Состоялось 6-е учебное занятие во 2-м классе.
По не вполне объяснимым причинам первая часть – распевка – выродилась в разговоры о настройке гитары: камертон 440 гц; камертон и резонаторы; каким образом звук камертона можно слушать не через воздух, а непосредственно через кости черепа – прислонив ножку камертона к лобной пазухе, либо зажав ножку в зубах; какие звуки образуют флажолеты на XII, VII и V ладах; использование флажолетов для настройки гитары (ссылка на статью
http://www.ksp-msk.ru/uploads/school/43 ... astroy.pdf и на схему
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/861 ... jolett.gif ); международная шкала частот звуков равномерно-темперированного звукоряда
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/163 ... /scale.htm ; устройство звуковысотного анализатора в человеческом ухе: дискретная цифровая и абсолютная природа распознавания высоты тона
http://www.ksp-msk.ru/page_495.html
В раздаточном материале – схема расположения нот на грифе гитары; таблица для транспозиции.
Вторая часть – собственно теоретическая. Тема: Построение сложных аккордов на ступенях лада. Конкретная подтема – Септаккорды. «Синтетический» способ построения септаккордов как способ расположения четырёх звуков по терциям двух видов (большая и малая). 8 теоретически возможных и 7 реально возможных видов септаккордов. Таблица (ссылка). Таблица интервалов в пределах двух октав
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/807 ... terval.doc : все цифры в буквенно-цифровой системе записи аккордов – это обозначения интервалов от основного тона до соответствующего звука аккорда. На ступенях мажорного лада образуются следующие септаккорды (по до-мажору): C7+; Dm7; Em7; F7+; G7; Am7; Hm5-/7.
Памяти Беллы Ахмадулиной. Пройден аккомпанемент к песне М.Таривердиева на стихи Б.Ахмадулиной «По улице моей который год…» из кинофильма «Ирония судьбы». Тональность Hm, 4/4 с вкраплениями «коротких» тактов по 2/4.