МЫСЛИ ВСЛУХ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ
***
Как-то в квартире у соседей по дому, где мы жили до войны, я нашел книгу, в которой прочел о синкретическом искусстве. И меня поразила мысль, что, оказывается, синкретическое искусство — это когда в одном лице все искусства рядом. Вот оттуда все пошло. Меня поразило, насколько это здорово. Это то, что называется сейчас — театр одного актера. А тут — опера одного актера... Первую песню я написал на стихи А. Грина. Это сейчас Грин всем известен, а тогда его просто никто не знал. Прочитав впервые однотомничек Грина «Алые паруса», я ревел белугой и поклялся, что буду всю жизнь проповедовать этого автора...
Ту песню на стихи из двух его рассказов я сначала пел под фортепьяно, на котором играл, поскольку учился в музыкальной школе, а на гитаре играть не умел, да и сейчас не умею, но все-таки какие-то аккорды освоил. Песню, как ни странно, начали петь другие. Потом какие-то еще песни пошли, мне это дело понравилось... А когда в начале 1941 года в Москву приехала вдова А. С. Грина Нина Николаевна, та самая, которой посвящены «Алые паруса»,— ей сказали, что в Москве есть мальчик, который сочинил песню на стихи ее мужа. Она захотела со мной встретиться. В каком-то доме мы встретились, она послушала песню и... заплакала.
***
Песня — интимный жанр. Достаточно одного человека и какого-либо инструмента. Но получается новое, цельное искусство. Человек — цельная личность, а цельной личности необходимо цельное искусство...
Авторская песня, барды, менестрели — игра в ретро. В конце XX века, в самое «машинное» время, человек хочет себя чувствовать и музыкантом, и художником, и поэтом одновременно... Песня жива словом. Музыка — это сопровождение, озвучивание слова. Музыкальное исполнение не должно забивать суть песни.
М. АНЧАРОВ.
Неделя. – 1988. – № 24. – С. 16.