Вита Левинсон – моя КСПшная бабушка. Вышло это так: когда я поступил в МГУ в 1969 г., Вита уже закончила географический факультет и уехала работать в Барнаул. На посту председателя КСП МГУ её сменил физфаковец Толя Соколов (царствие ему небесное), а Вита осталась в историческом дискурсе КСП МГУ как первый его председатель. Во «внуки» я попал, когда дошла очередь мне возглавить группу КСП МГУ и вести 30 человек (больше регламент не позволял) на
XII Городской слёт, в 1972 году.
Первые вузовские Клубы студенческой песни – вообще особый разговор в истории авторской песни. КСП МГУ – клуб, возникший на первой волне формирования этого самодеятельного неформального движения. Самым первым был КСП МИФИ, числящий своё возникновение
с 18 ноября 1964 г. и отмечающий ныне юбилей. А следом незамедлительно, т.е. в наступившем 1965 году, как грибы стали появляться КСП МАИ, КСП МХТИ, КСП МГПИ… Ну и, конечно, МГУ не промедлил, и первым КСПшником здесь стала студентка Вита.
Легендарные годы 1965—1967 становления движения КСП – это и первые
песенные слёты, и продолжающиеся
Московские конкурсы, и знаменитая
Первая Всесоюзная конференция в Петушках – флаг которой хранится сейчас у Виты.
Когда мы познакомились лично, я уже и не помню. Помню, что отношения «внучек—бабуля» сложились сразу же.
В качестве солиста-исполнителя Виту я полюбил в совсем уже поздние, предэмиграционные для неё 80-е годы, а до этого как-то просто технически не удавалось её услышать. Безусловным лидером среди женщин-исполнителей этого поколения является, конечно же, Ляля Фрайтор; дуэт Ляля Фрайтор—Тамара Комиссарова также «вошёл в анналы»; во многом похожа исполнительская манера и в авторских песнях Ирины Левинзон. И в этот список очень «монтируется» Вита Левинсон.
Что отличает эту «как бы школу»? Пожалуй, сочетание природного свободного голоса с решительным «присвоением» песенного материала. Ни о вокалистских, ни об артистических навыках как-то не задумываешься – и голос звучит, и «выразительность-заразительность» вкупе с глубоко продуманным-прочувствованным отношением к каждой песне наличествует, и всё это вместе неразрывно с личностью поющей… И как это им удаётся?
Уже довольно давно, году в 2006, мы с Витой совершили, так сказать, героический поступок: за одну студийную сессию мы записали 52 (по другим данным 55) песни, из которых заранее я знал всего 18. Случилось это в Дюссельдорфе, на обратном пути с Всегерманского фестиваля АП в Вуппертале. Дортмунд тоже оказался поблизости. Идея записи состояла в том, чтобы Вита напела в звуке содержимое своих записных книжек 1963—1967 гг. с текстами песен – что мы и осуществили. Аккомпанемент я подбирал на слух с голоса непосредственно перед началом записи каждой следующей песни. Результатом явился двойной диск «Вита Левинсон. Хорошо забытое старое».
Программа концерта 28 ноября предполагает в первом отделении сосредоточиться именно на этой, раритетной, части обширного Витиного репертуара, а во втором попеть более привычную, однако же незапетую, классику АП – от Окуджавы до Вахнюка.
Мой аккомпанемент мне представляется несколько скуповатым – исполнитель такого уровня заслуживает большего, но я буду стараться.