12 декабря 2012 среда 18-00
Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына.
Проект «Возвращение. Серебряный век».
«Мирра Лохвицкая. Возвращение»
Программа Ларисы Новосельцевой о жизни, любви, творчестве удивительной поэтессы, поэзия которой - уникальный драгоценный сплав "Золотого" и "Серебряного" ...
Стихи, песни на стихи Мирры Лохвицкой,
а также Надежды Тэффи, Игоря Северянина, Константина Бальмонта
(музыка Л.Новосельцевой);
Материалы исследований Татьяны Александровой (сайт
http://www.mirrelia.ru)
Читает, поет, рассказывает Лариса Новосельцева
Вход свободный. Продолжительность программы 2 ч 40 мин.
Адрес: Н.Радищевская, 2 Конференц-зал (4-й этаж); тел. (495) 915-10-80
Мирра Лохвицкая в 1890-е годы была необычайно популярной, первой среди женщин-поэтов удостоена Пушкинской премии, издала 5 поэтических сборников. Тогда, на заре Серебряного века, еще до Блока, Россия зачитывалась Бальмонтом - и Лохвицкой, а вернее сказать - Лохвицкой и Бальмонтом, и, как выяснили новейшие исследования, многие новации, открытия Мирры Лохвицкой в ритмике, в форме стиха были использованы Бальмонтом в его творчестве... Однако затем ее имя, ее стихи были незаслуженно забыты почти на 100 лет - и лишь в 1990-е годы началось ее возвращение. И это возвращение уже сегодня заставляет по-новому взглянуть на истоки, историю Серебряного века, на взаимное расположение его вершин. Так, известный американский славист русского происхождения В.Ф. Марков пишет, что «именно Лохвицкая, а не Ахматова, “научила женщин говорить”». Марков называет Лохвицкую «кладезем пророческих предвосхищений», указывая, что в ее стихах уже звучат многие ее младшие современники. К российскому читателю имя Лохвицкой возвращается сегодня благодаря исследованиям, публикациям, книгам Т.Л.Александровой. Мы очень рекомендуем всем "в порядке подготовки к вечеру" заглянуть на сайт
http://www.mirrelia.ruНа этом сайте собрано — буквально — все о Мирре Лохвицкой. Здесь и подробная биография, и полная доступная на сегодня библиография, воспоминания, прижизненные статьи и рецензии, переписка и, самое главное, — практически полное собрание стихотворений Мирры Александровны (!): пять томов ее прижизненного собрания, посмертный сборник «Перед закатом» и стихотворения, не вошедшие в сборники, собранные по журнальным публикациям и архивам... (плюс еще краткие комментарии составителя и ассоциативные гиперссылки от многих стихотворений).
Но и это еще не все: воистину «на сладкое», для ценителей, раздел «Поэтические отголоски» содержит анализ взаимодействия и/или воздействия творчества Лохвицкой на творчество таких поэтов, как Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Александр Блок, Иосиф Бродский, Валерий Брюсов, Иван Бунин, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Аполлон Коринфский, Игорь-Северянин, Тэффи, Марина Цветаева, Черубина де Габриак. Причем составитель не навязывает свою точку зрения, а предлагает читателю (просто кликнув на гиперссылку) тут же на экране самому сравнить тексты упоминаемых стихотворений и согласиться — или не согласиться с комментарием, а может быть, и самому продолжить литературоведческие изыскания. И по этим гиперссылкам, например, от хрестоматийной Ахматовой 1913 года:
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду...
вдруг уходишь к Лохвицкой 1902-го:
Играла музыка во сне.
Вставали сумрачные дали.
Играла музыка во сне,
На брачный пир в чужой стране
Невесту бледную убрали...
- и что-то сразу начинает смещаться во вроде бы устоявшейся исторически-иерархической картине Серебряного века. А далее по ассоциативным цепочкам переходишь в мир Бальмонта, откуда можно, следуя одной из множества предлагаемых ссылок, опять вернуться к Мирре — свободно перемещаясь в едином пространстве поэтических текстов Серебряного века.
Стихи трех поэтов, может быть, наиболее тесно связанных с Миррой Лохвицкой (хотя и очень разными связями), также прозвучат в этой программе. Интересно, что все трое - "малые юбиляры" уходящего года: Константину Бальмонту 145, Надежде Тэффи 140, Игорю Северянину 125. А день рождения Мирры Александровны был 1 декабря...
Слушателей ожидает также 5 или 6 премьер песен.
