Леонид Альтшулер (Тула). Формула поэтической песни
Расшифровка фонограммы концерта, состоявшегося в Центре авторской песни 15 марта 1996г.
.........................
Стихи на бумаге и все ваши поэтические библиотеки по домам – это почти бесполезное дело, поскольку это чертежи стихов – не более того. Может профессиональный музыкант читать ноты и удовольствие извлекать из этого? Может. А нормальному человеку нужно слушать в натуре такую музыку. Может архитектор смотреть план застройки района и радоваться? А нам нужно посмотреть, что это будет. И, на мой взгляд, речь, отраженная на бумагу – всего лишь проекция, а исконно – и исходно – она родилась – словесность – именно фонетически, и, следовательно, стихи, не превращенные в звуковой образ, есть только план, только чертеж. И жанр этой песни, которую мне не хочется называть самодеятельной, а я бы назвал поэтической, сделал невероятное – застроил громадные площади, подняв старые прекрасные здания силами, скажем, Никтина-Шекспира, допустим, да? И новые, одноэтажные, так сказать, районы Визбора, Кукина и так далее… Это и есть смысл этого всего дела. Потому что нужно мелодекламацией, просто чтением, с музыкой, без музыки – но превращать это в звук, чтобы оно было. Я серьезно говорю: сколько, какой процент хранящейся у вас по домам поэзии вы освоили? И с какой степенью удовольствия?
…………….
Теперь дальше: как определить жанр, как отмежеваться от соседних жанров? Я придумал себе формулу, что этот жанр – поэтическая песня – ПОЭТИЧЕСКАЯ песня, – что это МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ РУССКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ. Из этой формулы, дальше – поскольку я технарь, мне такие упражнения удобны – выкидываем, что речь ПОЭТИЧЕСКАЯ. Получается всякая речь, какая попало. И получится именно то, что во всех музыкальных киосках. Попробуем вместо слова “ИНТОНИРОВАНИЕ” оставить музыку и речь отдельно. Вот и будет музыка и речь – отдельно. Наложение любой музыки на любую речь и любой речи на любую музыку. Опять не жанр, верно? Если убрать слово “РУССКОЙ” получим сегодняшнего Рысева с Брассансом или, там, французский шансон. Хороший жанр? Хороший, но не наш, другой. Не этот, точно – не развитие русской поэтической речи. Попробуйте поупражняться вот так, в разные стороны, – мне кажется, там нет лишнего.