная и исполненная автором.

Всё. Поясню.

АП - отдельный синтетический вид искусства, один из древнейших, появившийся тогда, когда человек положил свою ритмизованную речь на мелодическую основу и стал аккомпанировать себе на каком-либо инструменте. Я не стал бы заявлять право на появление авторской песни в Советском Союзе и, тем более, не пытался ограничить её проявления деятельностью КСП. В СССР был просто один из всплесков, моментов возрождения АП, обусловленный состоянием общественного сознания.

Просто АП на Руси особо не везло. Бардов, голиардов, менестрелей и прочих неуправляемых сочинителей в любой стране охотно бросали в кутузку, но в России это делали с особым рвением. Наших скоморохов и песельников еще в средние века выжгли каленым железом, и АП у нас "ушла в народ", в фольклор. И время от времени возникала "из пустоты, из ничего", отзываясь на движения общественной мысли.
АП не имеет географической или социальной привязки: она присутствует в искусстве всех народов и в любой стране. Жанры и стили АП невероятно разнообразны: от обрядовых песен до рок-н-ролла, от частушек до рэпа.

Отличия ее, как вида искусства, очевидны:

- авторская песня существует только в исполнение автора, поскольку только автор имеет возможность наиболее полно передать эмоциональную и интеллектуальную составляющие своей работы;

- авторская песня не имеет видовой определенности и может быть исполнена в любом жанре: духовные песни, музыкальные стихи, городской романс, бардовская песня, актерская песня, рок, блюз, фолк и т. п. Например, тот же Высоцкий работал в жанре актерской песни, писал романсы, туристические и эстрадные песни, сочинял для спектаклей и кино.

- авторская песня, подобно театру и балету, "живой" жанр и существует в реальном времени. Она требует непосредственного контакта с личностью автора. Запись исполнения теряет что-то вроде "энергетической составляющей" и не может сравнится с эффектом от "живого" исполнения.

- АП всегда личное, отражающее мысли и чувства автора произведение, и чем более свободен автор от влияний и требований общества или отдельных его представителей: царей-батюшек, отцов нации и т. п., тем выше её объективная ценность. А уж насколько "качественно" передаст автор свои мысли и насколько они будут глубоки, зависит только от автора: его интеллектуального уровня, духовного развития и исполнительского мастерства.

Вот, коротко, все. Еще раз спасибо, и да здравствует авторская песня - голос нашей души.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Четверг 09 Май 2019 10:36:59 PM 
Не в сети

Зарегистрирован: Среда 08 Май 2019 02:38:41 PM
Сообщения: 6
Ответ Бузуеву на приведённую цитату.
Большое спасибо за участие и кооперацию. Прочитал Ваше письмо и содержащиеся в нём варианты определения АП. Подобный взгляд, конечно, имеет основания, но я говорю в своём докладе немного о другом. Я пытаюсь рассмотреть АП в формате её НЫНЕШНЕГО БЫТОВАНИЯ. Понятно, что авторское творчество существовало всегда. Но дело в том, что совсем не каждая песня, написанная и исполняемая автором является образцом АП как особого вида искусства. По-моему, это РОКОВАЯ ошибка, ставящая сегодня наш вид искусства на грань существования. Например, представитель "русского шансона" тоже поют свои собственные песни. Тем не менее, их произведения не имеют никакого отношения к АП. Возможно даже протсвостоят ей. Многие рок-исполнители тоже поют свои собственные песни. Но это тоже НЕ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ. Путаница возникает из-за неудачного названия, вводящего в заблуждение. АП, бытующая сегодня, в своём классическом формате возникла в середине ХХ века тщанием, прежде всего, Михаила Анчарова и ещё некоторых его современников: Когана, Лепского, Охрименко, Каратаевой и некоторых других. В эпоху расцвета 60-70-х годов сложились её именно ВИДОВЫЕ черты, явственно отличающие АП от рока, блюза, романса, "шансона", рэпа и т.п. А в последние 2 десятилетия наблюдаем подлинное "цунами" мультиформата, грозящее полностью затопить и вытеснить АП с её собственных подмостков. "Была у зайца избушка лубяная". И вот именно этот аргумент предъявляют рокеры, блюзмены, рэперы: "Я пою песни собственного сочинения, значит я представитель АП. Имею право выйти на вашу сцену". Вот в этом месте и надо бы провести стилистическую черту, чтобы сказать: "Нет, ребята, рэп, блюз, рок, шансон - НЕ АП, хотя вы и являетесь авторами. АП - это искусство, обладающее чертами, ОТЛИЧАЮЩИМИ её от остальных направлений. В том числе, от ваших. Выступайте на своих фестивалях". Вот примерно, что я имею в виду.
Ещё раз, спасибо. С уважением, В. Капгер.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пятница 10 Май 2019 02:23:01 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 16 Ноябрь 2006 12:12:13 AM
Сообщения: 2637
Откуда: Москва
ПронинКонстантин писал(а):
Александр Костромин писал(а):
ПронинКонстантин писал(а):
Термин "авторская песня" возник как альтернатива "КСП", "самодеятельная песня" в конце 80-х. Неудачная замена.

Извините, Константин. Вы распространяете информацию, не соответствующую действительности. О термине "авторская песня" подробно в статье И.А.Соколовой.
Опять те же грабли вместо движения вперёд.

Я не "распространяю информацию", а высказываю личное мнение.
Ведь мы тут что-то обсуждаем? Впрочем - я более не участвую.
Вам, похоже, нужны не мнения, а подтверждения высказанного.
Извиняться не за что, но всё-таки думать нужно ПЕРЕД тем, как высказываться...
Прощайте.

Термин "авторская песня" возник отнюдь не как "альтернатива "КСП", "самодеятельная песня", и уж конечно не "в конце 80-х".
В статье, ссылка на которую так расстроила Константина Пронина, на материале газетно-журнальных публикаций прослежено, что применительно к "нашей" песне термин "авторская песня" возникает в начале 1966 года и совершенно безотносительно термина "самодеятельная". Термин появляется практически одновременно в двух публикациях:
1. Якушева А. Пес­ня большая и малая// Молодой коммунист. 1966. № 1. С. 109: «И рядом с грохочущими электромагистралями идёт тихая узкоколейка, как остаток старых вре­мен. Это авторская песня».
2. Песня — единая и многоликая / Репортаж с пресс-конференции вели А. Асаркан и Ан. Макаров // Неделя. 1966. № I. С. 20-21. В публикации термин применяют "Ю. Визбор («Возможно, это началось не с Окуджавы, но именно он пробил дорогу авторским песням»), Ю. Ким («...Появление авторских песен вызвано...»), а ведущие репортаж с этой пресс-конференции журналисты Ан. Макаров и А. Асаркан подытоживают разговор: «Творцов таких песен называют "бардами и менестрелями" — это довольно точно в смысле исто­рических параллелей, но излишне высокопарно и экзотично. На наш взгляд, эти песни надо называть просто "авторскими"».
Со второй половины 60-х и примерно до 1986 года термины "авторская песня" и "самодеятельная песня" существовали как синонимы и обозначали именно "нашу" песню.
Распространению и упрочению термина "самодеятельная песня" способствовали решения, принятые на конференции в Петушках в мае 1967 г. Тогда с подачи присутствовавшего на конференции А.Галича песню стали именовать "самодеятельной", имея в виду как метод создания таких песен, так и их неангажированность и неподцензурность в противопоставлении песне "профессиональной", ангажированной и подцензурной. Аргументы за термин "самодеятельная" см. в статье: И.З. Хвостов. "К вопросу о термине "самодеятельная песня" (И.З.Хвостов -- один из псевдонимов Владимира Альтшуллера).
Полностью согласен с Константином Прониным:
ПронинКонстантин писал(а):
всё-таки думать нужно ПЕРЕД тем, как высказываться...

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пятница 10 Май 2019 03:58:08 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 16 Ноябрь 2006 12:12:13 AM
Сообщения: 2637
Откуда: Москва
Владимир Капгер писал(а):
Путаница возникает из-за неудачного названия, вводящего в заблуждение. АП, бытующая сегодня, в своём классическом формате возникла в середине ХХ века тщанием, прежде всего, Михаила Анчарова и ещё некоторых его современников: Когана, Лепского, Охрименко, Каратаевой и некоторых других. В эпоху расцвета 60-70-х годов сложились её именно ВИДОВЫЕ черты, явственно отличающие АП от рока, блюза, романса, "шансона", рэпа и т.п. А в последние 2 десятилетия наблюдаем подлинное "цунами" мультиформата, грозящее полностью затопить и вытеснить АП с её собственных подмостков. "Была у зайца избушка лубяная". И вот именно этот аргумент предъявляют рокеры, блюзмены, рэперы: "Я пою песни собственного сочинения, значит я представитель АП. Имею право выйти на вашу сцену". Вот в этом месте и надо бы провести стилистическую черту, чтобы сказать: "Нет, ребята, рэп, блюз, рок, шансон - НЕ АП, хотя вы и являетесь авторами. АП - это искусство, обладающее чертами, ОТЛИЧАЮЩИМИ её от остальных направлений.

Собственно, вопрос можно ставить следующим образом: "АП -- это песня, сочинённая и исполняемая автором, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ ТЕМ, ЧТО..." Чем именно?

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005