Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Метр

РИТМ. МЕТР. ТАКТ. РАЗМЕР
АП – искусство традиционно изустное. Нотами большинство авторов свои произведения не записывает, поэтому обычной практикой в АП является нотная запись по фонограмме авторского исполнения, так называемая расшифровка. Опыт показывает, что больше всего ошибок расшифровщики допускают при записи ритма (со звуковысотностью справляются как правило более-менее успешно).
Само понятие «ритм» не имеет однозначного общепринятого определения. В дискурсе конкурируют две точки зрения:
1. Ритм – равномерное чередование каких-либо элементов, равно во времени или в пространстве.
2. Ритм, в отличие от метра, -- конкретное соотношение разных по длительности звуков в том или ином отрезке музыкального произведения.
Учебники элементарной теории музыки начинают рассмотрение ритмики с объяснения принципов нотной записи ритма (во втором смысле) с помощью нотных длительностей (целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая и т.д.). По-видимому, рациональнее начинать с общих принципов ритмической организации музыки.
Музыка - искусство временнОе, разворачивающееся во времени. На всех уровнях -- от физических свойств музыкального звука до исторического развития музыкальных форм -- в музыке просматривается принцип периодичности. Наиболее соприродным человеку масштабом времени оказывается масштаб от (примерно) 1/16 секунды до примерно 20 секунд -- это масштаб, при соблюдении которого сознание успевает различить последовательно сменяющие друг друга музыкальные события и, с другой стороны, не успевает «забыть» последовательность только что произошедших событий на фоне непрерывно происходящих новых событий (в кратковременной (активной) памяти информация хранится около 20 секунд). Именно к этому временнОму масштабу относится периодическая ритмическая организация музыки как таковой.
При нотной расшифровке первое, что необходимо определить – это метр, т.е. необходимо определить, как организован в записываемом произведении отсчёт музыкального времени. Для музыкального времени характерна более или менее равномерная пульсация звуков. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями – на такую долю хочется хлопнуть в ладоши. Такие ударения называются акцентами.
Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями.
Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени и называется метром.
Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами.
Акцентируемые и неакцентируемые равнодлительные ритмические единицы времени, образующие метр, называются метрическими долями.
Метрические акценты большей частью правильно периодичны, т. е. повторяются через одинаковое количество долей, например, через одну, через две и т. п.
Опора музыки на метр имеет в качестве первоосновы простейшие более-менее равномерные ритмы в жизни человека: стук сердца (пульс, систола-диастола), дыхание (вдох-выдох), ходьба (левой-правой) и т.п. Все эти ритмы состоят из двух долей, и двухдольные метры основываются на них. Трёхдольные ритмы – это уже танец, типа что там было на заре человечества прообразом вальса и мазурки. При попытке считать в этих ритмах возникает необходимость с чего-то начать и считать либо по две, либо по три доли по типу «раз, два» или «раз, два, три». Доля, приходящаяся на «раз», должна быть как-то выделена – и на ней возникает ударение, акцент. Историческое развитие музыки приводит к появлению более сложных метрических структур, которые , однако, в качестве составных частей имеют всё те же двух- или трёх дольные.
Тактом называется отрезок музыкального времени, начинающийся с сильной доли и заканчивающийся строго перед следующей сильной долей. Внутри тактов в сложных метрах наряду со слабыми долями выделяются относительно сильные доли – акцент на них слабее, чем на собственно сильных долях.
Размером называется запись метрической структуры такта с помощью длительностей. Верхняя цифра обозначает количество метрических долей в такте, нижняя – ту или иную длительность, выбранную для обозначения метрических долей (т.е. какими именно длительностями мы ведём метрический счёт).

 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005