Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

ВАЛЕНТИН ГЛАЗАНОВ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ

ВАЛЕНТИН ГЛАЗАНОВ

 

ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ В 1968 ГОДУ.

 

Человеческая память — хрупкий инструмент, и не всегда она воспроизводит то, что было на самом деле. Роясь в своих старых записных книжках, я натолкнулся на записи, относящиеся к 1968 году. В начале года в клуб «Восток» пришло письмо из клуба «Под интегралом» Академгородка г. Новосибирска с приглашением ленинградским бардам принять участие в фестивале, как было написано, самодеятельной песни, который должен состояться с 8 по 10 марта. У меня сомнений не было — надо лететь. Хотя у многих наших авторов такого порыва не появилось. Я уже не помню точно почему, но, как мне кажется, определенную роль в этом сыграла Наташа Смирнова, тогдашний председатель клуба «Восток». В результате в Новосибирск мы летели вчетвером: Юрий Кукин, Владимир Фрумкин (музыковед), Михаил Крыжановский (со своим прекрасным магнитофоном «Грюндиг») и я.

Прилетели мы в Новосибирск в ночь на 8 марта, и встречавшие отвезли нас в гостиницу Академгородка.

Рано утром в дверь нашего с Юрой Кукиным номера постучали и вошел красивый высокий человек с усами в бобровой шапке и аристократической шубе с бобровым воротником. В одной руке он держал бутылку водки, в другой кефир. «Проклятый город, — сказал он — все магазины еще закрыты, а закусить нечем, вот только кефиром удалось разжиться». Так я впервые увидел великого Александра Галича.

Пригласив Фрумкина с Крыжановским и распив принесенное, мы еще на какое-то время остались в гостинице. Потом пришли организаторы фестиваля и повели нас на «установочное» собрание. Справедливости ради, надо сказать, что Галич на него не пошел. На встрече первого секретаря Академгородка с собравшимися участниками фестиваля мы услышали почти буквально следующее: «Друзья! Против организации этого фестиваля очень возражали обком и горком Новосибирска. Однако, под мою личную ответственность нам разрешили провести это мероприятие. Сегодня в зале дома ученых (а это около 2000 мест [на самом деле «всего» 950 мест, не считая ступенек – Ред.]) будет алле-концерт всех участников. Так вот, я прошу вас не петь никаких антисоветских песен — для того, чтобы фестиваль сразу не закрыли».

Вечером в торжественной обстановке начался концерт. (Попутно замечу, что поскольку Александр Аркадьевич на собрании не был, то он пел то, что хотел. Кроме того, у него практически не было песен, которые могли бы нравиться партийным властям.)

Далее, я привожу дословно запись из моей записной книжки, в которой указан точный состав выступающих, репертуар и очередность выступлений.

 

КОНЦЕРТ В ДОМЕ УЧЕНЫХ АКАДЕМГОРОДКА 8 МАРТА 1968 г.

 

I отделение.

1. Волынцев (журналист)

1) «Сколько бы ни пели...» (песня, сочиненная в самолете.)

2. С. Крылов (Москва)

1)»Трубач»

2) «Лето

 

3. Е. Гангаев (Москва, МГПИ)

1) В. Егоров «Синяя песня»

2) Боганов «Песня павшего солдата»

 

4. Ю. Третьяков (Красноярск)

1) «Шагают парни по Земле»

2) «Серьезная любовь»

 

5. С. Чесноков (Москва)

1) Д. Самойлов «Поле»

2) Н. Матвеева «Пожарник»

 

6. Н. Еремин (?)

1. Мартынов «Костер»

2. Песня противоречий

 

7. А Мельфер (Красноярск) -- (поет Ю. Третьяков)

1) Верилось в чудеса

2) Горы и корабли.

 

8. В. Глазанов

1) «Не молитесь на образа»

2) «Бесполезные мосты»

 

9. А. Крупп

1) «Следы ровесников»

2) «Песня об осеннем поезде»

 

10. А . Кучин (Севастополь)

1) «Ветер: что ты шляешься ветер...»

2) «Я объяснился»

 

11. Виктор Воронцов (Севастополь)

1) Дождь в Севастополе

2) В Севастополе дождь

 

12. Л. Зонов

1) Песня о ветре

2) Пародия на Ю. Кукина

 

13. В. Хайдаров (Свердловск)

1) Суматоха дорожная

2) А. Акимов «Нас трое»

 

14. А. Дольский

1) Ж. Превер «Как нарисовать птицу»

2) Пародия на В. Высоцкого

3) Песня про Фантомаса

4) Женская логика (песня негритянской женщины).

 

II Отделение.

 

1. Ю. Лосев (Новосибирск)

1) (?)

2) «Белое и черное»

 

2. Л. Пинчук (Новосибирск)

1) С. Есенин «Вечер черные брови насупил»

2) Л. Хьюз (на английском языке)

 

3. Вяткин и Яблонский (Новосибирск)

1) Б. Брехт «Баллада о великом смирении»

2) «Лекция о международном положении» (Я чешу, чешу ногу... ).

 

4. Э. Скворцов (Казань)

1) Сентябрьская

2) Детская: «Грезы»

 

5. Р. Гейм (Томск)

1) Я уеду (Овценов, Меркушева)

2) О фонариках

 

6. В. Бережков

1) Пеня о старом музыканте

2) Гимн себе

 

7. Б. Рысев (Москва)

1) Память

2) Маршак «Дом, который построил Джек»

 

8. С. Смирнов (Москва)

1) В. Гончаров «Дождь»

2) «Про Тимошу»

 

9. А. Галич.

1) Памяти Пастернака

2) Баллада о прибавочной стоимости

3) Ошибка

 

10. Ю. Кукин

1) За туманом

2) Город

 

Я не стану комментировать весь концерт. Скажу только о выступлении А.А. Галича. Когда он кончил петь первую песню «Памяти Пастернака», где последнее слово во фразе «... и несут почетный караул!» он крикнул в зал, весь зал встал и стоя его приветствовал. (Кстати, забыл сказать, что на этом концерте Александр Аркадьевич играл на моей гитаре, которая ему очень понравилась. Потом, когда он и я выступали не одновременно в разных залах, он ее брал. Носил ее, правда, Миша Крыжановский и в какой-то момент она слегка разбилась, выскользнув из его рук и упав на лестницу. Когда я сейчас играю на этой гитаре и вижу на ней «те» трещины, я невольно вспоминаю ушедших от нас и Александра Галича, и Михаила Крыжановского, хотя помню их и помимо этого. Общение Миши с Александром Аркадьевичем переросло в дальнейшем в творческие связи, которым мы все теперь обязаны записями, сделанными Крыжановским, из которых сформировались затем пластинки песен Галича.)

 

После алле-концерта нас всех повели в кафе «Под интегралом», где состоялся выбор «Мисс интеграл». Процедура эта была забавной. Мы, как почетные гости, сидели на сцене, а мимо нас проходили прелестные создания, которые все нам нравились. Однако, поскольку выбрать нужно было одну, существовали разные тесты: от антропологических измерений, которые за сценой проводил один из организаторов (по-моему, его фамилия была Безносов), до разных вопросов. Один я помню. Каждой девушке раздавали по яблоку и говорили, что она может сделать с ним, что хочет: съесть, отдать той, кого она считает лучшей, и так далее. Чем все кончилось и кто победил — не помню, но было очень весело. Потом был стол. И после того, как все было выпито, кто-то из организаторов сказал, что у него дома есть одна недопитая бутылка водки. Человек сорок пошло к нему ночью домой. И там никто, кроме Галича, не пел. А он был в ударе — и от выпитого, и от обилия молодых и красивых девушек. Одно только он рассказал в начале, когда кто-то попробовал амикошонствовать с ним. «Когда-то, Михаил Аркадьевич Светлов — сказал Галич — попросил не называть его в подобной компании Мишей, а величать по имени и отчеству». И все поняли, что и с Галичем нужно поступать точно так же.

 

В последующие дни и ночи почти непрерывно шли концерты на различных площадках Академгородка и Новосибирска. На одном из концертов в городе в перерыве к участникам подошел человек (как потом оказалось, секретарь обкома по идеологии) и сказал, что может там, у вас в Москве и Питере это все и хорошо, но у нас другой край, и здесь не надо «раскачивать» народ такими песнями. Это был первый сигнал о недовольстве властей. Потом клуб «Под интегралом» разгромили, а на авторскую песню наложили большую узду. А пока — мы пели.

Помню ночной концерт в каком-то кинотеатре Академгородка. Было много участников, концерт продолжался с 12-ти часов ночи до 4-х утра. В середине концерта в зал пришли Галич и Кукин, которые где-то перед этим выступали (а потом они, как говаривал Городницкий, конечно выпили). Зал прервал аплодисментами выступавшего на сцене и попросил спеть Галича, но он сказал: «Товарищи, на сцене поет прекрасный автор Юра Лосев, не будем ему мешать». Но потом, по-моему, он все же спел, хотя может быть и нет.

В один из вечеров нас всех пригласили в клуб-кафе на встречу с научной общественностью Академгородка. Было много известных ученых. Хорошо посидели, спели. В какой-то момент должен был выступить Арик Крупп, а он вышел к микрофону и попросил, чтобы вместо него спел я песню «Юрию Кукину», которая — как он сказал — очень соответствует тому, что происходит. Действительно, слова: «Нам прочат победу — и палки в колеса вставляют» — были очень созвучны мероприятию.

В один из последних дней состоялась дискуссия о самодеятельной песне, где представители партийной власти высказывали много нареканий в адрес Галича, а он, прикидываясь, говорил: «Ну, что вы, ведь это я написал комсомольскую песню «До свидания, мама, не горюй», и «Физики» — тоже». Но это уже не помогало — разгром приближался.

К сожалению, мы с Кукиным должны были уехать раньше, и на закрытии фестиваля не были. Сразу по окончании о нем появились краткие заметки. У меня сохранились вырезки из газет тех дней: «Комсомольская правда», 12-го марта 1968 г. «Состязание песенников. В новосибирском Академгородке несколько дней подряд состязались певцы-гитаристы. Поначалу была задумана встреча самодеятельных песенников из Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Но, прослышав об этом, сюда слетелись молодые композиторы-любители из Свердловска, Севастополя, Красноярска, Казани и других городов, сообщает наш корреспондент Г.Целмс. Деталь фестиваля: десять тысяч билетов разошлись за десять часов. Концерты шли до двух часов ночи (Sic!). Один из трех авторов понравившейся всем песни новосибирец Леонид Балясный не смог быть на концерте, так как... не достал билета». И это о фестивале все. Кстати, о Балясном. По-моему, его не было среди авторов, я не помню такого. И вообще, участники концертов проходили не по билетам, а по специальным бумажкам-пропускам, вот один из них лежит перед моими глазами: «Фестиваль самодеятельной песни. Оргкомитет. Глазанов В. (исполнитель). Подпись: А.Берс».

Вообще фестиваль был организован блестяще. Было много обслуживающих мальчиков, которых всех можно было называть одинаково — Женя. Так вот, эти «Жени», завидев авторов, усаживали их в зале и вообще выказывали всяческое внимание. Так что т.Г.Целмс что-то напутал.

Была еще одна заметка — теперь уже в «Правде». Она занимает колонку строк в 30. О фестивале сказано в семи строках.

Общий заголовок: «Музыкальная весна Сибири». Новосибирск, 10. (Корр. «Правды» Б.Евладов.)»: «...В залах Академгородка и некоторых вузов Новосибирска в эти дни проводится своеобразный праздник самодеятельной песни. Он привлек певцов из Москвы и Свердловска, Ленинграда и Севастополя, Новосибирска и Красноярска». Все!

Хотелось бы сказать еще вот о чем. На фестивале велись съемки группой Свердловской кинохроники под руководством режиссера Авета Гарибяна. В той же записной книжке мною записан его адрес и телефон. К сожалению, в фильме «Запрещенные песенки», который не так давно был показан по телевизору и который на 30 минут смонтирован из многих метров пленки, о режиссере, который все это снимал на фестивале, не сказано ни слова. Чтобы восстановить справедливость, хорошо было бы более полно показать события тех дней и назвать имя автора фильма — Авет Гарибян. Где он сейчас — я не знаю, но очень хочется надеяться, что жив и здравствует. А многие, которые были там, уже далече: Александр Галич, Арик Крупп, Миша Крыжановский ушли от нас, Володя Фрумкин — дай бог ему здоровья — за океаном, и иногда по ихнему радио вещает об авторской песне.

В заключение хочу сказать, что в жизни каждого человека есть впечатления, которые — как вершины — возвышаются над суетой повседневности и долго, долго помнятся. Одной из таких вершин у меня в жизни навсегда осталась память о фестивале в Академгородке.

 

22.03.1996.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005