Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Отзывы о фестивале в "Коломенском" 2003 г.

Мнения организаторов фестиваля и руководителей ЦАПа могут не совпадать с приведенными здесь высказываниями.

 

И. Каримов,
пpедседатель Московского КСП во все вpемя его существования,
организатор городских слетов и фестивалей

 

Фестиваль в Коломенском завершил свой нелегкий путь.

На фоне непрекращающегося дождя и ветра в пятницу и субботу в больших армейских палатках проходило прослушивание желающих участвовать в конкурсе, который продолжится осенью и закончится весной 2004 года. Таких желающих набралось около 300 человек.

После трех часов в субботу при пятидесяти зрителях начался концерт - конкурс фестиваля, в котором приняли участие лауреаты многих предыдущих конкурсов и фестивалей. Таким образом, художественный уровень проводимого сейчас фестивального конкурса значительно повысился. Я считаю это замечательной находкой организаторов.

Сразу же, без перерыва, началось выступление членов жюри и приглашенных "мэтров", на ту же малочисленную аудиторию - зрителей было меньше чем выступающих.

Следующий день - воскресенье был пасмурный, но без дождя.

Зрителей - почти полный зал (то есть "гора"). Хороший, ровный заключительный концерт конкурса. Сразу же после него начался гала-концерт, а также вручение званий лауреатов и дипломантов Второго фестиваля в Коломенском.

Все действо длилось почти до 23 часов и на высоком художественном уровне

Ну, а теперь давайте порассуждаем над тем, что надо сделать, чтобы в следующий раз сделать еще лучше. Чтобы никакие погодные и прочие катаклизмы не смогли повлиять на успех задуманного.

Начнем издали и зададим себе вопрос: для кого делается фестиваль, слет, конкурс, концерт?

Первое и главное - для зрителей, пришедших на мероприятие.

Второе - для конкурсантов, которым очень важно показать себя, сравнить с другими.

Нельзя забыть и третью категорию участников действия. Это те, кто получает вознаграждение за работу на мероприятии вне зависимости от того, сколько пришло народу и какая в "зале" погода.

Какой же формой проведения мероприятия мы хотели бы воспользоваться для получения наилучшего результата? Рассмотрим три примера:

 

1. Концерт, посвященный Ю Визбору в ГЦКЗ Россия.

Мероприятие не коммерческое, заведомо не приносящее прибыли. Половина расходов производится на деньги спонсоров, а половина - на средства зрителей, от реализации билетов. Минимум компенсации за затраченный труд получают технические службы и выступающие.

Главная задача - сохранение памяти о великом человеке и его творческом наследии, интересный концерт для зрителей. Встреча друзей, общение в антракте, а также до и после концерта.

Риск неудачи из-за непогоды равен Нулю.

 

2. Рассмотрим пример проведения московского слета, то есть трехдневного мероприятия на природе. Такого, какие Московский КСП проводил до 1991 года.

Мероприятие некоммерческое, только для зрителей, участников. Не приносящее никакой прибыли и осуществляемое на минимальные взносы участников и небольшие вливания комсомола.

Риск неудачи из за непогоды "50 на 50", так как одна из целей - общение людей у костра, под тентом и в палатках - достигнута в любом случае.

 

3. Теперь рассмотрим пример фестиваля в Коломенском.

Мероприятие не коммерческое. Затраты на средства правительства Москвы и спонсоров. Зрители платят символическую плату за вход.

Общение, "тусовка" - минимальные, если и существуют, то только для выступающих и устроителей.

Риск неудачи из-за непогоды огромный при неизбежной затрате сил и средств.

Значит, если кто-то очень хочет провести мероприятие, связанное с авторской песней летом на природе, то должен искать другие варианты.

Итак, проведение в городских парках культуры и отдыха не подходит. Риск тот же. Дважды пробовали в 80-х годах, в ЦПКиО им. Горького. Погода хорошая - все отлично, чуть дождик - пиши пропало. Потому и отказались в итоге от этой формы.

СЛЕТ в лесу отпадает, так как повторить его в прежней форме невозможно, а делать пьянку - только природу губить. Кто очень хочет - поезжайте на Грушу.

Коломенское - рискованно. Убедились все.

 

Держа в голове основную задачу - "все для зрителя и для начинающих", может быть стоит рассмотреть вариант фестиваля - ТРАНСФОРМЕРА? Передислокация людей в случае непогоды в помещение. КАК?

Берем, к примеру, ДК Горбунова с залом на 1500 мест, малым залом на 250 мест, большим количеством фойе и прочих отдельных помещений.

Вокруг Дворца хороший парк. Там можно расположить сценические площадки, а в случае непогоды действия перенести в помещения ДК. И прослушивание, и конкурс, и концерты, и буфеты, и общение - все под крышей.

Все для зрителя. Все делается на спонсорские деньги. И аренда, и звук, и свет, и прочие расходы, но зато хоть не пропадут в случаи непогоды.

Или еще вариант - проводить Коломенское в День Города, когда Лужков тучи разгоняет.

 

Правда, два больших вопроса все же остаются:

Если под крышей все так хорошо, то зачем затевать что-то под открытым небом? Оговариваюсь сразу: когда говорю "что-то", то имею в виду мероприятие, однодневное или многодневное, но не предусматривающее пребывание участников в месте его проведения в непрерывном режиме, т.е. с проживанием в палатках, общей гостинице, на матах в спортивном зале и т.п. Оговариваюсь потому, что мой почти сорокалетний опыт говорит о том, что главная ценность мероприятий под открытым небом состоит не в концерте или конкурсе, как бы хороши они не были, а в том, что "проживая" эти два-три фестивальных дня рядом, участники и гости имеют потрясающую возможность неформального общения, знакомства не только с теми песнями, которые показаны со сцены, но и с теми, что автор прячет где-то у сердца только для самых-самых близких, тех, кто сидит с ним рядом у костра.

И, споря сам с собой, не могу не задать лежащий на поверхности вопрос.

Предположим, с утра хорошая погода, фестиваль под открытым небом набирает обороты, зрители ручейками по всем аллейкам стекаются к месту главных событий - большой сцене. И набирается их там 2-3-5 тысяч.

И вдруг:! Да, вы правильно догадались. Налетел ветер, забарабанил дождь, под ногами - жидкая грязь. Фу!

Но у нас все было предусмотрено заранее на такой случай. Нас ждет крыша!

Да, что-то я не додумал. Крыша может принять лишь 1500 человек. Ну, набившись как сельдь в определенном месте, мы впустим еще человек 500. А остальные? Их куда? Так что же мы видим в момент наступления непогоды? Деление аудитории на достойных крыши и не достойных? Давку на входе под крышу?

Господа, а зачем все это? И так плохо, и эдак.

Организаторы, что вами движет? Зачем затевать ТАКОЙ фестиваль под открытым небом?

Неужели Коломенское этого года ничему не научит?

 

И. Каримов

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005