Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Нотный стан. Ключи

Идея записывать музыку с помощью знаков, чем-то подобных буквам, весьма древняя, и появилась раньше, чем появилась бумага. 

Семиступенные лады, известные со времён Пифагора, с 6 века до н.э., записывались с помощью букв греческого алфавита. 
В средние века возникла традиция обозначать ступени буквами латинского алфавита. Принято считать, что сохранившаяся до сих пор латинская буквенная запись восходит к позднеримскому государственному деятелю, философу-неоплатонику, теоретику музыки, христианскому теологу Боэцию (ок. 480 — 524). Ступени двухоктавного «гипермиксолидийского» лада Боэций обозначил буквами a b c d e f g h i j k l m n o p – именно этот ряд был принят за основу средневековыми теоретиками музыки. При переходе к мажоро-минорной системе ладов ряд сократился до семи. В Европе сохранилась традиция буквой «b» обозначать «си бемоль», а буквой «h» — «си». Некоторое время нынешняя нота «си» существовала в виде «b мягкое», по латыни b moll, и «b твёрдое» — b durum или b quadratum, b carrum. Потом «b мягкое» стали называть «b» (отсюда нынешнее обозначение и название знака альтерации «бемоль»), а «b твёрдое» («бекар», отсюда название знака альтерации)— «h». Ныне принятый в качестве исходного звукоряд «до ре ми фа соль ля си» в русской традиции обозначается как «c d e f g a h», а в американской традиции «c d e f g a b».
Иногда семь нот звукоряда ассоциируют с семью цветами радуги:


Современный способ записи с помощью нотных знаков на линейках нотного стана восходит к XI веку н.э., его изобретателем принято считать итальянского монаха-бенедиктинца Гвидо Д’Ареццио (ок.990 — ок. 1050). Именно ему принадлежит идея записывать звуковысотное положение ноты семиступенного лада знаком на горизонтальных линейках, а для записи более высоких и более низких мелодий обозначать конкретную высоту записи с помощью специального ключа в начале строки. 


На мемориальной доске в итальянском Ареццио изображён четырёхлинейный нотный стан, на котором с помощью ключа «фа» записан звукоряд «до ре ми фа соль ля». 


 

Нотная запись устроена таким образом, что всё музыкальное многообразие записывается через призму стандартного семиступенного лада — натурального мажора, со слоговым наименованием ступеней «до ре ми фа соль ля си». Для записи звуков промежуточной высоты применяются знаки альтерации диез и бемоль. 
Общая идея состоит в том, что пять линеек нотного стана представляют собой как бы лестницу, на которой располагаются ступени лада. Линейки нумеруются снизу вверх, от 1 до 5. Нотные знаки последовательно занимают положение на линейках и между линеек, повышаясь снизу вверх.
Для того, чтобы обозначить, какие именно ноты записываются на нотном стане, применяются специальные знаки, именуемые «ключами». Общий их смысл состоит в том, что тот или иной ключ обозначает положение на нотном стане конкретной ноты, от которой отсчитывается положение остальных нот.
Ключи складывались исторически, до наших дней сохранилось применение трёх различных ключей:
ключ «до», фиксирующий на нотном стане положение ноты «до» первой октавы;
ключ «фа», фиксирующий на нотном стане положение ноты «до» первой октавы;
ключ «соль», фиксирующий на нотном стане положение ноты «соль» первой октавы;
Каждый из ключей в принципе может быть написан на любой линейке нотного стана, задавая тем самым данной линейке конкретное значение — соль, фа или до.
Сейчас применяются три ключа:

басовый — ключ «фа», задающий четвёртой линейке значение «фа малой октавы»:


 
альтовый, задающий третьей линейке значение «до первой октавы»:


 
и скрипичный, задающий второй линейке значение «соль первой октавы»:


 
Пятилинейный нотный стан позволяет удобно разместить на нём звуки в пределах полутора-двух октав, используя дополнительные линейки выше и ниже основных пяти. Если же произведение имеет более широкий диапазон, приходится производить смену ключа. 

Для записи вокальных произведений чаще всего пользуются скрипичным ключом. 

Начертание скрипичного ключа производится от стилизованной латинской g. Начало завитка и перекрестье линий в завитке указывают на положение на нотном стане ноты соль первой октавы.

Великие композиторы прошлого рисовали скрипичный ключ иногда весьма небрежно:


Гитару принято записывать также в скрипичном ключе, но на октаву выше её реального звучания. Таким образом, в гитарной нотации скрипичный ключ задаёт второй снизу линейке значение «соль малой октавы».

Для лучшего запоминания расположения нот на нотном стане существует множество мнемонических приёмов, например:

Это для скрипичного ключа. В практике гитариста басовый ключ хоть и редко, но встречается. Удобна для быстрого ориентирования в басовом ключе схема-перевёртыш: одна и та же нота "до первой октавы" в скрипичном ключе находится на первой дополнительной линейке СНИЗУ, а в басовом ключ -- на первой дополнительной линейке СВЕРХУ:

 


 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005