Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Колёса

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «КОЛЁСА»

 

Напечатанные на двух листах А4 (бумагу желательно использовать поплотнее) детали аккуратно вырезать по контуру, наклеить на тонкий картон и заламинировать. При этом две самых крупных детали наклеить на один картонный лист с двух сторон, «спина к спине», предварительно проколов отверстия в указанных центрах кругов; в картоне тоже проколоть отверстие и совместить центра деталей. В каждом круге проколоть отверстия в центре. Соединить круги осью (винт М3, две канцелярских кнопки навстречу друг другу, пластик с оплавленными концами и т.п.) таким образом, чтобы круги свободно вращались относительно друг друга. При сборке обратите внимание, чтобы круги с маркировкой «мажор» оказались с одной стороны, а «минор» — с противоположной:

 

 

 

Идея «Колёс» пришла в голову А.Костромину (это был очередной самостоятельно «изобретённый» им «велосипед») при следующих обстоятельствах. Понадобилось перевести какие-то относительно сложные записи песен в другую тональность, т.е. осуществить транспозицию. Чтобы облегчить себе жизнь, берём две полоски бумаги, пишем на каждой хроматический звукоряд в виде равномерно расположенных вдоль полосок буквенных обозначений (рис.1).

 

 

Рис.1

 

Одна из полосок будет представлять исходную тональность, вторая — новую (рис.2).

 

 

Рис.2

 

Найдя на исходной полоске тонику исходной тональности, совмещаем с ней тонику новой тональности (полоски сдвигаются относительно друг друга на некоторый интервал). Напротив каждой ноты исходной тональности расположатся ноты новой тональности. Например, тоника на верхней линейке — c. Напротив неё на нижней линейке видим ноту a. При переводе из до мажора (с тоникой c) в ля мажор (с тоникой a) нотам до мажора c, d, e, f, g, a, h (смотрим на верхней линейке) будут соответствовать расположенные на нижней линейке напротив ноты a, h, c#, d, e. f#, g# (рис.3):

 

 

Рис. 3

 

Аналогично при переводе из до мажора в ми мажор напротив тех же нот до мажора с верхней линейки на нижней линейке расположатся ноты e, f#, g#, a, h, c#, d# (рис. 4):

 

                       
           

 

 

 

 

Рис. 4

 

Поскольку хроматический звукоряд продолжается на неопределённое расстояние в обе стороны от написанного на полоске, возникла простая мысль свернуть полоску в колечко, что быстро привело к изображению хроматического звукоряда в виде круга (рис. 5).

 

 
 

 

 

 

 

Рис. 5

 

Второй круг расположен концентрически, оба круга соединены осью. Теперь можно не заботиться о длине полосок — она как бы бесконечна (рис. 6).

 

 

Рис. 6

 

Транспозиция осуществляется аналогично описанному выше: на одном из концентрических кругов располагаем ноты исходной тональности. Совмещаем тонику исходной тональности с тоникой новой тональности. Напротив каждой ноты исходной тональности находим ноты новой (рис. 7).

Из до мажора в ля мажор:

 

 

 

Рис. 7

 

Из до мажора в ми мажор (рис. 8):

 

 

Рис. 8

 

Следующим логическим шагом явилось использование хроматического круга для быстрого определения нотного состава аккордов. Строго говоря, это уже другое устройство — в пособии совмещены две функции: «транспозитор» и «определитель  нотного состава аккордов». «Аккордом называются три и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям». Аккорды из трёх звуков являются простейшими и служат «базой» для построения более сложных аккордов с большим количеством звуков (входят в состав более сложных).

 

ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ

 

 

Интервальный состав

 

Полутоновой состав

Пример построения от ноты «

Буквенно-цифровое обозначение

 

Название

м3+м3

3+3

c e g

Cm5-

Уменьшенное

м3+б3

3+4

c e g

Cm

Минорное

б3+м3

4+3

c e g

C

Мажорное

б3+б3

4+4

c e g

C5+

Увеличенное

 

Идея состоит в том, что стрелки, нарисованные на внутреннем концентрическом кругу, строго фиксируют полутоновые расстояния интервалов: стрелки, между которыми угол в четыре полутона, всегда будут показывать большую терцию, а если угол равен трём полутонам — то малую.

Для удобства пользования мажорные и минорные аккорды размещены на разных сторонах пособия (хотя встречается вариант с размещением всей информации на одной стороне).

Поиск нотного состава аккорда по его буквенно-цифровому обозначению производим так:

— в зависимости от наличия или отсутствия в обозначении буквенного индекса m поворачиваем пособие стороной «мажор» (в случае отсутствия индекса m) либо «минор» (в случае наличия индекса m);

— направляем стрелку внутреннего концентрического колеса, обозначенную цифрой 1, на букву, соответствующую заглавной букве в буквенно-цифровом обозначении аккорда;

— три стрелки покажут на три ноты соответствующего мажорного либо минорного трезвучия: стрелка 1 — на приму, основной тон аккорда, стрелка 3 — на мажорную либо минорную терцию, стрелка 5 — на квинту;

Например:

 

Рис. 9

 

На рис. 9 показан состав до мажорного трезвучия C: c e g (сторона с надписью МАЖОР, стрелка 1 указывает на c);

 

 

Рис. 10

 

На рис. 10 показан состав ля минорного трезвучия Am: a c e (сторона с надписью МИНОР, стрелка 1 указывает на a).

 

При наличии в буквенно-цифровом обозначении цифровых индексов 6, 7, 9, 11 добавляем к найденному трезвучию ноты, на которые указывают соответствующие цифры на внутреннем концентрическом колесе;

(картинка с подписью, картинка с подписью, картинка с подписью)

 

— при наличии знаков + (плюс) и — (минус) у тех или иных цифровых индексов следует вместо указанной стрелкой ноты брать соседнюю по часовой стрелке в случае + либо соседнюю против часовой стрелки в случае —

(картинки с примерами)

 

Наряду с поиском аккордов, пособие позволяет быстро находить нотный состав гамм натуральных мажора и минора. Римские цифры, обозначающие ступени мажорной (на стороне с надписью МАЖОР) и минорной (на стороне с надписью МИНОР) гамм указывают на соответствующие положению первой ступени ноты:

(картинки с примерами)

 

Идея оснастить «Колёса» схемой расположения нот на грифе гитары не моя, её предложил в своей дипломной работе тогдашний выпускник МГПИ Александр Жданов. Наличие этой таблицы позволяет оперативно применять данные нотного состава аккордов для поиска соответствующих нот на грифе и их исполнения: находим на грифе все ноты, на которые указали стрелки. Например, до мажорное трезвучие C находим так:

 

Из нот, отмеченных на грифе, собираем тот или иной вариант аккорда C:

 

 

 

 

 

 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005