21 октября 2014 г. состоялось третье занятие во втором классе.
1. Распевка-разминка: 1. Мячик по кругу. Снежный ком. 2. Руки вверх… Руки в замок… Пустили волну… Покрутили плечами вперёд, назад. Руки за спиной – поза коровы. Простучать грудные резонаторы. 3. Нота до. Гласные а, о, у, э, ы на ноте до. Распевка до-ре-до, до-ре-ми-ре-до, до-ре-ми-фа-ми-ре-до и т.д. до до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Арпеджио до-ми-соль-ми-до на слогах ма-мо-му-ме-ми с повышением по полутонам. Аккорд до-ми-соль-до1. Скороговорки на аккорде до-ми-соль-до1:
1. Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
2. Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла укала кларнет.
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Пение пройденных песен: Н. Матвеева «Вот передо мною море голубое…», В.Луферов «Послушайся меня, не пожалеешь…».
Пение по одной песне каждым учащимся.
2. Теоретическая часть. О природе музыки.
Устройство слухового анализатора человека. Принципиальная необходимость иметь 4, 5 и 6 гармоники для определения основного тона. Фанфара – инструмент, в котором звучат только гармоники. «Пионерские» сигналы, которые играют на фанфаре (горне), сложены из 3, 4 и 5 гармоник столба воздуха, колеблющегося в горне.
Лира Орфея была четырёхструнной и настраивалась на до-фа-соль-до1.
Какую музыку мог играть на этом инструменте Орфей?
Если извлекать из этих струн 4, 5 и 6 гармоники – то любые мелодии, основанные на современной семиступенной гамме.
Стр. 1 2 3 4 5 6
1. c c g c e g
2. g g d g h d
3. f f c f a c
4. c c g c e g
Если расположить ноты в порядке постепенного повышения, получим:
c d e f g a h c
В строе шестиструнной гитары сохранилась орфеевская кварта.
На флажолетах 4, 5 6 струн на V, IV и III ладах можно сыграть, например, «Чижик-пыжик, где ты был…» или «В лесу родилась ёлочка…», не прижимая струны к ладам. Аналогичным образом можно играть мелодии на четырёхструнной лире орфеевского строя. Древние греки являются изобретателями семиступенных ладов, лежащих в основе современной европейской музыки.
3. Разобран аккомпанемент к
«Песне Верещагина» из кинофильма «Белое солнце пустыни», стихи Булата Окуджавы, музыка Исаака Шварца. Тональность Am, размер 2/4, проигрыш между куплетами.