Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Ю. Лорес "Место авторской песни в системе искусств"

1. Место авторской песни в системе искусств.
1.1. Предварительные замечания к классификации искусств.
В начале вспомним, что входит в систему искусств: музыка, литература, театр, изобразительное искусство (живопись, скульптура), архитектура. Античные греки пользовались несколько иной системой, соответствующей девяти музам, за счет дробления литературы, музыки и театра и добавления истории, астрономии и танца. Мы могли бы добавить, основанные на технических средствах 20-го века, кинематограф, телевидение и фотографию. Однако в этом нет необходимости. Для решения поставленной задачи нас интересуют только музыка, литература и театр.
Если мы попробуем определить, какие органы чувств участвуют в восприятии искусства, окажется, что только зрение и слух. По этому признаку мы можем разделить искусства на три категории: слуховые, зрительные и синтетические. Зрительные: изобразительное искусство и архитектура. Слуховые: музыка и литература. Синтетическое -- театр. Литература относится к слуховым, потому что книга является техническим носителем информации таким же, как кинопленка или компакт-диск. Слово необходимо слышать. Понятно, что для зрительных искусств необходим предмет. Для слуховых -- субъект, т.е. говорящий -- словами или звуками, в т.ч. с помощью инструмента. Для театра и то и другое. К этому мы можем добавить, что диалог между автором произведения и его собеседником осуществляется одним из двух способов: через объект (картина, скульптура, книга и т.п.) или при помощи субъекта (актер, музыкант, чтец и т.п.). Очевидно, что произведение искусства само по себе обладает содержанием и формой (смыслом и стилем). А вот что же происходит с эмоциональным наполнением? В одном случае его сообщает нам говорящий -- актер, музыкант, чтец. А в другом, когда это книга, картина, скульптура? Согласно М.Бахтину, мы сами. И, при некотором размышлении, с ним трудно спорить. Таким образом, искусства снова делятся на две категории. В одной из них эмоциональное наполнение создается говорящим субъектом, т.е. другой личностью. А это: музыка, театр и литература без информационного носителя, каковым является книга. В другой категории эмоциональное наполнение воссоздает сам зритель (читатель). Это -- изобразительное искусство, архитектура и книжная литература Можно сказать, что первая категория -- это искусства непосредственного диалога, а вторая -- опосредованного диалога (с помощью предмета) Отсюда мы можем сделать первый вывод. Авторская песня в опубликованном виде является книжной литературой и самостоятельно, как вид искусства, не существует, ибо является одним из видов литературы (поэзия, проза, драматургия). Об этом мы еще поговорим ниже. А теперь поищем авторскую песню среди искусств непосредственного диалога. Но для этого нам придется перейти на следующий, более детальный уровень.


1.2. Поиск авторской песни в классификации искусств
Мы определили, что авторскую песню можно обнаружить среди трех искусств: музыки, литературы и театра. Для дальнейших поисков попытаемся составить классификацию данных искусств. Прежние классификации представлялись в виде таблиц или схем, подобных генеалогическому дереву. Попробуем пойти несколько иным путем. Вероятно, у нас получится нечто более наглядное, если нам удастся составить классификацию по принципу химических соединений. Для этого нам надо в каждом из искусств выявить основные виды (элементы), как составляющие, подобные атомам. Причем именно виды, а не жанры. Вид отвечает на вопрос: что? Жанр отвечает на вопрос: какой? Это будет понятно из дальнейшего.


1. Музыка. Виды музыки: вокальная и инструментальная. Обозначим их. соответственно:
И В
Существуют ли они самостоятельно, в чистом виде? Да.
Образуют ли они соединение? Да. Обозначим его.
И-В
Следовательно, музыка может выступать и как единая “молекула”.
2. Театр. В отличие от музыки, несмотря на то, что театр является синтетическим искусством, у нас возникает проблема с выявлением его основных элементов. Кажется, что театр существует только как целое. Идти путем традиционных видовых классификаций представляется невозможным Попробуем найти составляющие несколько иным способом И тогда получим два следующих элемента: слово и движение (жест, пластика, танец). Обозначим все значками, соответственно :
Т С Д
3. Литература. Виды литературы: поэзия, проза, драматургия. Образуют ли они соединения, подобно музыке и театру? Нет. Обозначим, соответственно, значками.
П Пр Д
Теперь попытаемся составлять из наших значков соединения.
М+Т
Существует и называется музыкальным театром: опера и мюзикл. Следует сделать одно замечание. Театр в целом никогда не существует без драматургии. Поэтому “формула” музыкального театра будет выглядеть так.
М-Т-Д
Для того чтобы различить оперу и мюзикл, перейдем на более детальный уровень. Для оперы мы получим следующую схему.
И…Д…Др
| |
В- С
Очевидно, что движение в опере имеет гораздо меньшее значение, чем в мюзикле. Для мюзикла надо заменить в схеме пунктирные линии на сплошные и соединить сплошной линией значки В и Д.
Продолжим составление “формул” на этом же уровне.
И-Д-Др
И такой вид искусства существует. Это балет, пластический театр и пантомима Различие между ними в характере движения. А для пантомимы можно заменить линию, соединяющую И и Д, на пунктирную.
Можно строить другие соединения музыки и театра, но их не существует.
Теперь рассмотрим соединения музыки и литературы.
И-П
Подобный синтез известен как оратория. Потенциально возможно и соединение инструментальной музыки с прозой.
Следующее соединение должно представлять для нашего поиска особый интерес. Вокальная музыка и поэзия дают множество музыкально-поэтических жанров. Песня, романс, ария и т.д.
Казалось бы, среди них мы можем найти авторскую песню. Но каковы, присущие только ей, характеристики в данной системе? Более того, практически все эти жанры представлены в авторской песне, так же как, забегая вперед, все жанры поэзии Что же, тогда совокупность музыкально-поэтических жанров и есть авторская песня? В принципе, да. Если вернуть слову “авторский” его традиционный смысл, а слово “песня” понимать не как жанр, а как процесс пения. Однако наш опыт подсказывает, что авторская песня это нечто иное.
Попробуем двигаться дальше “Формула” драматического или просто театра выводится легко.
И…
: Т-Др
В…
Что же касается жанров, то они соответствуют драматургическим, впрочем, так же как в опере или пластическом театре: трагедия, комедия, драма.
Перейдем на детальный уровень и рассмотрим вот такое соединение:
Д
: Пр
С= П
Мы получили то, что называют театром одного актера. Хотя правильней было бы называть театром слова, если угодно, художественного слова. Или еще вариант: театр рассказчика.
Попробуем присоединить к этой “формуле” что-нибудь из музыки за неимением другого выбора.

И Д
: : …Пр
В-С -П

Если не иметь в виду пластику в статике, то Д из этой схемы можно убрать. Теперь мы должны обратить внимание на то, что все проходившее до сих пор через поле, занятое театральным искусством, относилось к последнему. Это относится и к данной "формуле", основу которой очевидно составляет именно театр Слова, только слово в первую очередь здесь поется. Построенная нами схема является схемой авторской песни Продолжать составление “молекул'” представляется бессмысленным, так как мы нашли искомое.
1.3. Выводы
Итак, почему авторскую песню следует относить к театральному искусству?
Во-первых, введем понятие законченного вида произведения, Законченный вид произведения -- это такой вид произведения, в котором оно полностью выполняет свою задачу или, иначе, авторский замысел. Например. Для симфонии это не партитура композитора или дирижера, а исполнение ее перед публикой. Для поэзии и прозы это идеальный вариант рукописи – книга, хотя признается, как второстепенный, и другой вариант: исполнение литературного произведения автором (или актером в роли автора) перед публикой. Для драматургии пьеса является вроде бы законченным видом, однако, действительно ее законченный вид -- спектакль. Из-за этого в драматургии вообще присутствует незавершенность. И отношение к драматургии в литературе как к несколько несовершенному виду в силу его незавершенности в отличие от поэзии и прозы. Следовательно, и для авторской песни ее законченный вид это исполнение перед публикой. Вы скажете, что авторскую песню в основном поют в компании: на кухне, у костра и т.д. Но в компании так же и танцуют. Разве это балет'7 Какое отношение имеет жизнь произведения в быту, в социуме к его законченному виду как произведения искусства? Законченный вид произведения авторской песни это ее исполнение (автором в роли актера или, наоборот, актером в роли автора) перед публикой. А значит, законченный вид произведения авторской песни предполагает сценическую площадку. Вы спросите, а чем же тогда являются аудиокассеты и компакт-диски? Информационным носителем, подобным книге, т.е. переходом в область опосредованного диалога, когда эмоциональное наполнение произведения становится делом слушателя.
Во-вторых. Вернемся к нашей “формуле”. Мы получили ее путем присоединения к основе, обозначающей театр одного актера (рассказчика) музыкальной составляющей. Но что же является в обеих схемах основным “ядром”? Общее ли это ядро для них? (кстати, то же самое можно проделать и для других искусств, и у нас не всегда будет получаться ядро, состоящее из одного элемента). Очевидно, что таковым элементом является звучащее слово, находящееся в театральном поле. Другим необходимым элементом, общим для обеих “формул”, является поэзия. Равнозначно ли ее место в театре одного актера и в авторской песне? Несомненно, да. Другие элементы можно приближать и отдалять, увеличивать их значение и уменьшать, но соотношение звучащего слова и литературы в обоих случаях незыблемо. Увеличивая значение других элементов, мы можем ослабить основное соотношение, ослабив тем самым роль звучащего слова или поэзии, либо и того и другого и, в результате, оказаться в другом виде искусства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в театральном искусстве, кроме драматического и музыкального (опера, балет), существует театр одного актера, иначе, театр рассказчика, иначе, театр слова, имеющий две разновидности: речевую и поющую, принятую называть авторской песней. Отныне многообразные способы существования авторской песни в быту, в социуме, в культуре, из-за которых нам так трудно было найти ее место в системе искусств, не должны вводить нас в заблуждение. И самое главное: можно не соглашаться с подобным отнесением авторской песни к театральному искусству, но тогда придется согласиться с тем, что она просто не существует как самостоятельный вид искусства.

 

Юрий Лорес

В кн.: Лорес Ю. Авторская песня как театр одного актёра

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005