Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Понедельник 20 Май 2024 06:12:41 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие 21 февраля 2012 г.
СообщениеДобавлено: Четверг 23 Февраль 2012 04:54:51 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3230
Откуда: Москва
Занятие прошло в привычно нестандартной форме. Началось с разговора об общих принципах гармонии: в аккомпанементе в пределах тональности используются преимущественно трезучия и септаккорды, построенные на ступенях гаммы данной тональности. Явным признаком перехода в другую тональность – отклонения – является появление малого мажорного аккорда – доминантсептаккорда: доминантсептаккорд образуется исключительно на V ступени натуральной мажорной гаммы или гаммы гармонического минора. Так, появление в произведении, имеющем в качестве тоники аккорд Am, аккорда A7 свидетельствует об отклонении в тональность Dm (в гамме Am – a h c d e f g a – на V ступени аккорд E7, в гамме Dm – d e f g a hb c d -- на V ступени аккорд A7). Основная задача доминантсептаккорда – создать ощущение напряжения, неустойчивости, требующей немедленного перехода к тонике – трезвучию, построенному на I ступени гаммы, в результате чего напряжение исчезает и возникает ощущение устойчивости.
Основной закон гармонического движения выражается схемой, где T – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. В соответствии со всеобщими диалектическими законами развития (чего бы то ни было, в данном случае музыкального произведения) «исходный момент» – тоника – требует для начала движения «отрицания исходного момента», каковым является переход к субдоминанте, расположенной на IV ступени гаммы. Следующим шагом является «отрицание отрицания» -- переход от субдоминанты к доминанте, от IV ступени к соседней V ступени. Доминанта «разрешается» в тонику – трезвучие I ступени, что соответствует «переходу к исходному моменту на новом качественном уровне» («новый качественный уровень» тонике обеспечивают прожитые за время произведения эмоции).
Переходят тональности чаще всего в близкородственные. Самой близкой степенью родства является параллельность тональностей: гаммы тональностей C и Am состоят из одинаковых нот по разному расположенных: c d e f g a h c -- a h c d e f g a. Тональности первой степени родства – те, тоники которых совпадают с трезвучиями, образуемыми на ступенях исходной тональности. Так, в тональности Am на ступенях гаммы образуются следующие трезвучия (и, частично, септаккорды):I – Am, II – Hm5-, III – C, IV – Dm, V Em (и E7), VI – F, VII – G (и G7). Поэтому тональностями первой степени родства для тональности Am будут следующие тональности: C, Dm, Em F, G (характерные доминантсептаккорды, появление которых свидетельствует об отклонении в родственную тональность, такие: для C – G7, для Dm – A7, для Em – H7, для F – C7, для G – D7. Трезвучие, образующееся на II ступени в тональности Am, – Hm5-, -- звучит неустойчиво, тоникой быть не может и собственной тональности не образует.

Несколько неожиданно возникла необходимость пройти тему «Настройка гитары по флажолетам», изложенную в статье:
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/194 ... /stroj.pdf
В качестве педагогического материала был разобран аккомпанемент к песне Евгения Коблика «Таверна» («Бушует шторм, ревёт накат…»). Тональность Em, размер 6/8, который можно также трактовать как 2/4 триолями. На ступенях гаммы Em (ef#gahcde) образуются следующие трезвучия (и, частично, септаккорды):I – Em, II – F#m5-, III – G, IV – Am, V Hm (и H7), VI – C, VII – D (и D7). Аккомпанемент строится преимущественно с использованием именно этих аккордов. Встречающийся в песне аккорд F – это так называемая «Неаполитанская субдоминанта», возникает при понижении в мелодии II ступени (f# -- f).

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Четверг 23 Февраль 2012 05:33:34 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3230
Откуда: Москва
Примерно на ту же тему основ гармонии в статье:
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/193 ... rodnit.pdf

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вторник 28 Февраль 2012 12:05:26 PM 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вторник 08 Ноябрь 2005 03:10:47 PM
Сообщения: 1418
Откуда: Москва
Да... А потом взяться за песни Геннадия Гладкова :)

_________________
Миша.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005