Состоялось второе учебное занятие во втором классе. Прошло в традиционной трёхчастной форме.
1. Разминка-распевка.
2. Теоретическая часть была посвящена понятиям «метр» и «размер». В качестве раздаточного материала использовалась таблица «Простые и сложные метры и размеры (по И.В.Способину)».
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/175 ... azmery.pdf (Внимание! Исправьте, пожалуйста, опечатку: на второй странице в примерах пятидольного метра во втором слева примере размера 5/4 знак акцента должен стоять не на 3-ей доле, а на 4-й.)
Метр – феномен присущего музыке упорядочивания последовательности звуков во времени, выражающийся в равномерном чередовании сильных (ударных, акцентированных) и слабых (безударных) долей. Отрезок произведения, начинающийся с сильной доли и заканчивающийся непосредственно перед следующей сильной долей, называется тактом. Понятие «размер» по сути представляет собой способ записи метрической организации произведения, при котором записывается количество метрических долей в такте и единица длительности, этим метрическим долям соответствующая. В "числителе" обозначения размера указывается количество метрических долей в штуках, в знаменателе -- единица длительности, с помощью которой в данном случае метрические доли выражены (1 -- целая, 2 -- половина, 4 -- четверть, 8 -- восьмушка и т.д.)
В основании всей метрики лежит понятие «простые метры». Простых метров ровно два: двухдольный и трёхдольный. В каждом такте двухдольного метра (и, соответственно, размера, этот метр выражающего) одна сильная и одна слабая доли. Это как бы марш: раз=два, раз-два, раз-два и т.д. В каждом такте трёхдольного метра – одна сильная и две слабых. Это как бы танец, вальс: раз-два-три, раз-два-три, раз-лва-три и т.д. Сильная доля всегда приходится на счёт «раз».
В силу присущего человеку стремления считать всё на четыре происходит слияние простых метрических фигур в более сложные образования, так и называемые «сложными метрами и размерами». Так, два двухдольных такта могут объединиться в четырёхдольный, два трёхдольных – в шестидольный, четыре трёхдольных – в двенадцатидольный и т.п. При этом открывающая такт доля становится сильнее (громче, акцентированней), чем бывшие сильные доли составляющих новообразованный такт простых метрических фигур. Слабые доли как были, так и остаются слабыми, а оказавшиеся внутри такта «бывшие сильные» сохраняют некоторую акцентированность, но заметно более слабую, нежели чем открывающая такт сильная доля. Эти внутритактовые акценты называются «относительно сильными» долями.
В качестве педагогического репертуара была изучена песня В.Луферова на стихи А.Вознесенского «Осень в Сигулде», тональность Am, размер 6/8, игра «боем», приём «плектр».
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/203 ... 46/ovs.pdf