Занятие прошло в привычно нестандартной форме. Началось с разговора об общих принципах гармонии: в аккомпанементе в пределах тональности используются преимущественно трезучия и септаккорды, построенные на ступенях гаммы данной тональности. Явным признаком перехода в другую тональность – отклонения – является появление малого мажорного аккорда – доминантсептаккорда: доминантсептаккорд образуется исключительно на V ступени натуральной мажорной гаммы или гаммы гармонического минора. Так, появление в произведении, имеющем в качестве тоники аккорд Am, аккорда A7 свидетельствует об отклонении в тональность Dm (в гамме Am – a h c d e f g a – на V ступени аккорд E7, в гамме Dm – d e f g a hb c d -- на V ступени аккорд A7). Основная задача доминантсептаккорда – создать ощущение напряжения, неустойчивости, требующей немедленного перехода к тонике – трезвучию, построенному на I ступени гаммы, в результате чего напряжение исчезает и возникает ощущение устойчивости.
Основной закон гармонического движения выражается схемой, где T – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. В соответствии со всеобщими диалектическими законами развития (чего бы то ни было, в данном случае музыкального произведения) «исходный момент» – тоника – требует для начала движения «отрицания исходного момента», каковым является переход к субдоминанте, расположенной на IV ступени гаммы. Следующим шагом является «отрицание отрицания» -- переход от субдоминанты к доминанте, от IV ступени к соседней V ступени. Доминанта «разрешается» в тонику – трезвучие I ступени, что соответствует «переходу к исходному моменту на новом качественном уровне» («новый качественный уровень» тонике обеспечивают прожитые за время произведения эмоции).
Переходят тональности чаще всего в близкородственные. Самой близкой степенью родства является параллельность тональностей: гаммы тональностей C и Am состоят из одинаковых нот по разному расположенных: c d e f g a h c -- a h c d e f g a. Тональности первой степени родства – те, тоники которых совпадают с трезвучиями, образуемыми на ступенях исходной тональности. Так, в тональности Am на ступенях гаммы образуются следующие трезвучия (и, частично, септаккорды):I – Am, II – Hm5-, III – C, IV – Dm, V Em (и E7), VI – F, VII – G (и G7). Поэтому тональностями первой степени родства для тональности Am будут следующие тональности: C, Dm, Em F, G (характерные доминантсептаккорды, появление которых свидетельствует об отклонении в родственную тональность, такие: для C – G7, для Dm – A7, для Em – H7, для F – C7, для G – D7. Трезвучие, образующееся на II ступени в тональности Am, – Hm5-, -- звучит неустойчиво, тоникой быть не может и собственной тональности не образует.
Несколько неожиданно возникла необходимость пройти тему «Настройка гитары по флажолетам», изложенную в статье:
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/194 ... /stroj.pdf
В качестве педагогического материала был разобран аккомпанемент к песне Евгения Коблика «Таверна» («Бушует шторм, ревёт накат…»). Тональность Em, размер 6/8, который можно также трактовать как 2/4 триолями. На ступенях гаммы Em (ef#gahcde) образуются следующие трезвучия (и, частично, септаккорды):I – Em, II – F#m5-, III – G, IV – Am, V Hm (и H7), VI – C, VII – D (и D7). Аккомпанемент строится преимущественно с использованием именно этих аккордов. Встречающийся в песне аккорд F – это так называемая «Неаполитанская субдоминанта», возникает при понижении в мелодии II ступени (f# -- f).