А. Костромин
СИСТЕМА БЕЗНОТНОЙ ЗАПИСИ ГИТАРНОГО АККОМПАНЕМЕНТА
Предлагаемая читателю система записи гитарного аккомпанемента песен применяется автором вот уже около 30 лет. Область применения её — промежуточная между собственно буквенно-цифровым способом записи аккомпанемента аккордами, с одной стороны, и нотной записью аккомпанемента, с другой. Широко распространённая буквенно-цифровая запись при всём удобстве и компактности не позволяет в достаточной степени записать многие подробности аккомпанемента, как то мелодические вставки, ритмическое разнообразие приёмов и т.п. Нотами, конечно же, можно (и нужно!) записать всё. Однако выработка навыка записи и чтения нот требует длительного и, пожалуй, своевременного обучения — наша система несколько проще. Сопоставимая по удобству пользования с табулатурой, наша система намного компактнее.
Номера струн Номера ладов Номера пальцев левой руки Места прижатия струн Двойная черта — открытые струны (0)
В качестве основы для записи используется текст песни. Расстояние между строками текста должно быть достаточно большим — 2-3 строки.
Текст разбивается тактовыми чертами на такты. В каждом такте проставляется соответствующий аккорд, аналогично общепринятой буквенно-цифровой системе. Схемы аккордов помещаются рядом с текстом. Дополнительно внутри тактов записываются мелодические составляющие, как то линия баса или собственно мелодические фрагменты. Ноты обозначаются номером струны (, ‚, ƒ, „, …, †) и латинской буквой (c d e f g a h = до ре ми фа соль ля си). Например, нота ля на первой струне будет записана как a. Ноты, исполняемые одновременно, записываются одна под другой.
Ритмический рисунок аккомпанемента записывается длительностями на «нитке».
Например:
При повторении ритмического рисунка в нескольких тактах записывается ритмика только одного из повторяющихся тактов. Разные ритмические рисунки нумеруются и отмечаются в тексте арабскими цифрами в квадратике.
Исполнительские штрихи (т.е. как именно исполняется каждая ритмическая доля) записываются под каждой ритмической долей с помощью условных обозначений.
Движение басов, извлекаемых пальцем p , либо прописывается в тексте, либо подчиняется общим правилам (на первую ударную долю такта играется основной тон аккорда, на следующую — терцовый или квинтовый тон).
Другие штрихи обозначаются:
— удар от o струны к j снизу вверх — от низких звуков к высоким.
— удар от j струны к o сверху вниз — от высоких звуков к низким.
— удар от o струны к j большим пальцем
i
— удар от j струны к o указательным пальцем
3) ∆ — «щипок» — одновременное извлечение звуков пальцами
— удар от o струны к j с заглушкой ребром ладони (стаккато правой рукой).
Арпеджиато (быстрое последовательное исполнение звуков аккорда):
5)
p
— арпеджиато, исполняемое пальцем p от o струны к j.
6)
i
— арпеджиато, исполняемое пальцем i от j струны к o.
7)
— арпеджиато пальцами i, m, a от l струны к j.
Примеры песен, записанных в этой системе, смотри здесь:
Опубликовано в: Авторская песня в Подмосковье. Сергиев Посад: Комитет по делам молодежи Московской области, 2009. -- С.22