Михаил Гантман писал(а):
А вот тот же Клячкин менял тональности куда более свободно и вне всяких канонов и правил, руководствуясь тем самым (см. предыдущий пост).
Раз никаких правил не существует (см. тот же пост

), то и ограничивать никого они не могут

.
А по делу -- в качестве примера я бы порекомендовал посмотреть на "Комментарий к Честняге" Клячкина ("И вновь увидеть золото аллей..."). Там практически каждая строка идет в новой тональности, причем все эти модуляции делаются по классической схеме "новая доминанта --> новая тоника". Но модуляции эти делаются в сильно неродственные тональности, что создает яркую краску.
Пример модуляции по ходу мелодии внутри куплета -- переход из ля минора в ми минор в середине "Элегии" Клячкина - Городницкого ("Сентябрь сколачивает стаи...").
Эти две песенки -- примеры того, как модуляции используются не просто для варьирования звучания куплетов, а потому, что тональность меняется в самой мелодии.